Появились слухи, что британский комик Саша Барон Коэн секретно снял продолжение своей нашумевшей в 2006 году кинокартины «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана». Разбираемся, почему это не совсем комедия и почему сиквел хотят приурочить к выборам в Штатах.
Несмотря на присвоение фильму звания «одной из величайших комедий десятилетия» (по мнению американского журнала «Rolling Stone»), работа Коэна заслужила репутацию чуть ли не самой скандальной кинокартины нулевых. Невежественный, простодушный и наивный казах Борат Сагдиев, странствующий по США, воплощает в себе все западные стереотипы про азиатский народ: он крайне бескультурен, полон нелепых предрассудков, видит в женщинах лишь объект наслаждения, а все его шутки примитивны и носят ярко выраженный туалетный оттенок. Кому так не приглянулся казахский Одиссей? Нет, не только сам Казахстан воспринял в штыки опус Коэна после выхода фильма в прокат, но и американцы. Став международной сенсацией, псевдодокументальная комедия с элементами сатиры заставила о себе говорить.
Зарисовки из жизни главного героя в его родной деревне вызвали негодование у многих казахов: мол, фильм очернил репутацию всей страны и осквернил казахские традиции. При этом невежество как черта соотечественников Бората критиками не особо и отрицалась, а отрицался скорее утрированный образ страны как нищей, антисемитской и женоненавистнической. Однако официально власти Казахстана фильм не запретили – его просто не стали показывать в кинотеатрах. А вот в солидарной с братской страной России киноленте не дали прокатное удостоверение. Казахское правительство даже всерьез занялось публикацией материалов в американских газетах, чтобы как-то исправить ситуацию и показать настоящий Казахстан во всей красе. Увенчался ли их пиар успехом? Непонятно. Но черный пиар точно сделал свое дело – в Казахстан нагрянули толпы увлеченных туристов. Если в 2006 году страну посетили более 90 тысяч иностранцев, то к 2011 году их количество выросло до около 450 тысяч. Вряд ли соотечественники Бората предвидели такой внезапно разгоревшийся ажиотаж. Парадоксально, но неожиданно обретенной популярностью эта страна обязана фильму, который она же и осудила.
Они верили, что общаются с каким-то нелепым иностранным журналистом, снимающим передачу для казахского ТВ
Сенсационный эффект произвела кинокартина и в Америке. Во-первых, все собеседники Бората в ходе съемок понятия не имели о том, что стали героями фильма-шоу: большинство сцен снималось без сценария и с реальными людьми. Они верили, что просто-напросто общаются с каким-то нелепым иностранным журналистом, снимающим передачу для казахского ТВ. В этом и состояла задумка Коэна – он хотел запечатлеть естественные реакции американцев на хамское и неприемлемое поведение иноземца. Однако впоследствии не все участники картины спокойно восприняли такой смелый ход Коэна. «Это было слишком опасно для жизни», – признавался первый режиссёр киноленты Тодд Филлипс (тот самый, который снял «Джокера»), почти сразу отказавшийся от съёмок. И новому режиссеру Ларри Чарльзу пришлось изрядно потрудиться, чтобы не угодить за решетку.
На создателей фильма американцы неоднократно подавали в суд, утверждая, что стали жертвой обмана. Кто-то даже решил обогатиться, воспользовавшись случаем. Спустя год после выхода картины владелец автошколы Майкл Пшеничка потребовал компенсации в 100 тысяч долларов. Он обвинил авторов в том, что они солгали ему, заявив, что фильм посвящен интеграции иммигрантов в США. В эпизоде с уроком вождения Борат лез к водителю обниматься и целоваться, ехал по встречной полосе и предлагал проходящим мимо женщинам 10 долларов за «секси-тайм». При этом Пшеничка собственноручно подписывал согласие на участие в съемках. Однако и здесь он несогласен – его заставили.
Отчасти американцы, конечно, были правы, ведь осознанное согласие интервьюируемых долгое время считалось основой документальной этики. Но, несмотря на это, ценность фильма очевидна – он вскрывает кучу извращенных и архаичных убеждений американцев, о которых раньше говорить было не принято (как в случае с молодыми ребятами в фургоне, которые озвучили свои расистские и женоненавистнические идеи). Может, и стоит признать, что Борат обязан своим существованием пренебрежению этическими принципами, на которые обычно опирается документальное кино. Во-вторых, споры вокруг кинокартины были вызваны тем, что бескультурный Борат оказался «кривым зеркалом» целой Америки.
На «Золотом глобусе» Коэн получил награду за лучшую комедийную роль, но чем именно так взбудоражил общественность нелепый казахский репортер? Сам того не осознавая, главный герой обличил американцев – зазвучала обидная правда об обители демократии. Безусловно, Борат далек (даже очень) от идеала, однако и встречающихся на его пути «цивилизованных» жителей штатов примером для подражания назвать сложно. Странствующий журналист высмеял природное высокомерие и внешнюю политкорректность американцев, с которыми они смотрят на людей из третьего мира. Борат ведь олицетворяет не только Казахстан, но и другие страны: он часто употребляет польские слова, съемки родной деревни героя происходили в Румынии, а лейтмотивом звучит песня Бреговича из «Времени цыган» Кустурицы.
На фоне непристойного поведения и странных диалогов Бората раскрывается истинный характер американцев. Некоторые критики даже считают, что популярность этого персонажа в Америке объясняется очевидным тайным желанием западных мужчин стать такими же, как Борат. Вместо того чтобы говорить вслух все, что приходит в голову, они вынуждены соблюдать этические правила и держать себя в руках. Отдельного внимания заслуживает сцена на родео, когда «просвещенная» американская публика восторженно реагирует на крайне абсурдный монолог Бората. После крика «Пусть Джордж Буш выпьет кровь каждого мужчины, женщины и ребенка в Ираке!» весь стадион одобрительно мычит. Но уже через минуту аплодисменты сменяются гулом осуждения – казах решил спародировать казахский гимн на мотив американского. Такого насмехательства над своим гимном американцы не потерпели.
«Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана» и еще несколько появившихся в то время кинопроектов (анимационный ситком «Гриффины» 1999 года, сериал «Офис» 2005 года) ознаменовали культурный сдвиг в сторону постмодернизма. Так называемый «прием неловкости» или «образ неловкости» («the trope of awkwardness») стал доминировать в поп-культуре Запада нового тысячелетия. Неловкость в кинокартине Коэна возникает за счет асимметрии: зритель наблюдает за всем происходящим как бы извне, он в курсе ситуации и никакого отношения к ней не имеет, а те, с кем общается Борат, чувствуют себя неловко из-за чувства неопределенности и культурного разрыва.
Американцы пытаются вести себя естественно, но становятся заложниками возникающей атмосферы неловкости. Однако их можно понять: порой разговоры Бората с американцами выходят за рамки нормативных сценариев социального взаимодействия. Достаточно вспомнить сцену, когда во время ужина казах называет одного из гостей отсталым, а сидящую напротив женщину оценивает как не очень красивую. Удивительно, как американцы умудряются быть вежливыми и терпеливыми перед лицом такой откровенной грубости.
Недавно в социальных сетях появились сообщения о тайных съемках Коэном продолжения фильма про казахского журналиста. Фанаты заметили британского комика за рулем на дороге в Лос-Анджелесе – он был в образе всем известного Бората. Официального анонса пока не было, но недавно портал Collider объявил, что сиквел уже полностью снят и смонтирован. Детали сюжета остаются еще достаточно размытыми, однако кое-что известно. Борат получил чуть ли не всемирную известность, журналиста узнают на улицах, и он вынужден работать под прикрытием, чтобы общаться с людьми и брать у них интервью. Как завуалированно поясняет один из источников ресурса, «Коэн играет Бората, который играет Коэна».
Когда кинокартина выйдет на экраны – пока неизвестно. Хотя некоторые считают, что сиквел выпустят перед предстоящими выборами в Штатах, чтобы охватить аудиторию молодых граждан и привлечь их к активному участию в избирательном процессе. Вероятно, это связано с дебютом Коэна двухлетней давности – в 2018 году комик запустил шокировавшее американцев шоу «Who is America?» («Кто есть Америка?»). Суть все та же, только здесь коэновская злободневная сатира разоблачает политиков-консерваторов, которые в свою очередь считают шоу дешевой либеральной пропагандой. При этом зрители явно рады возвращению любимого комика на экраны, его новый проект набрал рекордное количество просмотров на канале Showtime.
Коэновская злободневная сатира разоблачает политиков-консерваторов, которые в свою очередь считают шоу дешевой либеральной пропагандой
Коэн сам заявлял, что его не устраивает и печалит Америка при президентстве Трампа. Поэтому если ожидаемый сиквел перекликается с популярным шоу, то весьма логично будет выпустить его накануне выборов – в октябре-ноябре этого года. Остается только догадываться, как воспримут очередной фильм Коэна в сегодняшней бескомпромиссно толерантной ко всем Америке. Посмотрим, удастся ли новой кинокартине повторить успех своего прославленного и скандального предшественника.
Автор: Татьяна Конюхова
Фото обложки: кадр из киноленты
Представьте, что вам не надо каждый месяц платить за еду и жилье. Вместо этого вы можете спокойно искать работу, выбирая ту, которая подходит именно вам. Свободные деньги вы тратите на курсы по программированию, изучение нового языка, путешествия. А деньги вы берете не в кредит, но получаете их безвозмездно от государства…
Пандемия COVID-19 и повсеместный локдаун заставили многие страны (например, Испанию, Германию, США) поддержать граждан — им единовременно выплатили деньги, которые не нужно будет возвращать. Россия также организовала дополнительные меры господдержки. А недавно Дмитрий Медведев предложил обсудить введение единого базового дохода для всех граждан и за рамками пандемии. Разбираемся, почему государству выгодно платить гражданам.
Ежемесячные выплаты, которые покрывают базовые потребности людей (еда, жилье, образование). Они выдаются государством на безусловной основе для всех категорий граждан. Никто не может указывать вам, как потратить эти деньги.
Безусловный базовый доход (ББД) призван заменить бюрократический аппарат, который отвечает за многочисленные социальные пособия. ББД не требует никаких условий, справок и стояний в очередях. Социальные функции государство, при этом, с себя не снимает.
В США только 50% работающего населения довольны своей работой. В Японии таких людей еще меньше — 42%. Недовольные работники — это проблема для бизнеса и для страны, а внедрение ББД может дать людям свободу, которая позволит им работать эффективнее.
ББД не требует никаких условий, справок и стояний в очередях
Но захочет ли человек вообще трудиться, если ему будут просто так каждый месяц выдавать деньги? Многочисленные эксперименты в этой области показывают, что люди склонны продолжать работать и не спешат проводить дни на диване в обнимку с домашними животными. В Канаде, в городке Дофин, в 1974 году всему населению был гарантирован базовый доход. В результате жители стали тратить меньше на медицинское обслуживание. Возросли расходы на образование, а количество рабочего времени снизилось всего на 13% (сильно меньше ожидаемого).
В 2010 году пилотный проект стартовал в Индии. Более 6000 жителей получили безусловные денежные платежи в размере от $1,5 до $4,5 в месяц. В результате количество и качество еды этих людей увеличилось, а болезней сократилось.
В 2016 году в Швейцарии даже проходил национальный референдум о введении ББД. Но 76,9% жителей страны выступили против инициативы.
Некоммерческий проект в Демократической Республике Конго, стартовавший в 2017 году, предоставляет базовый доход для людей, вынужденных работать на шахтах в тяжелых условиях. Эта мера помогла повысить посещаемость школ с 50% до 94,7%. Родители перестали использовать детский труд при работе на шахтах. Новых бизнесов стало больше в 10 раз. Жители стали питаться разнообразнее.
Посещаемость школ повысилась с 50% до 94,7%
В августе 2020 года в Германии стартовал тестовой проект, в ходе которого 120 человек будут получать €1,200 каждый месяц на протяжении 3-х лет.
Результаты экспериментов позволяют осторожно говорить о том, что люди не бросают работу и, более того, энергично стараются улучшить свою жизнь. Но подобные социальные тесты не ставили задачу распространить ББД на всю территорию страны. Информации о том, как будут вести себя жители государства, где базовый доход выплачивается всем и постоянно, пока не существует. Потому что пока не существует и таких государств.
