«…ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества…»

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, 1956 г.

«…каждое государство должно охранять достояние, состоящее из культурных ценностей, находящееся на его территории, от опасностей, связанных с их незаконным вывозом, ввозом и передачей права собственности на них…»

Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, 1970 г.

 

ИГ и месопотамские произведения искусства

Известная ныне всему миру террористическая организация, именующая себя «Исламским Государством» (далее – ИГ) (запрещена на территории РФ), вновь потрясла международное сообщество своим преступным деянием – на этот раз попытками продажи награбленных месопотамских произведений искусства через eBay, Facebook и Whatsapp. Ранее в 2016 году уличённые в вандализме по отношению к материальным культурным ценностям[1], боевики ИГ после уничтожения воздушными силами США принадлежавшего им нефтеперерабатывающего завода, что сократило их ежедневные доходы примерно на 2/3, решили действовать иначе – а именно, осуществлять незаконную торговлю награбленными сирийскими произведениями искусства. Самопровозглашенный халифат теперь становится поистине одним из самых влиятельных игроков на рынке античных ценностей.

Аль Азм, преподаватель антропологии Shawnee State University штата Огайо и председатель Сирийской оппозиционной целевой группы по сохранению наследия Сирии, в надежде спасти один из самых редких и хрупких артефактов человечества, решил выступить в роли дилера, заинтересованного в его приобретении (ему была предложена месопотамская ваза стоимостью $250.000). Приняв неправомерную оферту представителей ИГ, Азм впоследствии получил от них предложение провоза артефакта через территорию Ливана. Преподаватель отмечает, что в недавнем времени в сирийском городе Манбидж, расположенном рядом с Турецкой границей, была основана археологическая администрация, в чьи полномочия входит незаконная торговля артефактами.[2]

Майкл Данти, советник Государственного Департамента США по делам о разграбленных культурных ценностях Ирака и Сирии, убежден, что ИГ является поставщиком в сложной цепи, включающей в себя, по меньшей мере, 5 посредников и дилеров. Экстремисты, по его словам , тесно связаны с турецкими криминальными структурами, которые оказывают им помощь в передаче награбленного дилерам, имеющим финансовые возможности хранить ценности до 15 лет: этого времени достаточно, чтобы правоохранительные органы заинтересованных государств стали менее внимательно отслеживать «транзакции» культурных ценностей.[3]

Международное сообщество определенно заинтересовано в прекращении нелегальной торговли произведениями искусства и в применении санкций к занимающимся ею организациям. Каковы перспективы нелегальной деятельности ИГ в сфере торговли месопотамскими артефактами, как государства-члены ООН реагируют на подобные действия, и как развивается международное законодательство, регулирующее данную сферу, – непростые вопросы, ответы на которые предстоит найти.

Правовое регулирование незаконной торговли культурными ценностями

Защита, применимая к гражданскому имуществу, не всегда бывает достаточной для сохранения культурных ценностей, представляющих собой не только наследие отдельных народов, но и всего человечества. Подробное определение категории «культурные ценности» представлено в Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности: «Культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интересы с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы».[4] Можно думать, что именно особая природа культурных ценностей потребовала от международного сообщества развития специальной правовой базы в целях предоставления ей особой защиты.

«Культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интересы с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы»

Одним из основополагающих нормативно-правовых актов, регулирующих сложившуюся в Сирии ситуацию, является Конвенция 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, которая была принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 ноября 1970 г. на её 16-й сессии (ратифицирована СССР 28 апреля 1988 г.).[5] Данный акт дополняет собой Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям, заключенная в Риме 24.06.1995 (подписана РФ, но не ратифицирована).[6] Кроме того, следует обратить внимание на посвященные оказанию противодействия функционирующим в Ираке и Сирии террористическим организациям Резолюции Совета Безопасности ООН 2199 (2015)[7] и 2253 (2015) [8].

В своём выступлении на 7587-м заседании Совета Безопасности Председатель ООН Пан Ги Мун отметил, что многочисленные резолюции подчеркивают цель международного сообщества по перекрытию всех источников финансирования террористических организаций, среди которых, наряду с торговлей людьми и нефтепродуктами, занимает место и незаконная торговля культурными ценностями. Родриго Вальдес Пулидо, министр финансов Чили, признавая, что ИГ дестабилизирует ситуацию в Ираке и Сирии, заявил, что все государства-члены ООН должны разработать общую схему действий, которая бы могла остановить деятельность данной группировки. Особое внимание, по его мнению, должно быть уделено прекращению взаимодействия ИГ с миром, а именно – осуществляемой организацией торговле нефтепродуктами и незаконному обороту объектов, обладающих культурной и исторической ценностью. Министр финансов Соединенного Королевства Великобритании Джордж Осборн, вице-министр международных отношений Литвы Андриус Кривас, а также представители Китая и Новой Зеландии выступили в поддержку данной позиции.[9]

