«Больше делать и меньше сомневаться» – как в век хейта сохранять искренность и открытость

Музыкант и видеоблогер Олег Антоненко – о том, как преодолеть страхи на пути к мечтам и справиться с критикой близких людей.

Сейчас трудно найти человека, который не пытался бы развиться с творческой стороны. Бьюти-амбассадоры и адепты зожа, поклонники моды и diy-блогеры – кого только не встретишь на просторах соцсетей. Однако некоторые забывают о том, как важно быть искренними и честными с аудиторией, воспринимать подписчиков как семью, опору и поддержку во всех начинаниях. Именно такие люди становятся кумирами для тысяч и миллионов человек по всему миру. С одним из таких блогеров нам удалось поговорить.

Олег Антоненко, 25 лет
деятельность: видеоблогер, исполнитель, преподаватель по вокалу.
город: Зеленоград
YouTube: олежка
Instagram*: singantol
Телеграм: олежка
Сценический псевдоним: 1501

Он столкнулся с хейтом, неприятием со стороны родственников, осуждением, но продолжает быть открытым, искренним и доброжелательным. С нами он поделился своей историей, рассказал о трудностях, дал советы начинающим исполнителям.  

Олег, пусть у тебя сравнительно и небольшая аудитория, но кажется, она очень преданная и искренняя, хорошо тебя знает и ценит твою открытость. А как бы ты описал себя людям, которые тебя не знают? Кто ты и про что ты?

Я бы описал себя так, как обычно пишу на сайтах знакомств: песни сочиняю, видео снимаю, сериалы смотрю. На самом деле мне очень приятно ощущать уникальность своего посредственного контента. Парень, который показывает покупочки, рассказывает о том, что у него произошло за неделю, как он сходил на свидание или погулял с друзьями. Среди парней-блогеров таким мало можно найти. 

Есть амбиции нарастить аудиторию? Удается ли тебе создать комфортную зону в общении с подписчиками, где нет ненависти и агрессии?

Амбиции есть, но мыслей как это делается – нет. Поэтому снимаю просто то, что у самого болит. Ещё хочу быть ведущим какого-нибудь шоу, но самое желанное – сохранить аудиторию, которой будет интересно со мной, а это сложнее всего. 
В моих социальных сетях нет модераторов, все комментарии я просматриваю сам и очень радуюсь тому, что никто не конфликтует. С детства верю, что подписчики – отражение блогера и убеждаюсь в этом на встречах с ними. Большинство старается быть аккуратными в подборе нужных слов. А еще они все очень тактичны и милы.

Влог со встречи с подписчиками

В видео ты говорил, что тебе было трудно налаживать контакты с людьми, но при этом у тебя много друзей. Как у тебя получается находить в себе силы не бояться заводить новые знакомства, хотя часто они оказываются не очень хорошими? Что тебе помогает продолжать доверять людям?

Эта проблема была до 6-7 класса. Потом появились социальные сети, где осмелел. Там легче, потому что настоящую реакцию человека не увидишь, от этого спокойнее.
Тогда я сразу написал однокласснице, которой восхищался, а потом и второй – начали близко общаться. Потом стал добавлять всех подряд из города в друзья, и  постепенно с кем-то зарождалось общение. Ходил на прогулки, вылезал из панциря. Так я даже научился поддерживать диалог. Всё путём проб и ошибок.
Со временем начинаешь лучше разбираться в людях и становишься более избирательным при знакомствах. Вживую встречаешься уже с одним из десяти. Есть какие-то рэд флаги, которые дают понять, что человек не мой. Однако я понимаю, что все люди хорошие, просто у некоторых есть свои причины поступать определенным образом, так, как я бы не стал. Мировоззрение у всех разное.

Недавно ты организовал фан-встречу, на которой впервые исполнил свои произведения на большую аудиторию. Испытывал ли ты страх и как его поборол? Может есть какие-то практики, которыми ты можешь поделиться?

Страх я не поборол. Я буквально закидывался таблетками от поноса полдня,  потому что организм от стресса дал сбой, а пока ехал на свидание с подписчиками испытал паническую атаку в метро. К сожалению, это не просто слова, я забыл, как дышать, пока ехал в метро.
Вообще всё оказалось гораздо проще, чем я думал, из-за того, что песни я исполнял собственного сочинения и перед тем как петь, поговорил с аудиторией и увидел, что негатива нет.  А так, все решает практика: у меня страх сцены, но я смог выступить перед людьми, после чего даже захотелось выступить еще несколько раз.

Некоторые люди говорят, что ты феминный, и упрекают тебя за это. Как ты считаешь, мешает ли это в достижении твоей цели или ты наоборот выкручиваешь это в свою пользу?

Если честно, мне не хочется, чтобы это вообще было характеристикой для человека.
Но определенно мои интересы (поп-музыка, поп-культура, ромкомы, мода) традиционно мужскими не назвать, поэтому восприятие мира, которым могу поделиться, уникально по-своему, и это мое преимущество, однозначно.

Как ты реагируешь на оскорбления про внешность и творчество в интернете? Насколько близко к сердцу ты их принимаешь?

Я очень люблю комментарии, в которых ребята делятся своими историями или говорят о влиянии моего творчества на их жизнь. А от остального воротит. Очень не нравятся комментарии, в которых пытаются жалеть или оценивать внешность или поведение (и положительно, и отрицательно). Не могу воспринимать это адекватно, из-за чего чувствую дискомфорт. От негативных комментариев загоняюсь в момент, поэтому если кто-нибудь захочет испортить настроение, ему достаточно написать мне плохой комментарий. Я буду думать об этом весь день, а если назовут толстым, то буду ограничивать себя в еде неделю минимум. Все зависит от самооценки, а она у меня очень нестабильная, надо к психотерапевту. 

Ты часто сталкиваешься с непониманием и неприятием. Что тебе помогает продолжать заниматься любимым делом и становиться лучше, несмотря на такие существенные преграды?

Мне помогает только смена окружающей обстановки. Отец меня осуждал – я прекратил с ним контакт, а восстановил, когда перестали подниматься темы, хоть как-то затрагивающие оценку моей деятельности. С бабушкой договорились, что творчество обсуждать не будем. Люди, которые начинают давать непрошеные советы или выливать весь негатив в мою сторону, сразу идут в игнор.
Непрошенное мнение и советы очень вредят. Есть люди, которые знают, как правильно сказать, если я делаю что-то плохое, таких я очень ценю и обращаюсь к ним за критикой. А так, стараюсь вообще советов не просить, просто совершаю задуманное и всё. Своё творчество всегда воспринимаю как главного врага, поэтому знаю все его недостатки и стараюсь над ними работать.

А ещё, честно говоря,  в голове сидят слова людей, которые когда-то говорили неприятные вещи, они тоже заставляют работать в два раза усерднее, чтобы что-то доказать, как бы это плохо ни было.

Ты очень искренний и открытый перед людьми. Как ты не боишься, рассказывать о личных переживаниях на большую аудиторию?

Если честно, то не уверен, что до конца открыт и искренен. Каждый раз, выставляя видео, переживаю, что мог где-то приврать или не со всех сторон осветить историю. Начинаю долго анализировать и вспоминать малейшие детали. Мне очень важно либо рассказывать максимально честно и открыто, либо не рассказывать вовсе. Например, когда выставлял видео, в котором рассказывал про буллинг, боялся, что мне напишут и скажут: «такого не было». Хотя я в подробностях помню, что было. Но меня было бы очень легко заставить сомневаться в сказанном. 

Я не боюсь делиться всем этим, потому что аудитория – мое отражение. Я собрал сообщество людей с практически одинаковыми проблемами.

Поэтому мы понимаем друг друга, что и создаёт комфортную среду с возможностью поделиться всем, что тревожит. 


Как твои родственники реагируют на ведение блога, принимают ли они тот факт, что ты часто делишься личной информацией и о них в том числе?

Мама и дедушка не следят за моими социальными сетями. Обычно какие-то новости маме рассказывают клиенты, которые приходят к ней на сеанс. Сама она видеоблог как феномен не понимает, поэтому не смотрит. Дедушка только недавно узнал, что я песни пишу. Он думал, что я просто так за компьютером сижу. Папа и бабушка более активные пользователи в этом плане, ну и – главные хейтеры. Они уверены, что сор из избы выносить недопустимо. Ругают, но я уже взрослый, поэтому запугать не могут.

Как пришла идея выпустить первый сингл и какие эмоции ты тогда испытывал?