Во время весеннего карантина появилась идея выделить населению деньги из Фонда национального благосостояния. Чиновники активно критиковали идею «вертолетных денег» (не подкрепленные напечатанные деньги), опасаясь роста инфляции. Этот аргумент чаще всего приводится и при критике ББД. Расчеты показывают, что для выплаты €100 (около 9 тысяч рублей) в месяц всем гражданам РФ потребуется €174 миллиарда в год. Расходы бюджета РФ в 2020 году составляют около €200 миллиардов.
Эти цифры заставляют задуматься о перераспределении бюджета и поиске новых источников дохода. Средства на выплаты ББД освобождаются при сокращении социальных выплат (их заменяет базовый доход) и повышении налогов для богатых. Альтернативным источником дохода может стать сокращение коррупции в бюджетной сфере. Россия занимает 137 место из 180 в рейтинге восприятия коррупции. По итогам 2019 года Счетная палата обнаружила нарушений на 804 млрд. рублей. Примерно такую сумму Ростех запросил на развитие микроэлектроники в России. Коррупция не позволяет бизнесу стимулировать рост ВВП и пополнять бюджет, сокращая стимула для предпринимательской деятельности.
Средства на выплаты ББД появляются при сокращении социальных выплат и повышении налогов для богаты
Отток капитала из нашей страны продолжает расти. Но есть и позитивная тенденция. Россия вошла в топ-30 стран по привлекательности ведения бизнеса. Улучшение инвестиционной привлекательности должно создать стимул создания прозрачной системы взаимодействия государства и бизнеса, которая принесет новые доходы в бюджет.
Борьба с бедностью и неравенством, автоматизация и развитие искусственного интеллекта заставляют общество рассматривать введение базового дохода как потенциальную возможность. Хорошая ли это идея? Примеры Германии, Индии, Канады и других стран показывают, что информации пока недостаточно. Нужно проводить больше исследований и тестов (большинство из них проводятся на деньги частных инвесторов, поэтому не ясно как бюджеты страны справятся с такой нагрузкой).
Хочется верить, что мы не исчерпали альтернативные механизмы улучшения общества. Неприкосновенность частной собственности, независимые суды, благоприятная инвестиционная атмосфера могут мотивировать население гораздо лучше, чем простые выплаты денег без попытки изменить другие стороны общественной жизни.
Автор: Марат Уметов
Фото: Pixabay
Онлайн-дискуссия от Фонда поддержки современного искусства Винзавод про особенности работы в сфере культуры пройдет 27 сентября с 15.00 до 18.00 во время форума «Практикуй!».
Модератор трека «Культура» и президент Фонда поддержки современного искусства Винзавод Софья Троценко пригласила к участию в дискуссии ведущих экспертов из индустрии культуры, среди них: директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова, руководитель проектов Фонда поддержки современного искусства Винзавод Ирина Саминская, куратор и основатель объединения АРТМОССФЕРА Сабина Чагина и другие.
Центральными темами трека станут: как и где начинать карьерный путь; какие навыки и компетенции нужны, чтобы получить первое место работы; с какими трудностями можно столкнуться и к чему готовиться, выбирая карьеру в культуре. Эксперты обсудят сферы арт-рынка, художественной критики, журналистики, кураторства, уличного искусства, музейной деятельности и арт-менеджмента. Прямая трансляция пройдет в группе Вконтакте платформы ВРаботе.
Фонд поддержки современного искусства Винзавод в 2018 году запустил одно из стратегических направлений, связанное с формированием кадрового резерва в сфере культуры. Одна из программ Generation Art предоставляет помимо стажировки в институции возможность общения с профессионалами в индустрии, недостающие знания и компетенция, а по итогам — размещение резюме в кадровом резерве или предложение о работе.
После длительного воздержания, лесных приключений на Signal и всевозможных летних разложений на цветовой спектр System 108 возвращается в стены завода на Дубровке.
ЛАЙНАП LIVE:
Kovyazin D (Live)
Mujuice (Live)
Pavel Afanasyev (Live)
Philipp Gorbachev (Live)
ОСТАЛЬНЫЕ:
Chronic Preview
Egor Holkin
Errortica
Fanick
Mashkov
Nastya Zimens
Odopt
Orange
Séxstasy
Большую часть слотов на главной сцене занимают лайв-акты. Один из них достался наконец-то добравшемуся к нам из Берлина Филиппу Горбачеву. На счету артиста несколько синглов, изданных преимущественно на собственном лейбле PG TUNE, и три сольных альбома, в том числе дебютный ‘Silver Album’, вышедший 6 лет назад на знаменитом Cómeme Матиаса Агуайо. Прошлый год Филипп полностью посвятил арт-проекту «КОЛОКОЛ», включившим в себя документальный фильм, A/V-концерт и музыкальный альбом, в октябре 2019 получивший статус album of the month от британского Mixmag. Премьера состоялась прошлой осенью. Недавно Горбачев закончил работу над своим новым EP, который выйдет в ноябре 2020 на лейбле System 108. Несколько треков с него музыкант планирует представить во время своего лайв-сета
К серии лайвов присоединится Роман Литвинов, известный под псевдонимом Mujuice. Живые выступления Ромы Москва не видела с февраля — за это время он успел выпустить новый альбом ‘Rytm Moskva‘, сингл ‘Underground’, выступил на концертной сцене фестиваля Signal. Mujuice хорошо известен своим широким диапазоном музыкальных звучаний — от андеграундной электроники до трогательных поэтических композиций и творческого тандема с Земфирой. Но мы его знаем в первую очередь как артиста, который систематически разрывает переполненный мейн каждым своим выступлением.
Следующий в четверке лайвов — Дима Ковязин, бессменный музыкальный куратор и резидент System 108. Музыкальный теоретик и практик, Дима совмещает диджеинг, продюсирование и преподавание. Он известен внушительной, собранной за годы кропотливого диггинга селекцией, страстной любовью к синтезаторам, релизами на Chiwax и M>O>S Recordings. Треки с выпущенной на System 108 пластинке ‘Red Line EP‘ разлетелись в чарты по всему миру и в диджей-сеты от David Vunk, Phase Fatale, Nicolas Lutz, Danny Daze, Volvox, Space Dimension Controller, Joyce Muniz, Roi Perez, Posthuman, Shedbug, Jenifer Cardini и многих других. В декабре лейбл Craigie Knowes выпустит его новую пластинку в пост-апокалиптичном настроении ‘Last August’ — то, что нужно в завершение 2020 года.
