До 13 августа ММОМА и Школа дизайна НИУ ВШЭ проводят выставку «Telling Stories. Большие данные», которая посвящена плодам новой цифровой эпохи: искусственному интеллекту, нейросетям, обработке и визуализации массива данных.

Насколько эта «цифровая реальность» полезна и вредна для человека, почему нейросети вызывают опасения и как современным художникам творить в условиях постоянного технологического прогресса – обо всем этом мы поговорили с кураторами выставки Владиславом Ефимовым и Александрой Старусевой-Першеевой, а также с директором HSE ART GALLERY Дарьей Кузнецовой. 

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

Владислав Ефимов – художник, куратор, фотограф. Автор более 30 персональных выставок. Лауреат премии «Инновация» в области современного искусства, дважды лауреат архитектурной премии «Золотое сечение». Работы Владислава Ефимова находятся в собраниях Государственного Русского Музея, Центра Помпиду, Московского музея современного искусства.

Александра Старусева-Першеева – доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, специалист по истории и теории экранных искусств. Автор книги «Видеоарт. Монтаж зрителя». Лауреат премии С. Курехина. Член ассоциации художественных критиков AICA-Russia.

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА
Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

Дарья Кузнецова – искусствовед, арт-менеджер, директор HSE ART GALLERY. Преподаватель факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Куратор и координатор культурных проектов в сфере современного искусства.

Как создавалась выставка «Telling Stories. Большие данные»?

Владислав: «Telling Stories» – это ежегодный фестиваль факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, в рамках которого состоялась наша выставка. У студентов была возможность сделать творческую работу специально для нее. Темы и разделы выставки складывались в процессе работы с молодыми художниками, потому что именно их творчество первостепенно.

А мы, кураторы, создаем шоу на основании их размышлений и накопленных художественных экспериментов.

Александра: В начале учебного года мы всегда задаем большую тему и предлагаем студентам и преподавателям в это включиться. Тема больших данных была сформулирована нами еще в сентябре. На протяжении года мы размышляли над ней. В Школе дизайна НИУ ВШЭ мы рассказываем студентам о том, как с похожими вопросами управлялись художники и дизайнеры предыдущих поколений, чтобы они создавали свои работы сразу в контексте истории современного искусства.

Дарья: К выставке присоединились не только студенты московского корпуса, но и Санкт-Петербургского. В ней участвуют все причастные к Школе дизайна НИУ ВШЭ. Очень интересно наблюдать за ними и смотреть, что они делают. Здорово, что нас поддерживают различные площадки, в том числе и наш большой друг ММОМА.

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

В чем главная идея выставки?

Александра: Мы живем во времена, когда рассказывать истории можем не только мы, но и машины. С помощью экспозиции мы показали свое отношение к теме больших данных: поразмышляли над тем, как меняются новые медиа, коммуникационное пространство и наша реальность. 

Владислав: Тема звучит модно, однако она довольно сложная для искусства, так как вызывает опасения и страх конкуренции. Некоторые художники старшего поколения боятся, что искусственный интеллект нас всех подавит.

Нам показалось, что эти опасения и надежды, связанные с развитием сетевых технологий, искусственного интеллекта и цифровых взаимоотношений между человеком и Вселенной довольно важны для осмысления.

Расскажите, зачем решили сделать дискуссионную программу «Да-но» и другие мероприятия, сопровождающие выставку?

Александра: Чтобы транслировать единый контекст современного искусства, в котором умещаются как современные художники – наши студенты, так и более опытные коллеги. Название программы «Да-но» можно расшифровать как: да, нам интересно, но все-таки мы немного тревожимся по этому поводу. Да, мы очень хотим создавать яркие мощные произведения искусства, но при этом они не должны быть слишком заумными. Мы хотим, чтобы зрителю было интересно!

Параллельная программа выставки развернулась на три дня. В первый день мы говорили о самой «горячей» и обсуждаемой теме сегодня – нейросетях. Размышляли о том, что нас увлекает и пугает в них, действительно ли грядет «смерть» авторов? Во второй день обсуждали новые медиа. Рассуждали о том, как работают с большими данными разные специалисты и творцы, получили «взгляд изнутри» от профессионалов. Третий день – «День мыслящих систем» в Zoom. Удалось подумать над тем, что такое разум, насколько разум машины может быть похож или не похож на разум человека и как нам существовать в мире множественных мыслящих систем. Также для гостей выставки подготовлены экскурсии и концерты. 


