Сегодня большинство из нас испытывает повышенную тревогу и стресс, помноженные на ощущение неопределенности. Если вы пытаетесь сбежать от этих ощущений в обучающие курсы и чтение книг — это нормально, ведь получение новых знаний и навыков помогает бороться со стрессом. При этом важно не забывать о пагубности информационного перегруза. Надежда Макова, СЕО LXP-платформы K-AMPUS и издатель просветительского медиа «Теории и практики», делится советами, как сейчас выстраивать свое обучение так, чтобы снижать, а не повышать уровень стресса. 

Почему обучение может вызывать стресс

В сети хранятся зеттабайты контента. Только за 2020 год человечество сгенерировало 64,2 зеттабайта (1 зеттабайт — это миллиард терабайтов) данных. При этом далеко не весь контент качественный. Чтобы в этом убедиться, достаточно задать в поисковике любой интересующий запрос и посмотреть на выдачу материалов. Большая часть ссылок в лучшем случае будет не до конца отвечать на ваш запрос, а в худшем — не отвечать вовсе или выдавать ложную информацию. Добавьте к этому контент, который мы ежедневно потребляем в соцсетях, YouTube, при чтении книг и изучении курсов — многовато информации на одного человека, не правда ли? 

Источник: https://www.domo.com

И если наши мощные гаджеты способны за доли секунды обработать и сохранить любой файл, то для мозга это пока что непосильная задача. Да, мы много говорим о нейропластичности и способности мозга меняться благодаря нагрузке, но обрабатывать весь поток входящей информации мы все же пока не можем. Так и возникает информационный перегруз. 

В этом состоянии человек начинает воспринимать информацию медленнее или перестает воспринимать вовсе, и ему постоянно кажется, что он забыл что-то важное. Это сильнейший стресс для нашего организма. К тому же другие источники стресса тоже никто не отменял. У нас еще нет исследований, которые бы оценили уровень тревожности людей в первом квартале 2022 года, но данные прошлых лет тоже показательны: в 2020 году исследования Gallup показали рост уровня стресса до 43% с 38%, зафиксированных в 2019 году, а в России по данным исследовательского холдинга Ромир в первые два месяца 2021 года более половины респондентов отметили, что испытывают стресс.

Читать также: Life-long learning в XXI веке: новая грань свободы

Поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас для себя, — сократить поток входящей информации. Откажитесь от постоянного скроллинга соцсетей и от сложного обучения. Мозгу трудно обрабатывать это. Вместо этого сосредоточьтесь на форматах микрообучения. 

Этот формат развился на основе теории о кривой забывания немецкого ученого Германа Эббингауза. В 1880-х годах он провел несколько исследований и выяснил, что больше 50% новой информации ученики забывают спустя 20 минут после окончания урока. Это значило, что информацию нужно давать дозировано, уделяя время процессу ее закрепления.  

Давайте разберемся, как это сделать.

Как продолжать развиваться, не подвергая себя лишнему стрессу

Обучение и развитие новых навыков — это наша возможность сохранять контроль над ситуацией и защитить себя от негативного воздействия стресса. Наша основная задача сейчас — выбрать правильный формат. А основная функция обучения сводится к повышению нейропластичности мозга, хоть мы пока и не в состоянии сделать его возможности безграничными. 

При выборе форматов и материалов для обучения важно учитывать, что в среднем мы можем выделить на саморазвитие около получаса в неделю. Все, что выходит за пределы этого временного отрезка, требует от нас дополнительных усилий. К тому же средняя продолжительность концентрации тоже неуклонно снижается. Сейчас она составляет около восьми секунд. То есть, помимо ресурсов на обработку информации от длительного обучения, мозг тратит немало сил и на поддержание концентрации. Об этом тоже не следует забывать. Нужно постоянно возвращать свой фокус внимания к изучаемой информации, даже если кажется, что это занудное повторение и не более. Ученые из Дрезденского технического университета доказали эффективность такого подхода с помощью эксперимента: испытуемым дали прочитать текст, экспериментальной группе в конце каждой главы задавали по одному вопросу по содержанию материала. Участники из этой группы отвечали на 28% быстрее, чем те, кому задавали восемь вопросов после прочтения восьми глав. 

Итак, что можно делать, чтобы удовлетворить потребности мозга в новой информации и не перегружать его.

Выберите цель обучения

Учиться проще и интереснее, если вы понимаете, зачем вам это нужно. Подумайте, как в нынешней ситуации обучение может улучшить вашу жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на жизнь со всех сторон:

  • Если вы хотите достичь профессиональных целей, то каких?
  • Если вы хотите сделать свою жизнь более комфортной, то в каких областях?
  • Если вы хотите выучить иностранный язык, то для чего?
  • Если вы хотите подтянуть навыки коммуникации, то какие именно?