Замыкает лайв-сагу резидент System 108 Павел Афанасьев. Чего от него ожидать, сказать сложно — еще ни разу его выступление не походило на предыдущие, разве что тем, что раздает он всегда так мощно, что жалко даже выйти передохнуть. Иногда во время пашиных лайвов может показаться, что он конструирует бомбу, которая уничтожит человечество. Но на самом деле груда кабелей, из-за которых выглядывает его макушка — свидетельство любви к модулярным синтезаторам и прочему «железу», провода от которого перепутываются в гигантский клубок, похожий на сложный мета-организм.
Адрес: Mutabor, Шарикоподшипниковская д13, с32
Время: 19 сентября 22.00 – 20 сентября 23.00
Вход: по билетам
Показы проходят в рамках межгосударственного сотрудничества при официальной поддержке Посольства Италии в Москве и Итальянского Института культуры в Москве.
N.I.C.E. (New Italian Cinema Events) – фестиваль с многолетней историей, охватывающий несколько российских городов. Ежегодный московский N.I.C.E. пройдет с 25 по 30 сентября в кинотеатре «Октябрь» и в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. В программе – 9 современных итальянских фильмов.
Основная цель фестиваля в этом году — акцент на дебютах и независимом кино. Идеально достигает этой цели фильм открытия «Дорога с Адель». Это первая полнометражная картина Алессандро Капитани, получившего в 2016 году национальную кинопремию Италии за лучший короткий метр. «Дорога с Адель» – комедия о девушке с синдромом Аспергера, которая никогда не снимает розовый комбинезон с заячьими ушами. После внезапной смерти матери в жизни Адель впервые появляется отец. Вместе они поедут к бабушке по материнской линии, пытаясь наладить контакт друг с другом и собирая все кочки апулийских дорог. Со-сценарист фильма и исполнитель главной роли — Алессандро Абер, ветеран итальянского кино, снимавшийся у Бертолуччи, Лиццани и Альдо Ладо.
Также N.I.C.E покажет фильмы тех режиссёров, которые ярко дебютировали в последние годы. Это хулиганская комедия «Хорошие девчонки» о четвёрке грабительниц банка, социально-мистическая драма «Лукания» от Джиджи Роккати, документалиста и основателя студии молодого кино «Ардита филм», а также биографический докуфикшн «Бабочка» — история Ирмы Тесты, первой итальянской женщины-боксера, допущенной к участию в Олимпийских играх.
Три самых ярких звезды фестиваля — межкультурная драма «Вегетарианец» о дояре по имени Кришна, трогательное семейное кино «Пшеничное море» с Орнеллой Мути, а также документальный проект «Бернардо Бертолуччи: Нескончаемое путешествие». Этот фильм-мемуар объединяет воспоминания киноведа-режиссёра Марио Сести с неизвестной ранее видеозаписью его разговора с Бертолуччи.
Выбрать фильм и купить билеты можно на странице фестиваля.
Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.
Показы проходят в рамках межгосударственного сотрудничества при официальной поддержке Посольства Венгрии – Венгерского культурного центра в Москве.
Главный герой фестиваля венгерского кино-2020 – Дьёрдь Палфи, фантаст, сатирик, художник, экспериментирующий с разными изобразительными стилями, автор незабываемо остроумных картин. В программе его дебютная «Икота» – чёрная комедия почти без слов, и новый фильм – вольная и смелая экранизация романа Станислава Лема «Глас Господа». Палфи – режиссёр, который не перестаёт изобретать; его творчество – камертон всего фестиваля, разнообразной панорамы киноновинок Венгрии.
На фестивале зрители смогут увидеть и самого Палфи: в рамках Q&A, который пройдет 18 сентября онлайн, сразу после показа «Гласа Господа».
Фестиваль проходит в в Каро 11 Октябрь с 18 по 22 сентября. Выбрать фильм и купить билет можно на странице фестиваля. Посмотреть новости — на странице ВКонтакте.
Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.
Когда я училась в школе, мы знали, как собирать гербарий, сшить ночную рубашку, приготовить суп-солянку и как обозначить проблему в русской литературе на тему «Что делать?» и «Кто виноват?». В университете нас даже обучали смутной науке «Этика и психология семейной жизни». Нас учили работать на компьютере. Но никто, никто и никогда не обучал нас, как распоряжаться своими финансами. Как выкраивать из невысокой зарплаты на обучение, духи-помады и семейный бюджет. Первая, кто заговорил со мной об этом, как ни странно, была моя бабушка. От неё я впервые услышала слова «бюджет», «облигации» и «заначка на чёрный день». В какой-то момент зарплату свою я условно начала делить на три части и задумываться о распределении денег, то есть сделала первый шаг в сторону своей финансовой грамотности. Как осознанно прокачать финансовую грамотность и смочь эффективно распоряжаться денежными средствами? Давайте разбираться.
Итак, в огромном потоке информации, который изливается на нас ежедневно в виде инвестиционных и кредитных предложений, предложений прайвит банкинга и банковских вкладов, портфельных инвестиций и покупки недвижимости не растеряться может только сведущий. Мало того, что не растеряться, так ещё и разобраться, сделать правильные выводы и принять эффективные решения.
Сейчас достаточно сложный период для личных финансов – прекрасное время для того, чтобы начать экономить, откладывать и пытаться приумножать свои средства.
1. Анализируем доходы и расходы
В первую очередь, нужно понять, какие у вас есть источники дохода и на что именно вы каждый месяц тратите средства. Может, вы слишком много пользуетесь такси и каршеринг или метро, например, стали бы более бюджетной альтернативой?
2. Создаём финансовый план
Составьте чёткий и реалистичный план на месяц, год, три и десять лет вперёд — зависит от горизонтов вашего планирования. Запланируйте, например, досрочное погашение ипотеки, поймите, что нужно для этого сделать, постепенно двигайтесь к цели. Если не рассчитать всё заранее, то скорее всего вы просто будете продолжать тратить деньги на что-то, о чём потом и не вспомните.
3. Формируем свою финансовую подушку
Откладывайте часть доходов — 10-30-50 % от зарплаты, зависит от ваших возможностей, но делайте это стабильно. И не тратьте на отпуск или новые часы. Подушка нужна вам, чтобы нормально прожить какое-то время в случае полной потери доходов, для экстренного ремонта или лечения. Часто в нашей жизни случаются неожиданности.
