20-летний участник хип-хоп объединения “Жара”, диджей и организатор масштабных ивентов Олег Подчуфаров рассказал нам о различиях между российским диджеингом и американским, нюансах хип-хоп тусовок и о том, как повлиял коронавирус на жизнь творческих людей. 


Как возникла идея создать такое объединение, как “Жара”? 

Сама «Жара» была создана не мной, мы с создателем “Жары” Ваней лучшие друзья, я пришел в проект спустя примерно 8 месяцев. Однажды два одногруппника, Ваня  и Феликс, сидели в кальянной и думали, чем бы себя занять, пришли к тому, что надо делать тусовки. Первоначально «Жара» была студенческой тусовкой в лофтах или коттеджах, «Жару» как хип-хоп тусовку сделал я, Ваня и ещё один организатор Лёва, он не светится, но он есть. Если говорить о названии, то мы хотели выбрать короткое, звучное и крутое слово, выбрали “жару”.  

Откуда твоё прозвище peer_pegasus?

Это довольно смешная история. Так заведено, что когда ты делаешь какой-то рэп угарный, то берешь себе другой никнейм, чтобы никто не смог тебя с ним спалить впоследствии. И мой кореш скинул мне несколько никнеймов, а я выбрал один из них. Ник — это бессмыслица, потому что переводится он как «кажущийся Пегас». Пегас — это сама по себе выдумка, и оба слова начинаются с двух одинаковых букв, не знаю, смысла нет, но мне нравится. 

Какая-то не очень романтичная история. Я думала, листал книжку, остановился на 77 странице, 5 строчке, и вот тебе….

Романтики, может, и мало, но с этим никнеймом меня стало связывать большее, потому что одна из моих любимых песен группы Rae Sremmurd называется Perplexing Pegasus. Как-то имя приелось, я потом на истфаке древнегреческий начал изучать и научился правильно оформлять слово «Pegasus». 

Хочу поговорить с тобой о разнице между российским и американским диджеингами, чего нам не хватает, в чем отличия? 

В принципе, у нас школа диджеинга растёт, этот процесс можно сравнить с русской комедией: разница между русской и американской комедией, наверное, лет в 50, но это не значит, что мы не можем её догнать, мы именно этим сейчас и занимаемся. Как появился такой жанр, как хип-хоп? Люди начали накладывать речитатив на скретчинг (от англ. scratching — царапание). 

Знаешь, что такое скретчинг? 

Нет.

Скретчинг — это когда ты пластинку крутишь туда-сюда, туда-сюда, и вот этот звук «кухххкхкх» называется скретчинг. 

Только потом из диско, панка и других жанров начали делать хип-хоп. Из чего у нас в принципе началась диджейская культура в России, так это из это рейвов, потому что они приобрели большую популярность в 90-х, и, соответственно, сейчас мы можем до сих пор наблюдать тусовки, так называемые after-party, где играет техно, но на которые ходят 40-летние мужики, и им это нравится. Не буду говорить, что они там делают, что они употребляют, но такая культура сохранилась. И как ни крути, техно — это жанр уже потихоньку умирающий, особенно рейв-культура. Она прикольная, она фриковатая, но она не задержится так, как хип-хоп. Хип-хоп, я думаю, будет жить ещё не одну сотню лет. 

Так вот, если вернуться к теме школ диджеинга, то в России они тоже теперь есть. Одна из самых известных на данный момент — это школа Uppercuts. У меня очень много друзей оттуда, и это реально работает, дает свои плоды и причем серьезные, солидные. Я в принципе не могу представить себе диджея без музыкального вкуса — надо разбираться в музыке, то есть, условно, я не посещал школу диджеинга, но более-менее играть, диджеить я могу просто благодаря музыкальному вкусу, слуху. Я могу сводить на слух, и у меня это будет получаться. И мотивация. Естественно, важна мотивация, потому что конкуренция сейчас в плане хип-хоп тусовок огромная.

У нас было несколько мероприятий, когда мы проводили контесты (конкурсы — прим. ред), для того чтобы взять к себе в резиденты диджея. У нас было за 3 дня, несмотря на то, что мы это не пиарили абсолютно, около 80 заявок. Притом что отыграть можно было только 10 людям. То есть, это 5 человек на место — в некоторых универах нет такого. И поэтому мотивация здесь п****ц как может помочь. Я знаю нескольких диджеев, которые ждали своего часа лет 5, но в итоге дождались. 

Просто лично у меня всегда было такое ощущение, что у нас диджеи — они так, знаешь, выступают на каких-нибудь выпускных, а в Америке всё иначе — есть такие, как Тиесто, которых приглашают на Коачеллу.

