29 и 30 августа в Москве на территории Флакона и Хлебозавода состоится третий ежегодный фестиваль креативных индустрий G8. Мероприятие — бомба, чтобы удостовериться, прочитайте наш прошлогодний материал.
Теперь о нововведениях. Впервые на фестивале – секция “Театр”, в рамках которой ключевые представители индустрии представят свой профессиональный взгляд на происходящее в современном театральном процессе. Восемь «вечных» профессий театра: как за последние десять лет они трансформировались и что будет с ними дальше?
Художественное руководство: Марина Андрейкина
Продюсер множества театральных постановок, гастрольных туров и фестивалей. В прошлом – директор Электротеатра Станиславский. В настоящее время оперирует процессами в МХТ имени Чехова.
Драматург: Михаил Дурненков
Автор более пятнадцати пьес и киносценариев, в числе которых «Заповедник», «(Самый) легкий способ бросить курить», «Культурный слой», «Хлам», «Синий слесарь», «Легкие люди», «Сказка о том, что мы можем, а чего нет»
С 2013 года – один из организаторов фестиваля молодой драматургии «Любимовка».
Режиссер: Максим Диденко
Один из главных ньюсмейкеров российской театральной сцены, постановщик таких знаковых спектаклей как Конармия (Школа-студия «МХАТ»), Черный Русский (особняк Спиридонова), Чапаев и Пустота (театр «Практика»), Беги, Алиса, Беги (Театр на Таганке), Идиот (Театр Наций), Глазами Клоуна (National Theatre Mannheim, Германия) и множества других.
Художник: Ксения Перетрухина
Театральный художник и сценограф. В прошлом – арт-директор уличного фестиваля видеоарта «ПУСТО». Номинант премии в области современного искусства «Черный квадрат», премии Кандинского, многократный лауреат Национальной театральной Премии «Золотая маска».
Продюсер: Фёдор Елютин
Создатель проектов Remote Moscow, £¥€$, Кандидат, Копы в огне и многих других. Импресарио находит лучшие образцы современного европейского экспериментального театра и адаптирует их для российского зрителя. Фокус деятельности Федора – интерактивный театр: так называемые «экспириенсы», использующие зрителя в качестве действующих лиц постановки.
Актриса: Инна Сухорецкая
Актриса театра и кино. Участвовала в постановках таких режиссеров, как Иван Вырыпаев, Виктор Рыжаков и Дмитрий Крымов. В числе театральных работ Инны роли в спектаклях: «Му-Му» в Театре наций, «Иллюзии», «Петр и Феврония Муромские» в театре «Практика»; «Алиса и государство», «Сфорца», «Саша, вынеси мусор» в ЦИМе; «Демон. Вид сверху» в Школе драматического искусства, Dreamworks в МХТ им. Чехова.
Критик: Алексей Киселёв
Театральный критик, журналист, куратор. Сотрудничал с изданиями «Афиша», КРОТ, Esquire, «Ведомости», «Театр»; Театром наций, Центром им. Мейерхольда, «Практикой»; фестивалями «Текстура» и «Территория». Главный редактор проекта Яндекса «Я в театре», эксперт фестиваля «Золотая маска», куратор фестиваля «Форма».
Фестивальный организатор: Роман Должанский
Арт-директор фестиваля NET, заместитель художественного руководителя Театра Наций, театральный критик. За минувшие двадцать с лишним лет NET познакомил российскую публику с лучшими режиссерами новой волны европейской сцены и представил все разнообразие современных театральных жанров — от новаторского прочтения классической пьесы до мультимедийного перформанса.
Секция “Театр” пройдет 30 августа в пространстве ИКРА (Флакон).
Приобрести билеты можно по ссылке
Программа фестиваля
Мария Крыжановская и её музыкальный проект ODA MAE в прошлом году получили приз от Jager Music Awards в номинации People’s Choice, а уже этим летом Маша выпустила дебютный релиз, набравший в первый же день 50 000 прослушиваний ВКонтакте. Примечательно, что альбом был записан с ребятами, которые сотрудничали с настоящими мастодонтами иностранной индустрии, например, Риком Рубиным. Рик делал релизы Red Hot Chili Peppers, Jay-Z, Bestie Boys, а также работал с крутыми отечественными проектами, такими как Tesla Boy, Brazzaville, Manizha, Sunsay. Сам альбом ODA MAE под названием ”Key words“ выполнен в формате сторителлинга – 5 песен = 5 стадий эмоционального восприятия любого кризиса: от тёмного дна до сияющего триумфа, это селф-мэйд история одной девушки, история рефлексии и движения.
Сегодня Маша делится с нами уже другой историей — историей записи альбома, чтобы доказать, что каждый, кто действительно хочет записаться, может это сделать.
Самый простой ответ на вопрос “Как записать альбом?” состоит из трёх пунктов:
Шутки шутками, а процесс этот и вправду довольно личный, так что описать его универсально почти невозможно. Но я поделюсь своим опытом и наблюдениями.
Спасибо Стиву Джобсу и распространению смартфонов – диктофон в телефоне для меня чуть ли не самый полезный инструмент. У обычных людей память заканчивается от избытка фото и видео, у меня от того, что слишком много диктофонных записей. Разумеется, нормальную демку надо делать аккуратно и сидя за компьютером. Но иногда поймать пролетающую идею за хвост нужно прямо «на ходу». Мой совет: называйте даже самый коротенький скетч максимально подробно, с отсылками к настроению и атмосфере того момента, в который вы его записали. Не факт, что спустя неделю вы вспомните, почему именно этот набор звуков вам показался тогда классным.
Скорее всего 90% всех этих записей улетят в корзину. Потому отслушивать все свои наброски важно хотя бы раз в пару месяцев, чтобы не пропустить что-то по-настоящему ценное. У меня было штук 40 набросков к треку Tough Love – когда дело дошло до записи я воспользовалась всего тремя из них. Но это всё равно было полезно.
Для меня очень ваша концептуальность. Поэтому мой совет: продумайте главную мысль вашего будущего релиза. Неважно, что это: лонгплэй или мини-альбом (как у меня), но лично мне важно, чтобы это было именно цельное произведение, а не просто набор не связанных между собой песен. Например, пять песен на EP Key words – про пять ступеней внутреннего возрождения.
