[:ru]

24 апреля 2015 года та часть мирового сообщества, которая признала геноцид армян в Османской империи, отмечала день памяти жертв массовых гонений и насилия над мирным населением, произошедшими на территории современной Турции.

Выбор даты 24 апреля является символичным – именно в этот день ровно 100 лет назад в Стамбуле началось осуществление депортации армянской интеллигенции, что по факту означало вынесение смертного приговора гонимым людям, ведь высылка проводилась османскими властями не только с целью «очистки» городского населения Турции от «нежелательных элементов», но также и с целью дальнейшего лишения жизни депортированных, если не непосредственным убийством, то доведением их до состояния, когда изнеможение, обезвоживание и голод делали бы это за них. Именно с этого момента государственная политика Османской империи в сфере ликвидации армянского населения начала реализовываться.

Османское правительство оправдывало свои действия по депортации армян с пограничных районов, обосновывая это тем, что в то время шла война, а граничащие с вражескими государствами регионы не были в безопасности. Тем не менее истинная причина очевидна – армяне всегда представляли в глазах османской верхушки огромную опасность, они были силой, грозившей нарушить политическую стабильность в стране[1], тем более, что в условиях мировой войны христианский народ, вероятнее, пожелал бы встать на сторону более близкой по духу державы – России – заклятого врага Османской империи, к тому же исповедующей одну с армянами религию. В подтверждение этому стоит привести слова, сказанные главой «Специальной организации» (структуры, осуществляющей внутреннюю разведку в Турции и сыгравшей огромную роль в организации геноцида армян) Бехаэддин Шакиром: борьба с «внутренним врагом» (имея в виду армян) не менее важна, чем с «внешним», и в этой борьбе не стоит бояться даже дипломатического вмешательства европейских держав, так как в условиях войны «предстоящая проблема станет сбывшимся фактом, голоса утихнут, и никто не осмелится поднять протест»[2].

 

«Османское правительство оправдывало свои действия по депортации армян с пограничных районов, обосновывая это тем, что в то время шла война, а граничащие с вражескими государствами регионы не были в безопасности»

Как же проходила депортация? Она началась 8 апреля с города Зейтун, население которого столетиями пользовалось частичной автономией и не особо подчинялось власти турецкого центра. В качестве основания для действий по высылке приводилась информация о якобы существующей секретной договорённости между армянским населением Зейтуна и российскими военными о взаимной помощи в проведении боевых действий на территории Турции, однако никаких враждебных мероприятий армяне Зейтуна не предпринимали[3].

Османские власти начинали с того, что отбирали здоровых мужчин, утверждая, что доброжелательно настроенное к ним правительство, исходя из военной необходимости, готовит переселение армян в новые дома, находящиеся на безопасном расстоянии от пограничных территорий[4]. Мужчин, которых заставляли покидать свои семьи, помещали в тюрьму, а затем выводили из города в пустынные места и уничтожали – кого-то с использованием огнестрельного, кого-то – холодного оружия, чтобы не тратить пули. Затем турки забирали стариков, женщин и детей, которым сообщали о вынужденном переселении. Их гнали колоннами под конвоем. Жандармам было приказано выбирать по возможности длинные маршруты, проходящие через пустынные местности. Колонна шла до тех пор, пока от усталости, жажды или от голода не умирал последний человек[5].

Чтобы действительно понимать, о чем идёт речь, достаточно взглянуть на одну из серии фотографий, сделанных доктором Армином Вегнером, служившим в Турции. Эта фотография стала одним из самых ассоциируемых с геноцидом изображений:

Депортированные армянские женщины, дети и старики. Османская империя. 1915 г. © Wallstein Verlag, Germany.

Тем временем Османское правительство старалось находить пути легализации своих преступлений – был взят курс на создание законодательства, призванного нормативно-правовым регулированием оправдать действия имперского Центра. Так, 26 мая 1915 года Талаат-паша (на тот момент министр внутренних дел Османской империи; один из главных организаторов массовых гонений и геноцида армян) представил Закон «О депортации», имевший своей целью обеспечить борьбу с выступающими против правительства в мирное время[6]. Несмотря на то, что армяне, как этническая единица, составляющая значительный процент населения Турции, там не упоминались, было очевидно, что закон был написан специально для них.

