Декабрь в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге начался фестивалем документального кино «АРТДОКФЕСТ», который проходит в России с 2007 года.
Тематика фильмов далеко не всегда совпадает с официальной политической риторикой, от чего, в частности, произошёл конфликт между режиссером Виталием Манским и министром культуры Владимиром Мединским, в результате которого фестиваль лишился государственной финансовой поддержки. Несмотря на это, средства на его проведение удаётся найти из внешних источников, что говорит о высокой заинтересованности в идеях мероприятия.
В этом году «АРТДОКФЕСТ» был открыт фильмом немецкого режиссёра Ирене Лангеман «Павленский: человек и власть», где с сожалением показано, что «дилемма: человек или государство? однозначно решается в нашей стране в пользу государства» [1].
Другой картиной, посвященной акционизму Павленского, стала «Голая жизнь» Дарьи Хреновой, в которой режиссёр и одновременно соратник героя (непосредственно занималась съёмкой акций) показывает его не только как творческую личность, сидящую на заборе психбольницы, но как обычного человека в его повседневной жизни. Зритель узнает самые интимные (бывает, в прямом смысле слова) сцены из биографии художника. Чем интересен акционизм и чем так привлекателен Пётр Павленский особенно сейчас?
Акционизм представляет собой специфический вид искусства, когда произведение представляет собой некое действие, и часто несёт политическую смысловую нагрузку. Художник в данном случае не просто создатель, но активный участник зрелища.
В России акционизм зародился ещё в советское время. Отечественными пионерами в этой области можно назвать таких деятелей искусства, как Казимир Малевич или Владимир Маяковский [2].
В более поздний период возникает новое направление – авангард. Так, неожиданно для организаторов в акцию превратилась выставка 15 сентября 1974 года, организованная 13 художниками, заявившими протест царившему в то время незыблемому в искусстве направлению – социалистическому реализму.
Реакция властей, направивших на место проведения мероприятия бульдозеры и самосвалы, сделала выставку настоящим шоу
Такой «акционистский» характер мероприятия подтверждают слова организатора Оскара Рабина: «Выставка готовилась скорее как политический вызов репрессивному режиму, а не как художественное событие» [3].
В 90-е годы среди наиболее известных художников данного направления были московские акционисты Олег Кулик и Александр Бренер, положившие начало приёму скандала, например, в акции «Лизание жопы нужным людям» [4].
«Если раньше тематики перфоманса носили преимущественно социальный характер, то в 2000-е годы они приобретают более политическую коннотацию»
Важную роль на этом этапе играет леворадикальная арт-группа «Война», о которой в 2012 году Андрей Грязев снял фильм «Завтра». Так, одной из акций, получивших наибольший резонанс, стал проведенный в преддверии выборов 2008 года, главным кандидатом на которых был Дмитрий Медведев, перфоманс «Е**сь за наследника Медвежонка!»: 5 пар совершали половой акт в одном из залов Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева [5].
Другой не менее провокационной акцией стал перформанс, приуроченный к дате дня рождения Че Гевары «Х** в ПЛЕНу у ФСБ!», когда на Литейном мосту в Санкт-Петербурге активисты с помощью канистр с краской изобразили мужской половой орган, представший перед зданием ФСБ при разведении моста [6].
Говоря о 2000-х, трудно не сказать о скандально известной арт-группе «Pussy Riot», стоящей на позициях феминизма, защиты ЛГБТ, борьбы с правоохранительными органами и «антипутинизма» в целом. Наиболее громкой акцией девушек стала «Богородица, Путина прогони!», начавшаяся в Богоявленском соборе в Елохове и закончившаяся в Храме Христа Спасителя арестом, а впоследствии двухлетним тюремным заключением. Обвинения в адрес российской церковной элиты, включая патриарха Кирилла, явственно следуют из слов так называемого «панк-молебна».
Досрочное освобождение одна из активисток группы (некогда принимавшая вместе с мужем участие в упомянутой выше акции в зоологическом музее им. Тимирязева) прокомментировала следующим образом: «То, что происходит сейчас, – это, конечно, показательная амнистия перед Олимпиадой» (на свободу девушку выпустили накануне зимних Олимпийских игр в Сочи) [7].
Творческое обрамление группа придала и сравнительно недавнему журналистскому расследованию о прокуроре Юрии Чайке, в котором генпрокурор РФ и его близкие обвинялись в преступной деятельности [8], создав клип, где Толоконникова, надев погоны, читает: «За своих мы до конца стоим, понял? // Ведь дружба, брат, это – святое! // Без проблем, брат, уголовное дело твоё закроем. // Тех, кто много п…ит – зароем, // Кто будет вы…ться – уедет под конвоем» [9].
Акции «Pussy Riot» важны не только своим наполнением, но и содержанием стимула, подарившем российскому обществу другого художника-акциониста – Петра Павленского.
Его первый перфоманс 2013 года был посвящен поддержке девушек: зашив рот ниткой, он полтора часа стоял перед Казанским собором в Санкт-Петербурге, держа плакат с надписью «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа». Впоследствии он так комментировал произошедшее [10]:
«Зашивая себе рот на фоне Казанского собора, я хотел показать положение современного художника в России: запрет на гласность. Мне претит запуганность общества, массовая паранойя, проявления которой я вижу повсюду.»
