В некоторых патриархальных культурах «женское обрезание» до сих пор остается актуальной и обязательной операцией. Это оперативное вмешательство, не обусловленное медицинскими показаниями, при котором частично или полностью удаляют внешнюю часть женских гениталий. Несмотря на признание международным сообществом процедуры обрезания нарушением прав человека, операция была проведена 200 миллионам женщин в более 30 странах на трех континентах. Эта практика распространена во многих районах Африки, в некоторых странах Азии и Ближнего Востока. В России женское обрезание практикуется на Северном Кавказе, особенно в сельской местности, где зачастую традиция преобладает над здравым смыслом.
Оперативное вмешательство без медицинских показаний может лишить человека если не здоровья, то, по крайней мере, полноценной сексуальной жизни. Операции проводятся в детском возрасте, что наносит не только физический, но и психологический вред ребенку. По данным ЮНИСЕФ, среди женщин, подвергавшихся процедуре, 44 миллиона девочек младше 15 лет.
Отец отправил ребёнка к матери в Чечню в окровавленном платье и в угнетенном эмоциональном состоянии
Весной 2019 года внимание российской общественности привлекло обрезание 9-летней девочки в Ингушетии. По сообщению портала Кавказ.Реалии, инцидент произошел, когда ребенок поехал в гости к отцу (родители девочки в разводе). Отец и его вторая жена отвезли свою общую дочь и нашу героиню в клинику «Айболит» в Магасе, где девочке, несмотря на истерику, сделали надрез на клиторе без анестезии. Во время операции её держали мачеха и сотрудница клиники, которые говорили, что без этого она умрет, что со всеми проводят эту процедуру. Вскоре отец отправил ребёнка к матери в Чечню в окровавленном платье и в угнетенном эмоциональном состоянии, а когда мать попыталась выяснить его мотивы, он ответил лишь: «Чтобы не возбуждалась».
Гинеколог действовал незаконно, так как у ребёнка не было представителя, то есть согласие на оперативное вмешательство никто не давал. По факту возбудили уголовное дело — это первый подобный случай в России. Пытаясь оправдать свою деятельность, врач, проводивший процедуру, приписывал девочке болезни, которых у неё не было. Судебное дело продолжается до сих пор. Мать девочки придала дело огласке, что в исламских кругах обычно делать не принято. С точки зрения психологии это важный шаг: ребёнок будет знать, что его тело принадлежит ему, и тот, кто причинил ему вред, должен быть наказан. Однако в начале июля этого года следствие отказалось возбуждать уголовное дело в отношении клиники, где пострадавшей сделали калечащую операцию. Проверив клинику, правоохранители не нашли факта преступления. Защита это решение будет обжаловать.
Происхождение явления женского обрезания неизвестно, но в исторических источниках упоминаются случаи удаления женских половых органов в Древнем Египте и у инков. Из храма Амаруканча XV-го века до нас дошла легенда о драконе, усмиряющем скорпиона. Дело в том, что жало скорпиона у инков ассоциировалось с женским клитором, поэтому у девочек его стали вырезать. В XIX веке клиторидэктомия распространилась в США. Медики считали, что подобная практика «излечивает» женщину от мастурбации и истерии. В Коране тема женского обрезания не поднимается, в это нелегко поверить в силу широкого распространения клиторидэктомии среди мусульман. Одобрение процедуры можно найти разве что в некоторых хадисах, поэтому обычай принято связывать с доисламскими традициями. Справедливо заметить, что калечащие операции встречаются не только у мусульман, но и у представителей других ортодоксальных религий и культур.
Если в браке мужчина способен контролировать жизнь своей супруги, то её сексуальная неполноценность позволяет ему доминировать над её телом
В маленьких поселениях Ингушетии и Дагестана популярность обрезания, вероятно, связана со страхом изоляции от общества. Как и когда это возникло и развилось в среде северокавказских народов, отследить не удаётся. Отказ от операции может вызвать травлю со стороны соседей и родственников. Причиной этому послужили патриархальные убеждения: женщина не должна получать удовольствие от секса, желание склоняет женщину к измене. Кроме того, снижение женского либидо, которое является одним из последствий операции, позволяет не опозорить семью, сохраняя девственность до брака. Если в браке мужчина способен контролировать жизнь своей супруги, то её сексуальная неполноценность позволяет ему доминировать над её телом.
Многим женщинам на Северном Кавказе запрещено наслаждаться не только сексом, но и жизнью в целом. Представляя кавказскую женщину, мы рисуем образ человека, который всегда занят домашними делами, ублажением мужа и воспитанием детей. В действительности так и есть, по рассказу путешественниц, побывавших на Кавказе, абсолютное большинство женщин здесь берут на себя роли кухарок, официанток и уборщиц, пока их мужья, восседая во главе стола, развлекают туристок. Здесь многим женщинам до сих пор запрещают заниматься спортом, уезжать далеко за пределы дома и получать полноценное образование.
Возможно, это навеяно страхом консервативных слоев перед феминизмом, ведь, если у женщины прорежется голос, она будет требовать равных прав и хорошего к себе отношения. В условиях же законсервированности в тесном патриархальном кругу женщина не имеет возможности развиваться, винить её в покорности семье и смиренности перед мужчиной в таком случае жестоко.
Для возбуждения дела необходимо заявление лица или её представителей. Но здесь родители кладут девочек под нож по своей воле, а пострадавшие, в свою очередь, являются несовершеннолетними.
Для полноты картины стоит упомянуть о похищениях невест — унизительный обычай, уходящий корнями в далёкое прошлое, но практикующийся и поныне. Несмотря на запрет, вышедший в 2013 году, встречаются случаи варварства, когда мужчина с друзьями сажает в машину понравившуюся девушку и увозит в неизвестном направлении. Если семья девушки религиозна (что бывает почти во всех случаях), она вынуждена отдать дочь замуж за похитителя, ведь на Кавказе «испачканную» девушку никто другой не «подберёт».
В России недавно прошла первая онлайн-конференция, посвященная проблеме женских калечащих операций. Встреча была организована «Правовой инициативой» и проектом Gender Team. Спикерка Ольга Гнездилова рассказала о том, что в законодательстве нашей страны нет норм, запрещающих клиторидэктомию. К примеру, в европейских странах калечащие процедуры — это отдельный вид преступления. В России эти операции не рассматриваются по статьям причинения вреда здоровью, так как у каждой из них свои нюансы. Кроме того, для возбуждения дела необходимо заявление лица или её представителей. Но здесь родители кладут девочек под нож по своей воле, а пострадавшие, в свою очередь, являются несовершеннолетними.
Антрополог и исламовед Ахмет Ярлыкапов объяснил, почему некоторые мусульмане одобряют операции, хоть о них в Коране ничего не написано. Оказалось, что люди соотносят клиторидэктомию с обрезанием крайней плоти у мальчиков, но ученый отмечает, если бы мужчина утратил эректильную функцию при подобной операции, он бы мог рассчитывать на применение статьи о причинении тяжкого вреда здоровью. Если же женщина теряет функцию возбуждения, считается, что она получает лишь лёгкий вред.
В 2016 году в Госдуму внесли законопроект об уголовной ответственности за женское обрезание, но его не приняли
В пресс-центре «Правовой инициативы» нам рассказали, что с каждым годом количество дел и обращений по противодействию дискриминации женщин и детей в России увеличивается. Предполагают, что это связано с плохой работой действующих правовых механизмов по защите женщин от семейного насилия. В 2016 и 2018 годах Юлия Антонова опубликовала отчёты по проблеме калечащих операций, где женщины, подвергнувшиеся насилию, рассказывали о последствиях КО, о «сильных болях, инфицировании, шоке, психологических травмах, долговременных гинекологических проблемах и осложнениях при родах, которые в дальнейшем негативно сказываются на матери и ребенке».
В 2016 году в Госдуму внесли законопроект об уголовной ответственности за женское обрезание, но его не приняли. Более того в России до сих пор можно найти клиники, в которых открыто практикуются операции, где можно за несколько тысяч искалечить женщине жизнь. Несмотря на развитие общества, опасных практик не становится меньше, а унизительные традиции продолжают вытеснять женщину из разряда имеющих голос и право. Если мы не будем громко и постоянно говорить об этой проблеме, то не сможем донести до законодателей, правоохранителей и большинства людей в России, что это реальная угроза для девочек, чьё будущее может быть искалечено вместе с телом.
Автор: Диана Садретдинова
Фото: CHUTTERSNAP
Американская писательница Мэг Джей назвала возраст от 20 до 30 «important years». В своей книге «Важные годы» она писала, что в этом возрасте не нужно бояться пробовать себя в разных сферах, потому что молодость все простит: и ошибки, и неудачи. И это доказывает Мари Магакян – основательница телеграм-канала «Привет, не хочешь сходить?». На встрече цикла «20’s matter», который организует направление ММКЦ «Культура в городе», Мари рассказала, как создавался ее канал, и в интервью THE WALL поделилась опытом поиска себя.
Мне 26 лет, и на данный момент я занимаюсь тем, что популяризирую культурные мероприятия в Москве — веду свой телеграм-канал о событиях для 16 тысяч человек. Очень классно понимать, что благодаря тебе люди узнают о массе хороших событий в Москве.
Завела канал в мае 2017 года и, честно говоря, не планировала его как-то развивать. Первое время там было человек 100 — мои друзья и знакомые, а потом сработало сарафанное радио, и канал стал сам по себе расти. Через какое-то время я попала в подборки журналов Strelka Mag и The Village — оттуда пришло очень много людей.
Благодаря каналу мне удалось поработать настоящим ивент-менеджером — с нуля вместе с командой организаторов сделали двухдневный городской фестиваль в Москве. Это очень крутой опыт для меня! А навыки коммуникабельности в себе я развила, когда работала на радио новостным продюсером: приходилось много звонить разным людям (и не всегда приятным).
Безусловно. Я только сейчас начинаю выходить из этого кризиса, а до этого было полное непонимание того, что вообще дальше делать. Коронавирус на это тоже сильно повлиял. Справлялась с помощью встреч с людьми и мероприятий — меня очень драйвят и вдохновляют люди, у которых что-то получилось.
Терпению и стрессоустойчивости. Путь может быть долгим и сложным, но в конце концов все получится.
Просто брать и совершать их. Ошибки — это крутой опыт, который покажет тебе, как в другой раз делать не надо. Ну и, конечно, сильно не винить себя за эти ошибки. Мы все живые люди, случается разное.
Я придерживаюсь концепции маленьких шагов. Даже если вам кажется, что у вас ничего не получается, просто делайте что-то каждый день, но по чуть-чуть. Ходите на различные лекции, слушайте спикеров, знакомьтесь с разными людьми, вступайте в чатики, читайте статьи и каналы — все это однажды даст свои плоды. Возможно, после интересной лекции о мобильной разработке вы вдруг поймете, что всю жизнь хотели заниматься именно ей, хотя раньше и не думали о карьере в этой области.
О том, почему важно искать себя и ценить свою уникальность, читайте в статье «Что такое уникальность и где её взять?»
После экологических катастроф в Норильске и на Камчатке даже самым скептически настроенным людям стало понятно, что человечеству необходимо срочно менять свой подход к жизни. К счастью, мода на осознанное потребление постепенно приходит и в Россию, привлекая внимание потребителей к более экологичным брендам. Один из таких брендов называется The Empty Industry. Мы поговорили с его основательницей Настей Родионовой о том, как она видит будущее модной индустрии, и почему сегодня даже маленьким брендам стоит уделять большое внимание экономии природных ресурсов.
Что привело вас к созданию бренда? Когда зародилась эта идея?
Я всегда хотела работать в сфере моды. До The Empty Industry (T.E.I.) у меня был другой бренд, который не получился по причине того, что я пошла на поводу у фабрики и заказала огромный минимум продукции, который не смогла продать. Именно поэтому сейчас T.E.I. борется с перепроизводством. Я стала изучать, как модная индустрия влияет на экологию, и поставила себе цель создать бренд сразу sustainable, насколько это возможно. T.E.I зарождался очень долго — первое платье я создала ещё во время обучения в Париже. Я тогда гуляла по городу и увидела магазин, где продавались остатки дорогих тканей типа Fendi. Это был исторический момент, потому что в том магазине я купила особенную для нас ткань — красный муар, который присутствует теперь во всех коллекциях бренда T.E.I.
Придерживаетесь философии осознанного потребления только в создании одежды или в других сферах жизни тоже?
Да, в жизни я тоже придерживаюсь этой философии. Причем чем больше я этим увлекаюсь, тем больше понимаю, насколько это важно. Многие люди не углубляются в эту тему и думают, что один человек не способен на что-то повлиять, но на самом деле мы все хоть и маленькие, но формируем отвратительную систему, из-за которой гибнет наша планета.
Многие люди не углубляются в эту тему и думают, что один человек не способен на что-то повлиять, но на самом деле мы все хоть и маленькие, но формируем отвратительную систему, из-за которой гибнет наша планета
Расскажите поподробнее про новый проект Empty Supplies. Как перерабатывается сырьё?
Empty Supplies — это один из вариантов того, как бренд может существовать без вреда для экологии. У нас есть два разных проекта: Upcycling Project и Empty Supplies. В рамках Upcycling Project мы принимаем вещи нашего бренда на переработку, за что даём клиентам скидку. Идея Empty Supplies в том, чтобы перерабатывать вещи других брендов. В этом случае мы взамен даём людям промокоды. Процесс создания новых вещей выглядит так: сначала необходимо распороть полученные вещи по швам, распределить на более ровные кусочки и потом из этого составить какую-то модель. Как я это делаю: просто булавками прикрепляю на манекен кусочки ткани и думаю, что из этого может получиться. Это как конструктор — из разных кусочков мы собираем полноценный дизайн. Первые вещи, которые мы делаем в рамках проекта Empty Supplies, — это наша домашняя коллекция: чехлы для одежды, обуви, очков, в общем, различные аксессуары, которые нужны, чтобы продлить жизнь ваших вещей.
Уступают ли такие вещи в качестве изделиям из обычных тканей?
Да, они могут немного уступать в качестве, но это зависит не от шитья, а от того, какие вещи люди приносят на переработку. Даже если нам приносят какой-то очень дешёвый полиэстер, мы всё равно стараемся его как-то использовать, иначе смысл проекта пропадает.
Как вы считаете, есть ли в будущем место модным брендам, которые не заботятся об экономии природных ресурсов?
Я уверена, что в будущем нет места брендам, которые не заботятся об экологии. Сейчас все так или иначе это делают — от люкса до маленьких мастерских.
В 2020 году многие остро столкнулись с повышенной тревожностью и другими психологическими проблемами. Как вы поддерживаете свое ментальное здоровье в такой непростой период?
Да, действительно, во время карантина повысилась статистика самоубийств, особенно сильно это ударило по нашей стране, потому что в России очень мало психологической помощи и хороших ресурсов, куда люди не стыдились бы обращаться. Лично я сейчас нахожусь в терапии, и мне это помогло пережить карантин. Считаю, что обратиться к специалисту было лучшим решением, всем советую.
Забота о природе приносит мне огромное эмоциональное удовлетворение, и я очень рада, что с помощью работы могу делать что-то полезное. Empty Supplies помогает мне понять, что переработка — это вполне реально и не так уж и сложно, как считают многие бренды
Помогает ли забота об окружающей среде чувствовать себя лучше с эмоциональной точки зрения? Какие эмоции вам приносит проект Empty Supplies?
Конечно! Я вообще не понимаю, как некоторые люди живут и даже не задумываются о том, что природа дает нам всё, а мы ей — ничего. Мы думаем только о себе, о своей работе, постоянно куда-то бежим. Забота о природе приносит мне огромное эмоциональное удовлетворение, и я очень рада, что с помощью работы могу делать что-то полезное. Empty Supplies помогает мне понять, что переработка — это вполне реально и не так уж и сложно, как считают многие бренды. Им неприятно осознавать, что, возможно, когда-то мы зададим курс и изменим моду в России.
Есть ли у вас так называемое «место силы», которое вдохновляет и заряжает энергией?
Я обожаю природу, лес, водопады и просто места, где никого нет. Совсем недавно я была в Сочи с друзьями, мы ездили к водопадам — у меня было ощущение, будто я перерождаюсь. Также люблю путешествовать: посещать далекие острова, маленькие страны, пропитываться их культурой, но, к сожалению, сейчас ситуация этого не позволяет.
Нарисуйте психологический портрет человека, который носит вещи The Empty Industry. Какой он?
Девушка The Empty Industry — это сильный человек, который ничего не боится. Это человек, который не притворяется и просто идёт своим путём, при этом стараясь менять мир вокруг себя к лучшему. Она живет в активном ритме и постоянно впитывает информацию. Она — наше будущее.
Сделать покупки и получить всю необходимую информацию о бренде можно на сайте и в Instagram-аккаунте The Empty Industry.
Автор: Алла Андреева
Фото предоставлены брендом The Empty Industry
С 14 октября по 29 ноября в Москве и Санкт-Петербурге пройдет Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. Большинство событий будет представлено в этом году в онлайн формате на платформе live.contextfest.com.
Основная программа этого года:
– Вечер молодых хореографов, который, по традиции, объединит работы финалистов Конкурса;
– «Воздух» — иммерсивный спектакль в постановке Ольги Лабовкиной;
– вечер балетов Пермского театра оперы и балета — «Шут», «Шахерезада» — в хореографии Алексея Мирошниченко и с Дианой Вишневой в роли Императрицы.
Параллельная программа состоит из серии встреч и паблик-токов, мастер-классов и лекций. Также зрителей ждет кинопрограмма.
Благодаря специально разработанной онлайн-платформе фестиваля live.contextfest.com каждый любитель танцев из любого города и страны сможет погрузиться в атмосферу фестиваля. Впервые у тех зрителей, которые будут наблюдать за конкурсом онлайн, появится возможность проголосовать за понравившегося финалиста, послушать беседу Дианы Вишневой и Каролин Карлсон и посмотреть один из самых ярких балетных спектаклей последнего времени.
Мы часто задумываемся о смысле жизни и своём месте в ней, но чем взрослее становимся, тем реже заглядываем в себя. Внешнее заменяет внутреннее, материальное благосостояние заменяет собой счастье быть собой в той уникальной форме, которая в нас заложена. Почему так происходит? Давайте разберёмся.
В нас от рождения уникально всё: от ДНК до внешности и привычек. Мы это ясно и чётко понимаем. Но так же ясно и чётко поколения за поколениями не делаем почти ничего или даже сопротивляемся открытию и развитию своей уникальности как личности. Родители, желая детям всего самого лучшего, учат их выживать, заботиться о материальном аспекте жизни, так понимая счастье, и почти не дают ни примеров, ни знаний о том, что в каждом ребёнке есть зерно уникальной личности, его развитие помогает нам найти своё правильное место в жизни и делает по-настоящему счастливыми. Родители учат детей выбирать деятельность, которая (по их мнению и мнению общественного дискурса) даст наибольшее количество преимуществ для выживания.
Так получается, что для более чем 90% людей в мире единственная и неповторимая жизнь сводится к общей для всех существ биологической модели выживания: родиться, есть, спать, работать, дать и вырастить потомство, умереть.
Считается, что «человек» и «свобода воли» в одном предложении – это оксюморон. Это не Кант, Ницше или Фрейд придумали, как принято считать, это знание было всегда, сколько люди пытались познать своё сознание и то (или что) им управляет. Цивилизации сменяли цивилизации, процесс самопознания не прекращался, но шёл очень медленно. Люди трудно и недолго жили, успев накопить знания в этой области, могли передать его лишь немногим. Знания о природе и свойствах нашей психики утрачивались, искажались постоянными пересказами, иногда извращались до неузнаваемости, став идеологией очередного «императора вселенной». Человечество училось выживать и только сейчас, создав технологии скоростной передачи информации, мы приблизились к тому, чтобы благодаря развитию науки расшифровать и доказать актуальность посланий о нас самих, закодированных в древних писаниях и священных книгах:
Познай самого себя и ты познаешь богов и вселенную
В нас существует животное и нравственное начало, мы «мост между землёй и небом», постоянно находимся в состоянии внутреннего конфликта борьбы этих противоположностей. Чувствуем себя хорошо, когда обретаем равновесие, находим баланс в их единстве. До недавних пор в этом нам помогала религия. Пока религия устраивала большинство людей, в нас оставалась некая точка отсчёта векторного направления от материального в сторону духовного. Теперь религия утратила былое значение, но точка опоры для баланса нам необходима. Где её искать? Видимо, в сфере интеллектуального развития, где наука каждый день доказывает существование и важность аспекта нематериального в нас, того, что принято называть душа, сущность, талант, уникальность.
Большинство людей, принося в жертву ради «хлебной профессии» возможность развить свою уникальность, всё равно не могут иметь достаточное количество денег. Вот некоторые причины:
Что обычно говорят о талантливом человеке? Человек “на своём месте”. Развитие способностей и реализация таланта всегда сопровождаются материальным благополучием.
Невозможно стать успешным, если не осознавать 90% своих мыслей
Ответ очевиден. Нас не научили. Нам не объяснили. Нам не дали примеров. Когда? В детстве, когда закладывали фундамент. Вместо этого нам дали понятия о правилах выживания, как единственное надёжное и проверенное средство. Дали кому общественное бомбоубежище, кому личный бункер и на этом всё. Нет, не всё! Ещё внушили, что заниматься самопознанием и развитием духовности — это пустая трата времени или даже что-то не совсем «от мира сего», а теперь говорят: «Надо полюбить себя, и всё наладится».
Любовь неотделима от доверия. Мы боимся и не можем доверять тому, чего не знаем и не понимаем. Список всего, что мы не знаем и не понимаем, возглавляем мы сами. «Боящийся несовершенен в любви», так говорил Шекспир. Доверие к себе – это не слова. Это практика внимательности и восстановления связи с собой, здесь не может быть ничего не важного. Мы прекрасны какие есть, каждому из нас есть место, но если мы заколочены в одинаковые ящики одинаковых обусловленностей, то узнать об этом не сможем ни мы сами, ни мир.
Существует выражение: «Люди, которые боятся быть собой, всегда будут работать на тех, кто не боится». Как мы отказываемся от своей уникальности и оказываемся в рабстве у материального аспекта?
Если мы себя не осознаём, то вместо нас живут и работают решения, принятые за нас другими.