В какой-то момент просто понял, что пора бы уже что-то делать. Долго копил деньги.
Пошёл к звукорежиссеру и думал, что сейчас быстро запишу весь альбом. Выбрал первую попавшуюся песню и записал. Долго вносили правки правки, а потом пришла идея записать ещё и клип. Бац, а денег и не осталось. В итоге запись альбома из месяца растянулась на много лет, потому что с монетизации на Ютюбе получал копейки. Как таковых эмоций не было. Первая песня была вымученной, потому что было много материальный и моральных затрат (из-за того, что не был доволен конечным материалом). Всё это смазало послевкусие. Эмоции появились, когда увидел одобрение, люди давали обратную связь и писали, что понравилось. Это было приятно.

Первая песня


Как окружение отреагировало на твоё желание записывать песни?

Если честно, я не помню. Такое ощущение будто никак, однако помню, как было приятно, когда одногруппницы сказали, что гордятся. Мне было очень важно это услышать.

Ты зарабатываешь на своём творчестве? Планируешь заниматься музыкой и блогингом или хочешь ещё в какой-то сфере развиваться?

Вначале не было даже мыслей зарабатывать на блоге, хотелось признания, которое не получил от семьи и друзей. Да и сейчас не умею зарабатывать, у меня нет предпринимательской жилки. Пригласили на какое-то мероприятие – я и рад, а потом узнаю, что кого-то на таких штуках не только кормят, но ещё и платят, за то, что они просто пришли. Но в последнее время начал зарабатывать, иногда даже приходят какие-то крупные рекламные предложения. Но основной заработок идёт с преподавания вокала.

Почему ты решил преподавать? Как находил учеников?

Денег не было совсем, а заниматься чем-то кроме творчества я не хотел и не хочу. Понял, что можно монетизировать знания. Сначала «за аренду помещения» (300 рублей) провёл несколько занятий, жутко переживая, потому что боялся, что люди просто так время потратят. А потом, втянулся. Несколько месяцев было всего три ученика, а потом выложил видеоролик с вокальным разбором чьего-то исполнения и ко мне повалили ученики. Сейчас у меня их около двадцати.


Что ты посоветуешь начинающим исполнителям

Пытаться привлекать других авторов, петь песни исполнителей, которые вам нравятся (особенно с маленькой аудиторией), отмечать их в социальных сетях, они могут репостить. Так будете находить аудиторию. 

Больше делать и меньше сомневаться.

Вас всё равно никто не будет слушать. Ну, первое время точно. Поэтому пробуйте, чтобы ошибаться, набивать шишки и становиться мастерами в любимом деле.

* принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской на территории РФ

Автор: Даната Смирнова


Наверняка вам будет интересно прочитать:

Из «серьёзной» профессии в творческую, как не побояться начать карьеру в иллюстрации
Как бросить успешную карьеру в сфере финансов и стратегии и открыть свой бренд одежды
«Я 11 лет писала о чужом бизнесе, помогло ли мне это?» — как открыть дело, прогореть и не жалеть об этом

Московский музей современного искусства представляет выставку произведений из коллекции Сергея Александрова «Единицы времени». Экспозицию составят работы 12 ключевых представителей отечественной неофициальной художественной сцены 1960-х годов, а также их предшественников и последователей, среди них: Илья Кабаков, Дмитрий Краснопевцев, Вячеслав Колейчук, Анатолий Зверев, Евгений Кропивницкий, Владимир Яковлев, Борис Свешников, Дмитрий Плавинский, Владимир Немухин, Василий Ситников, Лидия Мастеркова и другие. Проект продолжает выставочную программу ММОМА, направленную на популяризацию и показ в стенах музея и в новых ракурсах частных собраний отечественных коллекционеров.

Вечтомов Н.Е. Космос. 1960-е

В каждом из залов выставки, сфокусированном на том или ином авторе и задающем исходно монографический импульс, их работы объединяются с произведениями современников и художников других – более поздних или более ранних – поколений. Таким образом, хотя основной акцент выставки сделан на искусстве 1960-х годов, она продемонстрирует многогранные диалоги, которые ведут между собой разные эпохи и их представители. Эти очевидные связи, непрерывная линия движения искусства, пересечения и преемственность освещают сам феномен времени. В проекте время выступает формой, статической и подвижной, обращенной в прошлое или в будущее, обрастающей новыми фактурами в искусстве или рассеивающейся в фантазийных стилизациях. Так, зритель познакомится с двенадцатью самостоятельными, автономными авторами, которые представляют и синхронизируют разные вехи искусства второй половины XX – начала XXI веков, формулирующие важнейший для современной культуры вопрос времени.

Помимо произведений изобразительного искусства в экспозицию войдет документальный фильм о художнике Владимире Яковлеве (режиссеры: Николай Котрелев, Владимир Ошеров, музыка: Алексей Айги). Кроме того, частью проекта станет фотогалерея, составленная из 35 уникальных кадров с портретами и сценами жизни художников нонконформистов авторства известных фотографов: Игоря Пальмина, Александра Забрина, Валентина Серова, а также фотографии из семейных архивов. Дополнит образы восприятия единой линии выставочного повествования музыкальная работа композитора Антона Силаева, созданная специально для проекта.

Подробности на сайте: https://mmoma.ru/exhibitions/petrovka25/edinicy_vremeni_sobranie_sergeya_aleksandrova/


Место проведения: ММОМА, Петровка, 25
Даты проведения: 23 августа — 22 октября 2023

Обложка: Кроснопевцев Д.М. Каменные плиты и трилистник. 1961

До 13 августа ММОМА и Школа дизайна НИУ ВШЭ проводят выставку «Telling Stories. Большие данные», которая посвящена плодам новой цифровой эпохи: искусственному интеллекту, нейросетям, обработке и визуализации массива данных.

Насколько эта «цифровая реальность» полезна и вредна для человека, почему нейросети вызывают опасения и как современным художникам творить в условиях постоянного технологического прогресса – обо всем этом мы поговорили с кураторами выставки Владиславом Ефимовым и Александрой Старусевой-Першеевой, а также с директором HSE ART GALLERY Дарьей Кузнецовой. 

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

Владислав Ефимов – художник, куратор, фотограф. Автор более 30 персональных выставок. Лауреат премии «Инновация» в области современного искусства, дважды лауреат архитектурной премии «Золотое сечение». Работы Владислава Ефимова находятся в собраниях Государственного Русского Музея, Центра Помпиду, Московского музея современного искусства.

Александра Старусева-Першеева – доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, специалист по истории и теории экранных искусств. Автор книги «Видеоарт. Монтаж зрителя». Лауреат премии С. Курехина. Член ассоциации художественных критиков AICA-Russia.

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА
Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

Дарья Кузнецова – искусствовед, арт-менеджер, директор HSE ART GALLERY. Преподаватель факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Куратор и координатор культурных проектов в сфере современного искусства.

Как создавалась выставка «Telling Stories. Большие данные»?

Владислав: «Telling Stories» – это ежегодный фестиваль факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, в рамках которого состоялась наша выставка. У студентов была возможность сделать творческую работу специально для нее. Темы и разделы выставки складывались в процессе работы с молодыми художниками, потому что именно их творчество первостепенно.

А мы, кураторы, создаем шоу на основании их размышлений и накопленных художественных экспериментов.

Александра: В начале учебного года мы всегда задаем большую тему и предлагаем студентам и преподавателям в это включиться. Тема больших данных была сформулирована нами еще в сентябре. На протяжении года мы размышляли над ней. В Школе дизайна НИУ ВШЭ мы рассказываем студентам о том, как с похожими вопросами управлялись художники и дизайнеры предыдущих поколений, чтобы они создавали свои работы сразу в контексте истории современного искусства.

Дарья: К выставке присоединились не только студенты московского корпуса, но и Санкт-Петербургского. В ней участвуют все причастные к Школе дизайна НИУ ВШЭ. Очень интересно наблюдать за ними и смотреть, что они делают. Здорово, что нас поддерживают различные площадки, в том числе и наш большой друг ММОМА.

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

В чем главная идея выставки?

Александра: Мы живем во времена, когда рассказывать истории можем не только мы, но и машины. С помощью экспозиции мы показали свое отношение к теме больших данных: поразмышляли над тем, как меняются новые медиа, коммуникационное пространство и наша реальность. 

Владислав: Тема звучит модно, однако она довольно сложная для искусства, так как вызывает опасения и страх конкуренции. Некоторые художники старшего поколения боятся, что искусственный интеллект нас всех подавит.

Нам показалось, что эти опасения и надежды, связанные с развитием сетевых технологий, искусственного интеллекта и цифровых взаимоотношений между человеком и Вселенной довольно важны для осмысления.

Расскажите, зачем решили сделать дискуссионную программу «Да-но» и другие мероприятия, сопровождающие выставку?

Александра: Чтобы транслировать единый контекст современного искусства, в котором умещаются как современные художники – наши студенты, так и более опытные коллеги. Название программы «Да-но» можно расшифровать как: да, нам интересно, но все-таки мы немного тревожимся по этому поводу. Да, мы очень хотим создавать яркие мощные произведения искусства, но при этом они не должны быть слишком заумными. Мы хотим, чтобы зрителю было интересно!