Составьте последовательность просветительского контента для изучения 

После того, как вы определили цели обучения, подумайте, какие учебные материалы помогут их достичь. Теорию можно получать из рассылок, статей, видеоуроков. Практические навыки — из заданий и тренажеров. Если вы проводите много времени в дороге, обращайте внимание на такие форматы, как карточки, посты, подкасты, инфографики, презентации и так далее. 

Подумайте, в какой последовательности вам удобно пользоваться контентом. Например, если вы планируете заниматься дома, то сможете несколько раз за занятие переключиться между лекцией, тренажером и статьей. Если же такой возможности нет, то в рамках одного занятия стремитесь к потреблению контента одного типа, а переключения форматов привяжите к разным урокам.

woman in white long sleeve shirt sitting on white couch

Не отказывайтесь от чтения

Сила человека — в эмпатии, в том числе, в эмпатии к персонажам книг и статей. Чтение повышает активность в центральной борозде мозга, нейроны которой преобразуют размышления в реальные ощущения. 

Так что смело выбирайте в качестве учебных материалов любые тексты, которые вам интересны: 

  • статьи,
  • блоги, 
  • художественные книги и так далее. 

Главное, не затягивайте чтение на часы. 

Создавайте из изученной информации собственную базу знаний

Наш мозг не может хранить информацию вечно — что-то мы обязательно забудем. Поэтому ведите конспекты и сохраняйте ссылки на источники полезных материалов.

Во-первых, это позволит быстро вернуться к информации и освежить ее в памяти. Во-вторых, со временем вы сможете использовать заметки для повторного обучения и находить в них информацию, которую раньше могли упустить.

Фокусируйтесь на одной задаче

Многозадачность ухудшает нашу память и способность концентрироваться. Поэтому на время учебы отключите уведомления в мессенджерах и потратьте время только на получение новой информации. Мозг скажет вам спасибо, а знания лучше усвоятся. 

Загружайте мозг новыми задачами

Разгадывание кроссвордов, изучение иностранных языков, рисование, наблюдение за природой — это тоже обучение. Просто нужно взглянуть на это понятие чуть шире, чем мы привыкли это делать. 

Если вы не знаете, какая информация сейчас будет вам полезна, подумайте, какие занятия вы еще не пробовали или чем давно не занимались. Возможно, какое-то из них и станет вашим учебным планом на день. 

Соблюдайте информационную гигиену 

Прежде, чем начинать поиск новой информации, задайте себе следующие вопросы:

  • Что я сейчас хочу узнать и какой результат хочу получить? 
  • Нужна ли мне эта информация, если я чувствую усталость?
  • Каким будет мое состояние после потребления информации?

Если понимаете, что информация не отвечает краткосрочным или долгосрочным целям, откажитесь от ее потребления. 

Также обращайте внимание на источники информации, на которые вы уже подписаны — если вы не открываете, казалось бы, полезную рассылку или раз за разом пропускаете посты эксперта, который казался вам ценным источником знаний, отпишитесь. Даже доли секунд, которые вы тратите на пролистывание информации от них, расходуют ваши силы.

Читать также: Гигиена сознания

Почему именно дозированное обучение помогает справиться со стрессом?

По мнению психологов, приобретение новых знаний помогает нам почувствовать себя более компетентными и эффективными, что в результате дает большее ощущение уверенности. К тому же непрерывное обучение помогает нам адаптировать свое развитие под наши цели. Это дает ощущение контроля над своим будущим и готовность выстоять перед лицом неопределенности. 

Обучение с помощью микроформатов позволяет быстро переключать внимание и не “перегревать” мозг, но при этом получать полный объем информации без потери интереса к обучению. Так использование микроформатов в Сберуниверситете повысило вовлеченность слушателей до конца курсов доходит 80% обучающихся. 

Исследование 2018 года показало, что сотрудники могут бороться со стрессом с помощью обучения. В ходе исследования было обнаружено, что участие в образовательной деятельности защищает сотрудников от пагубных последствий стресса, включая подавленность, неэтичное поведение и выгорание. 

Где найти обучение в формате коротких уроков?

Подобный контент размещают различные площадки и платформы, например, TED-Ed или Постнаука, а для обучения сотрудников подойдет LXP-платформа K-AMPUS, в которой 3 352 единиц контента, в том числе для микрообучения. 

Эти рекомендации — конструктор, из которого вы можете собрать подходящую именно вам систему обучения. Самая главная рекомендация — первая, так как все начинается с цели. Будет цель обучения — найдутся и средства.

Фото обложки: Sincerely Media