Идею акции художник описал так: «Не было задачи кого-то удивить, придумать что-то необычное. Тут, скорее, надо было сделать жест, который точно отражает мою ситуацию» [11].
Таким образом, с описанной выше акцией «Шов» в российской акционистской культуре появляется важный её представитель.
«Взгляды Павленского созвучны воззрениям его единомышленников 2000-х годов: противостояние тоталитарной системе власти с её многочисленными пороками»
Так, зашитый рот – визуализация реального права свободы слова в России, а обмотанное колючей проволокой нагое тело – наглядное изображение запуганного и подавленного репрессивными законами российского гражданина.
В частности, вторая акция под названием «Туша» была инспирирована ограничивающими, по мнению автора, законодательными нормами наподобие законов об НКО, оскорблении чувств верующих и пропаганде гомосексуализма, направленных «не против криминала, а против людей». Художник воспринимает подобные государственные меры следующим образом: «Все это делается, чтобы превратить людей в надежно охраняемый безвольный скот, который может только потреблять, работать и размножаться» [13].
Интересен подход Павленского к представлению своей творческой идеи: «…важно, что я-то во время осуществления акции должен сделать самый минимум, а максимум делает потом власть, все эти полиция, медики, пожарные, психиатры – именно они втягиваются в ситуацию и формируют высказывание» [14]. Действующими лицами акций, сами того не осознавая, становятся представители силовых ведомств, участвующие в задержании художника: «Что происходит с сотрудниками полиции? Каждый сотрудник находится при исполнении – значит, он должен исполнять. И поэтому они начинают… То есть они становятся действующими лицами и начинают исполнять» [15], – иронично поясняет Павленский.
На такое намеренное соавторство с правоохранительными органами указывает приуроченность третьей акции ко Дню полиции. В акции «Фиксация», по словам художника, происходит игра с цветом: «красный день календаря», самый красный день, и Красная площадь».
Раздевшись не в первый раз догола и прибив наиболее уязвимую часть мужского тела к брусчатке, Павленский изобразил «метафору апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества» [16].
Если во всех акциях художник намеренно молчит, то в перфомансе «Свобода», организованной около Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, где некогда народовольцы убили Александра II, его голос передается набатом, посредством которого он пытается пробудить спящих, не замечающих ничего происходящего вокруг граждан.
Другой характерной чертой акции можно назвать её коллективность: активисты под руководством Павленского (хотя сам он отрицает наличие какой-либо иерархии [17]) стараются имитировать Майдан, демонстрируя свою приверженность идее свержения авторитаризма, для чего также используют украинский и анархистский флаги. «В этот день, когда государство призывает праздновать день защитника отечества – мы призываем всех встать на праздник Майдана и защиту своей свободы. Мосты горят и назад дороги уже нет», – гласит манифест акции [18].
«Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных… возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием» [19], – объясняет Павленский смысл четвертой акции под названием «Отделение». Совершенная на заборе института психиатрии им. Сербского в Москве, акция созвучна не столько направлению больницы, сколько ново обозначенной проблеме – использованию психиатрии как политического инструмента. Отрезав мочку уха, художник показал, как власть отсекает от общества его «пятую колонну», неугодную, ненужную, противоречащую официальной позиции часть [20].
Наконец, последний на данный момент перфоманс Павленского – «Угроза». Совершив поджог двери в здание ФСБ на Лубянке, автор изобразил «перчатку, которую бросает общество в лицо террористической угрозе» [21].
Террористом он называет силовые органы: «Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 000 000 человек» [22]. Изначально дело, рассматриваемое как вандализм, Павленский просил переквалифицировать на статью «терроризм», в чем ему отказали.
В результате суда художник получил штраф, однако от тюремного заключения был освобожден. Сам художник объясняет такое лояльное поведение властей неслучайным, ведь посадить за решётку – значит признать свою неправоту, способствовать реализации затеянного акцией: «…лучше, если бы система скинула, на самом деле, эту лицемерную маску гуманизма и показала свою истинную личину», – заключает акционист [23].
Акции Павленского встречают более чем противоречивое отношение со стороны российского общества, при том, что число тех, кто не понимает и, следовательно, не принимает его искусство значительно больше, чем процент сочувствующих. Так, в результате опроса почти трех тысяч человек, проведенного деловым радио «Business FM», выяснилось, что доля тех, кто считает Павленского художником, которого не за что наказывать, составляет 18%. Между тем 23% отнеслись к приговору суда положительно, сделав акцент на пользе штрафа для бюджета страны и росте вероятности прекращения подобных акций. Другие 23% аргументировали свое негодование в связи с вынесенным приговором недостатком строгости и возможностью поощрения подобного рода творчества [24].
Среди поддерживающих инициативы Павленского можно встретить такие комментарии: «Пётр, выражаю восхищение вами и чувство собственного стыда. Вы делаете работу протеста за меня и тысячи других, кто терпит, отсиживаясь в своём плебейском уюте», – пишет Юрий из Санкт-Петербурга на «Эхо Москвы» [25].