Далее, уже 30 мая 1915 г. Совет министров Османской империи принял закон о высылке, согласно которому военное командование было вправе подавлять вооружённое сопротивление населения и депортировать подозреваемых в измене и шпионаже. Для придания законности действиям властей предусматривались охрана высланных и компенсация утерянного имущества, однако на практике ни одно из этих условий не выполнялось.

21 июня 1915, когда высылка вошла в заключительную фазу своего осуществления, Талаат обнародовал приказ со следующим содержанием: «Всех армян без исключения, живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи, кроме тех, кто был признан полезным для государства – депортировать»[7]. Это происходило на основании трёх принципов: 1) «принцип десяти процентов», согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе, 2) количество домов депортированных не должно было превышать пятидесяти, 3) депортированным запрещалось менять места их назначения[8].

Лагерь депортированных армян, 1915г. Армин Вегнер © Wallstein Verlag, Germany.

Армяне не имели права создавать собственные школы, более того, армянские деревни должны были находиться на расстоянии не менее пяти часов езды друг от друга – это всё должно было сыграть роль катализатора процесса ассимиляции «нужного» (в терминах Талаата) армянского населения на территории Османской империи.

Всё же, несмотря на приказ министра внутренних дел депортировать «всех армян без исключения», значительная часть армянского населения Стамбула и Эдирне не была выслана, так как иностранные граждане, в большом количестве пребывавшие в этих городах, могли стать нежелательными и опасными свидетелями этого процесса[9].

Летом 1915 года ареал территорий, армянское население которых подвергалось высылке, расширился – теперь он затрагивал и районы современной Сирии. Согласно плану, о котором говорилось выше, армяне не должны были превышать 10 % местного населения, что говорит о страхе «младотурецкого» правительства перед концентрацией армян[10].

«Всё же, несмотря на приказ министра внутренних дел депортировать «всех армян без исключения», значительная часть армянского населения Стамбула и Эдирне не была выслана, так как иностранные граждане, в большом количестве пребывавшие в этих городах, могли стать нежелательными и опасными свидетелями этого процесса»

Интенсивность и жестокость высылки увеличивались с каждым днём. К середине лета власти уже не отличали «невиновных» в политическом смысле армян от «виновных», а как следствие, из Киликии начались гонения уже без различия между армянскими революционными и лояльными правительству сообществами (которые, безусловно, также имели место быть). Выбор тех, кого высылать, не зависел также и от близости к границе, он касался уже всех армян Османской империи. С этого момента и можно говорить о явлении «геноцид», которое сопровождалось «действиями, направленными на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, или религиозной группы как таковой путём убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы» – такое определение геноцида закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации. Оно частично повторяет определение, установленное Конвенцией «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» от 9 декабря 1948 года, а также ст. 6 Римского статута Международного уголовного суда. Вот, к примеру, содержание статьи из Конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него»:

«В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

(а) убийство членов такой группы;

(b) причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

(с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её;

(d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

(e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую»[11].

Каждое положение приведённых норм международного права можно найти в истории геноцида армян. В этой связи представляется крайне странным и разочаровывающим тот факт, что в мире (помимо государств, по понятным причинам, преданным Турции, таких, например, как Азербайджан) остались ещё государства, которые не признают события 1915 г. геноцидом.

На сегодня одним из наиболее спорных вопросов остаётся количество жертв геноцида, однако ведущие державы мира, признавшие геноцид, сходятся на цифре в 1 500 000 жизней[12].

Лагерь депортированных армян у железной дороги Багдада, 1915г. Армин Вегнер © Wallstein Verlag, Germany.

Массовые убийства армян в Османской империи в 1915 г. становились предметом рассмотрения нескольких международных организаций. В 1984 году «Постоянный трибунал народов» в Италии признал действия Османской империи геноцидом[13]. К такому же результату в 1997 году пришла Международная ассоциация исследователей геноцида в США[14]. В 2001 году совместная турецко-армянская комиссия по примирению обратилась в «Международный центр по вопросам правосудия переходного периода» с целью получить независимое заключение по поводу того, являются ли события 1915 года геноцидом. В начале 2003 года эта организация представила заключение, согласно которому события 1915 года попадают под все определения геноцида, а как следствие, употребление этого термина полностью оправдано и правомерно[15].

На данный момент геноцид армян признан и осуждён многими влиятельными международными организациями, а также странами мира, первым в числе которых стал Уругвай (1965 г.). Уничтожение армян официально признали геноцидом (в соответствии с международным правом) и осудили также Франция (1998 г. (Национальное собрание), 2000 г. (Сенат), 2001 г. (на уровне Закона государства)), Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Россия (Постановление от 1995 г.), Польша, Ливан, Италия, Литва, Греция, Словакия, Кипр, Аргентина, Венесуэла, Чили, Канада, Ватикан, Боливия (2014 г.), Австрия (2015 г.), а также 45 из 50 штатов США.

Кроме того, в некоторых из числа стран, признавших геноцид, наблюдается криминализация его отрицания.

Так, в Швейцарии несколько человек были осуждены за такое преступление[16]. А в октябре 2006 г. Национальное собрание Франции приняло законопроект, который предлагал рассматривать отрицание признанных Францией геноцидов как преступление; в 2012 г. законопроект был одобрен Сенатом[17].

«В начале 2003 года Международный центр по вопросам правосудия переходного периода представил заключение, согласно которому события 1915 года попадают под все определения геноцида, а как следствие, употребление этого термина полностью оправдано и правомерно»

Тем временем, Турция осудила французский закон об уголовном преследовании отрицания геноцида. Тогда группа французских депутатов обратилась в Конституционный совет Франции с запросом о рассмотрении принятого закона на предмет соответствия Конституции. В свою очередь, Конституционный совет постановил признать данный закон неконституционным, так как он является покушением на свободу выражения мнений, включая право на общение.

Вместе с тем, признание геноцида является важной ступенью на пути к поддержанию мира и безопасности в международном сообществе, поэтому на сегодняшний день проблема отрицания стоит крайне остро.

Как говорил президент США Теодор Рузвельт (цитата приводится из письма Кливленду Гудли Доджу, 11 мая 1918 года): «Ужас, охвативший армян, – свершившийся факт. В значительной степени это результат политики пацифизма, которой придерживался этот народ в течение последних четырёх лет. … армянская резня — величайшее преступление этой войны, и, если нам не удастся выступить против Турции, значит – мы потворствуем им»[18].

В этой связи хотелось бы обратиться к тем людям, которые не считают события 1915 г. геноцидом армянского народа. Не признавая события 1915 г. геноцидом, а соответственно, преступлением международного характера, грубым нарушением международного гуманитарного права, нарушениями международного уголовного права и прав человека в целом, вы косвенно ему потворствуете, содействуете. Вы становитесь на одну ступеньку с тем человеком, который посмел оправдать свои преступления против еврейского народа фразой: «В конце концов, кто сейчас вспомнит армянскую резню?»[19].

Тем не менее, мы помним. Несмотря на то, что после геноцида армяне были разбросаны по всему миру, сегодня каждый из них чтит память более полутора миллиона жертв. Обосновавшиеся во всех уголках планеты армянские диаспоры делают всё возможное, чтобы факт уничтожения армян не был забыт. Так, в 2015 году, когда ужаснейшему событию минуло 100 лет, было организовано массовое распространение «незабудок» как символа живой памяти о безвременно и так несправедливо ушедших ни в чём не повинных людях.

«Незабудки» разошлись эхом по всему миру и показали, что мы не забываем, потому что не хотим повторения. Стоит однажды забыть, как всё возвращается. Свидетельством этому могут служить приведённые выше слова жесточайшего в мире диктатора – Адольфа Гитлера, также избравшего своей целью уничтожение группы, детерминированной по определённому врождённому признаку. Он, полагая, что армянский геноцид никто уже не вспомнит, к сожалению, крайне успешно провёл свою политику по истреблению нелюбимого им народа. И правда, многие учёные и историки, исследователи, в частности профессор Израэль Чарни, придерживаются мнения, что «геноцид армян примечателен во многих отношениях, в том числе и потому, что в кровавом XX столетии он был ранним примером массового геноцида, который многие признают как «репетицию» Холокоста»[20].

Кто знает, если бы события 1915 года, не тянувши долго, сочли за преступление, за геноцид, то вполне вероятно, что многих других национальных трагедий с подобным характером можно было бы избежать. Необходимо помнить оставляемые после геноцида ужасы, потери, гибель целых культур и этносов, исчезновение которых истощает общечеловеческую цивилизацию, чтобы стремление его предотвратить и не дать ему повториться было велико и поддерживалось как можно большим числом людей по всему миру.

Поэтому важно иметь в виду: кто не помнит прошлого, не имеет будущего…

 

Автор: Гаянэ Гулян

 

[1]Fuat Dündar. Pouring a People into the Desert. The “Definitive Solution” of the Unionists to the Armenian Question // A Question of Genocide: Armenians and Turks at the End of the Ottoman Empire‎. P.280–284.

[2] Левон Месроп, Тер-Зор, Париж, 1955. С. 258.

[3] Aram Arkun. Zeytun and the Commencement of the Armenian Genocide // A Question of Genocide: Armenians and Turks at the End of the Ottoman Empire‎. P.221–243.

[4] Геноцид армян // История Армении. URL: http://historyam.ru/index/genocid_armjan/0-117 (дата обращения: 03.05.2015).

[5] Richard G. Hovannisian. The Armenian People from Ancient to Modern Times. London, 1997.  P. 245–249.

[6] Закон «О депортации» // Genocide.ru. URL: http://genocide.ru/enc/deportation-law.htm (дата обращения: 03.05.2015).

[7] Кречетников Артём. Резня турецких армян: трагедия народа и спор о терминах // Русская служба BBC, 24.04.2015. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2015/04/150424_armenians_massacre_1915 (дата обращения: 03.05.2015).

[8] Геноцид армян // История Армении. URL: http://historyam.ru/index/genocid_armjan/0-117 (дата обращения: 03.05.2015).

[9]Fuat Dündar. Pouring a People into the Desert. The “Definitive Solution” of the Unionists to the Armenian Question // A Question of Genocide: Armenians and Turks at the End of the Ottoman Empire‎. P. 276–280.

[10] Donald Bloxham. The First World War and the Development of the Armenian Genocide // A Question of Genocide: Armenians and Turks at the End of the Ottoman Empire. P. 270–272.

[11] «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (Заключена 09.12.1948) // // СПС «Консультант плюс».

[12] Totten, Bartrop, Jacobs. Dictionary of Genocide. P. 19.

[13] Permanent Peoples’ Tribunal, Verdict of the Tribunal. URL: http://www.armenian-genocide.org/Affirmation.66/current_category.5/affirmation_detail.html (дата обращения: 03.05.2015).

[14] The Armenian Genocide Resolution Unanimously Passed By The Association of Genocide Scholars of North America, 1997. URL: http://www.genocidescholars.org/sites/default/files/document%09%5Bcurrent-page%3A1%5D/documents/IAGSArmenian%20Genocide%20Resolution%20_0.pdf (дата обращения: 03.05.2015).

[15] International Center for Transitional Justice (ICTJ) Report Prepared for TARC.  URL: http://www.armenian-genocide.org/Affirmation.244/current_category.5/affirmation_detail.html (дата обращения 03.05.2015).

[16] 150 дней тюремного заключения и 30 тысяч франков — так швейцарский суд наказал турок за отрицание Геноцида армян // PanARMENIAN.Net, 2010. URL: http://www.panarmenian.net/rus/world/news/54518 (дата обращения: 03.05.2015).

[17]  Франция запрещает отрицание геноцида армян // Русская служба BBC, 2006. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_6043000/6043368.stm (дата обращения: 03.05.2015).

[18] The Letters of Theodore Roosevelt. Cambridge, 1954. P. 6328.

[19] Имеется в виду речь  Адольфа Гитлера, 22 августа 1939 г.

[20] Charny Israel. Ed., Introduction to «The Widening Circle of Genocide»; «The Ottoman Empire: A Troubled Legacy». Views, Comments and Judgements by Noted Experts Worldwide. Compiled by Vahakn N. Dadrian for the Association of Genocide Scholars. Williamsburg, 1997. P. 69.[:en]

24 апреля 2015 года та часть мирового сообщества, которая признала геноцид армян в Османской империи, отмечала день памяти жертв массовых гонений и насилия над мирным населением, произошедшими на территории современной Турции.

Выбор даты 24 апреля является символичным – именно в этот день ровно 100 лет назад в Стамбуле началось осуществление депортации армянской интеллигенции, что по факту означало вынесение смертного приговора гонимым людям, ведь высылка проводилась османскими властями не только с целью «очистки» городского населения Турции от «нежелательных элементов», но также и с целью дальнейшего лишения жизни депортированных, если не непосредственным убийством, то доведением их до состояния, когда изнеможение, обезвоживание и голод делали бы это за них. Именно с этого момента государственная политика Османской империи в сфере ликвидации армянского населения начала реализовываться.

Османское правительство оправдывало свои действия по депортации армян с пограничных районов, обосновывая это тем, что в то время шла война, а граничащие с вражескими государствами регионы не были в безопасности. Тем не менее, истинная причина очевидна – армяне всегда представляли в глазах османской верхушки огромную опасность, они были силой, грозившей нарушить политическую стабильность в стране[1], тем более, что в условиях мировой войны христианский народ, вероятнее, пожелал бы встать на сторону более близкой по духу державы – России – заклятого врага Османской империи, к тому же исповедующей одну с армянами религию. В подтверждение этому стоит привести слова, сказанные главой «Специальной организации» (структуры, осуществляющей внутреннюю разведку в Турции и сыгравшей огромную роль в организации геноцида армян) Бехаэддин Шакиром: борьба с «внутренним врагом» (имея в виду армян) не менее важна, чем с «внешним», и в этой борьбе не стоит бояться даже дипломатического вмешательства европейских держав, так как в условиях войны «предстоящая проблема станет сбывшимся фактом, голоса утихнут, и никто не осмелится поднять протест»[2].

Как же проходила депортация? Она началась 8 апреля с города Зейтун, население которого столетиями пользовалось частичной автономией и не особо подчинялось власти турецкого центра. В качестве основания для действий по высылке приводилась информация о якобы существующей секретной договорённости между армянским населением Зейтуна и российскими военными о взаимной помощи в проведении боевых действий на территории Турции, однако никаких враждебных мероприятий армяне Зейтуна не предпринимали[3].

Османские власти начинали с того, что отбирали здоровых мужчин, утверждая, что доброжелательно настроенное к ним правительство, исходя из военной необходимости, готовит переселение армян в новые дома, находящиеся на безопасном расстоянии от пограничных территорий[4]. Мужчин, которых заставляли покидать свои семьи, помещали в тюрьму, а затем выводили из города в пустынные места и уничтожали – кого-то с использованием огнестрельного, кого-то – холодного оружия, чтобы не тратить пули. Затем турки забирали стариков, женщин и детей, которым сообщали о вынужденном переселении. Их гнали колоннами под конвоем. Жандармам было приказано выбирать по возможности длинные маршруты, проходящие через пустынные местности. Колонна шла до тех пор, пока от усталости, жажды или от голода не умирал последний человек[5].

Чтобы действительно понимать, о чем идёт речь, достаточно взглянуть на одну из серии фотографий, сделанных доктором Армином Вегнером, служившим в Турции. Эта фотография стала одним из самых ассоциируемых с геноцидом изображений:

Депортированные армянские женщины, дети и старики. Османская империя. 1915 г. © Wallstein Verlag, Germany.

Тем временем Османское правительство старалось находить пути легализации своих преступлений – был взят курс на создание законодательства, призванного нормативно-правовым регулированием оправдать действия имперского Центра. Так, 26 мая 1915 г. Талаат-паша (на тот момент министр внутренних дел Османской империи; один из главных организаторов массовых гонений и геноцида армян) представил Закон «О депортации», имевший своей целью обеспечить борьбу с выступающими против правительства в мирное время[6]. Несмотря на то, что армяне, как этническая единица, составляющая значительный процент населения Турции, там не упоминались, было очевидно, что закон был написан специально для них.

Далее, уже 30 мая 1915 г. Совет министров Османской империи принял закон о высылке, согласно которому военное командование было вправе подавлять вооружённое сопротивление населения и депортировать подозреваемых в измене и шпионаже. Для придания законности действиям властей предусматривались охрана высланных и компенсация утерянного имущества, однако на практике ни одно из этих условий не выполнялось.

21 июня 1915, когда высылка вошла в заключительную фазу своего осуществления, Талаат обнародовал приказ со следующим содержанием: «Всех армян без исключения, живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи, кроме тех, кто был признан полезным для государства – депортировать»[7]. Это происходило на основании трёх принципов: 1) «принцип десяти процентов», согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе, 2) количество домов депортированных не должно было превышать пятидесяти, 3) депортированным запрещалось менять места их назначения[8].

Лагерь депортированных армян, 1915г. Армин Вегнер © Wallstein Verlag, Germany.

Армяне не имели права создавать собственные школы, более того, армянские деревни должны были находиться на расстоянии не менее пяти часов езды друг от друга – это всё должно было сыграть роль катализатора процесса ассимиляции «нужного» (в терминах Талаата) армянского населения на территории Османской империи.

Всё же, несмотря на приказ министра внутренних дел депортировать «всех армян без исключения», значительная часть армянского населения Стамбула и Эдирне не была выслана, так как иностранные граждане, в большом количестве пребывавшие в этих городах, могли стать нежелательными и опасными свидетелями этого процесса[9].

Летом 1915 г. ареал территорий, армянское население которых подвергалось высылке, расширился – теперь он затрагивал и районы современной Сирии. Согласно плану, о котором говорилось выше, армяне не должны были превышать 10 % местного населения, что говорит о страхе «младотурецкого» правительства перед концентрацией армян[10].

Интенсивность и жестокость высылки увеличивались с каждым днём. К середине лета власти уже не отличали «невиновных» в политическом смысле армян от «виновных», а как следствие, из Киликии начались гонения уже без различия между армянскими революционными и лояльными правительству сообществами (которые, безусловно, также имели место быть). Выбор тех, кого высылать, не зависел также и от близости к границе, он касался уже всех армян Османской империи. С этого момента и можно говорить о явлении «геноцид», которое сопровождалось «действиями, направленными на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, или религиозной группы как таковой путём убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы» – такое определение геноцида закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации. Оно частично повторяет определение, установленное Конвенцией «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» от 9 декабря 1948 г., а также ст. 6 Римского статута Международного уголовного суда. Вот, к примеру, содержание статьи из Конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него»:

«В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

(а) убийство членов такой группы;

(b) причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

(с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её;

(d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

(e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую»[11].

Каждое положение приведённых норм международного права можно найти в истории геноцида армян. В этой связи представляется крайне странным и разочаровывающим тот факт, что в мире (помимо государств, по понятным причинам, преданным Турции, таких, например, как Азербайджан) остались ещё государства, которые не признают события 1915 г. геноцидом.

На сегодня одним из наиболее спорных вопросов остаётся количество жертв геноцида, однако ведущие державы мира, признавшие геноцид, сходятся на цифре в 1 500 000 жизней[12].

Лагерь депортированных армян у железной дороги Багдада, 1915г. Армин Вегнер © Wallstein Verlag, Germany.

Массовые убийства армян в Османской империи в 1915 г. становились предметом рассмотрения нескольких международных организаций. В 1984 г. «Постоянный трибунал народов» в Италии признал действия Османской империи геноцидом[13]. К такому же результату в 1997 г. пришла Международная ассоциация исследователей геноцида в США[14]. В 2001 г. совместная турецко-армянская комиссия по примирению обратилась в «Международный центр по вопросам правосудия переходного периода» с целью получить независимое заключение по поводу того, являются ли события 1915 г. геноцидом. В начале 2003 г. эта организация представила заключение, согласно которому события 1915 г. попадают под все определения геноцида, а как следствие, употребление этого термина полностью оправдано и правомерно[15].