Читайте также: ликбез по нейросетям: 7 вопросов эксперту о главном феномене 2023 года


Расскажите поподробнее об интерактивном перфомансе, в котором могут поучаствовать гости выставки

Александра: Это история про то, как некая команда ученых-художников отправляется на другую планету, где есть точка, в которой можно задать один единственный вопрос. Ответ на него услышат все живые существа. Суть в том, что художникам нужно сформулировать вопросы в расчете на то, что ответ на них услышат вся Вселенная. Получается такая интересная ситуация выбора: что же спросить? Что ответит высший разум? Какая будет реакция землян?

Владислав: Это важно, потому что от выбора вопроса зависит и ответ. Лично я получил большое удовольствие от того, как мыслят сегодня молодые авторы. Благодаря их работам удалось сформировать разделы выставки об опасениях больших данных, о новом зрении, видении и отношении художников к «цифровой реальности».

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

Как гостю понять экспозицию и распознать ту самую связь между художниками и большими данными?

Владислав: Для этого мы для каждого раздела подготовили большие тексты и пояснения к представленным работам. Навигация по выставке логична и понятна, она помогает гостям сориентироваться. Я думаю, что те, кто приходит на выставки современного искусства, уже заинтересованы в понимании этих взаимоотношений и готовы к такому сотрудничеству с авторами.

Александра: Когда гость приходит на выставку, то он уже ждет прояснения. Он думал о больших данных час, два, пять, а художник – месяцами и годами. Эта глубина погружения и помогает нащупать что-то интересное, с чем художник позже поделится со зрителем, который хочет удивиться, испытать то, что еще не испытывал и понять мир чуть иначе, чем прежде.

На какие арт-объекты зрителям стоит обратить особенное внимание?

На выставке в ММОМА у нас больше арт-проектов, интерактивных инсталляций и видеоарта – того, с чем можно именно повзаимодействовать. Это привлекает гостей и вовлекает их в эту историю работы с большими данными,

– рассказывает Дарья.

На второй части выставки в HSE ART GALLERY (Галерее Школы дизайна НИУ ВШЭ) представлены дизайнерские работы: инфографика, плакаты, в том числе видеоплакаты, сделанные при помощи искусственного интеллекта. Моя любимая серия – три плаката Александры Лимбах, в которых анализируют итальянскую оперу и показывают, какие слова чаще всего встречаются в том или ином оперном произведении.

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА
Фото предоставлено пресс-службой ММОМА
Например, в «Женитьбе Фигаро» самые часто встречающиеся слова – «свадьба», «женитьба», «любовь, любимый» и «страница, бумага».

Много студентов размышляют на тему присутствия в социальных сетях. В первом же зале галереи располагается инсталляция Ланы Надарейшвили с пустыми фреймами, в которых узнается интерфейс известной социальной сети. Правда, в профиле нет фотографий. Конструкт социальной сети, в которую мы каждый день заходим, где делимся своими фото и другими данными – наше ежедневное времяпрепровождение, которое может принести и пользу, и вред. Рассуждать об этом художественно –  безумно интересно.

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

На выставке много того, из чего можно вынести для себя дополнительное знание. Гости не просто посмотрят на красивый визуальный ряд, но и узнают много полезной информации в формате посещения выставки современного искусства. 

Какое влияние сегодня на нашу жизнь оказывают большие данные? Какая область особенно «под прицелом»?

Владислав: Работа с большими данными вызывает тревогу. Например, даже когда мы заходим в метро, мы оставляем свой цифровой след. Машина сегодня делает выводы исходя из статистики накопленных данных, однако часто промахивается. Потому что алгоритмы, благодаря которым машина оценивает наши профессиональные качества, поведение и активность, конечно, еще не совершенны.

В итоге, образуется страшный «черный ящик», куда на вход поступает информация, а на выход – результаты, которые нас пугают. Эта тема очень важна для искусства, так как оно отвечает за универсальность и занимается отношениями между человеком и Вселенной. Искусство – это некоторая мечта об универсальном человеке, которую современность немного утратила.

Александра: Искусство «прицеливается» само, потому что художник ставит вопрос ребром. Если что-то где-то наметилось, но еще нет каких-то привычных ходов понимания и языка для того, чтобы об этом говорить, именно художник первым туда рванет. Он все там разведает, испытает на себе воздействие новых технологий и через призму своего творчества покажет это зрителю.

Дарья: Современные художники и дизайнеры постоянно что-то изучают, считывают разные визуальные коды, проводят исследования, чтобы потом выдать то, что может стать классным произведением, оригинальной упаковкой продукта, целой идеологией нового проекта.

Как бороться с тревогой людей и недоверием к искусственному интеллекту?

Владислав: Не знаю, нужно ли с ними как-то бороться. Это больше вопрос понимания и трактовки современных механизмов. А трактовка уже вызывает дальнейшие размышления у людей. Художник – лишь проводник, который ищет проблему, о чем-то беспокоится. В нашем случае об эстетике больших данных, новой цифровой эпохе и судьбе человека. 