Сейчас записать полноценный альбом можно не выходя из дома – Билли Айлиш, например, мастер в этом вопросе. В помощь самые разные программы: ProTools, Ableton, Logic и другие. Освоить их базово можно самостоятельно – благо видео уроков на Youtube предостаточно. Конечно, важна поставленная задача: если цель – записать красивый «большой» рояльный звук, то из дома всё-таки придется вылезти. Я, например, за роялем поехала в Питер – в Дом Радио. Эти партии есть почти во всех треках, но лучше всего – в песне Shine.
Я не сторонница ожидания вдохновения. Мне больше нравится подход самодисциплины и регулярности. Если приниматься за занятие музыкой каждый день хотя бы по часу, будет гораздо больше толку, чем от праздного шатания. Тут всё очень просто: если ничего не делать, ничего и не выйдет. Даже самые плохие ваши треки все равно хороши – как шаг для вашего развития и понимания того, куда вы хотите идти. Я «взялась за ум» не сразу, поэтому мини-альбом Key Words находился в работе почти два года. Потом опомнилась, всё закрутилось, и релиз был готов за три месяца.
Делать все самой – круто. Но чувство, когда ты знакомишься с близкими по духу людьми и придумываешь что-то вместе с ними, ни с чем не сравнимо. Ищите «своих» людей. Общайтесь, рассказывайте всем своим музыкальным и около музыкальным знакомым, что вы собираетесь записать альбом. Добавляйтесь в соцсетях, смело пишите людям, даже с которыми вы не знакомы. Рано или поздно «переадресация» и сарафанное радио сработают, а нужные люди найдутся. И тогда случится настоящая магия. Один в поле – воин. Но наличие дополнительных людей серьёзно ускоряет все рабочие процессы – часть задач делегируется. Мне повезло найти очень крутых ребят: Рому Уразова, Матвея Аверина. Вместе получилось сделать то, что я задумывала.
Ваши кумиры стали таковые не просто так. Никто не призывает копировать, но учиться у великих полезно и важно: снимайте партии, пытайтесь понять, как устроена мелодия, выцепляйте акценты и приемы, с помощью которых создается та или иная атмосфера и переходы от части к части песни. У вас никогда не получится сделать дословно также – этого и не нужно. Зато переработанный материал может потом стать основой для чего-то аутентичного. Правда, соблюдайте аккуратность: велика вероятность, что натренировав ухо на анализ музыки, можно перестать ей просто наслаждаться. Этого нам не нужно.
Когда чистовые варианты демо-версий записаны, отложите их на некоторое время, дайте себе отдохнуть и немного обнулиться. Переключите внимание на другое занятие и получите новый заряд энергии. Самый очевидный вариант – спорт. Но я, например, ещё обожаю ходить в книжные магазины: когда видишь все эти стеллажи с непрочитанным и неосвоенным, усталость как рукой снимает, сразу хочется бежать, читать, смотреть и не тратить время тоску и метания.
Демо-версии «заверены», осталось только записать всё это начисто. Где вы будете это делать: на студии или дома – решать вам. Но не ускоряйте те процессы, которые требуют времени. Как правило, во время записи рождаются новые идеи – пишите всё, что приходит в голову. Никогда не знаешь, что сработает на финальной версии трека.
Треки записаны, сведены, отслушаны сотни раз на разных устройствах, все правки учтены, самое время насладиться результатом. Ура, релиз готов, и вам он нравится. Но не спешите тут же выкладывать его повсюду. Продлите жизнь песням, в которые вы вложили так много сил: продумайте план публикаций, посвященных этому релизу. В этом смысле изначально выбранная концепция (если она все-таки была) придётся очень кстати. Экспериментируйте. Попробуйте донести вашу идею до слушателей теперь уже не только аудио-, но и другими приёмами.
Удачи!
Проблемы начинаются в момент нашего рождения. Мы рождаемся с бесконечными возможностями только для того, чтобы упускать одну за другой. Выбрать одно – значит лишиться другого. Это неизбежно. Но что тут поделаешь? Это суть жизни. Рождаться свободными, чтобы умереть в рабстве.
“Царство грёз и безумия”, реж. Мами Сунада, 2013
…или эти предпочтения социально обусловлены и биологически детерминированы? Нравится? Но почему?
В нейронауке есть масса доказательств, что мозг формируется окружением – не только в физиологическом смысле слова, а всем внешним окружением. Да, люди все еще не равны с рождения, однако уже бессмысленно за любую свою причуду пенять на ДНК или мозг. Почему? Мозг – лишь посредник между нами и средой, поэтому неверно считать, что наши таланты, вкусы, предпочтения предопределены мозгом. Следовательно, вера лишь в теорию генетического детерминизма ошибочна.
Рассмотрим метод, использующий разработки в областях маркетинга, когнитивной психологии и нейрофизиологии — «нейромаркетинг». Например, как с помощью музыки можно повлиять на человека? Так, эксперимент 1980-ых годов показал, что энергичная музыка способствует к трате меньшего количества времени на еду и увеличивает количество заказанных напитков.
Здоровая или вредная еда? Выбирает музыка! Исследователи из Университета Южной Флориды в ходе эксперимента пришли к следующему выводу: громкая музыка увеличивает вероятность выбора вредной еды. Громкая не только в плане звука, но и жанра (например, рок).
Или магия цифры «99», которая хорошо работает при эмоциональных покупках. Результаты исследований свидетельствуют, что от 30 до 65 процентов всех розничных цен оканчиваются на цифру «9». Apple Стива Джобса называли гениальной, когда компания настойчиво вводила 99-центовое ценообразование для своих первых загрузок на iPod ($1,99 за видео). В 2009 году Apple перешла на более мягкий вариант ценообразования, включив в свой ассортимент услуги по $0,69 и $1,29 за скачивание музыки.
То есть получается, что наши предпочтения порой зависят от внешних факторов, которые абсолютно никак не коррелируют с предметом, который нам нравится. “Нравится” только в контексте определенных элементов?
Для прояснения погрузимся в абстрактную ситуацию: откуда я знаю, что мне нравится, пока я не увидел то, что мне нравится?
Так как мы не рождаемся с определенными установками, выбор о том, что нам нравится или не нравится, приходит во многом извне, хоть и проходит через призму нашего восприятия. Ги Дебор пишет, что «спектакль – это повсеместное утверждение выбора, который уже был сделан в производстве, не говоря уже о последующем потреблении». (Кстати, про Ги мы писали крутой текст ранее).
