«Как так получилось, что на протяжении тысячелетий массовое убийство никогда не считалось преступлением? Целые народы преднамеренно истреблялись, преднамеренно и в массовом порядке, а закона, по которому можно было бы судить за такие действия – не было и нет. И как мир борется с этими чудовищными преступлениями? Где, я спрашиваю, совесть человечества?
Где совесть?»
Рафаэль Лемкин, польско-американский юрист еврейского происхождения, 1900-1959
9 декабря Генеральной Ассамблеей ООН был объявлен Международным днём памяти жертв геноцидов и предупреждения подобных преступлений. Сделано это было совсем недавно, в 2015 году, в 100-летнюю годовщину геноцида армян в Османской Турции и Западной Армении, хотя сама конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него была принята десятилетиями ранее, в 1948 году. Сегодня мы публикуем статью, чтобы ещё раз напомнить вам о том, насколько важны права человека и способность отличать зло от добра.
Документ нацелен на дополнение прилагаемых Арменией усилий, активизацию и консолидацию деятельности международного сообщества в борьбе против преступления геноцида. Постоянный представитель РА в ООН Зограб Мнацаканян, представляющий проект резолюции от имени 84 стран-членов ООН — соавторов документа резолюции
Слово «геноцид» — сочетание греческого γένος («раса, люди») и латинского суффикса — caedo («акт убийства»). Термин «геноцид» был впервые введён в обиход польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным.
Я придумал – это «геноцид». «Генос» означает на греческом «народ», «раса», «племя». «Геноцидом» я назвал истребление людей.
В 1933 году Лемкин на международной конференции по унификации международного права в Мадриде предложил разработать международную конвенцию против геноцида, а также выделил следующие признаки геноцида:
- Разрушение культурных ценностей и исторического наследия посредством передачи детей одной этнической группы в другую, принудительного и систематического изъятий цивилизационно-культурных элементов, запрет на использование родного языка, систематического уничтожения книг на родном языке этой группы, разрушения объектов исторического и культурного наследия (памятников, религиозных учреждений, музеев и прочее).
Самым тяжелым случаем геноцида в мировой истории считается Холокост. Масштаб преступления, которое привело к физическому уничтожению от 5 до 6 миллионов ни в чём не повинных мужчин, женщин и детей, до сих пор остаётся крупнейшим в истории.
И хотя Холокост имеет уникальные характеристики, геноцид является общечеловеческой трагедией, которая много раз происходила в прошлом и почти наверняка снова произойдет в будущем, если мы полностью не поймем и не устраним его первопричины.
Но геноцид — это не только уничтожение людей, это ещё и уничтожение их культуры и идентичности. Например, В 1918 году Османская империя захватила город Карс. Когда турецкая армия подходила к городу, около 6000 предметов культуры были вывезены из города. Николай Марр говорил, что всё, что осталось в городе, было либо украдено, либо уничтожено. (Marr, Nikolai Y. «Ani, La Ville Arménniene en Ruines, «Revue des Études Arméniennes. vol. 1 (original series), 1921).
В мае 1921 года Великое национальное собрании Турции приказало Кязыму Карабекиру «стереть памятники Ани [древний армянский город Ани, который июле 2016 года ЮНЕСКО включила в Список объектов Всемирного наследия — прим. автора] с лица Земли»
Карабекир писал в мемуарах, что отказался подчиняться приказу, однако уничтожение всех следов экспедиции Марра предполагает его выполнение.
Подробнее о разрушении культурных ценностей по время вооружённых конфликтов вы можете прочитать здесь.
- Акты жестоких агрессий в отношении отдельных физических и социальных лиц; насильственное вторжение в частную жизнь представителей конкретных групп; целенаправленное уничтожение исторической, культурной и экономической основ этих групп.