4. Держим руку на пульсе
Пассивный доход манит всех. Перед тем, как совершить покупку ценных бумаг, недвижимости или отдать деньги в доверительное управление, обязательно досконально изучите ситуацию с разных сторон. Не доверяйте тем, в ком сомневаетесь, не делайте импульсивных вложений и всегда, всегда проверяйте, изучайте и лично держите вопрос на контроле.
5. Не забываем себя радовать
Да, возможно, если отказаться от любимой чашки кофе перед работой, то за месяц можно сэкономить около 6 тысяч рублей. А если экономить на одежде, комфорте или безделушках, то эти суммы могут достигнуть десятков тысяч. Но суть финансовой грамотности не в том, чтобы загнать себя в рамки жёсткой экономии, выгореть от серости и однообразия будней до такого состояния, что ничего уже и не хочется, а в том, чтобы знать свои траты, контролировать свои денежные потоки и принимать взвешенные решения. И да, возможно, вы придёте к выводу, что кофе может радовать вас не 5, а 2 раза в неделю, например.
Эти книги помогут чуть больше разобраться в финансовом вопросе. Они могут показаться вам спорными, но однозначно наведут на интересные размышления.
«Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки.
Книга о том, как правильно пользоваться деньгами. Автобиография. Тут вы найдёте очень неплохой её конспект.
«Азбука финансовой грамотности» Владимира Авденина.
Базовый учебник, который стоит почитать каждому. Рассказывает о финансовой грамотности, зачем она нужна и почему каждому осознанному человеку стоит изучать её.
«Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона.
Отличная книга для начала изучения финансовой грамотности.
«Давай поговорим о твоих доходах и расходах» Карла Ричардса.
Книга о том, как сказать себе правду о своем финансовом состоянии без страха за завтрашний день.
Главные выводы, которые нужно сделать:
Начнём с того, что сегодня практически у любого банка есть мобильное приложение, считающее траты и составляющее красочные диаграммы ваших трат. Но если по каким-либо причинам вам неудобно пользоваться приложением вашего банка, то вот парочка альтернатив. Spendee (для IOS) и Money Lover (для Android) позволяют отслеживать траты, разделяя их по категориям и составляя удобные и понятные графики, Daily Budget можно настроить с прицелом на то, сколько вы можете потратить в день, чтобы накопить деньги, Bills Monitor напоминает о необходимости заплатить по счетам, Goodbudget формирует вместе с вами месячный бюджет и затем проанализирует, насколько хорошо вы его соблюдаете, Splittable подойдет тем, кто ведет совместный бюджет, и позволит навести порядок в общих расходах, Debt Control будет вести учёт ваших задолженностей и составит список людей, взявших у вас в займы.
Существует множество курсов для приобретения финансовой грамотности, в том числе от лучших российских экономистов и экономических вузов. Вот некоторые из них.
1. Управление личными финансами
Кто проводит: Высшая школа экономики (ВШЭ)
Сколько длится: 31 видео, 10 часов
Где посмотреть: Coursera
Программа: финансы в жизни человека; риск и доходность личных финансовых инвестиций; технология принятия инвестиционных решений; финансовые инструменты для инвестирования.
Легендарный курс профессора «Вышки» Николая Берзона, который объясняет базовые принципы построения личного капитала. Из лекций можно узнать, как правильно составлять финансовый план и инвестиционную стратегию, принимать обоснованные инвестиционные решения и сформировать собственный портфель инвестора. В конце каждого урока — тесты для оценки полученных знаний.
2. Фондовый рынок
Кто проводит: Высшая школа экономики
Сколько длится: 15 видео, 2,5 часа
Где посмотреть: сайт НИУ ВШЭ
Программа курса: доверительное управление; ПИФы; ценные бумаги; выкуп акций; привилегированные акции; обеспеченные и необеспеченные облигации; выкуп и рейтинги облигаций; секьюритизация.
Продолжение курса «Вышки» про личные финансы — теперь лекторы помогут разобраться в мире ценных бумаг и фондовых бирж. Вы узнаете, что такое паевые инвестиционные фонды и доверительное управление, какие бывают акции и чем они отличаются от облигаций, как выбрать и купить бумаги частных и государственных компаний. Очень полезный курс для всех, кто делает первые шаги на бирже.
3. Основы финансовой грамотности
Кто проводит: ТемоЦентр
Сколько длится: 12 видео, 4 часа
Где посмотреть: сайт ТемоЦентра
Программа курса: личные финансы; развитие банковской системы; страхование; недвижимость; фондовый рынок; пенсионное обеспечение; анализ финансовой информации; электронные финансы; налогообложение физлиц; личное финансовое планирование; личная финансовая безопасность.
Несложный курс, охватывающий все базовые основы финансовой грамотности — как если бы такие уроки преподавали в российских школах. Лекторы рассказывают о том, как устроены простые инструменты сбережения и финансового планирования, какие услуги и продукты предлагают банки, что такое потребительское страхование, как накопить на пенсию и правильно платить налоги. Несколько лекций посвящены фондовому рынку и анализу финансовой информации. В конце каждого урока предлагается пройти небольшой тест, а после окончания курса можно получить электронный сертификат.
4. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество
Кто проводит: Высшая школа экономики
Сколько длится: 6 видео, 1,5 часа
Где посмотреть: сайт НИУ ВШЭ
Программа курса: виды финансового мошенничества; способы минимизации рисков; кибермошенничество; российское законодательство в борьбе с финансовым мошенничеством; виды и признаки финансовых пирамид; история и бизнес-модели известных финансовых пирамид.
Курс поможет обеспечить вашу безопасность на финансовом рынке. Автор лекций учит распознавать финансовые мошенничества, разбираться в значениях слов «фишинг», «вишинг», «фарминг», оберегать банковские карты от мошенников. Часть курса посвящена финансовым пирамидам: вы узнаете, почему люди до сих пор вкладывают деньги в современные аналоги «МММ» и как вычислить признаки пирамиды в финансовой компании.
5. Финансовая грамотность
Кто проводит: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Сколько длится: около 45 часов
Где посмотреть: Открытое образование
Программа курса: источники финансовых ресурсов населения; направления сбережения и инвестирования частных лиц; способы привлечения дополнительных финансовых ресурсов; основные характеристики финансовых продуктов и услуг.