Добавим к истории вопроса о свободе воли и самоопределении следующее: психика человека — это инстинкты и иллюзии. Тело рефлекторно и инстинктивно реагирует на внутренние и внешние процессы, а ум заполнен иллюзиями, составленными из импринтов воспитания и программ эго, предрассудками, верованиями и убеждениями, социальными клише. Таким образом, нами управляют инстинкты животного происхождения и целеполагающие стремления ума, настроенного на достижение материальных ценностей. Как при таких обстоятельствах обрести опору на 70-80 лет жизни в этом узком туннеле, который мы называем «реальность»? Надо ещё учесть, что первые 20 лет нам его просто дают «по умолчанию», затем, после коротких метаний в силу гормональных причин с желанием что-то изменить, мы сами покорно в него возвращаемся и продолжаем достраивать «по образу и подобию» тех иллюзионистов, которым удаётся привлекать наше внимание и овладевать сознанием.
Добавим к истории вопроса о свободе воли и самоопределении следующее: психика человека — это инстинкты и иллюзии
Ответьте на вопрос, в чём для вас смысл жизни? Не читайте дальше, пока не ответите и засеките время поиска ответа. Ответ людей, достигших успеха в реализации своей уникальности, звучит так: мне интересно жить. Если ответ другой, то мы так или иначе находимся в зависимости от старых программ, настолько себя с ними отождествили, что не осознаём и не отделяем их от себя, поэтому не находим своего места в жизни и передаём это по наследству следующим поколениям.
Разберём подробно, пошагово, как мы себя не знаем. Мы склонны всё усложнять (доказательство находится во времени вашего ответа).
1. Мы слишком долго думаем, отвечая на этот вопрос, так как не умеем фокусировать своё сознание, знаем стандартные ответы и хотим объять необъятное (сколько вариантов вы перебрали?).
2. Мы себя почти не знаем и пытаемся сделать выбор своего предназначения без нужного количества данных (попробуйте создать кому-то стиль одежды, если есть минимум данных: «мужчина/женщина, возраст, рост, вес» – наверняка это будут стандартные предложения).
3. «Люди боятся стать никем и становятся кем попало». Мы не знаем, чего хотим по-настоящему, поэтому выбираем из общепринятого, априори отвергая уникальность, не осмеливаясь пробовать и создавать своё (вам уже было страшно попробовать монетизировать то, что у вас хорошо получается, нравится делать, хобби?)
4. От недостаточности знания, от страха и недоверия к себе, мы слишком привязаны к общепринятым догмам, утрачиваем оригинальность, недооцениваем возможности, поэтому пользуемся «накатанными» шаблонами, созданными другими или для другого времени (кто сам выбрал себе вуз? Вам нравится ваша работа?).
5. Мы имеем слабое представление о своём потенциале, темпераменте, мы не представляем, на что мы, в принципе, способны, скованные страхами, привычками и ограничениями, идём стандартным «мышечным» путём зарабатывания денег или вовлекаемся на вторых ролях в чужие сценарии, потому что нас зацепили за чувства, и мы поверили другому больше, чем себе (узнаваемо?).
Конечно, нет. Выход всегда есть. «Любой интеллигентный дурак способен раздувать, усложнять и обострять. Чтобы делать противоположное, требуется хоть немного гениальности и большое мужество. Бог всегда выбирает самый простой путь», – говорил Альберт Эйнштейн. Другой из наиболее известных просветителей последнего десятилетия нашей эпохи Юваль Ной Харари полагал, что человек, думая, что он свободен, является самым зависимым существом на свете, что ни о какой свободе для самоопределения и открытия своей уникальности и речи быть не может, пока человек не научится разбираться в самом себе, развивая осознанность, эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект — это процесс самопознания, современный синоним духовного поиска. Другие учёные подтверждают этот постулат и даже доказывают его в научных экспериментах.
Какой самый простой путь? Обратить внимание на себя и перестать искать счастье по образу и подобию других.
Самопознание — это древний миф, современная иллюзия или самое практичное занятие на свете, приносящее состоятельность, благополучие и радость? Всё зависит от того, что мы делаем с тем, что называем самопознанием. Какой глагол, какое действие применяем к тому, что узнаём о себе. Знания о себе без их использования — иллюзия просвещенности, новая иллюзия изменений, радужный пузырь, который лопнет при первых же трудностях и обнажит всё тот же узкий туннель стандартных обусловленностей со всем, что внушается как важное. Знания о себе без использования приводят к информационной интоксикации и создают иллюзию трансформации сознания, которая не выдержит испытаний новизной, лишением привычной зоны комфорта. Самопознание в действии — это постоянный исследовательский процесс, незамедлительно приносящий результаты. Не когда-то потом, а сразу, наука уже доказала, что каждый факт осознанности меняет биохимию тела, меняет нас сразу и на всех уровнях.
Знания о себе без их использования – иллюзия просвещенности, радужный пузырь, который лопнет при первых же трудностях и обнажит всё тот же узкий туннель стандартных установок
Теперь, когда мы знаем, почему боимся действовать и применять знания о себе на практике, почему нам так трудно поверить в свою уникальность и претворять эту веру в ежедневные решения, выборы и поступки, становится более понятным решение, как это можно изменить. Сейчас самое время инвестировать в добычу «драгоценных металлов» своей личности. Это инвестиция на всю жизнь, способ не только выживать, но и жить, постоянно и гибко приспосабливаясь к быстро меняющейся реальности. Самопознание не просто полезное, но ещё и очень интересное занятие! Сейчас все, кто рискнул поверить науке и выбрал привилегию заниматься узнаванием себя, проходят экзамен. Результатом будет принятие факта, что для нас самопознание не транзит в одухотворенной иллюзии, а настоящий новый мир, в котором мы можем проявить смелость быть собой, постоянно развивать себя, приносить пользу обществу, потому что мы выбрали такой стиль жизни.
Попробуйте сейчас осознать свои чувства. Раздражает? Наводит тоску? Это нормально. Ведь если это осознать, придётся что-то менять, повышать уровень ответственности за свою жизнь, но большинство из нас не хочет ничего делать. В этом нет ничего личного, так мы устроены. Воодушевляет? Отлично! Из подсознательного или частично осознаваемого желания сохранять пассивность и избегать перемен нас могут вывести только чрезвычайные события. Например, как сейчас, когда мы осознали, насколько уязвимы перед лицом опасности, независимо от материального положения. Сейчас, в это необычное время, когда нас всех и одномоментно вытряхнули из зоны комфорта, есть возможность попробовать другие отношения со всем: с собой, своим предназначением, здоровьем, другими людьми, с деятельностью, приносящей средства для жизни. Почему сейчас? Потому что всё равно всё изменилось и надо учиться в этом жить. Чем раньше научимся, тем дольше проживём в гармонии и мире с самими собой.
Автор: Марина Лазовская, врач-психотерапевт, автор проектов для развития эмоционального интеллекта, практик поддержания физического и психического здоровья, создательница Школы самопознания
Иллюстратор: Настя Кочеткова
Центр фотографии имени братьев Люмьер и фонд Still Art представили юбилейную выставку работ главного архитектурного фотографа Москвы Наума Грановского к 110-летию автора. Посетить ее можно будет до 31 октября. Мы узнали мнение директора Музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизаветы Лихачевой об эпохе советского модернизма, а также пообщались с современным архитектурным фотографом Москвы Вадимом Щербаковым. Предлагаем вам вспомнить о забытых страницах в истории города и влюбиться в него заново.
Москву снимали многие. Но именно в объективе Грановского она оживала, и эта ее бурлящая жизнь осталась запечатлённой в вечности. В возрасте шестнадцати лет Наум Грановский приехал в Москву и устроился обычным лаборантом в «Пресс-клише» ТАСС – цех по изготовлению типографских фотографий. Ему поручили проявлять пластинки, печатать и сушить снимки, делать репродукции и помогать в съёмках. Все эти старания юного провинциала не прошли даром, уже спустя несколько месяцев его взяли в штат фотокорреспондентом. С конца 1920-х годов начинается «московская летопись» главного фотографа СССР: он последовательно снимает стремительно меняющийся и ускользающий город, успевая улавливать каждую деталь.
Экспозиция представлена в двух залах Центра фотографии. В малом зале собраны подлинные фотографии, которые Грановский самостоятельно выбирал и печатал для своих выставок: это 60 винтажных отпечатков из коллекции Галереи Люмьер, начиная с ранних фотографий 20-х годов до середины XX века. Его ранние работы носят отчетливо восхищённый характер. А в большом зале можно увидеть эксклюзив – найденные в архиве Грановского и ещё не видевшие свет снимки советского модернизма 50-х-80-х годов и уходящего архитектурного наследия.
Когда Грановский приезжает из провинции, он видит необычную Москву – Москву эпохи авангарда. С середины двадцатых годов начинается период больших архитектурных конкурсов и кардинальных изменений, новаторских проектов и бесконечных споров. «Появляются здания, ставшие впоследствии отечественной гордостью и вошедшие в учебники. Здания, на которые приезжает смотреть весь мир», – рассказывает искусствовед и историк архитектуры Елизавета Лихачева. Но Грановский не спешит запечатлеть новые постройки. Он решает сохранить на пленке ту уходящую Москву, которая скоро исчезнет окончательно. Старую, купеческую Москву с особняками девятнадцатого века и покосившимися вывесками.
Возникает такое ощущение, что он создает образцовые виды города с намерением сравнить их с новыми снимками через несколько лет. Типичное «до и после». Как художник Грановский чувствует – это скоро уйдет, и будет другое. Впоследствии, уже в эпоху большой сталинской перестройки, он много раз возвращается на те же точки съёмки (иногда меняя места и ракурсы, ведь многих зданий уже не стало) и «дублирует» свои же кадры.
Неизменно одно – Грановский смотрит на Москву глазами человека, живущего в этом городе, снимает город через призму человеческого восприятия. Вот что ценно. Елизавета Лихачева отмечает, что не совсем правильно называть Грановского архитектурным фотографом. Он не снимает здания, он снимает город. А здания – элемент этого города, иными словами, неизбежно возникающий «побочный эффект». Изначально Грановский фиксирует реальность, он документалист, а не художник. Уже к середине шестидесятых годов становится понятно, что его ранние снимки – это бесценный исторический источник.
Часто о Науме Грановском ошибочно говорят как о «певце сталинской Москвы», забывая, что сталинская архитектура относится, строго говоря, к 1934-1953 годам. Грановский же работает вплоть до восьмидесятых годов. В его архиве гораздо больше снимков, связанных с послесталинской Москвой. Но при этом очевидно, как сильно Грановскому нравятся сталинские высотки, которыми он бесконечно любуется, выстраивая долгие перспективы с глубоким уровнем погружения. В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы, который с некоторыми корректировками будет действовать до начала семидесятых. Именно тогда появляются авторские черты съёмки Грановского: строгая композиция, высокая точка съёмки и перспектива уходящего вдаль проспекта.
Особую остроту любовь Грановского к высокой съёмке приобретает в пятидесятые годы. Наряду с репортерами того времени, он активно снимает строительство семи высотных зданий: это и здание Университета на Воробьевых горах, и высотные дома на Котельнической набережной и у Красных ворот, и здание МИДа. Фотографии Грановского очень точно документируют меняющийся облик Москвы.
С того же ракурса, что и в двадцатые годы, он снимает новые улицы и площади, уделяя самое пристальное внимание не зданиям, а людям, движению человеческой жизни. Удивительно, как Грановский возводит в степень Большой (сталинский) стиль, масштабируя его до уровня человеческого восприятия. В послевоенные годы его начинают интересовать не столько перемены в архитектуре Москвы, сколько то, как живет город и кто в нём живет.
Середина 50-х годов ознаменовалась поворотом в сторону модернизма, Большой стиль постепенно сходит на нет. В 1955 году грянуло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Все излишества спешно стираются с чертежей уже строящихся зданий. И если о сталинском ампире отзывались с восторгом, то модернизм такой популярности не получает.
Конечно, внезапное изменение вектора в советской архитектуре влияет на снимки Грановского, который теперь старается сохранить на плёнке исчезающее наследие. «Грановский не расставляет акценты, он не оценивает качество архитектуры, оставляя эту возможность зрителю, но сохраняет человеческий масштаб, приспосабливая лапидарную геометрию модернизма под человеческое восприятие, как до этого он гармонизировал сталинский стиль», — комментирует Елизавета Лихачева.
Модернистские сооружения активно внедряются в исторический ландшафт советских городов. Так, в 1965 году было решено «осовременить» облик Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) к юбилею Великого Октября. Живописные павильоны лишаются своего национального колорита и буквально увядают на глазах: снимаются гербы советских республик, разрушаются скульптуры и стираются яркие орнаменты, украшающие фасады зданий. Принципы стандартизации и унификации, массового строительства и внешней простоты ещё несколько десятилетий будут господствовать в советской архитектуре.
Елизавета Лихачева говорит о важном и любопытном эффекте ностальгии, возникающем при знакомстве с кадрами Наума Грановского. На протяжении всего двадцатого века Москва менялась радикально. Москва 20-х и 50-х годов – это буквально два разных города. Но мы не испытываем ностальгии, смотря на снимки первой половины века. Другое дело – Москва восьмидесятых. Для многих именно та Москва является городом детства, с особым характером и непередаваемой атмосферой веры в светлое будущее. Более того, для миллениалов Москва 70-80-хх – это очень кинематографичная Москва, полюбившаяся по советским шедеврам Рязанова, Меньшова, Данелии. Смотря на снимки Грановского этого периода, как будто бы сам вспоминаешь то прошлое и оглядываешься на него с непринужденной улыбкой.
На выставке представлены редкие фотографии тех зданий, которые в своё время были снесены или реконструированы до неузнаваемости. Стерты с лица Москвы и гостиница «Россия», и самый большой в СССР открытый бассейн «Москва», и любимое многими колесо обозрения в Парке Горького. В семидесятые годы газета «Вечерняя Москва» начинает публиковать серию снимков Грановского «Москва вчера и сегодня». Они позволяют сравнить современный вид одного и того же места с кадрами 30-х или 40-х годов.
«Наум Грановский был московским фотографом. Не потому, что жил и работал в Москве, и даже не потому, что он много её снимал – в конце концов, Москва довольно большой город, и её снимали многие. Грановский выбрал Москву в качестве главного – нет, не объекта, но сюжета своих фотографий, он бесконечно любовался ею, он стал одним из тех, кто рассказал историю XX века, во многом определив наше отношение к этой истории», – так оценивает деятельность Грановского Елизавета Лихачева.
Возможно, некоторые из вас уже знакомы с популярным фотографом Вадимом Щербаковым и его снимками, которые выполнены в технике time-blending. Вадим снимает архитектуру, пейзажи (landscape) и городские виды (cityscape). Его многочисленные проекты связаны как с Москвой, так и с другими городами мира.
Вадим специализируется на так называемой time-blending фотографии. Фотограф стоит на одном месте в течение определенного времени и снимает самые лучшие моменты от заката до включения уличного освещения, а потом совмещает изображения, отбирая самые лучшие кадры от каждого временного отрезка. Так получается единая фотография. Мы поговорили с Вадимом о творчестве Наума Грановского и о том, с какими трудностями сегодня сталкиваются архитектурные фотографы Москвы.
Как вы относитесь к деятельности Наума Грановского?