Двадцать пять лет назад, в 1994 году, в Руанде начался самый масштабный геноцид в новейшей истории. В течение 100 дней ополченцы, принадлежащие к этническому большинству (хуту), убили по разным оценкам от 500 тысяч до 1 миллиона своих сограждан, в основном это были представители народа тутси и часть нерадикальных хуту, защищавших тутси. Геноцид проводился и одобрялся не только правительственными чиновниками и бизнесменами, но и СМИ — информационную поддержку резне в многом обеспечило бельгийское «Свободное радио Тысячи холмов» (RTLM — Radio Télévision Libre des Mille Collines). Расшифровку пропагандистских радиопередач можете прочитать здесь, а интервью с судьёй Международного трибунала для Руанды — тут.
В начале XX века турецкие власти уничтожили более 300 тысяч православных понтийских греков. Рабочие батальоны, марши смерти, пожары, погромы и изнасилования — так турки «боролись за независимость» и пытались истребить целый народ.
В наши дни 19 мая считается в Греции днём памяти жертв понтийского геноцида. В этот день в 1919 Мустафа Кемаль, известный под именем Ататюрка, прибыл в Самсун для переговоров с митрополитом Германом. В Турции 19 мая рассматривают как начало войны за независимость Турции. Страна до сегодняшнего дня не признает событий тех лет геноцидом и 19 мая празднует День памяти Ататюрка и День молодежи и спорта.
Изначально в Декларации 1915 года правительства Великобритании, России и Франции, осудившие геноцид армян в Турции, использовали выражение «преступление против человечества и цивилизации».
В 1941 году Уинстон Черчилль, описывая вторжение Германии в Советский Союз, говорил о «преступлении без имени».
До 1944 года преднамеренные систематические убийства называли, в том числе, «резней», «истреблением» и «преступлениями против человечности». (см. Trafzer, Clifford E. Exterminate Them! Written Accounts of the Murder, Rape, and Slavery of Native Americans during the California Gold Rush, 1848–1868 / Clifford E. Trafzer, Joel R. Hyer. — Michigan State University Press, 1999.)
Сейчас официальное определение геноцида даёт статья 2 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Она определяет геноцид как «действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу…».
Любой геноцид, совершенный и в мирное, и в военное время, нарушает нормы международного права и считается преступлением, а участники Конвенции обязуются «принимать меры предупреждения и карать за его совершение».
Основная ответственность за предупреждение и пресечение геноцида возлагается на государство, в котором это преступление совершается.
Уроки таких массовых убийств, как геноцид армян, камбоджийцев, а также гонения многих других народов никогда не должны быть преданы забвению. Рональд Рейган 40-й президент США
Сегодня 149 стран ратифицировали Конвенцию. Кстати, США – страна, предоставившая Рафаэлю Лемкину защиту от нацизма, присоединилась к Конвенции лишь в 1988 году.
Даже в XXI веке геноцид действительно продолжает быть угрозой для мира и человечества. Ситуация усугубляется, когда страны, присоединившиеся к общечеловеческой борьбе с массовыми убийствами, препятствуют установлению справедливости. Например, в октябре Палата представителей США приняла резолюцию о признании геноцида армян, но сенатор-республиканец Линдси Грэм заблокировал её. Он объяснил это тем, что законодатели не должны приукрашивать историю или пытаться её переписать.
В декабре 2008 года Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с критикой интернет-кампании “Простите нас”, развёрнутой рядом представителей турецкой интеллигенции, принесших извинения за геноцид армян в Османской империи. Он, в частности, отметил: «Мы не совершали этого преступления, нам не за что извиняться. Кто виноват, тот может принести извинения. Однако у Турецкой Республики, у турецкой нации таких проблем нет».
После Второй мировой войны казалось, что мир сказал геноциду: «Больше никогда», однако случился камбоджийский геноцид 1970-х годов, а после — руандийский геноцид 1994 года и после ещё раз и ещё раз — мир стал свидетелем массовых убийств в Сребренице в Боснии, трагической ситуации в районе Дарфура в Судане (которую одни называют геноцидом, а другие используют альтернативные обозначения, которые, как ни парадоксально, можно назвать не менее ужасными, чем геноцид).
До тех пор, пока преступления вековой давности и тем более последних лет — хорошо изученные и запротоколированные — не получат должной оценки повсеместно, как это ни ужасно, но возможны повторения трагедии.
Автор: Ася Акопджанян
Обложка: фотография Руанды, 1994