Параллельная программа выставки развернулась на три дня. В первый день мы говорили о самой «горячей» и обсуждаемой теме сегодня – нейросетях. Размышляли о том, что нас увлекает и пугает в них, действительно ли грядет «смерть» авторов? Во второй день обсуждали новые медиа. Рассуждали о том, как работают с большими данными разные специалисты и творцы, получили «взгляд изнутри» от профессионалов. Третий день – «День мыслящих систем» в Zoom. Удалось подумать над тем, что такое разум, насколько разум машины может быть похож или не похож на разум человека и как нам существовать в мире множественных мыслящих систем. Также для гостей выставки подготовлены экскурсии и концерты. 


Читайте также: ликбез по нейросетям: 7 вопросов эксперту о главном феномене 2023 года


Расскажите поподробнее об интерактивном перфомансе, в котором могут поучаствовать гости выставки

Александра: Это история про то, как некая команда ученых-художников отправляется на другую планету, где есть точка, в которой можно задать один единственный вопрос. Ответ на него услышат все живые существа. Суть в том, что художникам нужно сформулировать вопросы в расчете на то, что ответ на них услышат вся Вселенная. Получается такая интересная ситуация выбора: что же спросить? Что ответит высший разум? Какая будет реакция землян?

Владислав: Это важно, потому что от выбора вопроса зависит и ответ. Лично я получил большое удовольствие от того, как мыслят сегодня молодые авторы. Благодаря их работам удалось сформировать разделы выставки об опасениях больших данных, о новом зрении, видении и отношении художников к «цифровой реальности».

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

Как гостю понять экспозицию и распознать ту самую связь между художниками и большими данными?

Владислав: Для этого мы для каждого раздела подготовили большие тексты и пояснения к представленным работам. Навигация по выставке логична и понятна, она помогает гостям сориентироваться. Я думаю, что те, кто приходит на выставки современного искусства, уже заинтересованы в понимании этих взаимоотношений и готовы к такому сотрудничеству с авторами.

Александра: Когда гость приходит на выставку, то он уже ждет прояснения. Он думал о больших данных час, два, пять, а художник – месяцами и годами. Эта глубина погружения и помогает нащупать что-то интересное, с чем художник позже поделится со зрителем, который хочет удивиться, испытать то, что еще не испытывал и понять мир чуть иначе, чем прежде.

На какие арт-объекты зрителям стоит обратить особенное внимание?

На выставке в ММОМА у нас больше арт-проектов, интерактивных инсталляций и видеоарта – того, с чем можно именно повзаимодействовать. Это привлекает гостей и вовлекает их в эту историю работы с большими данными,

– рассказывает Дарья.

На второй части выставки в HSE ART GALLERY (Галерее Школы дизайна НИУ ВШЭ) представлены дизайнерские работы: инфографика, плакаты, в том числе видеоплакаты, сделанные при помощи искусственного интеллекта. Моя любимая серия – три плаката Александры Лимбах, в которых анализируют итальянскую оперу и показывают, какие слова чаще всего встречаются в том или ином оперном произведении.

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА
Фото предоставлено пресс-службой ММОМА
Например, в «Женитьбе Фигаро» самые часто встречающиеся слова – «свадьба», «женитьба», «любовь, любимый» и «страница, бумага».

Много студентов размышляют на тему присутствия в социальных сетях. В первом же зале галереи располагается инсталляция Ланы Надарейшвили с пустыми фреймами, в которых узнается интерфейс известной социальной сети. Правда, в профиле нет фотографий. Конструкт социальной сети, в которую мы каждый день заходим, где делимся своими фото и другими данными – наше ежедневное времяпрепровождение, которое может принести и пользу, и вред. Рассуждать об этом художественно –  безумно интересно.

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

На выставке много того, из чего можно вынести для себя дополнительное знание. Гости не просто посмотрят на красивый визуальный ряд, но и узнают много полезной информации в формате посещения выставки современного искусства. 

Какое влияние сегодня на нашу жизнь оказывают большие данные? Какая область особенно «под прицелом»?

Владислав: Работа с большими данными вызывает тревогу. Например, даже когда мы заходим в метро, мы оставляем свой цифровой след. Машина сегодня делает выводы исходя из статистики накопленных данных, однако часто промахивается. Потому что алгоритмы, благодаря которым машина оценивает наши профессиональные качества, поведение и активность, конечно, еще не совершенны.

В итоге, образуется страшный «черный ящик», куда на вход поступает информация, а на выход – результаты, которые нас пугают. Эта тема очень важна для искусства, так как оно отвечает за универсальность и занимается отношениями между человеком и Вселенной. Искусство – это некоторая мечта об универсальном человеке, которую современность немного утратила.

Александра: Искусство «прицеливается» само, потому что художник ставит вопрос ребром. Если что-то где-то наметилось, но еще нет каких-то привычных ходов понимания и языка для того, чтобы об этом говорить, именно художник первым туда рванет. Он все там разведает, испытает на себе воздействие новых технологий и через призму своего творчества покажет это зрителю.

Дарья: Современные художники и дизайнеры постоянно что-то изучают, считывают разные визуальные коды, проводят исследования, чтобы потом выдать то, что может стать классным произведением, оригинальной упаковкой продукта, целой идеологией нового проекта.

Как бороться с тревогой людей и недоверием к искусственному интеллекту?

Владислав: Не знаю, нужно ли с ними как-то бороться. Это больше вопрос понимания и трактовки современных механизмов. А трактовка уже вызывает дальнейшие размышления у людей. Художник – лишь проводник, который ищет проблему, о чем-то беспокоится. В нашем случае об эстетике больших данных, новой цифровой эпохе и судьбе человека. 

Александра: Сегодня мы все выстраиваем отношения не только друг с другом, с собой и нашими предшественниками, но и готовимся к диалогу с машинами, искусственным интеллектом, нейросетями, электронным разумом, чья внутренняя организация значительно отличается от нас.

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

Как в рамках дискуссионной программы «Да-но», отметил философ Максим Мирошниченко: «Чтобы понять другого, нужно самому стать немного другим». Нас окружают технологии, постоянно происходит обновление, как когнитивное, так и телесное. Телефон в руке становится буквально частью нашего тела. Сама жизнь подталкивает нас к участию в этих цифровых экспериментах, которые позволят нам буквально заново постигать себя, свое тело, свой разум.

Возможно, придется заново понимать, что такое быть человеком, размышляя, где у меня человеческое, а где уже нечеловеческое. Это может вызывать как страх, так и энтузиазм. Однако это уникальная возможность выйти за рамки — стать больше самого себя и даже кем-то другим.

Владислав: Искусство уже лет 30 занимается в том числе и темой осмысления телесности, нового тела. На выставке есть работы, посвященные этому вопросу. Художники попытались заглянуть немного в будущее и поразмышлять о том, что ждет нас впереди, в еще более прогрессивном и технологичном мире.

Дарья: Тема больших данных бескрайняя. Я искренне верю в то, что авторы продолжат использовать искусственный интеллект и новые технологии ни как конкурента, а как соавтора, чтобы в комплексе создавать еще больше интересных и оригинальных работ. 


Читайте также: искусство и технологии: как нейросети помогают современным художникам


Насколько «цифровая реальность» полезна или вредна для человека?

Владислав: Полезна настолько, насколько полезен прогресс. Прогресс, с одной стороны, – это войны, революции, расслоение общества, когда плодами прогресса начинают пользоваться, в первую очередь, обеспеченные люди. А только потом все остальные. С другой, продление и облегчение жизни человека, вакцины и технологический прорыв.  

Искусство и прогресс – давний симбиоз. Когда появились паровоз, скорость, образовалось новое искусство. Электричество, телеграф, фотография дали нам новую эстетику и глубину. Изменилась плотность и насыщенность, но не сама тематика.

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

Александра: Каждое новое изобретение требует художественного осмысления, очень точно поставленных вопросов и точно «попадающих в сердце» образов. Виртуальная реальность – свободная ниша, «вакантное место» для осмысления. Своим студентам я часто говорю:

Большие данные, нейросети уже у вас в руках, действуйте, ищите, смотрите, думайте и постарайтесь нащупать «нерв», чтобы современность заговорила посредством художественного образа.

Владислав: Художественное поле как раз эти вопросы поднимает, проясняет, осмысляет, проживает и даже предвидит будущее как искусства, так и всей цивилизации.

Что бы вы хотели, чтобы в первую очередь гости выставки вынесли из нее?

Владислав: Наша деятельность не навязывает каких-то готовых размышлений. Искусство – это хороший повод интерпретировать что-то по-своему, задуматься над какой-то темой и вступить в диалог с авторами и кураторами. Я считаю, что искусство – это скорее смысловое поле. Мы задаем конкретную тему и включаем в нее художников и зрителей со своими размышлениями.

Дарья: Для нас важно подобными проектами напоминать, что несмотря на турбулентность времен и сложность ситуации современное искусство есть, молодые художники делают серьезные проекты. Этому учат и это поддерживают, искусство никуда не делось и будет продолжаться.

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

Александра: Мы сделали свою часть работы, и теперь предлагаем зрителю продолжить этот путь, дальше наблюдая за развитием технологий и тем, как будет звучать эта тема. Ведь для искусства зритель важен так же, как и автор. Мы находимся в общем дискуссионном поле и то, что зрители поймут, почувствуют, испытают и, возможно, захотят использовать в каких-то своих работах, для нас очень важно и интересно.

Мы хотим, чтобы зритель почувствовал хорошее «теплое» любопытство. Чтобы гости ощутили, что в пространстве новых технологий скрывается нечто, что интересно исследовать.

Владислав: Большое спасибо ММОМА за эту коллаборацию, которая в итоге создала, действительно, масштабный проект о том, что сегодня касается каждого из нас – больших данных и противоречивой «цифровой реальности». Накапливаются смыслы, искусство между собой об этом коммуницирует, что очень важно для современных творцов.

Если вы тоже хотите присоединиться к дискуссии и заглянуть в «цифровой мир», приходите на выставку «Telling Stories. Большие данные» в ММОМА и Галерею современного искусства HSE ART GALLERY до 13 августа.

Автор: Валерия Кочегарова

Фото обложки: пресс-служба ММОМА


Читайте также:


Московский уличный художник Иван Симонов разработал проект, который посвящен культурному феномену русских сказок через призму стрит-арта. 

Выставка объединяет несколько поколений художников, использующих различные практики уличного искусства и направлена на выявление общности мифологических и исторических корней, влияние сказок на взросление и развитие «народного» в репрезентации индивидуального опыта через произведения каждого из авторов. 

Суть проекта «Всё это сказки»

Главная задача проекта «Всё это сказки» — показать, насколько близок фольклорный жанр изобразительному языку стрит-арта и привлечь внимание зрителя к многообразию возможных стилей, с которыми работают уличные художники. В экспозиции представлено более ста графических работ, часть из которых была предоставлена Московскими коллекционерами, а часть создана художниками специально для выставки. 

Работы выставки

В проекте приняли участие художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Улан-Удэ и Иркутска. Среди наиболее ярких имен: Иван Симонов, Валерий Чтак, Максим Има, Лена Лисица, Игорь Поносов, команда BOMSE, объединение hata111 и другие. 

Выставка «Все это сказки» является центральной частью нового сезона фестиваля уличного искусства «Ничего страшного».  

Даты проведения: с 7 июля по 2 октября 2023 

Где: Художественная галерея «Ростов», Ростов-на-Дону, Соборный пер., 22 

Куратор: Иван Симонов 

Эксперт онлайн-кинотеатрасъемочный продюсер постеров и промо-материалов рассказывает, у каких специалистов киноиндустрии крутые перспективы и чему учиться, если хочется работать в кино и делать телешоу.

В исследовании Всемирного экономического форума о будущем рынка труда предсказывают, что в ближайшие пять лет 23% рабочих мест изменятся. И хотя нас часто пугают заголовки о том, сколько профессий перестанут быть актуальными в обозримой перспективе из-за развития технологий, новых направлений появляется тоже много. Сфера кино не исключение. Съемочный продюсер постеров и промо-материалов START Эльвира Амирова рассказала о том, чем занимаются все эти люди с непонятными названиями должностей, и составила словарь современных профессий в кино и на ТВ.

Шоураннер 

Главный творческий руководитель проекта. Занимается общим управлением производства и координацией всех аспектов создания телесериала или шоу, включая разработку сюжета, подбор актеров, продвижение и решение финансовых вопросов. Шоураннер также может быть автором сценария или основным режиссером. В общем, это человек, который отвечает за качество и успех проекта среди зрителей, а также гарантирует выполнение всех необходимых задач в срок. 

Чтобы стать шоураннером, нужно набить руку в индустрии телевидения и кино — теории тут недостаточно. Необходимо досконально понимать все этапы создания сериала, не раз пройти каждый из них, разбираться в технических нюансах съемки и монтажа, быть креативным и уметь развивать идеи в большом масштабе, при этом не бояться взять ответственность за курс этого большого кинематографического корабля на себя.

Еще один важный скилл для шоураннера — умение разрешать конфликты и находить компромиссы, потому что он руководит большой командой разных специалистов.

Постерный продюсер 

Человек, который отвечает за все этапы создания постеров и промо-материалов для фильма, сериала или шоу. Организовывает фотосессии с участниками, координирует работу дизайнеров, фотографов и других специалистов в процессе производства. 

Работа постерного продюсера может включать разработку концепции, выбор изображений и шрифтов, участие в процессах ретуши фотографий и сборки постера, а также согласование окончательного варианта с заказчиком (внутренним или внешним). Для того чтобы стать постерным продюсером, необходимо иметь знания и опыт в области маркетинга, дизайна и продюсирования. Очевидный плюс — это достаточно широкий коридор возможностей для трудоустройства. Такой специалист может работать на студию, продакшн или агентство, занимающееся рекламой и маркетингом.

Чтобы войти в профессию, полезно получить образование в области рекламы, графического дизайна или кинематографии. Можно также начать работать на небольших проектах или в качестве ассистента в крупных компаниях в индустрии создания контента для масс-медиа.

Дизайн-директор стриминговых сервисов 

Этот специалист отвечает за весь визуал стримингового сервиса: от промо-материалов к продуктам до дизайна пользовательского интерфейса и самой платформы. Объединяет три отдела: маркетинг-дизайн, дизайн редакции и продукт-дизайн (дизайн платформы). Работает в тесном сотрудничестве с командами по продукту, производству, маркетингу, чтобы создавать уникальное и привлекательное визуальное позиционирование, которое соответствует ожиданиям пользователей и бренду компании.

Часто в его обязанности входит создание дизайн-стратегии, управление бюджетом и группами дизайнеров, а также проведение UX-исследований. Поэтому хорошо, когда у специалиста есть опыт работы в дизайне интерфейсов, управлении командой и социологии, а также насмотренность по части визуальных трендов. 

3D-дженералист

Универсальный специалист по созданию 3D-графики для киноэффектов и телепередач. Занимается интеграцией трехмерных объектов и персонажей, созданием визуальных эффектов, разработкой окружения героев — города, леса, океана и так далее. 3D-дженералисты работают в тесном сотрудничестве с режиссерами, операторами, композиторами и другими членами съемочной группы.

Специалист на этой должности должен знать Autodesk Maya, Blender, 3ds Max, ZBrush, Cinema 4D и другие программы хотя бы в том объеме, чтобы поставить задачи более узким профессионалам. То есть это в каком-то смысле ещё и менеджерская роль.

3D-дженералист отвечает за создание и управление процессом разработки графики: от моделирования до анимации и рендеринга. Нужны ему и навыки в текстурировании, освещении, анимации, композиции и визуальных эффектах.

Сторибордист

Студия нанимает сторибордиста для создания последовательности изображений в сценах фильма. Такой специалист работает непосредственно с режиссером и оператором, чтобы перенести их видение на бумагу. После того, как сториборд готов, тот служит руководством для операторов, художников-декораторов, команды по визуальным эффектам и других специалистов на площадке. Сториборд помогает спланировать съемки, включая выбор ракурсов камеры, освещение и визуальные эффекты.

Отличие действительно классного сторибордиста — это даже не умение хорошо рисовать, а навык налаживать коммуникацию с режиссером и оператором, чтобы точно переносить их задумки на цифровой холст. Конечно же,  такой специалист должен быть опытным художником и отлично понимать композицию, перспективу, способы визуального сторителлинга.

Нейросетеолог

Нейросети и машинное обучение используются в кинопроизводстве для обработки и улучшения качества изображения и звука, цветокоррекции, автоматического создания трейлеров и постеров по анализу данных о зрительских пристрастиях и а/б-тестированию. При этом технологии развиваются очень быстро, а полезные обновления происходят каждый месяц. Следят за ними и применяют на практике нейросетеологи.

Помимо глубоких знаний по части машинного обучения и нейросетей, таким специалистам необходимо понимание технических и креативных аспектов кинопроизводства. Только тогда они смогут придумать, как улучшить картину или удешевить какие-то части продакшна с помощью нейросетей.