Мне очень нравится то, что делал и чему посвятил жизнь Наум Грановский. Это безумно интересно с точки зрения как композиции, так и техники. Его снимки удивляют даже современных фотографов. Казалось бы, как техника шагнула вперед за последние десятилетия, сколько новейших камер появилось! А снятые на пленку чёрно-белые кадры Грановского всё равно в чём-то превосходят работы сегодняшних профессионалов фотосъёмки.
Но главная ценность его снимков в другом. В том, что они позволяют увидеть, как менялась Москва. Например, мне очень интересно угадывать какие-то места на фотографиях Грановского, узнавать, когда какие здания были возведены или снесены.
Есть у вас любимые снимки Грановского? Какие могли бы выделить?
Я слышал, что коллекция Грановского насчитывает более тридцати тысяч фотографий. Поэтому, мне кажется, выделить что-то одно просто невозможно. Наверное, отмечу его самые известные снимки, на которых запечатлены гостиница «Советская», ВДНХ, гостиница «Россия»… Да все фотографии цепляют, ведь на них запечатлено наше удивительное историческое наследие. Смотришь на снимки Грановского — и сразу испытываешь ностальгию, приятную тоску по по прошлому. И даже если ты тогда ещё не жил, даже не родился! Ностальгия всё равно есть. Это поражает.
Вспомнил одну фотографию Грановского шестидесятых годов, которая мне безумно нравится. На ней изображены павильон «Северный Кавказ» на ВДНХ, автомобиль и два силуэта — мужской и женский. Выглядит этот снимок не как работа фотографа-документалиста, а как постановочный кадр из старого кино — настолько он необычен и по свету, и по ракурсу, и по композиции. Не верится, что это было снято совсем давно, а не смоделировано сейчас. Нет слов, одни эмоции!
На ваш взгляд, как изменилась Москва за эти годы?
Думаю, она изменилась до неузнаваемости. Конечно, есть места, которые сохранились почти в своем первоначальном виде, но в целом картина города очень сильно поменялась. И в этом смысле, еще раз повторюсь, безумно интересно смотреть на снимки Грановского: ты понимаешь, узнаешь, сравниваешь. У него есть фотографии, которые отражают то, чего уже вообще нет. Ты смотришь и не понимаешь, что это за место, где находились эти постройки, откуда это было снято.
И Москва очень быстро меняется до сих пор. Могу предположить, что мои снимки лет через двадцать будут считаться такими же раритетными, как кадры Грановского сейчас. Без подписи будет уже сложно идентифицировать здания, улицы, парки, набережные… Не знаю, плохо это или хорошо. Безусловно, у каждого изменения есть свои плюсы и минусы. В этом смысле Москва мне почему-то напоминает Дубай. Приезжаешь туда спустя пять лет — и не можешь узнать город! До такой степени он стремительно и кардинально эволюционирует.
Безумно интересно смотреть на снимки Грановского: ты понимаешь, узнаешь, сравниваешь. У него есть фотографии, которые отражают то, чего уже вообще нет.
А что поменялось для фотографов? Стало легче или сложнее снимать?
Не могу сказать, что я снимаю уже очень много лет. Фотографией занимаюсь на протяжении лет пятнадцати, а конкретно Москва стала героем моих съёмок около шести лет назад. Конечно, появилось огромное количество новых и интересных мест. Снимай — не хочу, как говорится. Правда, к сожалению, есть одно но.
Сегодня архитектурным фотографам Москвы приходится сталкиваться с постоянными запретами. В этом отношении наша страна заметно отличается от Европы, где фотографа могут пустить практически в любое место и на любую точку, куда не пускают обычных туристов. У нас же немного «заборная» система — сюда нельзя, туда нельзя. Например, съемка с мостов у нас технически запрещена. Но есть и положительные изменения. Недавно разрешили снимать в метро и на Красной площади. Это здорово, конечно. Да, со временем в Москве появилось больше необычных и новых мест, но вместе с тем появилось и множество странных запретов, поэтому в этом плане фотографировать стало сложнее.
Что есть в Москве, чего нет в других городах и что особенно ценно для фотографа?
Любой крупный город может похвастаться уникальными местами, и Москва не исключение. Если говорить о достопримечательностях и туристических локациях, это, конечно, Кремль, сталинские высотки — «семь сестёр», ВДНХ, да даже Москва-Сити. Это уникальные объекты, подобных которым в мире почти нет.
Искусство всегда лишь отражает реальность, а не является ею. Поэтому и Москва на фотографиях Грановского для каждого окажется своей. Но разве это не главное? Пусть каждый полюбит Москву по-своему. Грановскому удалось создать такой образ эпохи, какой она наверняка хотела бы остаться в вечности. Вероятно, его снимки должны заставить нас переосмыслить реальность и задуматься о том, что мы теряем на глазах сегодня.
Автор: Татьяна Конюхова
Фото обложки: Наум Грановский. Голуби на Красной площади. К Ленину. 1950-е. © Галерея Люмьер
Глупо отрицать, что популярность и качество татуировок заметно выросли за последние 10-20 лет. Если раньше старушки из твоего подъезда бросали нелестные комментарии в адрес человека с рисунками на теле, то сейчас даже они иногда респектуют молодежи за креатив в самовыражении. Людей, которые осуждают татуировки, становится всё меньше, а деятельность тату-мастеров из подпольного творчества превратилась в полноценную профессию, причём часто довольно высокооплачиваемую. Два самобытных тату-мастера — Злата Зива и Kitchentattooer — поделились с нами своим мнением о том, какие перспективы ждут эту индустрию в будущем и каково работать тату-мастером сегодня.
Kitchentattooer
С самого детства я рисовал всегда, при любой возможности, где-то даже сохранились папки с детскими рисунками. Порой мне кажется, что эти рисунки мало отличаются от тех работ, что я делаю сейчас — такие же простые формы. Помню, классе в 8 я поехал в лагерь: ребята увидели, что я рисую, и попросили нарисовать им “татуировки” гелевыми ручками перед дискотекой. Я попробовал и сам удивился, что вышло хорошо. Спустя несколько дней половина нашего отряда ходила с олдскульными (Old School — стиль татуировки) орлами и кинжалами на теле, нарисованными обычной гелевой ручкой. В тот момент я почувствовал, что хотел бы заниматься этим серьезно, так что понимание, что я хочу стать татуировщиком, пришло ко мне довольно рано.
Злата Зива
Попробовать себя в роли тату-мастера меня подтолкнуло множество жизненных факторов и обстоятельств, но главным образом моя любовь к тому, как выглядит татуированная кожа и как рисунки смотрятся на теле. Раньше, когда я училась на факультете дизайна, я рисовала иллюстрации для стикеров на заказ, а также отдавала некоторые свои картинки в качестве эскизов другим мастерам. Спустя какое-то время я почувствовала, что даже если эскиз один и тот же, от руки мастера очень многое зависит, — и захотела взаимодействовать с клиентом лично и переносить рисунки на кожу максимально “по-своему”.
Kitchentattooer
Первое время, пока я учился техническим деталям, — бил татуировки бесплатно и недостатка в желающих не было. Позже удалось накопить на профессиональное оборудование и я организовал свое первое рабочее место на съемной квартире. Делал тату и попутно работал официантом, чтобы хоть как-то оплатить квартиру. Со временем я понял, что работая на два фронта уделяю недостаточно времени творчеству и принял решение заниматься только татуировками. Первые месяцы денег еле хватало, чтобы свести концы с концами, но зато я рисовал каждый день. Чуть позже мне написал Денис Коротаев и предложил поработать в студии. Так все и завертелось.