Авторы полноценного учебного курса рассказывают, как выгодно вкладывать накопления, правильно расходовать средства с учётом разной величины доходов, применять налоговые вычеты и сравнивать параметры финансовых продуктов. Частично лекции будут посвящены личному финансовому бюджету, пенсионным накоплениям, обязательному и добровольному страхованию. После окончания курса можно сдать небольшой экзамен и получить сертификат — правда, это платная услуга, она стоит 1800 ₽.
6. Инвестиции в будущее
Кто проводит: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ)
Сколько длится: 30 видео, 7 часов
Где посмотреть: Универсариум
Программа курса: персональные финансы; валюта, банки и госбюджет; депозиты; кредиты; ценные бумаги и ПИФы; виды страхования.
На курсе — шесть модулей с лекциями о том, как устроены банковская система и фондовый рынок. Один модуль посвящён личным финансам: как понять, когда пора инвестировать, как ваш кошелёк связан с макроэкономикой (и что это вообще такое), как вычислить свою склонность к риску и что означают понятия «интеллектуальный капитал» и «финансовый капитал». К каждому модулю прилагается презентация с кратким содержанием лекций.
7. Экономика для неэкономистов
Кто проводит: Высшая школа экономики
Сколько длится: 98 видео, 30 часов
Где посмотреть: Coursera
Программа курса: введение в экономическую теорию; спрос и предложение; производство и издержки фирмы; максимизация прибыли, рыночные структуры; введение в макроэкономику; основные макроэкономические показатели; экономический рост и бизнес-цикл; государственные макроэкономические политики.
Курс призван посвятить в экономическую теорию всех, кто максимально далёк от экономики и бизнеса. Лектор простыми словами объясняет, как устроены спрос и предложение, производство и рыночные структуры, что такое издержки и откуда берётся прибыль. Часть лекций рассказывает о принципах макроэкономики: что такое ВВП, как считается инфляция и почему возникает безработица. В общем, после прослушивания курса можно как минимум научиться виртуозно выигрывать в «Монополию». К каждой лекции прилагается материал для самостоятельного изучения и тесты.
8. Азбука финансов
Кто проводит: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Сколько длится: 43 видео, 6 часов
Где посмотреть: Stepik
Программа курса: инвестиции и сбережения; финансовые инструменты; основы формирования инвестиционного портфеля; стратегии, цели, параметры инвестирования; личный финансовый план.
На курсе научат планировать личный бюджет, составлять личный финансовый план, вести учёт расходов и доходов. Большая часть лекций посвящена инвестированию: вы узнаете, какие качества отличают успешных инвесторов (и подходите ли вы под эти критерии), какие бывают финансовые инструменты и как составить собственный инвестиционный портфель. В конце каждого раздела можно будет пройти тест и закрепить полученные знания.
9. Банковское дело и финансы
Кто проводит: Сбербанк
Сколько длится: 39 видео, 12 часов
Где посмотреть: Coursera
Программа курса: введение в бизнес-модель и финансы банков; финансовая отчётность банков; кредитные и депозитные операции; операции банков на финансовых рынках; комиссионные операции и бизнес-модели банков; финансовый анализ банков; будущее банковского бизнеса.
Курс доходчиво объясняет, как функционируют банки. Лекции интересно посмотреть всем, кто хочет знать, почему у банков такие высокие проценты по кредитам, зачем банк доплачивает вкладчикам, как работают денежные переводы (и зачем нужны комиссии), а также как банки зарабатывают на фондовом рынке. Один из уроков посвящён банковской финансовой отчётности: вы научитесь понимать, как на самом деле идут дела у банка, где вы держите свои деньги. К каждому разделу курса прикреплены материалы для самостоятельного изучения и небольшие тесты.
10. Финансовая грамотность
Кто проводит: Григорий Кшеминский и Евгений Буянов.
Сколько длится: 6 уроков в текстовом формате
Где почитать: 4brain
Программа курса: суть денег; планирование и учёт финансов; финансовая система и финансовые организации; инвестирование и накопление; финансовый анализ; финансовое мышление.
Курс охватывает все сферы «бытовой» финансовой грамотности — начиная с сущности денег и заканчивая финансовым мышлением и философией. Всего на курсе шесть уроков в текстовом формате, каждый из которых состоит из трёх-шести частей. К каждому уроку прилагается тест — чтобы пройти его, нужно зарегистрироваться на портале.
Повышение финансовой грамотности сейчас стало особенно актуальным, поэтому следим за состоянием своего банковского счёта, не забываем анализировать данные о доходах и расходах из мобильного приложения, составляем свой личный финансовый план и самое главное — тратим деньги с умом.
Автор: Марина Веринчук
Фото обложки: NORTHFOLK
Сегодня Дима Черненьков, который занимается финансовым консалтингом в Grant Thornton, показал нам на своём примере, как можно эффективно управлять задачами, какими принципами полезно руководствоваться и как в целом работает система распределения и учёта дел. Начнём с того, что разберём, зачем вообще Дима это делает.
Первые археологические свидетельства моих цифровых записей дел относятся к 2012 году. С тех пор я использовал разные методики, начитался книг, узнал и забыл много приемов, принципов, лайфхаков и прочего.
Я делал заметки в Evernote по системе Agile Results, пробовал Nirvana for GTD, тестил тулзу Дорофеева, заглядывал в Хаос-контроль и Remember the Milk, делал два подхода к Todoist. Что-то нравилось больше, что-то меньше, но везде чего-то не хватало. Сейчас кажется, что на самом деле не хватало системности внутри головы и регулярности практик, но есть и еще пара важных вещей, которые я понял:
Сейчас я пришел к Notion, потому что мне удалось в нем по кирпичикам собрать то, что мне хотелось, но много о нем говорить я не буду — очерчу конкретику в конце и хватит.
По методологиям: дольше всего я работал по системе Agile Results, также влияние на меня оказали GTD Дэвида Аллена, «Джедайские техники» Дорофеева, «Сделай это завтра» Марка Форстера. Из второго эшелона можно вспомнить Катерину Ленгольд и её «Просто космос», «Доброе утро каждый день», Джеффа Сандерса, принципы тайм-менеджмента Архангельского и много чего еще. Мой текущий способ работы задействует элементы из многих источников и представляет собой коктейль, эффективный для меня в данный момент.