Таким образом, сегодня поддержка творчества Петра Павленского в России слаба, но на изменение отношения россиян к его роли в развитии общества направлены представленные на фестивале документального кино «АРТДОКФЕСТ» фильмы Ирене Лангеман «Павленский: человек и власть», а также Дарьи Хреновой «Голая жизнь».
Режиссёры намеренно показывают зрителям спартанские условия жизни художника, которые, тем не менее, не мешают Петру Павленскому и его гражданской жене Оксане Шалыгиной поддерживать друг друга, любить своих двух детей и пытаться изменить мир к лучшему. Тем самым авторы картин создают образ «героя нашего времени» или хотя бы просто искреннего борца за идею, отношение к которому уже не может быть двусмысленным, как раньше. Так, в «Голой жизни» конфликт между подчинением системе и следованием чувству справедливости у Павла Ясмана, сотрудника следственных органов, который вёл дело главного героя, решается не в пользу первого. Из человека, пытающегося обвинить Павленского, он становится его адвокатом. Режиссёры фильма надеются, что таких Павлов Ясманов станет больше в российском обществе.
«Довольны властью в России две категории людей. Те, кто не в курсе, и те, кто в доле», – говорит известный афоризм. Противостоять вторым можно, лишь просветив первых. Пётр Павленский своими акциями и своим образом жизни пытается открыть глаза российского человека на реальность. Реальность, значительно отличающуюся от той, которая представлена на главных официальных телеканалах. Реальность, полную неправды, которая успешно находит прикрытие в народном невежестве. Художник стремится побудить людей если не к прямому физическому действию, то к новым размышлениям в пускай и нелёгком, во многом опасном, но честном, объективном и прогрессивном русле.
Автор: Мария Федотова
Фото: www.vladtime.ru
[1] Артдокфест в Петербурге: 1-9 декабря 2016 // https://vk.com/artdocfestspb
[2] Приговор Петру Павленскому // http://echo.msk.ru/programs/razvorot/1779778-echo/
[3] Бульдозерные шедевры // http://www.izbrannoe.com/news/iskusstvo/buldozernye-shedevry/
[4] Авдей Тер-Оганьян — Школа Авангардизма. Лизание Жопы Нужным Людям (1998) // http://daftsex.com/watch/-42970743_456239029
[5] Все акции арт-группы «Война» // http://www.1tvnet.ru/content/show/vse-akcii-art-gruppi-voina.html
[6] «Х*й в плену у ФСБ!». Новая акция группы Война. // http://www.apn-spb.ru/news/print7476.htm
[7] Pussy Riot свободны // https://www.gazeta.ru/social/2013/12/23/5816125.shtml.
[8] Борьба с коррупцией в России: действие или бездействие? // http://thewallmagazine.ru/fighting-corruption/.
[9] Pussy Riot – CHAIKA // https://www.youtube.com/watch?v=VakUHHUSdf8.
[10] Петр Павленский: «Простое пересечение вертикали с горизонталью уже может рассматриваться как оскорбление веры» // http://artchronika.ru/persona/pavlensky-interview/
[11] Акция «Шов» // http://pavlenskiy.ru/9
[12] Голая жизнь арт-мессии Павленского // https://regnum.ru/news/cultura/2213240.html
[13] От защиты Pussy Riot до поддержки осужденных за теракты // http://bg.ru/society/ot_zaschity_pussy_riot_do_podderzhki_osuzhdennyh_z-23627/?chapter=2
[14] Что надо знать: Петр Павленский // http://artguide.com/posts/678.
[15] // http://echo.msk.ru/programs/kulshok/1780986-echo/
[16] Художник Павленский прибил мошонку к брусчатке Красной площади // https://snob.ru/selected/entry/67636?preview=print.
[17] Акционизм: искусство или политика? // http://echo.msk.ru/programs/kulshok/1780986-echo/
[18] От защиты Pussy Riot до поддержки осужденных за теракты // http://bg.ru/society/ot_zaschity_pussy_riot_do_podderzhki_osuzhdennyh_z-23627/?chapter=4
[19] Нож для покорных овец // http://inosmi.ru/world/20141026/223913718.html
[20] Акционизм: искусство или политика? // http://echo.msk.ru/programs/kulshok/1780986-echo/
[21] Художник Павленский выложил видео поджога двери здания ФСБ // http://www.bbc.com/russian/news/2015/11/151109_pavlensky_fsb_fire
[22] Художник Павленский выложил видео поджога двери здания ФСБ // http://www.bbc.com/russian/news/2015/11/151109_pavlensky_fsb_fire
[23] Акционизм: искусство или политика? // http://echo.msk.ru/programs/kulshok/1780986-echo/
[24] Суд приговорил Павленского за сожжение двери ФСБ к штрафу в 500 тысяч рублей и отпустил на свободу. Как вы относитесь к такому приговору? // https://www.bfm.ru/votes/638.
[25] Акционизм: искусство или политика? // http://echo.msk.ru/programs/kulshok/1780986-echo/