Стать классным нейросетеологом поможет высшее образование в компьютерах технологиях, математике или физике. Также нужно хорошо разбираться в программировании и алгоритмах. Чтобы погрузиться в тему, можно начать со стажировок в IT-компаниях и таких курсов, как Deep Learning на Coursera, Machine Learning на Udacity и Neural Networks and Deep Learning на edX. Чтобы их пройти, нужен английский.

VFX-дизайнер 

Работает в команде с режиссером, продюсером, 3D-дженералистом и другими людьми в команде, чтобы создавать визуально захватывающие сцены и элементы. Внутри VFX уже есть такие узкие специальности как моделлер, лайтер, риггер, которые создают 3D-модели, отвечают за свет в виртуальной сцене и за движения соответственно. 

Такой специалист занимается созданием визуальных эффектов на отснятые кадры — добавляет в сцены цифровых персонажей, которых нет в реальной жизни, взрывы, пожары, спецэффекты. Может использовать как 3D-графику, так и другие технологии. 

Разработчик VR и AR

Услуги разработчика VR и AR в киноиндустрии могут применять для создания специальных 360-градусных роликов, интерактивных промо-материалов и нелинейных сценариев, дизайн-концепций и визуальных эффектов. Это делается, чтобы зрители могли почувствовать себя частью картины в режиме реального времени, взаимодействовать с фильмом и самим управлять сюжетом. Создание виртуальных миров также можно использовать в фильмах или телепередачах в качестве фона или декорации.

Для работы над созданием VR и AR необходимо иметь знания и навыки в различных областях, таких как программирование, графический дизайн, разработка игр и технологии виртуальной реальности и дополненной реальности. Потому что это направление уже на стыке кинематографа и виртуальных сред.

Для гуманитариев здесь тоже найдется место, потому что кому-то нужно писать нелинейные сценарии с сюжетными разветвлениями и придумывать оригинальные способы использования новых возможностей VR и AR-гарнитур для целей кинематографа.

Фото: unsplash.com/@kalvisuals


Читайте также:


Борьба с трудно излечимыми болезнями становится все более успешной, но справиться с эмоциональными трудностями при страшном диагнозе – задача не из легких. А от этого зависит успешность терапии – делимся гидом от психолога.

Существует достаточно много исследований ученых — психологов и медиков — влияния эмоционального состояния человека на его дальнейшее выздоровление. От уровня оптимизма и желания жить во много зависит дальнейший прогноз. Это касается в том числе и онкологии. Как же помочь онкобольным обрести веру в себя?

С развитием медицины выявление рака перестало быть приговором. До 90% больных, у которых он диагностирован на начальной стадии, при условии своевременной терапии вступают в успешную ремиссию. Однако сам этот факт вызывает сильное эмоциональное напряжение и потрясение не только у пациента, но и у его семьи и ближайшего окружения. О том, как справиться с этим волнением, рассказывает Маргарита Бобрик — эксперт Madanes Россия, профессиональный психолог с 29-летним стажем, специалист в сфере кризисной психологии.

Стадии принятия собственного диагноза

Шок и страх

Узнав о болезни, человек обычно переживает очень бурные чувства: шок, тревогу, страх.  И это вполне естественно беспокоиться о том, как изменится жизнь, карьера и отношения в семье.

Отрицание

Затем включаются механизмы психологической защиты, шок переходит в отрицание своего диагноза. В этот период пациент стремится получить второе медицинское мнение (обратиться к другому врачу), повторно сдать анализы и исследоваться, скорее начать лечение, пройти необходимые процедуры. Проявляет агрессию, недовольство, обиду.

Борьба

Реальность пока частично осознана, наступает период внутренней борьбы и вопроса: «Почему это случилось именно со мной?». Человек постоянно проигрывает в голове ситуацию, думает, что можно было сделать, чтобы не допустить болезни. 

Депрессия

Когда приходит полное осознание, наступает депрессия. Человек пребывает в мрачном настроении, стремится ограничить общение с родными и близкими, не желает разговаривать. Может стать вялым и безразличным. Постоянно присутствуют мысли о смерти, невозможности возврата к прежней жизни.

Принятие

На последней стадии психологической реакции на болезнь пациент примеряется с судьбой, ориентируется на ближайшие жизненные перспективы.

Как преодолеть страх и поверить в себя?

Научно доказано, что сильный эмоциональный стресс чреват сбоями в работе многих органов. Если он становится хроническим (постоянным), это приводит к подавлению иммунной системы и гормональным сбоям, что еще больше повышает восприимчивость организма к заболеваниям, особенно к раку. Поэтому больному с онкологией в большинстве случаев требуется психологическая помощь — она позволяет минимизировать переживания, разобраться с эмоциональными проблемами, преодолеть страх, депрессию и раздражение.

Зачастую, даже если у пациента любящие родственники, он все равно может быть с ними не до конца честен, боится раскрыть свои мрачные мысли. Кроме того, некоторые могут испытывать страх перед отдельными этапами лечения, например, химиотерапией. В таком случае следует привлекать специалистов — психолог может выслушать, развеять опасения и успокоить. В конечно счете, это может позволить сохранить семью, нормальные отношения с близкими или коллегами и, возможно, жизнь.

Как преодолеть эмоциональные трудности?

Главный совет — больше времени уделять себе, не скрывать проблемы и стараться не отрываться от ритма привычной жизни, если, конечно, позволяет самочувствие.

Слушайте тело

Поэтому слушаем сигналы собственного тела. Важно вовремя снимать эмоциональное и физическое перенапряжение. Стараться чередовать режимы сна и отдыха, не увлекаться снотворными, найти равновесие между работой и досугом. Крайности не нужны! И речь идет не только о попытках уйти с головой в работу, а и, возможно, наоборот, сбежать от нее (читайте также: О каких психологических проблемах говороит боль в вашем теле?).

Занимайтесь спортом

Умеренная физическая активность точно не будет лишней. Она помогает бороться со стрессом и поддерживать тонус мышц. Конечно, многое зависит от самочувствия. Подобрать наиболее подходящие упражнения поможет врач ЛФК.

Разговаривайте с близкими и специалистами

Снизить уровень тревожности можно, если проговаривать проблему — с друзьями, близкими, коллегами, психологом. Признаваться в своей слабости вовсе не означает поражения. Это признак взрослости (читайте также: Когда можно плакать и зачем это делать? Объясняет психолог).

Отпустите ситуацию

Нужно научиться принимать то, что нельзя изменить. Бессмысленно тратить энергию, мучаясь вопросом о причинах произошедшего. Оно уже случилось. Не очень полезно и постоянно думать о будущем, терзаясь мыслями «а вдруг». Лучше сосредоточиться на состоянии «здесь и сейчас», адаптации и возможном улучшении своего состоянии под наблюдением специалистов.

Не отказывайтесь от поддержки

Не нужно избегать общества других людей. Любому человеку важна поддержка, а с онкодиагнозом — подавно. Это очень уязвимое состояние с сильными эмоциональными качелями. Очень легко разорвать связь с близкими. Не стоит этого делать. Присутствие родного человека на приеме у врача, домашний уход и забота, собственный оптимистический настрой на выздоровление, — все это настраивает человека на формирование позитивных жизненных перспектив, придает уверенности в собственных силах в борьбе за свое здоровье.

Фото: Unsplash / Sasha Freemind

Истории, в которых забота родных помогла создать востребованный бизнес, решающий задачи многих людей.

Многие рано или поздно приходят к пониманию, что главная движущая сила – это любовь. Забота и поддержка близких помогают поверить в себя. 8 июля, когда в России отмечают День семьи, любви и верности, установленный в честь Петра и Февронии Муромских и с 2022 года ставший общегосударственным, напоминает, что именно поддержка близких – ключевой источник душевных сил. Многих любовь и семья вдохновляет, если не на подвиги, то на благие свершения. Яркий тому пример — социальный бизнес.

Социальное предпринимательство отличается от обычного тем, что нацелено на решение определенных общественных проблем. Прибыль нужна, чтобы проект стал устойчивым, не зависел от внешних факторов и продолжал свое развитие. Основатели таких компаний часто открывают их не ради денег, а чтобы помочь людям. Зачастую именно любовь, семья, любимые люди, поддержка близких позволяют сделать первый решающий шаг, чтобы запустить проект, а затем развивать его и поддерживать даже в самые трудные времена.

Такси для инвалидов-колясочников

Москвич Роман Колпаков из-за травмы позвоночника, полученной в автомобильной катастрофе, оказался прикованным к инвалидной коляске. Кроме очевидных трудностей, он столкнулся с тем, что в его положении стало сложно передвигаться по городу – даже попасть в реабилитационный центр превращалась в нерешаемый квест. Тогда и возникла идея создать свою службу такси, у которой не будет ограничений по времени заказа, которая берется организовать полное сопровождение инвалида — от двери до двери.