На данный момент геноцид армян признан и осуждён многими влиятельными международными организациями, а также странами мира, первым в числе которых стал Уругвай (1965 г.). Уничтожение армян официально признали геноцидом (в соответствии с международным правом) и осудили также Франция (1998 г. (Национальное собрание), 2000 г. (Сенат), 2001 г. (на уровне Закона государства)), Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Россия (Постановление от 1995 г.), Польша, Ливан, Италия, Литва, Греция, Словакия, Кипр, Аргентина, Венесуэла, Чили, Канада, Ватикан, Боливия (2014 г.), Австрия (2015 г.), а также 45 из 50 штатов США.

Кроме того, в некоторых из числа стран, признавших геноцид, наблюдается криминализация его отрицания.

Так, в Швейцарии несколько человек были осуждены за такое преступление[16]. А в октябре 2006 г. Национальное собрание Франции приняло законопроект, который предлагал рассматривать отрицание признанных Францией геноцидов как преступление; в 2012 г. законопроект был одобрен Сенатом[17].

Тем временем, Турция осудила французский закон об уголовном преследовании отрицания геноцида. Тогда группа французских депутатов обратилась в Конституционный совет Франции с запросом о рассмотрении принятого закона на предмет соответствия Конституции. В свою очередь, Конституционный совет постановил признать данный закон неконституционным, так как он является покушением на свободу выражения мнений, включая право на общение.

Вместе с тем, признание геноцида является важной ступенью на пути к поддержанию мира и безопасности в международном сообществе, поэтому на сегодняшний день проблема отрицания стоит крайне остро.

Как говорил президент США Теодор Рузвельт (цитата приводится из письма Кливленду Гудли Доджу, 11 мая 1918 г.): «Ужас, охвативший армян, – свершившийся факт. В значительной степени это результат политики пацифизма, которой придерживался этот народ в течение последних четырёх лет. … армянская резня — величайшее преступление этой войны, и, если нам не удастся выступить против Турции, значит – мы потворствуем им»[18].

В этой связи хотелось бы обратиться к тем людям, которые не считают события 1915 г. геноцидом армянского народа. Не признавая события 1915 г. геноцидом, а соответственно, преступлением международного характера, грубым нарушением международного гуманитарного права, нарушениями международного уголовного права и прав человека в целом, вы косвенно ему потворствуете, содействуете. Вы становитесь на одну ступеньку с тем человеком, который посмел оправдать свои преступления против еврейского народа фразой: «В конце концов, кто сейчас вспомнит армянскую резню?»[19].

Тем не менее, мы помним. Несмотря на то, что после геноцида армяне были разбросаны по всему миру, сегодня каждый из них чтит память более полутора миллиона жертв. Обосновавшиеся во всех уголках планеты армянские диаспоры делают всё возможное, чтобы факт уничтожения армян не был забыт. Так, в 2015 г., когда ужаснейшему событию минуло 100 лет, было организовано массовое распространение «незабудок» как символа живой памяти о безвременно и так несправедливо ушедших ни в чём не повинных людях.

«Незабудки» разошлись эхом по всему миру и показали, что мы не забываем, потому что не хотим повторения. Стоит однажды забыть, как всё возвращается. Свидетельством этому могут служить приведённые выше слова жесточайшего в мире диктатора – Адольфа Гитлера, также избравшего своей целью уничтожение группы, детерминированной по определённому врождённому признаку. Он, полагая, что армянский геноцид никто уже не вспомнит, к сожалению, крайне успешно провёл свою политику по истреблению нелюбимого им народа. И правда, многие учёные и историки, исследователи, в частности профессор Израэль Чарни, придерживаются мнения, что «геноцид армян примечателен во многих отношениях, в том числе и потому, что в кровавом XX столетии он был ранним примером массового геноцида, который многие признают как «репетицию» Холокоста»[20].

Кто знает, если бы события 1915 г., не тянувши долго, сочли за преступление, за геноцид, то вполне вероятно, что многих других национальных трагедий с подобным характером можно было бы избежать. Необходимо помнить оставляемые после геноцида ужасы, потери, гибель целых культур и этносов, исчезновение которых истощает общечеловеческую цивилизацию, чтобы стремление его предотвратить и не дать ему повториться было велико и поддерживалось как можно большим числом людей по всему миру.

Поэтому, важно иметь в виду: кто не помнит прошлого, не имеет будущего…

 

Автор: Гаянэ Гулян

 

[1]Fuat Dündar. Pouring a People into the Desert. The “Definitive Solution” of the Unionists to the Armenian Question // A Question of Genocide: Armenians and Turks at the End of the Ottoman Empire‎. P.280–284.

[2] Левон Месроп, Тер-Зор, Париж, 1955. С. 258.

[3] Aram Arkun. Zeytun and the Commencement of the Armenian Genocide // A Question of Genocide: Armenians and Turks at the End of the Ottoman Empire‎. P.221–243.

[4] Геноцид армян // История Армении. URL: http://historyam.ru/index/genocid_armjan/0-117 (дата обращения: 03.05.2015).

[5] Richard G. Hovannisian. The Armenian People from Ancient to Modern Times. London, 1997.  P. 245–249.

[6] Закон «О депортации» // Genocide.ru. URL: http://genocide.ru/enc/deportation-law.htm (дата обращения: 03.05.2015).

[7] Кречетников Артём. Резня турецких армян: трагедия народа и спор о терминах // Русская служба BBC, 24.04.2015. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2015/04/150424_armenians_massacre_1915 (дата обращения: 03.05.2015).

[8] Геноцид армян // История Армении. URL: http://historyam.ru/index/genocid_armjan/0-117 (дата обращения: 03.05.2015).

[9]Fuat Dündar. Pouring a People into the Desert. The “Definitive Solution” of the Unionists to the Armenian Question // A Question of Genocide: Armenians and Turks at the End of the Ottoman Empire‎. P. 276–280.

[10] Donald Bloxham. The First World War and the Development of the Armenian Genocide // A Question of Genocide: Armenians and Turks at the End of the Ottoman Empire. P. 270–272.

[11] «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (Заключена 09.12.1948) // // СПС «Консультант плюс».

[12] Totten, Bartrop, Jacobs. Dictionary of Genocide. P. 19.

[13] Permanent Peoples’ Tribunal, Verdict of the Tribunal. URL: http://www.armenian-genocide.org/Affirmation.66/current_category.5/affirmation_detail.html (дата обращения: 03.05.2015).

[14] The Armenian Genocide Resolution Unanimously Passed By The Association of Genocide Scholars of North America, 1997. URL: http://www.genocidescholars.org/sites/default/files/document%09%5Bcurrent-page%3A1%5D/documents/IAGSArmenian%20Genocide%20Resolution%20_0.pdf (дата обращения: 03.05.2015).

[15] International Center for Transitional Justice (ICTJ) Report Prepared for TARC.  URL: http://www.armenian-genocide.org/Affirmation.244/current_category.5/affirmation_detail.html (дата обращения 03.05.2015).

[16] 150 дней тюремного заключения и 30 тысяч франков — так швейцарский суд наказал турок за отрицание Геноцида армян // PanARMENIAN.Net, 2010. URL: http://www.panarmenian.net/rus/world/news/54518 (дата обращения: 03.05.2015).

[17]  Франция запрещает отрицание геноцида армян // Русская служба BBC, 2006. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_6043000/6043368.stm (дата обращения: 03.05.2015).

[18] The Letters of Theodore Roosevelt. Cambridge, 1954. P. 6328.

[19] Имеется в виду речь  Адольфа Гитлера, 22 августа 1939 г.

[20] Charny Israel. Ed., Introduction to «The Widening Circle of Genocide»; «The Ottoman Empire: A Troubled Legacy». Views, Comments and Judgements by Noted Experts Worldwide. Compiled by Vahakn N. Dadrian for the Association of Genocide Scholars. Williamsburg, 1997. P. 69.[:]