Опять же, есть разница между диджеями, есть такое понятие, как коммерческий диджей. Коммерческий диджей — это человек, который будет переключать музыку, которую ему дадут. То есть есть диджеи, которые на свадьбу, на… похороны, не знаю, возможно… Не проверял (смеётся). Ну, в целом, на мероприятия. Естественно, есть диджеи, которые просто занимаются коммерцией, просто всю свою жизнь переключают музыку за деньги. Мне назвать таких людей диджеями сложно, но у него, извините, так написано в трудовой книжке, с этим ничего не поделаешь.

Но есть и такие диджеи, которых приглашают за рубеж. Например, существует довольно известная тусовка Рашн Стаил, тусовка электронной музыки, bassine так называемого, их резидент Volac выступал на фестивале музыки в Лас-Вегасе около полугода назад. В этом плане мы довольно известные. Диджей SMASH выступал за рубежом. То есть наши диджеи есть где-то. Так что с этим все хорошо. 

Вы же всё время коллабитесь с кем-то, с кем было приятнее всего работать?

Во-первых, это наши резиденты, с ними, естественно, приятнее всего работать, недаром они, собственно, наши резиденты. 

Есть наши друзья  Bato, ENEMYSAUCE, MURASAKI — с ними мы готовы работать постоянно. Есть какие-то диджеи с братских тусовок, таких, как SHOTGUN, SKIN&BONES и других. А из больших артистов, с кем бы мы работали… Вообще со многими, тут важно отметить, что обычно не принято работать с большим артистом две тусовки подряд, это просто будет неликвидно. Люди не будут каждый месяц ходить, условно, на Rocket-a . Ну будут, конечно, но не в таком количестве. Из больших артистов у нас подряд был только KRESTALL/Courier , насколько я помню, и Крест. Крест у нас был на трёх тусовках.

Насколько часто у вас меняется музыка, есть ли у вас какая-то ориентация на аудиторию или плюс-минус один набор песен? 

Тут всё зависит от диджея — некоторые диджеи действительно работают примерно с одним и тем же набором треков: кто-то просто ленится, а кто-то добился на этих треках идеального сведения. Мои резиденты каждый раз пишут: «Сегодня я буду с Дискофанс» или «Я буду с сетом старого хип-хопа» — они каждый раз делают что-то новое. Я по-любому перед каждой тусовкой скачаю 10 новых треков, которые я не играл до этого. 10 новых треков — это, по сути сет, полчаса. Естественно, я играю то, что играл до этого — у меня есть какие-то любимые треки, я с этим ничего поделать не могу. Не помню, чтобы я хоть раз играл на аудиторию — всегда играю на себя, потому что это так работает. Это работает отсюда-туда, а не оттуда-сюда. 

Каковы планы развития “Жары”?  У BUHAI-TANCUI, например, кроме супердвижа есть какие-то активитиз, на 14 февраля у них был фейк-ЗАГС, и можно было пожениться. А что вы предлагаете, только музыку? 

Проблема в том, что в рамках хип-хоп тусовок это все довольно сложно реализуемо. Это, скорее, страх не за свои финансы, а за то, что не приживется. Мы делали несколько тематических тусовок SCHOOLDAYS. Я загорелся сам этой идеей: сделать тусовку а-ля школьная дискотека. И мы снизили цену за проход, если люди придут в школьных костюмах. Как ты думаешь, кто-нибудь, кроме нас, пришел? Никто. Это не прижилось. Также у нас была тематика Испании-Мексики, там пришло условно в стиле из 100 человек 20. Когда одеты 20 человек из 100 — это смотрится очень вычурно. В плане тусовочного развития мы планируем все-таки разделить эти 2 вектора: камерные тусовки, опять же а-ля SCHOOLDAYS, DJ NIGHT, до 300 человек, и проводить их преимущественно в прижившихся местах, с которыми у нас все прекрасно налажено, и любые вопросы будут решаться за 5 секунд. И другой вектор — тусовки уже большие по типу Жары V, IV и так далее. И развивать их, получается, параллельно.

Вам постоянно нужно вести социальные сети, это неотъемлемая часть, положительное или отрицательное у тебя отношение к ним, не раздражает ли это всё?

Изначально оно было отрицательное — я намного больше люблю общаться вживую, мне ежедневно пишут мои друзья, что я им по 3 недели не отвечаю, просто потому что я не сижу ни в Вк, ни в Инстаграм, не занимаю этим свою жизнь. Но из-за тусовок у меня, естественно, поменялось к этому отношение, так как передо мной всегда стоит пример в лице Вани, который ведёт свой инстаграм практически с создания Инстаграма. Сейчас он лайфстайл-аккаунтом добил себе 12 тысяч подписчиков. Я получал от него некие советы, как грамотно вести страницу, но в принципе тему sfs, пиара я ни разу не проводил — я выкладываю то, что мне хочется, а не то, что нужно. Таким образом постепенно и собираю аудиторию.