Таким образом, в Резолюции Совета Безопасности ООН 2253 (2015) нашло своё отражение осуждение международным сообществом разрушения ИГ культурного наследия в Ираке и Сирии. Здесь же отмечается, что «все государства-члены должны принять надлежащие меры для недопущения торговли культурными ценностями Ирака и Сирии и другими предметами, имеющими археологическое, историческое, культурное, ценное научное или религиозное значение, которые были незаконно изъяты из Ирака после 6 августа 1990 года и из Сирии после 15 марта 2011 года, в том числе путём запрещения трансграничной торговли такими предметами, что создаст возможность для их последующего возвращения народам Ирака и Сирии».[10] Резолюция 2253 (2015) является крупным российско-американским проектом (соавторами документа выступили 68 государств-членов ООН), направленным на борьбу с ИГ и другими террористическими организациями, на пресечение любых попыток финансирования террористов.[11]

Следует заметить, что меры по прекращению торговли нефтью и жестокого обращения с культурными ценностями, а также незаконной купли-продажи последних, более подробно рассматривались в  Резолюции 2199 (2015), принятой Советом Безопасности на его 7379-м заседании 12 февраля 2015 года. В ней отмечалось, что ИГ (и прочие организации, тесно связанные с Аль-Каидой) получают доход незаконно, прямо или косвенно принимая участие в разграблении культурного наследия и его незаконном вывозе из мест археологических раскопок, музеев, библиотек, архивов. Полученные деньги используются для финансирования деятельности организации по вербовке новых членов и для укрепления оперативной способности ИГ по организации террористических актов. В связи с этим, Совет Безопасности призвал ЮНЕСКО, Интерпол и другие международные организации оказывать противодействие ИГ и следовать положениям, раскрытым в Резолюции.[12]

Меры, которые могут быть предприняты для прекращения подобной противоправной деятельности

Какие меры, могут быть предприняты для прекращения незаконного оборота объектов культуры? Ответ на этот вопрос можно найти в Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (далее – Конвенция о мерах), а также в дополняющей её Конвенции УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (далее – Конвенция УНИДРУА). На сегодняшний момент Конвенцию о мерах подписало 131 государство, в числе которых есть и Ирак, принявший (accepted) Конвенцию 12.02.1973), и Сирия, которая так же приняла её (accepted) двумя годами позже Ирака — 21.02.1975.[13] Таким образом, Ирак и Сирия взяли на себя обязательства воздерживаться от любых действий, которые лишили бы договор (Конвенцию) объекта и цели.[14]Что касается Конвенции УНИДРУА, то ни Ирак, ни Сирия её не подписали.[15]

Государства-участники Конвенции о мерах должны не допускать приобретения музеями и другими аналогичными учреждениями, расположенными на их территории, культурных ценностей, происходящих из другого государства-участника Конвенции, которые были незаконно вывезены из него (данное правило не имеет обратной силы и применимо после вступления в силу данного нормативного правового акта). Документ предусматривает запрет ввоза похищенных культурных ценностей, а также оказание помощи в обнаружении и возвращении незаконно проданных объектов культурного наследия по обращению государства, которому они принадлежали. Подобные просьбы направляются через дипломатические каналы. Государства-участники не облагают таможенными сборами или другими сборами культурные ценности, а расходы по возврату культурных ценностей «лежат на плечах» требующей стороны.

«Государства-участники Конвенции о мерах должны не допускать приобретения музеями и другими аналогичными учреждениями, расположенными на их территории, культурных ценностей, происходящих из другого государства-участника Конвенции, которые были незаконно вывезены из него (данное правило не имеет обратной силы и применимо после вступления в силу данного нормативного правового акта)»

Лица, сознательно участвующие в незаконном обороте культурных ценностей, подвергаются уголовному или административному наказанию со стороны государств-участников Конвенции и о мерах. Вероятно, такая участь ожидает участников организации ИГ, занявшихся разграблением и торговлей месопотамских объектов искусства.