Александра: Сегодня мы все выстраиваем отношения не только друг с другом, с собой и нашими предшественниками, но и готовимся к диалогу с машинами, искусственным интеллектом, нейросетями, электронным разумом, чья внутренняя организация значительно отличается от нас.

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

Как в рамках дискуссионной программы «Да-но», отметил философ Максим Мирошниченко: «Чтобы понять другого, нужно самому стать немного другим». Нас окружают технологии, постоянно происходит обновление, как когнитивное, так и телесное. Телефон в руке становится буквально частью нашего тела. Сама жизнь подталкивает нас к участию в этих цифровых экспериментах, которые позволят нам буквально заново постигать себя, свое тело, свой разум.

Возможно, придется заново понимать, что такое быть человеком, размышляя, где у меня человеческое, а где уже нечеловеческое. Это может вызывать как страх, так и энтузиазм. Однако это уникальная возможность выйти за рамки — стать больше самого себя и даже кем-то другим.

Владислав: Искусство уже лет 30 занимается в том числе и темой осмысления телесности, нового тела. На выставке есть работы, посвященные этому вопросу. Художники попытались заглянуть немного в будущее и поразмышлять о том, что ждет нас впереди, в еще более прогрессивном и технологичном мире.

Дарья: Тема больших данных бескрайняя. Я искренне верю в то, что авторы продолжат использовать искусственный интеллект и новые технологии ни как конкурента, а как соавтора, чтобы в комплексе создавать еще больше интересных и оригинальных работ. 


Читайте также: искусство и технологии: как нейросети помогают современным художникам


Насколько «цифровая реальность» полезна или вредна для человека?

Владислав: Полезна настолько, насколько полезен прогресс. Прогресс, с одной стороны, – это войны, революции, расслоение общества, когда плодами прогресса начинают пользоваться, в первую очередь, обеспеченные люди. А только потом все остальные. С другой, продление и облегчение жизни человека, вакцины и технологический прорыв.  

Искусство и прогресс – давний симбиоз. Когда появились паровоз, скорость, образовалось новое искусство. Электричество, телеграф, фотография дали нам новую эстетику и глубину. Изменилась плотность и насыщенность, но не сама тематика.

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

Александра: Каждое новое изобретение требует художественного осмысления, очень точно поставленных вопросов и точно «попадающих в сердце» образов. Виртуальная реальность – свободная ниша, «вакантное место» для осмысления. Своим студентам я часто говорю:

Большие данные, нейросети уже у вас в руках, действуйте, ищите, смотрите, думайте и постарайтесь нащупать «нерв», чтобы современность заговорила посредством художественного образа.

Владислав: Художественное поле как раз эти вопросы поднимает, проясняет, осмысляет, проживает и даже предвидит будущее как искусства, так и всей цивилизации.

Что бы вы хотели, чтобы в первую очередь гости выставки вынесли из нее?

Владислав: Наша деятельность не навязывает каких-то готовых размышлений. Искусство – это хороший повод интерпретировать что-то по-своему, задуматься над какой-то темой и вступить в диалог с авторами и кураторами. Я считаю, что искусство – это скорее смысловое поле. Мы задаем конкретную тему и включаем в нее художников и зрителей со своими размышлениями.

Дарья: Для нас важно подобными проектами напоминать, что несмотря на турбулентность времен и сложность ситуации современное искусство есть, молодые художники делают серьезные проекты. Этому учат и это поддерживают, искусство никуда не делось и будет продолжаться.

Фото предоставлено пресс-службой ММОМА

Александра: Мы сделали свою часть работы, и теперь предлагаем зрителю продолжить этот путь, дальше наблюдая за развитием технологий и тем, как будет звучать эта тема. Ведь для искусства зритель важен так же, как и автор. Мы находимся в общем дискуссионном поле и то, что зрители поймут, почувствуют, испытают и, возможно, захотят использовать в каких-то своих работах, для нас очень важно и интересно.

Мы хотим, чтобы зритель почувствовал хорошее «теплое» любопытство. Чтобы гости ощутили, что в пространстве новых технологий скрывается нечто, что интересно исследовать.

Владислав: Большое спасибо ММОМА за эту коллаборацию, которая в итоге создала, действительно, масштабный проект о том, что сегодня касается каждого из нас – больших данных и противоречивой «цифровой реальности». Накапливаются смыслы, искусство между собой об этом коммуницирует, что очень важно для современных творцов.

Если вы тоже хотите присоединиться к дискуссии и заглянуть в «цифровой мир», приходите на выставку «Telling Stories. Большие данные» в ММОМА и Галерею современного искусства HSE ART GALLERY до 13 августа.

Автор: Валерия Кочегарова

Фото обложки: пресс-служба ММОМА


Читайте также: