Раньше Саша Волкова работала финансовой редакторкой в РБК и ИТ-компаниях. В 2018 году она открыла свой первый бизнес в Москве — кофейню «Заварили». У неё не было степени MBA или предпринимательского опыта. Только авантюризм и 400 тысяч в кармане. Рассказываем, как можно прогореть на бизнесе и не пожалеть об этом. 

Идея открыть кофейню была спонтанной или давно крутилась в голове?

Я работала главной редакторкой в «Эвоторе» (российская ИТ-компания, производитель «умных» онлайн-касс и программного обеспечения). Мы занимались социальными сетями — выкладывали полезные посты про наш продукт. В это время у нас появился один хейтер. Он ежедневно строчил под постами, как правильно пользоваться кассой. Однажды он написал:

Это было обидной правдой. Чтобы исправить ситуацию, мы запустили медиа «Жиза». Наша команда рассказывала, как заработать больше, избежать штрафов и избавиться от рутины. Но писать о чужом бизнесе и открывать своё дело — не одно и то же. Тогда я всерьез задумалась, что мне нужно получить предпринимательский опыт. 

Сперва идея казалась утопичной: «Как это, будучи главной редакторкой, я буду делать бизнес с целью испытать всё на себе?». Только потом я узнала, что то же самое тревожит ux-дизайнера Сашу и бренд-менеджерку Свету. Первый хотел понять, как лучше расположить элементы управления кассой. Вторая — прощупать «боли» клиента для магии маркетинга. Никто из нас не знал, чем живут предприниматели. 

И как вы решили эту проблему?

Мы обсуждали приемку товара на совещании. В процессе беседы наш CEO Андрей Романенко сказал: «Кто готов открыть цветочный ларек, чтобы во всём разобраться?». Следующий месяц мы жили идеей запустить свой бизнес. Начальник ux-дизайнера Саши запретил ему этим заниматься. Остались только я и Света. По её инициативе мы выбрали кофейню, а не цветочный ларек. Пока я работала над бизнес-моделью, моя напарница создавала визуалы. Подготовившись, мы презентовали проект кофейни Stories (заведение закрылось).

Слайд с визуализацией стаканчика кофе из презентации

«Две девчонки из офиса мечтали о своём бизнесе и поспорили с начальником, что откроют кофейню и выведут её в плюс. Он даёт им на это миллион и полгода. Если они справятся, то кофейня достаётся им. А если нет…» 

Мы знали, что проиграем в этом споре. Так и вышло. Но за шесть месяцев я успела влюбиться в предпринимательство. Мне не хотелось возвращаться в офис. Поэтому я поменялась местами со своей помощницей в компании «Эвотор». Она стала главной редакторкой, а я взялась за спецпроекты и своё дело. С этого началась история моего первого бизнеса в Москве — кофейни «Заварили». 

Как так получилось, что вместе с кофейней появился подкаст?

Мой коллега Артур Белостоцкий предложил эту идею. Он подхватил мою историю про открытие бизнеса в Москве, и мы взялись за подкаст «Заварили бизнес». Пазл сошёлся. 

На старте у тебя был план или ты действовала по наитию? 

Я искала варианты аренды помещений с маленьким финансовым риском для себя. К примеру, хотела снять угол у Лёши Баринского в магазине «Свалка» в арт-центре «Вернисаж». Он предложил мне место за бесплатно. Но даже в случае возможного пересчёта выходило мало — 15-20 тысяч в месяц. Эту сумму я могла компенсировать из зарплаты с мыслью, что прохожу курсы для предпринимателей. При таких условиях выйти в минус — не страшно. Это и был мой план.

Лёша же мыслил иначе. Он нашёл 50-метровое помещение неподалёку от своего секонда за небольшие деньги. Мы решили проверить трафик — поставили стойку и варили кофе прямо на улице. Спрос оказался хорошим, но иллюзорным. В 2018 году в Москве проходил футбольный чемпионат, поэтому приехало много туристов. Если бы я сразу поняла, в чём дело, то открыла бы кофейню в другом месте. 

Сколько денег ты накопила на открытие кофейни?

У меня было 400 тысяч на всё: ремонт, первые зарплаты и закупка зерна. Это катастрофически маленькие деньги для Москвы. К тому же кофейня из говна и палок прокатит в регионе, но не в столице. Здесь высокая планка — неоправданно дорогая аренда и много конкурентов. Ты соревнуешься с крутыми компаниями, которые вкладывают большие деньги в строительство заведений. Например, в ABC Coffee Roasters мне сказали, что ремонт им обошёлся примерно в три с половиной миллиона. Только ремонт! Поинты в людных местах — не решение проблемы, потому что стоимость аренды улетает в космос. Ты должен выложить 700 тысяч за первый месяц, 700 — за последний, и столько же за залог. 