Так вот, вернёмся к цитате: именно поэтому всегда стоит понимать, что пока нет предмета, нет и твоей оценки этого предмета. И во многом производитель, вводя новый продукт на рынок, ориентируется на определенные потребности человека, чтобы повысить шансы успешности продукта у людей. Собственно, один из лучших маркетологов современности, Стив Джобс, говорил: «Люди сами не знают, чего хотят, пока ты не покажешь им это».
Разнообразие приводит к тому, что мы уже не знаем, что нам не нравится, а это вызывает неопределенность. Разнообразие ставит под сомнение, что нечто вызывающее отклик в нашем сердце удовлетворит нас, ведь есть множество других вариантов.
Психолог Барри Шварц полагает, что разнообразие влечет за собой рост ожиданий и, следовательно, снижение удовлетворения от результата, даже если это хороший результат. И выделяет следующие проблемы большего количества выбора:
Социолог Дэвид Филипс в 1974 году ввёл термин «эффект Вертера» для обозначения волны подражающих самоубийств после их освящения в СМИ, литературе или в кино. Базой этому явлению послужил анализ более 12 тысяч суицидов.
Начало явления приписывают роману Гёте «Страдания юного Вертера». После публикации романа многие молодые люди стали подражать главному герою, причём некоторые не ограничились лишь стилем одежды (синий фрак и два пистолета), но решили и на безответную любовь реагировать так же – самоубийством. А по Российской Империи волна самоубийств прокатилась после публикации «Бедной Лизы» Карамзина: множество молодых девушек заканчивали жизнь, утопившись в пруду.
В эффекте Вертера можно заметить, как сильно человек подвержен влиянию, раз это проявляется даже в вопросе жизни и смерти. Зачастую люди с легкостью следуют за некими лидерами, на которых и перекладывают ответственность за принятое решение. Даже если эти лидеры вымышлены.
Люди склонны копировать действия человека, который кажется им значимым. Особенно, если романтическая литература преподносит их как возвышенные страдания несчастного героя.
Рационализация после покупки или «стокгольмский синдромом покупателя» является когнитивным искажением, которое помогает убедить себя в оправданности покупки. Человек после принятия решения находится в плену своего выбора. Купленный продукт после начала его использования может даже не понравиться, но человек не захочет это признавать, особенно если на покупку было затрачено колоссальное количество ресурсов. Это говорит о любви человека к самообману, к желанию пойти на «что угодно», лишь бы избежать разрушения своего иллюзорного мира. И, чтобы решить конфликт между желаемым и действительным, мозг маскирует действительное под желаемое. А вам точно нравится устройство, с которого вы читаете эту статью?
В ходе одного исследования мужчин просили оценить привлекательность женских лиц на фотографии. В подборке фотографий были в пропорциональном соотношении женщины с расширенными зрачками и со зрачками в обычном состоянии. Мужчины чаще выбирали женщин с расширенными зрачками, однако не могли объяснить причину.
Давид Иглмен полагает, что в закулисье их мозга, большей частью недоступном, кто-то, в отличие от них, знал, что расширенные женские зрачки связаны с сексуальным возбуждением. И отсюда следует тезис: «Представления о красоте и привлекательности в значительной мере запрограммированы и направлены в нужном направлении миллионами лет естественного отбора. Выбирая самых привлекательных женщин, мужчины не осознавали, что на самом деле выбор делали не они, а программы, глубоко вшитые в цепи мозга на протяжении жизней и сотен и тысяч поколений».
Безусловно, понятия о красоте довольно расплывчаты, а убедиться в этом можно, хотя бы взглянув на то, как представления о красоте менялись за последние двадцать лет. По Иглмену же реакция на расширенные зрачки всегда одинакова. На это общество повлиять не может.
Однако основная идея Иглмена кроется в следующем: «Большая часть того, что мы делаем, думаем и ощущаем, находится вне нашего сознательного контроля». Поэтому довольно сложно сходу ответить вразумительно на вопрос «почему тебе это нравится». Мозг решил так, а всю теневую работу в выборке определенного предпочтения не всегда удается раскрыть. Может быть, имело место влияние социума, а может быть, это определенные эволюционные изменения.
Малоизвестный философ Фернандо Пессоа говорил, что познать себя непросто: «Мы — те, кем мы не являемся, и жизнь коротка и печальна». Отсюда вытекает неутешительный вывод, что практически все мы являемся рабами собственного темперамента, внешних и чуждых обстоятельств.
Поэтому люди, которые руководствуется чем-то, не пытаясь уяснить природу этого, бессознательны. Но «не потому, что в них не хватает сознания, но потому, что в них нет двух сознаний».
Два сознания? Так как Пессоа не раскрывал значения, будем воспринимать это как умение, позволяющее разделить себя на «Я — свои потребности» и «потребности, внедренные обществом». При этом грань устанавливается человеком, или, как заметил Карл Юнг: «В каждом из нас есть кто-то, кого мы не знаем».
Нассим Николас Талеба в книге «Черный Лебедь» пишет: «Самый впечатляющий пример зависимости от окружения — мой последний визит в Париж: обедая во французском ресторане, мои друзья ели лосося и оставляли шкурку, а за ужином в суши-баре те же самые люди съедали шкурку лосося и выбрасывали все остальное». Можно сказать, что пример не совсем корректен, так как отличается форма подачи блюда, да и обстановка, которая навязывает определенные предпочтения. Однако, если человеку что-то нравится, то почему он от этого отказывается? Содержание шкурки остается прежней, меняется лишь форма. Почему форма играет такую большую роль?
Ницше, пытаясь ответить на похожий вопрос, говорил, что желание предать себя, отказываясь от того, что мило нашему сердцу, вызвано не смятением. Ибо «в сущности, каждый человек хорошо знает, что он живет на свете только один раз, что он есть нечто единственное, и что даже редчайший случай не сольет уже вторично столь дивно-пестрое многообразие в то единство, которое составляет его личность; он это знает, но скрывает, как нечистую совесть, – почему? Из страха перед соседом, который требует условности и сам прячется за неё». Во многом из-за стыда, инертности, лени, нежелания бороться с общественными установками. Ведь кто я? Лишь песчинка, которая должна слиться с остальными песчинками, чтобы образовать единое целое — пляж к океану.