Говоря о ведении соцсетей, инстаграм-аккаунта тусовки или группы вк-тусовки: я узнал много нового и, в принципе, приобрел такие знания, что сейчас планирую вести один из аккаунтов нашего общего с друзьями бизнеса, которым мы будем заниматься. Но, опять же, я научился это все вести по-своему. Возьмем, условно, инстаграм-аккаунт какой-нибудь кальянной. Меня воротит, когда я вижу их посты, абсолютно идентичные — с девушкой, с кальяном и с подписью: «Приходите к нам, подымите наш ахренительный кальян». Я думаю, большинство людей более-менее развитых, моего возраста, не обратят на такой пост никакого внимания. Поэтому мы и стараемся искать другие пути для привлечения аудитории, и вроде у нас это получается. 

Важны ли деньги для тебя? 

Нет, это, наверное, даже дело третьестепенное. 

А что первостепенное и второстепенное? 

Первостепенно — саморазвитие, второстепенно — развитие окружающих. 

А как же деньги для развития той же “Жары”? 

В моем плане саморазвитие касается умственного. Когда ты осознанно идешь по своему жизненному пути, деньгами тебя не обделят. В принципе, мне кажется, любой человек, который обладает более-менее интеллектом, может зарабатывать в этой стране, в этом мире, в любой точке этого пространства. 

Какие-то были недавно ситуации смешные с приставаниями на выступлениях? 

Это было на Шотгане, ко мне подошла девочка, не отлипала от меня, трогала за лицо, говорила: «Я хочу тебя трогать за лицо». Я ношу кольца на безымянных пальцах, в итоге я сказал, что я женат. Подвел свою подругу, она прекрасно сыграла мою жену, и девочка отвалила от меня секунд за 10. 

Было ли что-то, что тебе в последний раз говорили, и тебя тронуло, настолько это было приятно? 

Наверное, фраза, которую я слышу постоянно, но каждый раз мне приятно: «Олег, ты как всегда оказался прав». Мне приятно скорее не то, что я оказался прав, а то, что человек что-то осознал. Я же говорю, на втором месте развитие окружающих. И чем раньше они поймут, что мои советы не высосаны из пальца, тем лучше для всех. 

Раз ты такой мастер советовать, можешь дать советы начинающим диджеям, на какие грабли ты наступил и на что они могут не наступить? 

Во-первых, играйте всегда то, что вам нравится, потому что если вы будете играть просто известные всем треки а-ля русский рэп или кальянный рэп, от вас не будет исходить энергетики, соответственно, её не будут получать люди, которые пришли на мероприятие. 

А во-вторых, люди любят больше угорать с известных треков, чем реально получать от них какое-то удовольствие, и после третьего трека все, условно говоря, уйдут курить. 

Также никогда не опускайте руки, заряжайтесь мотивацией, пишите во все тусовки, чтобы выступить там, даже если это тусовка на 30 человек — это все равно будет приятный опыт вам, и все от этого уйдут в плюс. Берите советы у уже умеющих диджеев, потому что если вы будете учиться сами по себе, на это могут уйти годы.

Опять же, у меня есть пример одних знакомых, которые в один из мини-клубов купили диджейку 2000 пионеры и сами на них учились играть 3 года. И 3 года они учились, потому что учились сами.  Берите советы у уже умеющих диджеев — их, к счастью, найти не так уж и сложно. В конце концов, можете просто зайти в группу «Жара», на любой афише нажать на первую же ссылку.

Как коронавирус на вас повлиял?

Очень плохо. Мало того, что наши тусовки не работают, так еще мы с Ваней являемся арт-директорами в клубе. Фактически мы остались без работы полностью, но так как мы официально не трудоустроены, безработными мы тоже не являемся, и мы сидим без денег. Ну, условно, у меня есть пара монет и идей, где можно заработать, и сразу говорю — это не маски и не антисептики, но Ваня сейчас абсолютно без работы. Вообще все люди из тусовок сейчас без работы: афишмейкеры, организаторы тусовок, арт-директоры. Это по нам очень сильно ударило, и пока неизвестно, что будем делать дальше. 

Автор: Мария Шепшелевич
Фото представлены интервьюируемым

Читайте также: «Мой лейбл не вмешивается в образ, а помогает развиваться» – Феликс Котло о жизни после «Голоса»