Я начал пересобирать систему этим летом, надоел Todoist и накопились к нему претензии. Хотелось их отработать и создать единое информационное пространство. Пусть тот же Дорофеев считает, что нормально иметь несколько инструментов, но у меня так не работает: когда я пробовал одновременно вести элементы Agile Results (ежедневное, еженедельное, ежемесячное планирование) и систему задач в Todoist, все быстро пошло наперекосяк.
В процессе разработки дизайна я решил, что удобно будет следовать по пути атомарного элемента системы — задачи, от возникновения до архивации после выполнения. Предлагаю последовать той же дорожкой.
Есть мир, большой и сложный, а в нем:
И есть я, маленький и необязательный. Во всех смыслах, с пробелом и без. Я не могу обуздать хаос полностью, но не готов отказаться от попытки его структурировать и контролировать, потому что это то, что дает мне психологический комфорт. Чарльз Дахигг, лауреат Пулитцеровской премии, в своих «восьми правилах эффективности» писал, что именно с внутреннего локуса контроля и ощущения, что контролируешь свою жизнь, приходят уверенность в себе, мотивация и прочие ништяки, и я с этим согласен.
Я не могу обуздать хаос полностью, но не готов отказаться от попытки его структурировать и контролировать, потому что это то, что дает мне психологический комфорт
Структуризация начинается с защитного слоя инбоксов. Часто можно встретить образ инбокса как ящика входящей корреспонденции, но мне нравится другой образ: инбокс — приемная моей головы, где толпится и орёт всякое. Из нее мой внутренний «камердинер» — человек по обработке входящих — переводит некоторых посетителей во внутренние покои.
Назначение инбокса — сделать обработку входящих потоков осознанной и менее реакционной: отсортировать мусор и защититься от когнитивного искажения «иллюзия фокусировки», когда событие в фокусе внимания кажется важнее, чем есть на самом деле.
Инбоксы есть у каждого, даже если он так их не называет. У меня это рабочая и личная почта, телеграм (особенно сохраненные сообщения в телеграме, куда я пересылаю интересные материалы и комментарии), отдельная страничка в Notion и заметки в Google Keep.
Есть много техник по эффективной работе с инбоксами — например алгоритм сортировки входящих в GTD:
Свои правила и алгоритмы есть и у Макса Дорофеева, и у Марка Форстера.
Я стараюсь примерно следовать алгоритму GTD, но по моему опыту критичных мета-правил два:
Не правило, но важная идея: какой-то из инбоксов должен быть легко доступен в любой момент времени и нужен рефлекс обращения к нему. Иду по улице и пришла в голову идея? Остановлюсь и запишу. Пришло уведомление в канале обзора книг, и заголовок интересный? Кину в сохраненки в телеге. Когда я начал так действовать, я перестал продалбывать хорошие идеи и забывать про дела.
Ты когда-нибудь видела, как рисуют множество?
«Алиса в стране чудес»
Всё, что я хочу сделать, составляет множество задач. Это уже не волна цунами из внешнего мира, а водохранилище, которое я начерпал из океана жизни ведрами инбоксов. Мне важно, чтобы более-менее все в этой системе было зафиксировано: ближайшие действия по проектам, домашние дела, напоминалки, статьи к прочтению. Тут тоже есть пара правил, которых я стараюсь придерживаться:
Чем больше разница между формулировкой задачи и смыслом реального первого действия, тем больше вероятность того, что задача будет прокрастинироваться
Итак, из инбоксов задачи попадают в пространство задач. Но даже эта масса отсортированных и причесанных действий может завалить меня к чертям, если я попробую осмотреть их все сразу, открыв общий список. Поэтому я рассматриваю это множество под разными углами. Можно сказать, что я использую различные «линзы» для осмотра. Ну или «срезы». Или SQL-запросы. Это кому как удобно понимать. Я использую следующие «срезы»:
Итак, я отсмотрел текущее состояние множества задач с помощью разных срезов. Далее наступает главная стадия: я накидываю себе меню «на день». Это как шведский стол: я учитываю уже запланированные ранее на сегодня обязательные дела/встречи и сравниваю их со своим «аппетитом»: какой уровень энергии и концентрации я в себе ощущаю сегодня, сколько я готов «съесть». Лучше не доложить себе еды, чем не доесть: прикончив порцию, можно сходить за десертом, а вот если обожрался, то перед тобой немым укором еще лежит несделанное. Я набрасываю из разных срезов себе список дел и объявляю его «закрытым»: это тоже термин Марка Форстера. Он рекомендует делать закрытые списки, которые каждый день заканчиваются. Попасть в закрытый список должно быть трудно: нужно оберегать свой план на день от вмешательств посторонних факторов и «внезапных идей».
Когда я каждый день заканчиваю все дела из списка, я доволен собой и чувствую маленький триумф
По мере того, как я делаю дела, я переношу их в список законченных (такое же множество задач, только завершенных), отмечая, сколько реально у меня на них ушло времени. Этим я достигаю сразу двух важных для меня результатов:
Для поддержания системы в рабочем состоянии ей требуется ЕУ и ТО — т.е. «ежедневный уход» и «техническое обслуживание». Я пользуюсь рекомендациями Максима Дорофеева и делаю «обзор дня» и «недельный обзор». Обзор дня включает среди прочего такие пункты:
Еженедельный обзор — то же самое, но более высокого порядка: обзор активных проектов, проверка планирования на следующую неделю и так далее.
На данный момент вся описанная система работает в Notion. Я напишу об этом подробнее в дальнейшем с картинками, но структура такая:
Система, которая получилась, радует и устраивает больше специальных сервисов, которыми я пользовался ранее. Есть и проблемы, как технические, так и идейные. Например, процесс неплохо работает на ежедневной основе, но для того, чтобы себя пушить к долгосрочным целям, приходится делать еженедельное планирование в стиле Agile results: записывать три ключевых результата, которые я хочу получить в конце недели, и отсматривать их каждое утро. Это не всегда работает, потому что ощущается как дополнительный костыль, но пока вот так. Кроме того, мелко нарезав стекло и красиво его сервировав, со временем забываешь, а зачем ты его вообще жрешь, просто сидишь и кушаешь. Продуктивно, но невкусно. Думаю, эта проблема должна решаться тоже периодической синхронизацией с долгосрочными целями: нужно не терять лес за деревьями.