Тогда как ты смогла уложиться в 400 тысяч?

Мне повезло. На «Вернисаже» я познакомилась с нужным человеком. Его суперспособность — быстро выполнять задачи, не задавая лишних вопросов. Он превратил бетонную коробку с торчащими проводами в симпатичную кофейню. Но чуда не случилось — полы протерлись на третью неделю. Всё-таки ремонт за 200 тысяч — это ремонт за 200 тысяч, а не за три с половиной миллиона. 

Первая кофейня «Заварили» в арт-центре «Вернисаж»

Почему тебе не хотелось накопить ещё денег? 

У айтишников есть принцип — сначала проверить гипотезу, потом вложиться. Можно сделать кофейню из говна и палок с невкусным кофе. В неё не пойдут люди. Ты подумаешь: «В этом месте нет спроса на услугу». Это не всегда так. Вероятно, ты делаешь плохой продукт, поэтому у тебя нет клиентов. 

Научитесь понимать, что нужно хорошо сделать, а что можно провалить без серьезных потерь. Тестируйте свои идеи и после вкладывайте миллионы. 

Хотите разбираться в современных технологиях и говорить с айтишниками на одном языке? Читайте наш материал про ИТ-сферу.

Как ты придумала название «Заварили»?

До появления кофейни и подкаста я вела телеграм-канал «Заварили бизнес». Это название ассоциируется с предпринимательским духом, дерзостью, авантюрностью и кофе. Ну и, как редактор, я люблю глагольность. 

Какая концепция была у кофейни «Заварили»? 

«Заварили» — проект про предпринимательский дух. Поэтому название, дизайн и все детали отражали нашу концепцию. Мы создавали комьюнити для предпринимателей, на стаканчиках писали их цитаты и устраивали для них игры. Арт-директор и дизайнер «Студии Зернаева» Илья Харитонов со своей сотрудницей Викой придумали концепт дизайна кофейни в стиле мемфис — эстетика 1980-х годов, отличающаяся яркими цветными формами и линиями. Наш визуал кричал об уникальности, о дерзости и предприимчивости. Мы также сделали стойку из кубиков а-ля Лего — удобно и мобильно. Брендинг получился настолько удачным, что пережил пять-шесть кофейных точек, онлайн-магазин кофе и студию подкастов. 

Чему ты научилась в процессе общения с более опытными предпринимателями?

Пробовать и только потом вкладываться. Считать деньги и самое ценное — понимать, что со мной всё в порядке. По статистике, большинство стартапов в России прогорает. Я не замечала этого на практике. Наоборот те, кто решается стать предпринимателем, через время добиваются успеха. У меня есть друзья, которые запускали по 15 бизнесов. Это не значит, что они плохие предприниматели. Они делали успешные, но не долгоиграющие проекты. Вероятно, их стартапы попадали в удручающую статистику. Но на самом деле эти предприниматели не прогорели — они просто открыли новый бизнес. Когда ты узнаешь об этом, ты выдыхаешь.

Тебе как будто по-дружески кладут руку на плечо и говорят: «Да не волнуйся ты, с тобой всё нормально». 

Топ-3 трудности, с которыми ты столкнулась, создавая кофейню в Москве

Первая трудность — многозадачность. 

Раньше я думала, что моя суперспособность — держать в голове и делать сразу несколько задач. Я ошибалась. У меня не получалось ни на чём сконцентрироваться. Приходилось идти на компромисс. Я чувствовала себя волком из игры, который ловит яйца. Только с одним нюансом — я выполняла разноплановые задачи.

Вторая — люди. 

Найти крутого бариста на высококонкурентном рынке — то ещё испытание. Ты ищешь человека, который любит кофе, умеет общаться с людьми и повышать средний чек. При этом ты платишь ему 200 рублей в час. В месяц — примерно 30-40 тысяч. На эти деньги невозможно прожить в Москве. Труд бариста недооценён. 

Третья — поставки для малого бизнеса.

Допустим, бесплатная доставка начинается от десяти булок. У тебя всего восемь продаж в день. И ты думаешь: «Мне заказать десять булок и две выкинуть или заплатить за доставку?». Но и булки бывают разными. Одни лучше покупают, другие — хуже. К тому же, у каждого товара есть кратность — количество штук в одной упаковке. Ты не сможешь заказать один миндальный круассан, так как у него кратность равна трём. Если ты его не возьмёшь, то твой гость разочаруется и уйдёт в другую кофейню. Если возьмёшь, то выкинешь две булки в мусорку — процесс обидный и болезненный. Мы с шеф-бариста Никитой постоянно просчитывали стратегии, как избежать потери круассанов. Этим не нужно заниматься, если у тебя крупный бизнес. Если ты мыслишь десятками и сотнями штук. 