Однако интересен подход и Сартра. В статье «Экзистенциализм – это гуманизм», рассматривая аспект выбора, он писал: «Всякий раз, когда человек выбирает свою позицию и свой проект со всей искренностью и полной ясностью, каким бы ни был этот проект, ему невозможно предпочесть другой. <…> Человек же всегда находится лицом к лицу с меняющейся ситуацией, и выбор всегда остается выбором в ситуации». Значит, по Сартру «нравится» есть нечто переменное и всегда правильное в течение определенного промежутка времени, потому что человеку свойственно меняться, а отсюда и его предпочтениям. Ничто не стабильно, все подвластно влиянию времени.
Ни в русском, ни в английском, ни в немецком у слова «нравится» нет существительного. Оно всегда является глаголом, обозначает некое действие. Действие, у которого нет конечного явления, которое можно было бы обозначить существительным. В грузинском языке, например, есть слово «მოწონება» (моцонеба): наиболее близкий перевод — «понравившийся». Но проблема кроется в том, что это не глагол, как таковой, и в то же время не существительное, а скорее гибридная грамматическая конструкция. Следовательно, это и не существительное в том ключе, который нас интересует.
Но почему так происходит? Можно предположить, что «нравится» предполагает некий процесс, у которого нет конечного результата. Следовательно, нельзя дать определение тому, что не имеет какую-то завершенную форму.
Так вы знаете, что вам нравится? И вы уверены в своём выборе? Выбор точно сделан вами? А это вообще важно? Хотя Джеймс Аллен и пишет, что «большинство людей позволяют ладье своего сознания бесцельно дрейфовать по житейскому океану», однако какая разница, чем обусловлен дрейф, если мы получаем от этого удовольствие.
Автор: Гиорги Соселия
Фото: Katya Austin
Ведущие мировые fashion-иллюстраторы примут участие в фестивале ARTLIFE FEST 2019, который пройдёт с 26 по 29 сентября на территории Трехгорной мануфактуры.
В фокусе фестиваля ARTLIFE FEST 2019 – fashion-иллюстрация и современное искусство.
Модная иллюстрация со времени своего зарождения и по настоящий момент не только имела все основания считаться искусством, но и была той его частью, которая очень точно и изысканно отражала каждую из эпох с помощью выверенных художественных средств.
Отмечая эту важную черту fashion-иллюстрации, а также учитывая ее растущую популярность, организаторы международного фестиваля современного искусства ARTLIFE FEST пригласили для участия в выставке и образовательной программе знаменитых представителей мировой индустрии моды – топовых иллюстраторов Блэр Брайтенштейн и Элен Баллок.
Исходя из миссии фестиваля, мы стремимся следовать за интересами своей аудитории, чувствовать ее потребности. Я знаю, что в нашей стране немало людей хотело бы профессионально заниматься иллюстрацией в сфере моды. Для того, чтобы двигаться в выбранном направлении, им очень нужен правильный творческий импульс. Вот почему мы пригласили ведущих зарубежных экспертов
Основатель и куратор онлайн академии живописи ARTLIFE, организатор ARTLIFE FEST Анастасия Андреева
Fashion-иллюстратор и дизайнер Элен Баллок (Великобритания) работает с известными люксовыми брендами. Ее работы можно увидеть в принтах одежды от Louis Vuitton, Celine, Oscar de la Renta. Также Элен сотрудничает с глянцевыми журналами Sunday Times Style, GQ Style, AnOther&ShowStudio.
Стиль Баллок узнаваем благодаря смелым визуальным решениям и ярким цветам, которые она использует в своих иллюстрациях. Работы художницы отличаются свободой и спонтанностью, отражая ее характер и страсть к жизни. В полной мере это смогут оценить посетители авторской лекции, которую Элен прочтет на ARTLIFE FEST.
Специальный демо-класс для участников фестиваля проведет Блэр Брайтенштейн. На своем занятии в рамках ARTLIFE FEST Блэр пошагово продемонстрирует, как создается иллюстрация, расскажет о секретах использования различных материалов и поделится историями сотрудничества с крупными модными домами.
ARTLIFE FEST – крупнейший фестиваль, в котором принимают участие 36 именитых художников международного уровня, ранее не участвовавшие в российских проектах. В этом году на фестивале будут представлены работы художников из 16 стран: России, США, Англии, Италии, Китая, Канады, Испании, Португалии, Индии, Южной Кореи, Малайзии, Польши, Турции, Таиланда, Армении, Колумбии.
Фестиваль ARTLIFE FEST включает в себя экспозицию работ международных современных художников и образовательную программу — мастер-классы художников самых разных техник, демо-классы в режиме реального времени и авторские лекции от экспертов в области искусства. Лекторий, на котором выступят более 20 спикеров, будет открыт для зрителей все дни фестиваля.
В этом году Present Perfect Festival в Петербурге прошёл в пятый раз. Фестиваль с размахом отметил эту дату на всеми любимой площадке — в Порту Севкабель.
Образовательная программа
Фестиваль традиционно был разбит на несколько блоков. Первый день участники Present Perfect начали с образовательной программы, проведённой совместно с Moscow Music School. Лекции, мастер-классы и джем-сессии прошли бодро, но вопросы у нас всё же остались. Самые большие надежды мы возлагали на open-talk “Менеджмент музыкального артиста” при участии Екатерины Волковой (СБПЧ, Faces&Laces, Red Bull Music Festival), Евгения Меркушева (On-the-Go, Наадя) и других модных продюсеров. Организаторы обещали рассказать, “как придумывать идеологию и концепцию, писать официальный пресс-релиз, разрабатывать новостную, медиа и SMM-стратегию продвижения, привлекать спонсоров”.
К сожалению, эта тема не была раскрыта. Во время open-talk’а аудитория выслушала много историй о личном становлении присутствующих продюсеров, об их взлётах и падениях (спойлер: падений ни у кого не было). Все аплодировали, но как именно в 2019 году заниматься менеджментом артиста, никто так и не понял.
Разочарованные слушатели лениво выходили из лектория на залитую солнцем территорию Севкабеля, перекусывали в местных кафе и заходили обратно. Нам же не терпелось увидеть главное событие первого дня: концерт берлинского коллектива Modeselektor.
Арт
Актуальное искусство стало ещё одним образующим фестиваль элементом. Среди арт-объектов гости увидели кинетическую инсталляцию «Дуэль» от арт-резидентов PPF, коллектива VOLNA; паблик-арт объект #городсхарактером от бренда Borjomi и интерактивную инсталляцию, созданную Артемом Стефановым (STFNV) в коллаборации с брендом glo.