Делал тату и попутно работал официантом, чтобы хоть как-то оплатить квартиру. Со временем я понял, что работая на два фронта уделяю недостаточно времени творчеству и принял решение заниматься только татуировками
Злата Зива
Собственный стиль — это голос художника, поэтому я очень топлю за авторскую татуировку и считаю, что это интересно и необычно. Я работаю только по своим эскизам, иначе я не могу полностью эмоционально погрузиться в картинку.
Kitchentattooer
Изначально я делал только шуточно-ироничные татуировки, цветные, с забавными фразочками. Но после первых туров по Европе и знакомства с другой культурой, я начал добавлять какие-то более классические мотивы. Больше всего, конечно, своей особенной атмосферой на меня повлиял Париж, там все пропитано каким-то магическим ощущением чего-то волшебного. Это любовь с первого взгляда. Под влиянием французской культуры я начал добавлять в эскизы фразы на французском, женские лица, бокалы с вином и стулья. Также благодаря Парижу я попробовал себя в работе с холстами, краской и кистью. Из художников, наверное, больше всего вдохновляюсь Амедео Модильяни. Очень люблю старые французские комедии 70-80-х годов.
Злата Зива
На самом деле, татуировка очень долго существует в истории человечества. Сейчас есть ощущение, что иметь татуировки на теле — особенно модно, но это из-за того, что они стали менее стигматизированными. Постепенно уходит поколение людей, которое считает татуировку чем-то маргинальным. Мастер, который имеет индивидуальный стиль и чувствует то, что людям нужно в данный момент — будет актуален всегда.
Сейчас есть ощущение, что иметь татуировки на теле — особенно модно, но это из-за того, что они стали менее стигматизированными
Kitchentattooer
Сначала было трудно в этом плане, особенно с мамой. Но и она быстро смирилась с тем, что на мне много татуировок. Зато теперь, если на мне появляется новый рисунок, это не так бросается в глаза. Я думаю, что любой человек вправе решать сам, что ему делать со своим телом. Старшее поколение, особенно в странах СНГ, порой любит говорить, что татуировки носят только уголовники, но как я наблюдаю, эта тенденция постепенно уходит в прошлое. Сейчас даже как-то все становится наоборот: несколько раз ко мне подходили бабушки/дедушки и говорили, что татуировки круто выглядят и что наше поколение — молодцы. В общем, никакого негатива.
Злата Зива
Один мой друг сказал, что, если ты переживаешь о том, как татуировка будет выглядеть в старости — лучше не делай ее. Однако, если пожилой человек следит за собой, ухаживает за татуировками и держит себя в форме, то и рисунки на нем будут выглядеть органично. Конечно, это при условии, что татуировка была выполнена профессиональным мастером.
Kitchentattooer
У меня самого была парочка откровенно плохих работ на теле, которые пришлось перекрывать другими татуировками, но лазером я никогда ничего не удалял. Татуировка для меня — это скорее какая-то яркая эмоция или переживание, которое хочешь запечатлеть в этом моменте и оставить на себе. И не важно, как ты будешь потом к ней относиться. Татуировка уже будет частью тебя.
Друзья, подписывайтесь на instagram-аккаунты Златы и Дениса, делайте то, что вам нравится и не переживайте о мнении окружающих!
Автор: Алла Андреева
Весной Инна Будникова рассказала нам о том, как привнести осознанность в свою жизнь. Вместе с ней мы продолжаем путешествовать по своему сознанию и пробуем не просто практиковать медитацию, но разобраться, как и зачем переплетать свою жизнь с практикой и учиться погружаться в дзен в любое время и в любом месте.
Вернемся к началу вашего дня. Вы когда нибудь задумывались, как вы просыпаетесь? С какой ноги встаете? О чём в первую очередь вы думаете, когда открываете глаза? Попробуйте создать своё утро, сделайте его таким, чтобы оно послужило для вас вдохновением и настройкой на день. Подумайте о том, чего вы заслуживаете, осознайте, что провести этот день прекрасно — исключительно в ваших силах. Пожалуйста, не хватайтесь сразу за телефон, не поддавайтесь соблазну открыть Инстаграм или пролистать все непрочитанные за ночь сообщения в Вотсапе или Телеграме. Это может подождать часок-другой. А вот ваш настрой важнее для вашей осознанности и внимания к себе в течение дня.
Мы продолжим путешествовать по нашему дню. Что мы делаем после завтрака? Работаем? Гуляем с собакой? Или погружаемся в чтение? Практика мобильной осознанности касается не только работы с технологиями. Во время чтения вы вполне можете использовать процесс как маяк внимания: каждые начало и конец главы пусть послужат вам остановкой и поводом понаблюдать как через ваш нос входит воздух и как он выходит. Пусть абзацы помогут вам вернуться к своему телу, чтобы с каждой новой красной строкой вы сканировали его на зажимы и расслаблялись.
Что сейчас находится прямо перед вами? Экран компьютера, телефона или планшета? Давайте рассмотрим это цифровое чудо с точки зрения осознанности. Посмотрите, как всё расположено на экране, каково ваше устройство на ощупь, какого оно цвета, температуры, как ощущается его поверхность? Возможно ли, что вы никогда до сегодняшнего дня не думали о том, как вы ощущаете свой гаджет в руках?
Возможно ли, что вы никогда до сегодняшнего дня не думали о том, как вы ощущаете свой гаджет в руках?
Перейдем дальше, мы все сейчас погружены в онлайн, смотрим фильмы, работаем, читаем книги. Вы замечали, что при просмотре сериала или фильма всплывает окно со «ставками на спорт»? А при чтении статьи на большинстве сайтов обязательно появляется поп-ап с рекламой «успешной онлайн школы именно для вас»? Так давайте же сделаем из надоедливых вставок — лучших помощников для тренировки нашего внимания и практики медитации. Каждый раз, когда теперь будет всплывать такое окно, представляйте, что это знак, который призывает вас к действию — погружению внутрь себя, на 15-20-30 секунд закройте глаза и попробуйте задаться вопросом: что я сейчас чувствую и о чем я на самом деле думаю? Поверьте, проделав такое упражнение 5-10 раз, вы начнете замечать в себе перемены внимания и отпустите раздражение, которое копится в такие моменты.
Ещё про работу за компьютером. Переводя курсор от иконки к иконке, расслабьте глаза, мышцы челюсти и лица. Пристально следите за движением курсора как будто это самое важное дело, которое сейчас у вас есть. Затем, когда вы это сделаете, переключите внимание с курсора на весь экран. Чередуйте свою концентрацию от одного конкретного объекта на экране до всего экрана в целом.
Я уверена, у вас всё круто получается! Но мы забыли про ещё один аспект нашего сознания, вернее даже два — это мысли и чувства, с которыми мы живём каждое настоящее мгновение. Новости, лента в фейсбуке, переписки в в соцсетях… иногда это зарождает в нашей голове мысль, что хорошо там, где нас нет, и для полноценной счастливой жизни нам чего-то не хватает… Очередные ненужные разговоры, очередные дружеские сплетни, о которых нам почему-то нужно знать. Есть такое понятие, как “неправильное настоящее” — настоящее в другом месте.
Впадая в такое состояние, мы начинаем бояться что-то упустить. Начинаем оценивать своё поведение как бы со стороны, задаваясь вопросом: а правильно ли я делаю? А как они сейчас меня воспринимают, что подумают обо мне? И мы попадаем в паутину недовольства, неуверенности, непринятия. Мы начинаем придавать значение своим потенциальным, а не реальным поступкам, порождая в себе тревожность и неудовлетворенность.
Мы становимся белками в колесе, растрачивая свою энергию на не наши цели, стремления и намерения. Воображение всегда рисует картины, которые лучше того, что у нас есть здесь и сейчас.