Государства-участники Конвенции о мерах всеми возможными способами должны предупреждать незаконную передачу права собственности на похищенные культурные ценности. Когда имеет место факт исчезновения объекта искусства, то международное сообщество должно широко информироваться об этом. Если обнаруживается, что покупатель действовал добросовестно, то есть не знал и не мог знать о том, что приобретенная им культурная ценность находилась в незаконном обороте, то он имеет право на получение возмещения или справедливой компенсации, а объект искусства подлежит реституции (возвращению на территорию государства).[16] Однако, как было указано ранее, реституция в случае с действиями ИГ может быть затруднена, поскольку дилеры, сотрудничающие с представителями экстремистской группировкой, имеют финансовые возможности удерживать культурные ценности до 15 лет, что представляет собой довольно долгий срок, в течение которого уровень «awareness» (осведомлённости) относительно пропажи снижается. В связи с этим вновь стоит обратиться к Конвенции о мерах, которая предусматривает осуществление воспитательной деятельности, а именно пробуждение и развитие каждым государством-участником у своих граждан интереса и уважения к культурному наследию всех наций. Такая деятельность должна непрерывно осуществляться компетентными организациями совместно с педагогическими учреждениями, СМИ, молодёжными организациями, а также с объединениями и частными лицами, занимающимися деятельностью в области культуры.[17]

Сегодня особого внимания заслуживает деятельность ЮНЕСКО, которая активизировала свою работу по предотвращению незаконного оборота культурных ценностей – в особенности объектов, принадлежащих наследию Ирака и Сирии. Она расширяет свои связи с Интерполом, Международным центром по изучению вопросов сохранения и восстановления культурных ценностей, Всемирной таможенной организацией, Международным советом музеев и Международным Комитетом Красного Креста.[18] С последним ЮНЕСКО, к слову, недавно подписала Меморандум о взаимопонимании, целью которого является укрепление взаимодействия МККК и Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры. Данное взаимодействие будет направлено на защиту культурных ценностей (и движимых, и недвижимых объектов) во время военных конфликтов. Знаменательно то, что благодаря этому документу Международный Комитет Красного Креста получает право принимать непосредственное участие в спасении и эвакуации культурных ценностей.[19]

Для более подробного ознакомления с деятельностью международных организаций по спасению объектов культуры Сирии можно обратиться к сайту Международной обсерватории для мониторинга и оценки состояния культурного наследия Сирии.

 

Автор: Алёна Геращенко

Источник фото: http://img-fotki.yandex.ru/

 

[1] Islamic State Says It Destroyed Ancient Relics in Mosul Museum // http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-02-26/islamic-state-says-it-destroyed-ancient-relics-in-mosul-museum.

[2] Там же.

[3] Islamic State Is Selling Looted Art Online for Needed Cash //  http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-06-28/isis-has-new-cash-cow-art-loot-it-s-peddling-on-ebay-facebook.

[4]  Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности // http://docs.cntd.ru/document/1900836.

[5] Там же.

[6] UNIDROIT Convention on stolen or illegally exported cultural objects // http://www.unidroit.org/instruments/cultural-property/1995-convention.

[7] Резолюция 2199 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7379-м заседании 12 февраля 2015 года // http://www.un.org/en/sc/ctc/docs/2015/N1504031_RU.pdf.

[8] Резолюция 2253 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7587-м заседании 17 декабря 2015 года // https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/437/48/PDF/N1543748.pdf?OpenElement.

[9] Unanimously Adopting Resolution 2253 (2015), Security Council Expands Sanctions Framework to Include Islamic State in Iraq and Levant // http://www.un.org/press/en/2015/sc12168.doc.htm.

[10] Резолюция 2253 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7587-м заседании 17 декабря 2015 года // https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/437/48/PDF/N1543748.pdf?OpenElement.

[11]  Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с принятием Советом Безопасности ООН резолюции по борьбе с ИГИЛ и другими террористическими организациями и их финансированием // http://www.mid.ru/maps/sy/-/asset_publisher/9fcjSOwMERcf/content/id/1990277/pop_up?_101_INSTANCE_9fcjSOwMERcf_viewMode=tv&_101_INSTANCE_9fcjSOwMERcf_qrIndex=0.

[12] Резолюция 2199 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7379-м заседании 12 февраля 2015 года // http://www.un.org/en/sc/ctc/docs/2015/N1504031_RU.pdf.

[13]  Список государств, подписавших и ратифицировавших Конвенцию о мерах // http://www.unesco.org/eri/la/convention.asp?ko=13039&language=e.

[14]  Венская конвенция о праве международных договоров//http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml

[15]  Список государств, подписавших и ратифицировавших Конвенцию УНИДРУА // http://www.unidroit.org/status-cp.

[16] Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности // http://docs.cntd.ru/document/1900836.

[17]  Там же.

[18]  ЮНЕСКО усиливает свои меры по охране культурного наследия, оказавшегося под угрозой исчезновения // http://www.unesco.org/new/ru/no_cache/unesco/themes/pcpd/dynamic-content-single-view/news/unesco_strengthens_action_to_safeguard_cultural_heritage_under_attack/#.Vugs9_mLTIU.

[19]  Защита культурных ценностей во время войны: вопросы и ответы // https://www.icrc.org/ru/document/zashchita-kulturnyh-cennostey-vo-vremya-voyny-voprosy-i-otvety.

[:]