Концерт-открытие
К вечеру территория наполнялась людьми, около входа образовалась очередь. Пританцовывая, люди получали браслеты и карты Tinkoff, с помощью которых можно было расплачиваться в барах и магазинах фестиваля. С площадки внутри главного здания завода послышалась музыка, начали своё представление петербургские медиахудожники TUNDRA. Часть людей ушла смотреть представление, но многие остались снаружи: слишком уж хорошим был этот летний вечер. Вокруг возникло много красивых и весёлых людей: хотелось разглядывать их очень долго. Тёплое настроение большой семейной тусовки распространялось так быстро,что казалось, все мы стали друзьями. Услышав первые ноты знакомых песен из нового альбома Modeselektor, эта тусовка восторженно направилась внутрь.
Танцпол был полон. Дуэт диджеев на сцене уже отыграл пару треков, и в толпе становилось всё жарче. Песне “Who” (Modeselektor & Tommy Cash) подпевали уже примерно все. Отдельного восхищения заслужила, конечно, визуальная часть шоу. Организаторы вдохновлялись театром, поэтому сцена буквально оживала в такт музыке, декорации служили отличным полотном для светового перформанса. Единство музыки, света и людей на танцполе дарило ощущение счастья и состояние потока. Час пролетел незаметно.
Все участники фестиваля хлынули к выходу, и, пожалуй, самым популярным вопросом в очереди у стройного ряда металлоискателей был такой: “Ты сейчас куда, в “Мачты”, “Штакен”, или “Танцплощадку”?” Эта ночь пока не собиралась подходить к концу. Но мы, чтобы как следует подготовиться к основному дню фестиваля, выбрали вариант “домой”.
Main event
Главное событие выходных — main-event фестиваля Present Perfect. Самая большая очередь этих выходных — очередь на main-event’e Present Perfect. Некоторые участники делились с нами, что не могли зайти больше часа — охотно верим. К счастью, обладателям браслетов All Day там стоять не пришлось.
С приходом главного события наконец открылись все локации фестиваля, и участники хотели скорее их изучить. Первыми запустились сцены Yard Stage x Burn и Garden Stage by Mode D x Finlandia. Yard Stage x Burn запомнился нам атмосферой беззаботной юности, эстетикой советской танцплощадки: говорят, световые установки на сцене были родом из 80-х. Также зрители были удивлены загадочным отсутствием Seefeel (как оказалось, они опоздали на рейс в аэропорту Хитроу). Самым душевным, пожалуй, было выступление очаровательной Chikiss, которая открыла эфир Boiler Room. Родной Петербург тепло встретил девушку, и под звуки шугейз сцена наполнилась качающимися в такт людьми. Позже Chikiss написала в своём Инстаграм, что “чувствовала себя в больших и тёплых объятиях публики и родного города”. Точнее и не скажешь…
Garden Stage by Mode D x Finlandia, сцена с неоновыми лучами, застревающими среди крон деревьев, работала дольше всех. Лёгкая танцевальная музыка и свежий ветерок с Финского залива — то, за что её нежно полюбили гости фестиваля.
Сцена Red Light Radio x Ballantine’s True Music была превращена в жаркий (в прямом смысле этого слова) бойцовский клуб, звездой которого стал The Egyptian Lover. Нам очень хотелось задержаться там подольше, но зал превратился в настоящую сауну, и мы решили выйти на улицу, где +20 показались нам райской прохладой.
Пустынный терминал Tinkoff, который находился прямо за главной сценой, служил, по большей части, переходом из двора на набережную с видом на Финский залив и чилл-зоной. Конечно, чиллить там можно было только стоя, так как количество людей на площадке давно перевалило за разумные пределы.
Полюбовавшись на прекрасных нимф на шпильках, грациозно вышагивающих к выходу по камням, которым была усыпана земля на доброй половине площадки, мы отправились на главную сцену. Туда уже прибыла Ellen Allien.
Главная сцена Main Stage x Megafon — жемчужина всего Present Perfect, где каждый гость выбирал своего хэдлайнера. Ellen Allien, Kink, DJ Nobu уже стали родными на фестивале. Ellen Allien, как настоящая немецкая королева техно, показала нам, за что мы любим эту музыку — за ритм и бесконечный заряд энергии. Даже опоздание никого не расстроило, все танцевали, как в последний раз. Бешеная энергия главной сцены делала её пульсирующим сердцем всего Севкабеля этой ночью.
Индустриальная эстетика площадки, в которую был вписан арт участников фестиваля, придавала фестивалю особую атмосферу. Яркие сцены и инсталляции, свежесть от воды Финского залива, сильные музыканты… Но среди гостей всё же проносились фразы “раньше было лучше”, “теперь PPF уже не тот”… И мы не можем с этим совсем не согласиться.
С ростом популярности фестиваль привлёк к себе внимание очень многих людей, в том числе, далёких от электронной музыки. В определённые моменты создавалось впечатление, что во дворе и на набережной людей собралось больше, чем на сценах. Присутствовало постоянное движение, блуждающая толпа перетекала от сцены к сцене, нигде не задерживаясь.
“Тусовка” стала важнее музыки. Фестиваль становится полноценным городским фестивалем, чуть ли не “для всей семьи”. Плохо ли это? У каждого будет свой ответ на этот вопрос. Но в следующем году, определённо, стоит выбрать площадку побольше — чтобы было, где людей посмотреть и себя показать.
В этих размышлениях мы не заметили, как настало утро. Под биты, раздающиеся с Garden Stage by Mode D x Finlandia, проводили взглядом восходящее солнце. На after party не пошли, хотя это было бы идеальным поводом не появляться на работе в понедельник.
Автор: Виолетта Пустовалова
Фото: Дарья Избаш
______________________
Больше фото — в нашем фотообзоре.
3 августа в Москве по данным ОВД Инфо был задержан 1001 человек. Вероятно, что прогуляться в центре вышли тысячи людей, несмотря на массовые задержания (27 июля в автозаках побывали как минимум 1373 человека), угрозы и предупреждения со стороны представителей органов государственной власти, пропаганду против выражения собственного мнения в провластных СМИ.
Мы поговорили с участниками акции, чтобы вы услышали мнения шести абсолютно разных людей, которые хотят поделиться своим видением ситуации.