Первую машину предприятию Романа передал отец. Его жена (а познакомились и поженились они уже после травмы) раньше работала в транспортной компании, так что тоже включилась в новый бизнес. Сейчас в их автопарке пять автомобилей и несколько водителей, которые нередко работают и как санитары.

«Идея такси для инвалидов возникла из собственного опыта. Постоянно куда-то надо было ездить и приходилось искать автомобиль, чтобы можно было поместиться прямо в коляске. Поэтому родителям пришлось позднее купить подержанную машину с японского аукциона с подъемником для коляски.  Через некоторое время стали обращаться друзья с просьбой помочь перевезти своих знакомых или родных в инвалидных колясках. Так постепенно пришла идея создать собственную службу перевозок «Инватакси»», – рассказывает Роман в одном из интервью.

Оставлять щадящие тарифы, сравнимые по цене с обычным такси в столице, и масштабировать бизнес помогают меры поддержки социального предпринимательства. Например, по линии Фонда «Наше будущее» такие предприниматели могут проходить бесплатное обучение, в том числе на онлайн-курсах и в рамках акселерационных программ, претендовать на получение денежной премии и находить стратегических партнеров. Но главное — у Романа есть поддержка семьи и желание развивать свой проект.


Читайте также:
«Больше делать, меньше сомневаться»: как в век хейта сохранять искренность и открытость
Где работают люди с ментальными особенностями?
Талантливый и странный: что такое синдром Аспергера и как его обнаружить?


Инклюзивный бизнес многодетной мамы

В статусе семьи Ширинкиных из Перми в соцсетях написано: «Здесь живет счастье». А все потому, что у них отлично получается ладить с детьми и не только со своими. Их стараниями создан инклюзивный центр, в котором сейчас занимается 60 детей, из которых треть — особенные.

Нина Ширинкина по профессии педагог-дефектолог. Долгое время работала в коррекционной школе, занималась с детьми с особенностями развития. Часто приходилось ездить к ним домой. Она уже дважды стала мамой, когда муж предложил открыть свой дефектологический кабинет. Благодаря сарафанному радио первые вложения окупились настолько быстро, что проект развился в небольшой частный детский сад.

«Однажды прихожу домой с работы, а муж с дочкой и сыном играют в кубики, собирают из них слова и вдруг говорят мне: «А мы имя придумали для садика, по первым буквам наших имен – Мирослава + Артем + Нина + Ярослав = Маня! Мы думали, что это нереально, однако выиграли конкурс Фонда «Наше будущее» в 2019 году и получили не только займ, но и колоссальную уверенность в себе», — признается Нина, теперь уже мама шестерых детей.

Нина ушла из школы в собственный бизнес. В семье воспитывается четыре приемных ребенка. По словам пары, они не задумывались о природе социального предпринимательства, просто делали любимое дело.

Как устроена работа с разными детьми в инклюзивном центре:

«У нас учатся дети с разными диагнозами и уровнями развития. Есть группы дневного пребывания – с утра до вечера с питанием, есть группы для детей, который учатся у нас только в первой половине дня. Есть общая группа и смешанная, в которых работают тьюторы, чтобы сделать комфортным пребывание всех ребят, они сопровождают детей, которым сложно взаимодействовать, помогают им включиться в групповую деятельность. Мы создали и отдельные коммуникативные группы, чтобы у ребят была возможность научиться взаимодействовать, заботиться о друг друге. Их также сопровождают узкие специалисты – логопеды, нейропсихологи, эксперты по адаптивной физической культуре.

Мы проводим праздники, приглашаем гостей, делаем разные поделки, ставим спектакли – причем неважно, говорит ребенок или нет, роль найдется для каждого. Центр работает с детьми не только до школы, но и сопровождаем их во время обучения, если это необходимо. Есть такая форма для детей с особенностями развития: дети учатся до обеда, как в школе, и два раза в год ходят в свою школу сдают экзамены. Мы помогаем осваивать образовательную программу тем, кто не может сразу же с 1-го сентября влиться в общей поток, кому сложно сконцентрироваться. А когда эти дети уходят на полное обучение в муниципальные общеобразовательные учреждения, мы сопровождаем их, помогаем адаптироваться в новой среде, консультируем родителей».

Бизнес, увлекающий спортом всю семью

Ринат — мастер спорта, занимается тайским боксом и создал свою сеть клубов. Ольга преподает спортивные танцы, и у нее тоже есть своя школа. А вместе они — семья Гарифуллиных из Нижнего Новгорода, которая создала семейный бизнес, куда можно прийти на занятия всей семьей.

Ринат начал тренерскую карьеру в 2010 году. Потом стал развивать проект, нашел новый зал, а затем убедил супругу открыть школу танцев в соседнем пустующем помещении. Так они и начали бок о бок развивать два этих направления. Вместе с бизнесом росла семья. Ольга сама стала мамой, но после декрета быстро включилась в работу. Сейчас на занятия к Гарифуллиным нижегородцы приходят целыми семьями.

«Мы поощряем такую практику – постепенно продумали и внедрили систему льгот. Например, для второго ребенка из одной семьи есть скидка 20%. Предусмотрели льготы для детей из семей учителей, для многодетных родителей. Внедрили практику, когда можно получить скидки в период финансовых затруднений по личному запросу директору центра», – рассказывает Ринат.

Для занятых родителей, которые хотят успевать заниматься и физической активностью – это идеальный вариант совместного досуга с детьми. Не нужно будет в очередной раз думать, кому бы присмотреть за ребенком, пока его родители занимаются спортом. Лучше всем вместе приобщаться к танцам и боксу, тем более, когда есть налаженная система лояльности: чем больше людей из семьи занимается на секциях Рината и Ольга, тем дешевле абонемент.

В каждом регионе России есть много социальных проектов – доброго бизнеса, который меняет жизни других людей в лучшую сторону. Развивать любой бизнес – это большой труд, но дела идут в гору, когда есть любовь и поддержка близких.

Фото: pravmir.ru, предоставлены героями статьи, unsplash.com/@candice_picard


Московский музей современного искусства вместе со Школой дизайна НИУ ВШЭ предлагают взглянуть на тему цифровизации и обработки данных через искусство. Современные художники не только создают произведения, но и проводят настоящие визуальные и аудиальные исследования.

С 30 июня по 13 августа каждый сможет посетить выставку студентов, выпускников и преподавателей Школы дизайна, которая посвящена отношениям современных художников с использованием, анализом и визуализацией информации.

Что будет на выставке?

В экспозиции будут представлены работы более 100 современных художников, студентов и выпускников. Гости выставки увидят графику, фотографию, инсталляцию, видеоарт, гейм и саунд-дизайн, созданные с целью помочь задуматься о роли цифровизации и данных в нашей жизни: насколько опасно внедрение машинных алгоритмов в повседневную жизнь?

Полина Картвелишвили, Image, 2022

Живые дискуссии о больших данных

Найти ответ на этот вопрос также поможет дискуссионная программа «Да—но». Студенты вместе с преподавателями Школы дизайна и Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ разберутся в том, как большие данные влияют на развитие искусства, дизайна, кино, медиа и коммуникаций. Также команда проекта подготовила экскурсии, музыкальные концерты и другие мероприятия. Подробнее ознакомиться с программой можно на сайте.

Ксения Рошва, Медиапотребление, 2023

Для участников выставки это не первый опыт осмысления «цифровой» реальности. В 2018 году Факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ основал фестиваль Telling Stories, посвященный тенденциям, инновациям и последним достижениям в области медиа, искусства, дизайна и креативных индустрий в целом.

Этим летом у каждого будет возможность заглянуть в мир больших данных и наконец-то ответить себе на вопрос: так ли это страшно на самом деле?

Даты: 30 июня – 13 августа 2023

Адрес: г. Москва, ММОМА, Петровка, 25

Ловите чек-лист на случай, если вы задумаетесь о покупке квартиры в другой стране.

Фото: Unsplash / Jo Round

Многие люди мечтают о покупке квартиры за рубежом – это может быть как инвестиционный проект, так и возможность иметь свое место отдыха в любимой стране. Но как правильно осуществить такую покупку? Вот несколько советов и рекомендаций, которые помогут вам приобрести жилье за границей.

Подготовьте документы заранее

Перед тем, как начать поиски жилья, нужно подготовить необходимые документы – паспорт, загранпаспорт, документы, подтверждающие вашу финансовую состоятельность и т.д. В разных странах могут быть разные требования к документам, поэтому лучше заранее узнать, какие нужны документы и где их можно получить. Например, если вы хотите купить проверенные квартиры в Аланье, могут быть особенности в подготовке паспорта сделки, поэтому стоит предварительно уточнить такие детали, чтобы не потерять время в процессе оформления сделки.