Но! Наш путь не вечен. Правильное настоящее, оно уже есть в нас самих — в нашем сознании, когда вы глазами смотрите на эти буквы. Это то, как урчит ваш желудок или как чешется левая ладонь, это то, что все мы называем настоящим моментом.
Когда ты это чувствовал? То, что находишься здесь и сейчас. Возможно, это чувство тебя посещало, когда ты улыбался близкому человеку или просматривал общие старые фотографии с друзьями, путешествовал по неизвестному городу или занимался сексом с любимым человеком. Между всеми нашими этими действиями есть общее — когда мы это делаем, нам не хочется быть где-то ещё. Занимаясь всеми этими видами деятельности, мы наполняемся их энергией, мы чувствуем свободу и легкость и у нас нет нужды в это время залезть в соцсети и пролистать ленту.
Это живой непосредственный опыт. Не все события нашей жизни могут приносить нам радость и увлекать целиком и полностью. Простое физическое присутствие не гарантирует полного погружения в момент здесь и сейчас. Все мы оказывались в ситуациях, когда наше тело было где-то, но сознание с ним не синхронизировалось. Наша задача — научиться соединять тело и сознание здесь и сейчас.
Когда есть присутствие, мы реже отвлекаемся, мы больше обращаем внимания на то, что чувствуем и думаем. Нам удаётся прислушиваться к своему голосу, ощущениям в теле и мыслям. Перед нами открывается полная картинка того, что происходит у нас внутри, и это что-то позволяет нам двигаться по своему пути. Чем меньше мы будем знать о своей внутренней жизни, тем более мы будем идти по привычному направлению навязанных смыслов и стремлений, даже не осознавая, чего мы хотим на самом деле.
Осознавая, мы принимаем, а принимая — отпускаем, отпуская — освобождаемся, а если освобождаемся, то даём шанс появиться новому внутри нас
Всякое прорывается внутри. И негатив тоже. Но он уже есть внутри нас, поэтому только наблюдая за ним, признавая его и избавляясь от него, мы можем стать сильнее, в этом и состоит выбор в пользу осознанности. Осознавая, мы принимаем, а принимая — отпускаем, отпуская — освобождаемся, а если освобождаемся, то даём шанс появиться новому внутри нас. Это учит нас быть хозяевами своих привычек и своей жизни.
Разрешая себе осознавать каждое своё действие, эмоцию, поступок, чувство, мы открываем для себя целый простор самих себя. Как же удивительно потом понимать, что мы такие классные, неоднородные и разнообразные. Формальная практика, традиционная поза для медитации, позволяют бесконечно углублять свои опыт и знания, но мобильная медитация — это постоянное качание мышцы нашего сознания, позволяющее на “отлично” проходить экзамены в разных и часто непредвиденных жизненных ситуациях.
Автор: Инна Будникова
Фото обложки: Pablo Merchán Montes
17 сентября в клубном доме Kuznetsky Most 12 by Lalique при поддержке девелопера KR Properties открылась выставка “Марк Шагал: река с манящими берегами”, состоящая из литографий и офортов художника из частного лондонского собрания. Нам удалось пообщаться с организаторами мероприятия — основательницами проекта Art Secret Викторией Бейлис и Натальей Блашковой, которые рассказали о том, как они с командой привозят удивительные произведения искусства в Москву и проводят выставки в новом формате, рассчитанном на самую искушенную публику.
Помимо литографий на выставке представлен фарфор французского бренда Bernardaud, с которым Шагал сотрудничал еще при жизни, а после смерти художника Фонд Марка Шагала передал бренду права на воспроизведение его картин на своей продукции.
Мы, конечно, как журналисты, обратили особое внимание на необыкновенной красоты обложку и страницы знаменитого художественного издания Derriere le Miroir, выпускавшегося с 1946-го по 1982-й годы.
Рисунки Марка Шагала украсили страницы этого журнала, сначала превратив их в произведение искусства, а со временем и в предмет наследия великого художника.
«Агентство Art Secret проводит выставки современного и классического искусства в новом формате. Вместо привычных музеев и галерей выставки проходят в нестандартных местах: лофтах, пентхаусах, старинных зданиях или даже недостроенных объектах. Мы делаем такие закрытые pop-up вечера, где присутствуют люди, интересующиеся искусством — галеристы, коллекционеры, и, собственно, сами художники. Нам кажется, что такой формат позволяет гостям соприкоснуться с искусством в неформальной атмосфере: не только посмотреть уникальные работы, но и пообщаться друг с другом», — говорят организаторы выставки и основатели проекта Art Secret Виктория Бейлис и Наталья Блашкова.
Конечно, такие мероприятия не рассчитаны на массового зрителя. Это наше закрытое сообщество, куда входят люди из определенных кругов, которые интересуются коллекционированием, покупкой предметов искусства.
Нам кажется, что такой формат позволяет гостям соприкоснуться с искусством в неформальной атмосфере: не только посмотреть уникальные работы, но и пообщаться друг с другом.
В период пандемии привезти коллекцию произведений Марка Шагала было непросто. Происходило много задержек, но поскольку мы уже имеем опыт работы в этой сфере, — например, привозили в Москву коллекцию графики, керамики и скульптур Сальвадора Дали, а также гравюры Франсиско Гойи из частной коллекции в Нью-Йорке — все проблемы с логистикой удалось решить.
Безусловно, стоит отметить необычную локацию выставки. Kuznetsky Most 12 by Lalique – проект реставрации пассажа чаеторговца Константина Попова, построенного в 1877 году архитекторами Александром Резановым и Александром Каминским. Компания KR Properties возвращает памятнику архитектуры его первоначальное предназначение. По окончанию реставрационных работ на первом этаже будет торговая галерея, французское кафе и гастрономический ресторан с винотекой, а на верхних — в бывших доходных квартирах — жилые апартаменты, как и в XIX веке.
Бренд Lalique — один из самых известных французских производителей декоративных предметов из хрусталя и стекла. В 1890 году ювелир Рене Лалик, помимо драгоценных камней увлекавшийся также работой со стеклом и хрусталем, открыл ювелирный дом в Париже, а спустя 31 год — стекольную фабрику в Эльзасе. Интерьеры старинного дома на Кузнецком мосту украшены творениями Lalique, благодаря чему клубный дом носит благородное имя этого бренда. Место для проведения выставки работ Марка Шагала выбрано не случайно: художник прожил много лет во Франции, а Париж, как олицетворение свободы и радости жизни, неоднократно появлялся в сюжетах его картин.
Автор: Алла Андреева
Направление ММКЦ «Культура в городе» организует цикл встреч «20’s matter» — про время, в котором мы живем, и про его молодых представителей.
27ого сентября в 14:00 состоится встреча с автором телеграм-канала «Привет, не хочешь сходить?» Мари Магакян в рамках цикла «20’s matter».
Американская писательница Мэг Джей назвала возраст от 20 до 30 — «important years». В своей книге «Важные годы» она писала, что в этом возрасте не нужно бояться пробовать себя в разных сферах, потому что молодость все простит: и ошибки, и неудачи. На встречах «20’s matter» можно лично познакомиться с молодыми лидерами мнений из России, решившимися создать что-то свое в столь раннем возрасте, по меркам делового мира, и, самое главное, узнать личную историю взлета и падений.
Мари Магакян, автор телеграм-канала о самых интересных событиях в Москве, расскажет, как создавался ее канал, как он рос, и как работает цифровой этикет в социальных сетях.
Встреча пройдет в парке Сокольники в пространстве «Букводом» по адресу: 5-й Лучевой просек, 1.
Возрастной ценз: 16+
Регистрация по ссылке.