Надо отметить, что на несогласованную акцию я не шёл, я не собирался быть её участником, чтобы что-то там скандировать и к чему-либо призывать, непонятно было вообще, где она будет, слышал что она вроде как будет просто в форме прогулки по Бульварному кольцу, по факту если ты просто там проходишь и не участвуешь в организованном мероприятии, то проблем не должно было быть. Когда меня задержали я был на пути в Спортивный клуб «Секция» на Малой Бронной, где утром был на тренировке и забыл вещи, потом хотел прогуляться по Бульварному кольцу в сторону Кропоткинской и после пойти пешком в сторону Замоскворечья домой.
Думал посмотрю, как власти будут просто наблюдать за гуляющими гражданами, просто гулять же у нас пока не запрещено вроде как, если ты не участвуешь в несанкционированных мероприятиях. По пути встретил друзей с футбола, которых не видел много лет, они гуляли по Москве и решились пройтись со мной, заодно поговорить, мы вышли к Пушкинской площади, отошли в сторону, чтобы никому не мешать и сфотографироваться вместе, хотели отправить фотографию общим друзьям. Когда мы подошли, возле памятника Пушкину стояла толпа журналистов и толпа росгвардейцев, наверное, 80% от всех людей на площади были журналисты и росгвардейцы. Журналисты, похоже, брали у кого-то интервью, после они сместились всей толпой к проезжей части и пространство перед памятником стало практически полностью свободным, там осталась буквально пара человек. Друзья пошли гулять в своем направлении. Так как народа там почти не было, я подошёл, постоял, посмотрел на памятник, всё было в окружении спокойно, сделал несколько фотографий окружающей обстановки и начал фотографировать памятник Пушкину. Сделал пару фотографий и внезапно со спины меня грубо заломили сотрудники Росгвардии и силой поволокли к автозаку, как только приволокли к автозаку, меня пару раз всем телом впечатали к корпусу автозака, благо я успел на инстинктах отвернуть голову назад и всё давление пришлось на грудной отдел, если бы я замешкался, приложили бы меня лицом. После этого с двух сторон росгвардейцы начали дубасить меня ногами по ногам, чтобы сбить с ног и положить на асфальт, но благодаря хорошей физической форме, я устоял, им не удалось меня повалить. Я кричал им, что сам пойду, не надо бить, после примерно шестеро росгвардейцев подняли и растянули меня в воздухе, ещё один обшмонал и сказал, что я чист. Также в воздухе сотрудники Росгвардии попытались меня запихнуть в автозак, что явно у них не получалось, я продолжал кричать, что сам зайду, и секунд через 5 они отпустили мои ноги и, заломив ещё сильнее руки, затолкали в клетку автозака. Внутри на тот момент оказались в том числе и журналисты, и иностранцы, их позднее вывели и отпустили, оставили только обычных российских граждан, видимо, у них меньше прав, чем у остальных людей. После возили по Москве какое-то время и в итоге привезли в Гагаринский ОМВД.
Привезли нас в Отдел где-то в районе 15:10, в 15:15 мы были уже внутри Отдела. Поначалу нас просто держали в комнате для совещаний, собрали документы, спросили, есть ли несовершеннолетние и судимые. Среди нас был один несовершеннолетний, который шёл в Макдональдс на Тверской и которого забрали, возможно, заботясь о его здоровье, чтобы тот не ел фаст-фуд, а также условно осужденный, которого скрутили на выходе из метро. Держали нас долго, первых ребят после 19:00 только начали вызывать для составления протокола. Меня для оформления протокола повели где-то в 23:30. С протоколом ознакомили в 0:25 4 августа, чтобы зафиксировать это, рядом с подписью я поставил время, хотя на протоколе указано 17:15, но полицейский на мое замечание, что сейчас не 17:15, сказал, что указано время начало заполнения протокола и ничего отменять не будут, я сказал что поставлю в конце настоящее время, он сказал ставить, ведь это никак ни на что не влияет. После этого меня отвели в другой кабинет, к следователю СК (Следственного комитета РФ — прим. редакции), для дачи показаний в качестве свидетеля по уголовному делу якобы об организации массовых беспорядков. Вышел я от следователя в 2 ночи.
Надо отметить, что люди в центре Москвы вели себя мирно и адекватно. Фактически провокации, беспорядки, побои устраивали силовики, целью которых было просто как можно больше людей задержать. Граждане пытались как-то защититься и защитить близких, убежать от людей в чёрном, которым без разницы, кого хватать. Понятно, что цель силовиков была одна — запугать людей.
Я в целом поддерживаю конструктивную оппозицию. Могу выделить Илью Яшина, Сергея Митрохина, Любовь Соболь, Сардану Авксентьеву.
Меня глобально не устраивают в современной действительности три вещи:
1. Тотальная коррупция и покрывательство беспредела власти;
2. Отсутствие реальных прав у граждан и боязнь их отстаивания;
3. Отсутствие независимого и справедливого суда.
Мне кажется, что мирные акции могут что-то изменить, ведь достаточно вспомнить стратегию ненасильственного сопротивления Ганди. Либо власть будет идти на диалог и что-то менять, либо она будет повышать градус и провоцировать конфликт. Я соглашусь с высказыванием Маргарет Мид: «Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа мыслящих, активных граждан способна изменить мир; на самом деле всегда именно так и происходит».
Идеальная Россия для меня — это такая Россия, какой она записана в Конституции.
Я вышел 3 августа на акцию, потому что мне не безразлично то, что происходит в моём городе и в моей стране. А сейчас происходят важные события, связанные с выборами с Московскую городскую Думу.
Люди, которые вышли на улицу в этот день и выходят вот уже целый месяц, – все они совершили гражданский поступок. Публично собираться мирно и без оружия – это наше конституционное право и право человека, нельзя нам запретить это делать. А шествие граждан по бульварам – не повод применять к ним насилие. Я не могу найти никаких оправданий тому, что за участие в мирном шествии задерживают сотни людей, что к протестующим применяют силу, что к задержанным не пускают адвокатов, но пускают следователей из Следственного комитета. Боюсь, что мэр Собянин, по всем каналам называющий действия полиции «совершенно адекватными», не адекватен занимаемой им должности.
Я поддерживаю политиков от демократической оппозиции, в том числе тех независимых кандидатов в Мосгордуму, кому избирком без всякого основания отказал в регистрации: Илью Яшина, Юлию Галямину, Дмитрия Гудкова и других. Я был бы счастлив, если бы такие люди представляли меня в московском парламенте. А вместо этого их отправляют под арест вместе с Алексеем Навальным и десятками граждан, которые посмели требовать права на выбор. Поддержать тех, к кому применяют такие меры, – правильный поступок даже тогда, когда не разделяешь их взгляды.