Ищите надежного агента

Если вы не знакомы с рынком недвижимости в стране, где хотите купить квартиру, то лучше найти надежного агента по недвижимости. Он сможет подобрать для вас жилье в соответствии с вашими бюджетом и требованиями, а также оформить сделку и контролировать исполнение всех условий.

Оставайтесь в бюджете

Очень легко потерять голову, когда вы видите красивую квартиру в живописном месте. Но не забывайте, что вы должны оставаться в рамках своего бюджета. Не стоит брать кредиты или использовать все свои сбережения на покупку квартиры, иначе вы можете оказаться в серьезных финансовых трудностях.

Будьте внимательны в выборе условий сделки

Банки порой предлагают заманчивые предложения по оформлению ипотеки, однако нередко за этим (мелким шрифтом) скрываются подводные камни. Внимательно изучайте условия сделки, сроки выплаты, проверьте историю банка и отзывы его клиентов.


Чек-лист для покупки квартиры за рубежом:


Покупка квартиры за рубежом – далеко не самый простой процесс, который потребует от вас множества ресурсов и времени. Однако, если вы прилагаете все усилия и используете наши рекомендации, то вы сможете получить дом своей мечты в любимой стране. Тем не менее, не забывайте о возможных рисках и препятствиях на пути к приобретению квартиры. Например, вы можете столкнуться с налоговыми и юридическими проблемами, если не будете знать законодательство в стране, где хотите купить квартиру. Также будьте внимательны к условиям и срокам выплаты, компетентным в выборе банка, который предоставляет ипотечные кредиты и выгодные процентные ставки. Покупка квартиры за рубежом – хотя и сложный, но продуктивный процесс, который может принести вам не только хорошие вложения, но и удовольствие от новой жизни в экзотической стране.


Читайте также:
– Бьюти-инструкция для путешественников: какие средства заменят тысячу баночек в поездке?
– Надо отдохнуть: как за 10 минут восстановить эффективность мозга
– Когда планы рушатся: как эффективно планировать в условиях непредсказуемости


Инженер компьютерного зрения в «СберДевайсы», преподаватель в проекте «Samsung Innovation Campus», эксперт по машинному обучению и в прошлом профессиональный физик-расчетчик Дмитрий Валетов отвечает на главные вопросы о нейросетях и делится полезными ресурсами, которые помогут глубже погрузиться в тему и выбрать ту нейросеть, которая справится с вашими задачами.

Источник: Unsplash / Alina Grubnyak

Что такое нейросеть и как она работает?

Нейросеть работает как компьютерный мозг, который учится решать задачи на основе большого количества информации. Если мозг человека состоит из связанных друг с другом нейронов, то нейросеть — из искусственных нейронов. И те, и другие обрабатывают информацию и передают дальше, а данные помогают правильно настроить соединения между нейронами. Чем больше информации, тем лучше выйдет обучение.

Точно ли нужно учиться работать с нейросетями или эта мода пройдет?

Пока никто, даже нейросети, не научились предсказывать будущее, поэтому ответить наверняка не получится. Но можно обратиться к авторитетным людям из индустрии и их оценкам. Например, основатель Microsoft и один из самых богатых людей на планете, Билл Гейтс в своем письме «Эпоха искусственного интеллекта началась» сравнил развитие технологии с созданием микропроцессора, графического интерфейса персонального компьютера, интернета и мобильного телефона. По мнению эксперта, развитие искусственного интеллекта приведет к таким же фундаментальным изменениям образа жизни людей, поэтому игнорировать главную инновацию 2023 года не стоит, а лучше научиться ей пользоваться, превратив в личного ассистента. 

Какой навык необходим для работы с нейросетями?

На уровне простого пользователя, чтобы нейросеть помогла решить какую-либо задачу, нужно задать ясный, конкретный и однозначный запрос, который также называют «промт». Умение его составить так, чтобы получить наилучший ответ, и есть главный навык при работе с нейросетями. Сейчас в интернете много формул по составлению промтов для разных случаев: просто спросите у поисковика «Как составить промт для “название нейросети”».

Для разных нейросетей они будут отличаться, но для популярного чат-бота ChatGPT это может выглядеть так. Сначала просим его представить себя в какой-либо роли, например, кондитера-журналиста. Далее пишем, что бот должен сделать («напиши план короткой статьи»), в какое издание писать («для кулинарной рубрики журнала»), для какой аудитории («для женщин, начинающих кондитеров»), в каком стиле («в разговорном стиле»), какие слова обязательно использовать (например, названия брендов), а после прописать, какие результаты ждем от бота («мне нужен список из семи пунктов с введением и заключением»).

Важный момент: то, что выдаст нейросеть на первичный запрос не конечный вариант, его можно улучшать. Например, чат-бот может сократить, расширить или продолжить текст, расписать план по пунктам, придумать ещё варианты или упростить. Не забывайте про орфографию и пунктуацию, не используйте сленг и помните, что краткость — ваш главный друг при общении с искусственным интеллектом.  

Могут ли нейросети ошибаться? Нужно ли за ними перепроверять информацию?

Нейросети обучаются на большом количестве данных. Если в них есть неточности, то и результат может быть неверным. Бывает, что уже после обучения нейросети произошло какое-то открытие или другое событие, которое изменило положение дел. В таком случае искусственный интеллект в новых условиях не сориентируется. Также нейросеть может просто не понять запрос, если он будет сформулирован неоднозначно (возвращаясь к прошлому вопросу о правилах составления промта). Поэтому ещё одна важная часть работы с искусственным интеллектом — дополнительная проверка фактов в других источниках. Если нейросеть ссылается на какую-то статью или исследование, лучше ознакомиться с ней и убедиться, что компьютерный мозг правильно её интерпретировал и вообще существует ли этот источник на самом деле, достаточно ли он авторитетен.

И всё же, несмотря на всю несовершенность, нейросети могут быть полезны в повседневной жизни?

В обычной жизни нейросети могут помочь найти нужную информацию в интернете или ответить на вопросы по конкретной теме, перевести тексты с одного языка на другой, создать изображение по запросу, улучшить качество старого снимка или аудиозаписи, определить возраст по фотографии и так далее. Офисным работникам искусственный интеллект поможет написать письмо, составить бриф или, например, сделать структуру сайта для передачи вебмастеру. В целом, нейросети способны забрать на себя часть рутины и освободить время человека для более творческих и нестандартных задач.

Правда, для сложных запросов только нейросети скорее всего будет недостаточно. В этом случае разработчики вручную прописывают дополнительные алгоритмы.

В каких профессиональных сферах применяются нейросети? Какие глобальные задачи они помогают решать уже сейчас?

Нейросети используют в медицине, финансах, транспорте, управлении городом, безопасности и даже метеорологии. Так, нейросети могут помочь в диагностике заболеваний и анализе медицинских изображений. Например, победитель межвузовского конкурса студенческих проектов в рамках образовательной инициативы «Samsung Innovation Campus» (IT Академия Samsung) создал приложение, которое на основе искусственного интеллекта помогает врачам в диагностике рака почек. Оно определяет и подсвечивает проблемные области на гистологических слайдах, классифицируя четыре вида поражения клеток. Подробнее с проектом можно ознакомиться на habr.com.

В сфере безопасности нейросети могут использоваться для распознавания лиц, автомобильных номеров и других объектов, в финансах — строить модели для прогнозирования изменений на рынках и управлять инвестиционными портфелями, в логистике и транспорте — определять оптимальные маршруты и корректировать их в зависимости от пассажиропотока или товарооборота.

Правда ли, что нейросети заменят человека?

У человечества всегда было много страхов по поводу всего нового, в том числе и новых технологий. И один из них в том, что десятки миллионов людей останутся без работы. Но обычно происходит только трансформация рынка — ритм жизни ускоряется и профессии становятся сложнее. Несмотря на то, что нейросети могут взять на себя часть рутинных процессов, пока они не слишком хорошо справляются с творческими задачами и генерированием чего-то принципиально нового. Например, собрать информацию по источникам они могут, а вот взять интервью и из этого сделать интересный кейс — пока нет. Общее правило для профессий умственного труда: чем более квалифицированный специалист, тем сложнее его будет заменить искусственному интеллекту.

Также нейросети не помогут, когда дело касается ручного труда, как чего-то сложного, вроде работы нейрохирурга, так и относительно простого, как стрижка волос и маникюр.