Я предложил свой системный подход к организации дел. То, что он работает для меня, вовсе не значит, что он сработает хоть для кого-то еще: получился навороченный гиковский комбайн. Мне нравится фраза, что совершенство — это когда уже нечего отнять, а не нечего прибавить. Так я планирую работать с системой дальше: отвинтить лишние ковши и детали асфальтоукладчика, уменьшить затраты на техобслуживание комбайна, но не потерять четкости процесса.
Если что-то показалось интересным или вы подумали «а дай-ка я запилю свой workflow с преферансом и дамами» — я рад, всё не зря.
Если хотите поделиться с Димой своими проверенными инструментами или рассказать об интересных практиках, то пишите ему в телеграм, а в его канале следите за новыми полезными постами.
Фото обложки: Isaac Smith
Я всю неделю был в предвкушении фестиваля. Борис Борисович не просто музыкант, он ещё и исследователь-энтузиаст, который постоянно слушает музыку из разных уголков планеты и делится ею со своей аудиторией. Фестиваль «Части света» проходит уже в который год под его художественным руководством и идеологическим началом, венцом которого становится двухчасовое выступление «Аквариума». Да, все поклонники Аэростата уже понимают, к чему я клоню и чего от мероприятия ожидать, для других же просто обозначу как данность — БГ знает толк во всём, что касается необычных звуков, инструментов и всевозможных их сочетаний.
Мероприятие обещало быть захватывающим и вместе с тем уютным, Юсуповский сад в Петербурге как раз идеальное место, чтобы представить богатство современной музыки и традиций разных стран. Да, в этом году во всем известным причинам с иностранными гостями было сложновато, но зато у посетителей была возможность по достоинству оценить многообразие жанров и стилей от отечественных исполнителей. Но обо всём по порядку.
Фестиваль — это ведь не только музыка, это ещё и атмосфера, люди и эмоции. При входе в сад по правую и левую сторону сооружены небольшие домики с прилавками, на которых продаётся много всего крафтового, уникального и необычного. Украшения, значки, сыры, парфюм и даже свежевыжатый гранатовый сок — каждому что-то да приглянётся.
Чуть левее, ближе к забору и Садовой улице, расположена Малая сцена. Специальное ли это решение или нет, чтобы прохожие могли тоже проникнуться вайбами чудесной музыки — мне не известно, хотя решение воистину отличное. К слову, как и решение о бесплатном входе для пенсионеров — спасибо и огромный респект за это организаторам.
В самом саду очень красиво — вода, цветы, мостики, уютные скамеечки, всё это ещё больше объединяет нас с природой.
Ещё немного про пространство — огромным плюсом была простая и понятная навигация, которая ненавязчиво подсказывала, в каком направлении что можно найти и к чему прикоснуться.
В лектории нон-стоп шли лекции, кстати, одним из выступающих как и на Signal 2020 был Пётр Термен, потомок Льва Термена, который придумал терменвокс. Популярный инструмент, как оказалось!
Конечно, нельзя обойти стороной танцы. Ирландские, чукотские, английские народные и фламенко — попробовал всё.
Отдельного внимания заслуживают люди и то, как они самовыражались с помощью своих нарядов. Всегда приятно видеть индивидуальности, а их на музыкальных фестивалях как раз предостаточно.
Ещё приятнее осознавать, что такие фестивали — это в какой-то степени праздники для всей семьи. Круто, что они становятся полноценным досугом и для родителей, и для их детей.
А ещё Части света — это не просто зоны детских развлечений, продажи поделок и фуд-корт, это ещё и место, в котором можно познакомиться с благотворительными организациями и поддержать их. Например, питерские Огурцы, о которых мы писали как-то раз, тоже представлены своим корнером. Вот такую глиняную чашку я купил у них в подарок. Ну не кайф ли?
Ах, да! Про еду! Для меня стали открытием ребята из Hood, их чизбургер был настолько вкусным, что я не успел его сфотографировать, но удивительно не это, а совсем другое — он веганский. Веганский и при этом просто космически вкусный и красивый! Стереотипы видны невооружённым глазом, кажется. Что он веганский я догадался только в процессе (и то не от вкуса, а из-за разговоров прохожих), для подтверждения полного визуального экстаза от их еды прикладываю фото из их аккаунта (что-то мне подсказывает, что это фотка тоже сделана в Юсуповском саду, но год назад).
И всё-таки музыка — это ключевая составляющая фестиваля, но как можно рассказывать о ней, когда её нужно слушать? Расскажу только о том, кто был на фестивале, оставляю вам на откуп прослушивание треков и просмотр клипов.
На Малой сцене выступала подвижница гусельной культуры, единственная в мире исполнительница на 30-струнных гуслях ОльгаГлазова (её фото выше, когда я рассказывал про Малую сцену). На той же сцене можно было услышать армянское джазовое трио Владимира Волкова, Владимира Шуляковского и Виталиия Погосяна под названием «Цвет граната». Их фото на обложке материала.
Питерская солнечная группа Markscheider Kunst представила новый альбом на фестивале, послушать его можно здесь. Яркая этно-электронная группа, исследующая музыкальную и песенную культуру финно-угорских народов OYME выступала на Главной сцене перед «Аквариумом», встряхнув зрителей и подарив им полное ощущение сюреалистичности происходящего.
И конечно, ключевой группой, выступающей на фестивале, была АКВАРИУМ INTERNATIONAL. Борис Гребенщиков представил специальную программу, закрывающую фестиваль на главной сцене.
Нужно ли идти на Части света 2021? Для меня ответ очевиден. Хотите тоже? Решайте сами:)
16 сентября в 14:00 компания GetResponse проводит практическую онлайн-конференцию, где в прямом эфире спикеры GetResponse, Microsoft, Ingate и другие расскажут:
Участники онлайн-конференции получат бесплатный доступ к курсу по email-маркетингу стоимостью 199$ и подарки от партнеров события. Онлайн-конференция будет полезна для владельцев и представителей малого и среднего бизнеса, руководителей онлайн и офлайн ритейла и HoReCa, маркетологов и hr-специалистов.
Хедлайнеры конференции: GetResponse, Microsoft, Ingate, Qmarketing. Они расскажут о самых перспективных направлениях, новейших лайфхаках и бизнес-кейсах, актуальных для директоров, менеджеров по маркетингу и владельцев бизнеса.
Мероприятие бесплатное, доступ по регистрации.