Три вещи, которые заставили меня выйти, следующие:
Во-первых, солидарность с пострадавшими от неправовых действий властей: с задержанными и побитыми согражданами, с незарегистрированными кандидатами, с Навальным и особенно с обвиняемыми по свежесфабрикованному уголовному делу о так называемых «массовых беспорядках».
Во-вторых, моё принципиальное несогласие с тем произволом, который устроили органы власти вместо проведения открытых, честных и конкурентных выборов.
В-третьих, других способов защиты наших гражданских прав и наших сограждан практически не осталось.
На мой взгляд, в условиях, когда власти убивают выборы, правоохранительную систему и СМИ, нужно выходить на публичные акции, чтобы тебя услышали. Благодаря этому больше сограждан узнают о существующей проблеме, а власти получают сигнал о том, что в обществе зреет недовольство. Любая власть – демократическая или нет – вынуждена реагировать на запросы общества. И чем мощнее и продолжительнее будет сигнал, тем вероятнее добиться результата. Протест – это не про «один раз выйти и забыть». Я восхищаюсь москвичами, которые продолжают бороться за свои права, несмотря на развернувшиеся репрессии со стороны властей.
Пойдя по пути нерегистрации кандидатов и применения силы к протестующим гражданам, наши власти подложили под себя мину замедленного действия. Всё больше граждан узнаёт о произошедшем, и я не знаю тех, кто бы считал поведение властей адекватным. Если независимых кандидатов не зарегистрируют, люди все равно проголосуют протестно: сейчас даже кандидаты КПРФ кажутся лучшей альтернативой замаскированным «самовыдвиженцам» от мэрии. Думаю, немало людей поддержит инициативу Алексея Навального «Умное голосование». С другой стороны, гражданское общество будет продолжать защищать тех, кто пострадал от действий силовиков. Мне сложно предсказать, что будет. Но, по крайней мере, всю свою жизнь я буду знать: в этот важный момент я не молчал.
Я считаю, что Россия должна перестать считать произвол нормой. Граждане и органы власти должны прекратить считать массовые нарушения прав человека допустимыми. При этом инициатива должна исходить от граждан. Это самосбывающееся пророчество: как только граждане решат участвовать в общественной жизни и что-то менять, они это изменят.
Я вышла 3 августа на прогулку по Бульварному кольцу, потому что считаю это единственным демократическим методом добиться изменений. Если отступить сейчас, то дальше будет ещё хуже. Я поддерживаю митингующих и осуждаю жестокость силовиков. И да, я поддерживаю Навального и его команду, а также других политиков, придерживающихся либеральных взглядов. Выйти на улицу меня заставили три фактора: неравнодушие, солидарность и долг.
Я считаю, что перемены наступят, но не в ближайшее время. Должен произойти накопительный эффект, чтобы система изменилась.
Для меня идеальная Россия — это России, в которой соблюдаются права и свободы всех граждан, в которой функционируют независимые суды, защищена частная собственность.
Я вышел в эту субботу, чтобы поддержать незарегистрированных кандидатов в депутаты Мосгордумы, оцениваю действия других протестующих исключительно как мирные, а действия словиков оцениваю как неоправданно жёсткие и жестокие.
Что касается мои политических взглядов, я поддерживаю идеологию незарегистрированной партии «Россия Будущего».
Меня возмутило и вынудило выйти на улицу незаконное отстранение независимых кандидатов от участия в выборах, исключительная жестокость силовиков на мирной акции 27 июля, а также ложь провластных СМИ о сути протестов в Москве.
Я уверен, что подобные акции дадут результаты, хотя сложно предположить, чем вся эту ситуация закончится. Для меня идеальная Россия — это страна, в которой соблюдаются все права и свободны человека и гражданина, указанные в Конституции 1993 года.
Я выходила в центр на акции протеста две субботы подряд — 27 июля и 3 августа. 3 августа я вышла из-за серии преследований участников акции, которые последовали после выступлений в центре 27 числа. Я считаю это проявлением крайней несправедливости, попыткой напугать людей. Когда такое происходит, необходимо показывать, что ты не согласен, говорить об этом открыто.
Мне приятно видеть, что люди выходят на несогласованные акции, не боятся открыто говорить, нести плакаты. Не боятся автозаков и представителей правоохранительных органов, которые делают всё, чтобы оказать психологическое воздействие на протестующих. Я считаю действия силовиков необоснованно жестокими. На моих глазах случались эпизоды, когда людей просто избивали, хотя в этом не было необходимости — протест был мирным, как и предполагалось изначально. Также мне приятно видеть повышение политической активности и осведомлённости с студенческой среде — считаю это крайне важным.
Не могу сказать, что поддерживаю кого-либо особенно из политиков. Каждый из независимых кандидатов по-своему мне симпатичен, как человек, просто в условиях, когда на любого человека за его «независимость» и «взгляды» может оказаться давление или преследование, я считаю правильным включиться в ситуацию и оказать посильную поддержку.
Три причины, побудившие меня выйти, это:
— чувство, когда тебя пытаются одурачить;
— стремление проявить активную гражданскую позицию;
— показать свою поддержку всем, кто пострадал от сложившейся ситуации — независимым кандидатам, участникам акции, кто столкнулся с преследованиями, тем, кого незаконно арестовали 27 числа, показать солидарность лично к ситуации Егора Жукова.
Да, конечно, я считаю, что такие акции дают результат — это видно даже хотя бы по обширному обсуждению ситуации в СМИ. Мне сложно говорить, чем это может закончиться. Хотелось бы, чтобы это закончилось хотя бы прекращением уголовных процессов против участников, а в идеале — допуском независимых кандидатов к выборам. Но не всегда случается так, как мы хотим. Однако я уверена, что текущие события внесут определённые изменения в политический строй РФ в целом.
Я хочу, чтобы законы в России не работали против жертв, а защищали их. Чтобы был действительно свободный политический выбор. Чтобы ты мог проявлять свою гражданскую позицию, не боясь наказания за это.
На мой взгляд, обе стороны ведут себя неправильно. С властью всё понятно, это беспредел, но на несогласованные митинги не выхожу из-за действий оппозиции. Меня удивляет, почему они сразу же переводят все на язык угроз и незаконных шествий? Дураку же ясно, что ультиматум «допускай всех или мы устроим беспорядки» власть никогда не примет, потому что после этого толпа будет требовать еще больше. Единственное объяснение — изначальный курс лидеров оппозиции на эскалацию как способ давления, через эмоции, сочную картинку, тысячи задержанных.