Советы новичкам и бонус: как выбрать подходящую нейросеть для конкретной задачи

  1. Машинное обучение применяется все шире, а значит и работы будет больше. Тем, кто хотел бы начать развиваться в этой сфере, я рекомендую нарабатывать опыт и принимать участие в проектах (даже неоплачиваемых), устраиваться на стажировки. Также посоветовал бы относиться к учебе, как к походу в тренажерный зал: моментального эффекта скорее всего не будет, но мы ведь занимаемся этим на перспективу.
  2. Для тех, кто начинает путь в Data Science и машинном обучении, спектр путей крайне широк, как и набор специальностей: data scientist, data-engineers, ML-engineers и так далее. Если у вас не очень получается в статистике, можно пойти в backend с уклоном в пользование нейросетевыми движками — onnx, tflite, tvm, mxnet. Есть довольно много хороших бесплатных курсов, в том числе от Школы глубокого обучения МФТИ, а также серия классических курсов от Andrew Ng на Coursera. Из хороших книг могу посоветовать «Глубокое обучение» Яна Гудфеллоу и «Глубокое обучение. Погружение в мир нейронных сетей» Сергея Николенко.
  3. Теорию подкрепляйте практикой. Я советую смотреть работы с открытым кодом на Github — там можно найти все восемь версий алгоритма YOLO. Также некоторые крупные компании сейчас уделяют большое внимание образованию, профессиональному развитию в IT и созданию будущего кадрового потенциала. Например, бесплатно учиться в проекте «Samsung Innovation Campus». Это социально-образовательный проект, который помогает студентам развить практические навыки, чтобы в дальнейшем стать востребованными специалистами в таких областях IT, как мобильная разработка,  Интернет вещей, искусственный интеллект, а также трек, посвященный работе с большими данными. Занятия по программам проекта «Samsung Innovation Campus» ведутся в 31 вузе страны, а успешное прохождение образовательных модулей и разработка индивидуального проекта позволяет получить сертификат об окончании программы.

А теперь бонус! В мире существуют более 1000 нейросетей, созданных для разных целей, самому разобраться в их многообразии даже на уровне пользователя сложно. Хорошо, что есть специальные агрегаторы и поисковики. Например, AI Library by Phigital+ подберет подходящую нейросеть по задаче, индустрии, типу контента и стоимости, а AI Tool Master List предложит подходящие по профессиям. Изучайте, тренируйте «насмотренность» и вдохновляйтесь!

Разбираемся, какие есть возможности для молодых специалистов.

Источник фото: Unsplach / Annie Spratt

С помощью приложения MyDevices можно ответить на срочный звонок без телефона. Приложение CookIt! советует, что приготовить только из имеющихся продуктов, UnivLife помогает с выбором университета, а Lack of speed имитирует соревнования по драг-рейсингу. Эти и многие другие впечатляющие проекты создаются вовсе не командами крутых разработчиков, а школьниками, начинающими свой путь в IT.

Сфера IT – одна из самых привлекательных на рынке труда: конкуренция среди работодателей за IT-специалистов в три раза выше, чем в других областях. Благодаря федеральной социально-образовательной программе «IT Школа Samsung» ежегодно более 1500 школьников получают возможность стать востребованными специалистами. Конкурс проектов учащихся «IT Школа выбирает сильнейших!» входит в «Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей» Министерства Просвещения РФ. Это позволяет выпускникам проекта получить дополнительные баллы при поступлении в вузы (читайте также: 10 способов ворваться в IT девушкам).

В отличие от большинства профессиональных сфер, достигать первых результатов в IT можно уже с подросткового возраста. Благодаря бесплатному обучению в «IT Школе Samsung» ученики способны получить уровень Junior-разработчика мобильных приложений под Android и создать собственный уникальный проект.

Перспективы карьеры в IT-сфере

Программист, тестировщик, специалист по информационной безопасности, системный аналитик, гейм-дизайнер, тимлид, системный администратор, технический писатель, QA-инженер, AI-инженер – профессий, которыми можно заниматься в сфере, огромное множество. Благодаря такому разнообразию можно начать карьеру в качестве тестировщика, прокачать навыки и затем перейти в более сложные направления, раскрыть свои способности в разных сферах.

Про зарплаты

Самые популярные и хорошо оплачиваемые профессии в сфере IT:

Про стереотипы

Стереотипов вокруг IT хватает. Они связаны с возрастом – «IT-сфера доступна только профессионалам с большим опытом», полом – «IT – мужская профессия» или географией – «в больших городах проще реализоваться». Пора оставить их в прошлом – благодаря современному образованию начать карьеру в IT может каждый, кто готов к самостоятельному обучению и постоянному развитию.

С чего начать свой путь в IT?

Безусловно, знания и опыт дают преимущество на пути к IT-позиции. Получить навыки, стартовое образование, увидеть карьерные возможности можно разными способами. Героини нашей статьи рассказали, с чего начался их путь в сфере информационных технологий.

Екатерина Духнай, выпускница проекта «IT Школа Samsung» 2015 года в Ростове-на-Дону.

«Бывает так, что сначала к делу нужно приложить много сил, чтобы появился настоящий интерес. Любая профессия многогранна, не все дается легко. И это здорово!».

Образование

Екатерина закончила НИУ ВШЭ, программу «Информатика и вычислительная техника».

Карьерный путь

Что важно для старта карьеры

Профильное высшее образование Екатерина не считает обязательным для профессии в IT: сегодня существует множество возможностей для получения актуальных знаний. Девушка отметила, что программа дополнительного образования «IT Школа Samsung» прежде всего помогла ей понять, что разработка не такая сложная, какой кажется на первый взгляд: «Обучение стало для меня некой отправной точкой развития. Я смогла поверить в себя и однозначно определиться с будущей профессией, особенно после того, как стала призером финала конкурса приложений».

Анастасия Глазова, выпускница проекта «IT Школа Samsung» в 2017 г. в Нижнем Новгороде

Мария Глазова, выпускница проекта «IT Школа Samsung» в 2017 г. в Нижнем Новгороде

«Трудолюбие и желание развиваться – первостепенны для достижения высот в любой профессии, а дисциплинированность и умение правильно ставить задачи однозначно приведут к успеху».

Образование Анастасии и Марии Глазовых

Анастасия учится на графического художника в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. Мария закончила НИУ ВШЭ, направление «Программная инженерия». Девушки отмечают, что главной мотивации при выборе ВУЗов стал финал конкурса «IT Школы Samsung».

Карьерный путь

Что важно для старта учебы и карьеры

Сестры убеждены: главное в работе программиста – мотивация и разнообразие. Не стоит «засиживаться» на одной позиции, заниматься нужно как карьерным, так и личностным ростом. Для приобретения новых знаний и опыта девушки советуют искать возможности для стажировки в различных компаниях — студентов охотно берут на подобные позиции. Важны знание языка, базовых фреймворков и технологий внутри своего направления, а также желание работать.

«Для становления и развития в IT доступно много ресурсов. Недавно я приобрела комплект тестов для международной сертификации по Microsoft Azure. Не стоит думать, что без дорогостоящих курсов и образования вы не станете программистом – все зависит лишь от того, готовы ли вы заниматься своей карьерой и развитием».

В «IT Школе Samsung» Настя и Маша обучались разработке приложений на Android:

«Мы с сестрой работали над мобильной игрой. Нам безумно понравился и процесс обучения, и итоговая конкурсная программа. Мы познакомились с единомышленниками — такими же учениками «IT Школы», как мы, из разных уголков страны, и провели время с пользой. Обучение стало первой ступенькой карьеры и помогло нам определиться с тем, чем каждая из нас будет заниматься, и навсегда полюбить IT-сферу», — делится Настя.

Обучение программированию замотивировало их и открыла им много нового:

«Я представляла программиста как человека, вечно сидящего за компьютером. Но программирование – не скучное написание скриптов в блокноте по математическим задачкам.  Это то, что в конечном итоге приносит пользу людям. Помимо мобильной разработки я изучила базовые паттерны и технологии, которые помогли мне сделать шаг в сторону больших данных, поэтому я с легкостью смогла затем учиться на Data Engineer», — говорит Маша.

Заявите о себе и вы

Современные компании нанимают специалистов, не ориентируясь на предрассудки и стереотипы. Будучи настоящими профессионалами, молодые парни и девушки не боятся начать работу в сфере технологий. Для дальнейшего профессионального развития и карьеры в различных областях многие получают смежное образование, проходят дополнительные образовательные курсы и упорно двигаются к своим целям.

Мотивация, дисциплина, интерес и упорство, по словам героинь, развеют сомнения и смогут помочь каждому, кто размышляет о профессии в IT, получить интересную работу и сделать карьеру в этой сфере. Начать можно в школьном возрасте, не откладывая: «IT Школа Samsung» уже открыла набор на 2023/2024 учебный год. Узнать подробнее о проекте, подать заявку на обучение и пройти тестирование можно на сайте «IT Школы Samsung».


Читайте также:
– 10 мыслей, которые помогут использовать гаджеты без вреда для психики
– Диджитал-словарь: разбираемся, что такое метаверс, NFT и другие модные слова