Удел малого бизнеса — мастерить одеяло из лоскутов. Именно поэтому я восхищаюсь предпринимательством. Это история не про стаканчик кофе, а про хорошо отлаженную систему. 

Кофейня «Заварили» была убыточным бизнесом?

Нет, почти все точки (их было пять-шесть) приносили прибыль. Кофейни на «Вернисаже» и на Фрунзенской ушли в большой минус — 600-700 тысяч. После этого опыта я работала в плюс. 

Почему закрылась кофейня «Заварили»? 

Я не могла остановиться в одном месте, чтобы получать стабильную прибыль. С одной точки нас согнали, на другой мы зарабатывали набегами, последняя не приносила достаточно денег. 

За год мне не удалось построить сеть или одну кофейню, которая обеспечит меня. И я подумала: «Нужно просто признать, что у меня не получаются кофейни». Один из самых полезных уроков, который я вынесла, — без сожаления и раздумий закрывать бизнес, если он не выходит в плюс. 

Толчком к этому решению стала пандемия. Но мы подсуетились с шеф-бариста Никитой и запустили онлайн-магазин кофе «Заварили». Он сразу стал приносить больше денег, чем кофейня.

Ты хочешь воскресить кофейню «Заварили»? 

Нет, нет и ещё раз нет! Я могу описать всю эту историю одним словом — стресс. Постоянный стресс. Шеф-бариста Никита ностальгирует по «Вернисажу». Он прочувствовал вайб безбашенного предпринимательства, а я нет. Я постоянно пыталась взять под контроль ситуацию. Когда мне это удалось, жизнь превратилась в день сурка. Тогда я поняла, что кофейня — вообще не моё. 

Чем ты сейчас занимаешься?

Я соосновательница студии подкастов «Заварили» и одноимённого интернет-магазина кофе. 

Какие у тебя планы на ближайшее будущее?

Сейчас мы пытаемся получить стартап-визу в Португалию, чтобы выйти на зарубежный медиарынок. Хотим заработать первый доллар. Мне интересно запускать креативные проекты, которые взбудоражат умы тысяч людей. Я чувствую интеллектуальный рост. Такой бизнес меня вдохновляет. Ради него я могу претерпеть неудобства и даже страдания. 

Ещё из планов — до конца выучить английский язык. Ранее мы писали о подкастах, которые научат понимать иностранные языки на слух.

Что ты посоветуешь начинающим предпринимателям?

Побеждайте свой страх. Чем дальше ты идёшь, тем выше становится его уровень. Сначала боишься сдавать экзамены в вузе, а потом — выходить на международный медиарынок. Ты постоянно борешься со страхом. Победа над ним делает тебя сильнее. Я хватаюсь за любой шанс, потому что знаю — следующий вызов будет ещё сложнее. Я не справлюсь с ним, если сегодня отступлю. 

Блиц

Ты полюбила кофе? 

Да, благодаря нашему шеф-бариста Никите. Долго ему сопротивлялась и пила только капучино. Но он дождался момента и подсадил меня на черный кофе. Теперь я прихожу в кофейни и с гордостью могу отличить Колумбию от Эфиопии. 

Сколько кружек кофе выпиваешь в день?

У меня была зависимость, когда я выпивала по шесть или семь кружек. Одно время я не могла купить себе поесть и сидела на кофе с молоком. Сейчас я пью по одной кружке в день. 

Какие у тебя есть сильные предпринимательские стороны?

Моя суперспособность — находить творческих людей и воодушевлять их. При этом я всегда откровенна с ребятами из команды. Ещё у меня аналитический склад ума. Я умею составлять из частностей общую картину и просчитывать стратегии. Люблю работать с цифрами и бизнес-моделями. 

Как тебе удавалось выполнять задачи по бизнесу и параллельно работать на полной занятости — в моральном и физическом плане?

Очень сложно, это было настоящее выживание. Из-за сильного напряжения случались нервные срывы. Порой мне нечего было есть. Я ещё не встречала предпринимателей, которые начали с нуля и не столкнулись с этими проблемами. К сожалению, у всех доходило до кассового разрыва. Некоторые выплачивали кредиты на миллионы. 

Предпринимательство — что это такое для тебя?

Это история про доверие к себе и к миру. С одной стороны, ты в курсе всех рисков. Ты понимаешь, что «специальная военная операция» может сиюминутно обнулить твой бизнес. Но ты все равно делаешь шаг в неизвестность. Ты не идёшь на жертвы, а наслаждаешься жизнью и покоряешь её волны.

Автор: Ксения Булыгина