Я верю в силу мирного протеста. Она работает по всему миру. А наша оппозиция почему-то не верит. Мы только от власти требуем цивилизованности и мудрости, а сами хотим оставаться охлосом. Почему нельзя было вместо 3 августа выйти снова на разрешённый проспект Сахарова? Его же согласовали. Пришло бы еще больше народу после винтилова 27 июля.
Я готов выйти на несогласованный митинг и быть задержанным, только зная, что других законных способов давления не осталось. Почему-то в Чехии и Румынии законные митинги работают. У них нет такого жесткого авторитарного режима? А может у них просто больше неравнодушных людей выходит на площади?
По поводу 31 статьи конституции: всё-таки моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Это очень странная трактовка закона: то есть любая группа людей имеет право перекрывать проезжие части, неконтролируемо бродить по городу, а власть должна смотреть и ничего не делать? Согласование митинга с полицией и обязанность соблюдать закон есть в любой стране, и в США и в Европе. Вспомните разгон Occupy Wall Street — больше 6 тысяч задержанных, слезоточивый газ, дубинки, хотя право собраний в США — священная корова.
Реакция власти чрезмерна, неправильна и вызывает омерзение — от жестокости росгвардии до помоев, льющихся с телевизора. Но все те чудесные люди, которые выходят на митинги ничего не смогут без нормального руководства. А руководство, на мой взгляд, их сливает.
Как же сложно сегодня избежать полярности — вот я вроде всей душой за гражданское общество и свободы, а по аргументам попадаю в Киселева и Соловьева.
Если никакие митинги вообще не согласовывают или согласовывают на издевательских условиях, то нужно выходить без разрешения, но Сахарова же нормальное место. Постоянно все там бастуют, что сейчас, что в 2011 после Болотной, и никаких проблем, почему нужно было отказываться от митинга 3 августа там?
Возмущает меня больше всего в сложившейся ситуации, пожалуй, одна основная вещь, как и в деле с Голуновым — это издевательская наглость, с которой всё делается. Наглость и лицемерием. Остальные мотивы конкретно к этой ситуации дела не имеют, они об общей ситуации в стране.
Что касается именно митингов, думаю, все разойдутся довольные. Силовики смогут хвастаться, что пресекли майдан, оппозиция получит протестную активность и митинги к осенним выборам, а московские власти отогнали чужаков от кормушки. Может, они зарегистрируют какого-нибудь из кандидатов, чтобы расколоть протест. В конце концов всё упирается только в один вопрос: чем ближе 2024 год, тем больше будет таких наглых выходок власти, тем жестче будут противостояния. Обе стороны раскаляют ситуацию, а не ищут конструктива, из-за чего из варианта Армении мы стремительно вылетаем.
Я верю в то, что большинство проблем могут решить независимая судебная система и сменяемость власти. Но проблема в том, что они нужны лишь среднему классу, а его мало и становится всё меньше. Сейчас государство опирается на силовиков, бюрократию и олигархов, которым это только мешает. Бедность страны им выгодна. Россия должна стать государством среднего класса, который может организованно и ответственно за себя постоять.
Редакция THE WALL Magazine благодарит всех, кто согласился поговорить о протестном движении в Москве и поделился своими мыслями. Мы опубликовали все интервью без цензуры, вне зависимости от того, совпадает ли мнение интервьюируемого с мнением редакторов издания, потому что считаем свободу слова и самовыражения одним из основных прав человека, которые необходимо уважать и соблюдать. Если хотите поделиться с нами своей историей — пишите в сообщения нашего паблика ВК. В случае, если вы захотите остаться анонимным, мы соблюдём ваше право на анонимность.
Фото обложи и фотографии по тексту: Стася Гришина
Подводим итоги недели: Сибирь горит, Иркутская область затоплена, а в Москве продолжаются волнения. В нашем объективе сегодня Бульварное кольцо. Завтра опубликуем интервью с участниками событий, из которого вы узнаете, зачем москвичи выходят на улицы.
3 августа, центр столицы теперь выглядит так. Глобальное непонимание между людьми, которые выходят, и людьми, которые забирают.
Фото: Стася Гришина
«Культура в городе», направление ММКЦ, приглашает всех желающих на серию воркшопов по созданию оригинального контента, где вы сможете получить не только знания о теории, но и прикладные навыки создания контента.
В рамках лекций вы узнаете о дизайне, SMM, таргетинге, социальных сетях, профессиональной фотосъемке и создании аудио ряда, но и обучат технологиям работы, и сможете применить теорию на практике непосредственно во время воркшопа.
Встречи бесплатны, чтобы принять участие, необходимо
зарегистрироваться на сервисе для организации событий Timepad.
В предпоследние выходные лета вы узнаете все об электронной музыке на лекции «Напиши свою электронную музыку».
Лектор: Алиса Кибин: участница djдуэта chrrsp$$$, объединения APXIV, компании Mind the Gap, звукорежиссер и музыкант
Она расскажет о том, что происходит в электронной и в экспериментальной музыке (в том числе в саунд-арте) и научит различным способам работы в музыкальных редакторах.
Дата: 24 августа
Время: 13:00
Место: павильон «Школа» парка Музеон
«Культура в городе», направление ММКЦ, приглашает всех желающих на серию воркшопов по созданию оригинального контента, где вы сможете получить не только знания о теории, но и прикладные навыки создания контента.
В рамках лекций вы узнаете о дизайне, SMM, таргетинге, социальных сетях, профессиональной фотосъемке и создании аудио ряда, но и обучат технологиям работы, и сможете применить теорию на практике непосредственно во время воркшопа.
Встречи бесплатны, чтобы принять участие, необходимо
зарегистрироваться на сервисе для организации событий Timepad.
В выходные вы сможете получить новые знания на лекции «Сделай идеальное фото».
Лектор: Георгий Никаноров, выпускник факультета журналистики МГУ, преподаватель Школы юного журналиста и Московского образовательного центра “ТЕМО-центр”
Он расскажет об истории фотографии и научит делать профессиональную художественную фотосъемку.
Дата: 10 августа
Время: 13:00
Место: павильон «Школа» парка Музеон
Фото: Дарья Избаш
_____________________
О том, как прошёл фестиваль, читайте в нашей статье.