Что бы такого посмотреть, если хочется отвлечься от окружающей обстановки и рутины, из-за которых порой кажется, что 2020 вполне заслуживает звания года ужаса. Ненадолго окунуться в атмосферу страшного праздника поможет список небанальных рекомендаций, чтобы пощекотать себе нервишки. Или можете пройти наш тест и получить персональную рекомендацию к просмотру.
«Человек-мотылек»
Журналист в исполнении Ричарда Гира необъяснимым образом попадает в город, жители которого твердят, что видели странное существо, похожее на мотылька, он решает провести собственное расследование, которое приводит его к неожиданным результатам. Фильм крайне убедительно нагоняет атмосферу паранойи и страха перед неизвестным.
«Няня»
Чёрная комедия от Netflix в двух частях, о подростке и его няне, задумавшей с друзьями призвать темные силы. Самара Уивинг в главной роли – сплошное загляденье.
«Я иду искать»
И раз уж мы заговорили о нетривиальных черных комедиях: снова Самара, участие в фильме которой становится своеобразным показателем качества картины, во всяком случае, до сегодняшнего дня, чутье ее не подводило. Она играет молодую невесту, против своей воли втянутую родней новоиспеченного мужа в безумную традицию, превратившуюся для семейства в забавную игру на выживание.
«Час Дьявола»
Для всех, кому надоели банальные изгнания демонов. Сюда привнесли новый элемент повествования – изгнание проводится нечистыми на руку мошенниками в прямом эфире. Не сказать, что от этого стало намного страшнее, но интереса и саспенса, определенно, не отнять.
«Впусти меня. Сага»
На самом деле никакой сагой тут и не пахнет. Фильм вышел в расцвет выхода, угадайте какой франшизы, отсюда и название. А вот содержание как раз, наоборот, заинтересует скорее любителей серьезных рассказов о вампирах. Ремейк одноименного швейцарского фильма поведает историю знакомства подростка с вампиршей, которое приводит к леденящим душу последствиям.
«Верзила»
Напряженный триллер о пропаже детей. Действие, как это водится, проходит в небольшом городке, местные жители верят, что детей похищает загадочный высокий человек, главной героине предстоит выяснить, кто скрывается за этой личиной, и существует ли на самом деле этот высокий человек?
«Реликвия»
Инди-хоррор понравится поклонникам «Реинкарнации» и «Ведьмы», мать и дочь досматривают бабушку, страдающую от деменции, и начинают замечать, что происходящие с ней события напрямую связаны с домом, в котором они живут.
«Призраки войны»
Крайне любопытный экземпляр от режиссера «Эффекта бабочки» Эрика Бресса. Американские солдаты, вторая мировая, немцы, призраки, дом на отшибе. Фильм, кажется, вобрал в себя все возможные элементы ужасов, однако при этом менее интересным от этого не стал, скорее даже наоборот.
«Z»
За лаконичным названием скрывается ладно скроенный хоррор о воображаемом друге, являющемся сыну главной героини, которая пытается убедить его в иллюзорности происходящего, но сама начинает верить в его существование.
«Призрак дома на холме»
Новое переосмысление романа Ширли Джексон в формате мини-сериала. Тягучий антураж старинного особняка, так и манящего его прошлых обитателей вернуться домой, напряженные семейные перипетии. Сериал, прежде всего, представляет собой превосходную драму, сдобренную отличными актерскими работами, но и хоррор-составляющая никуда не делась, а только играет на пользу истории. Каждый сезон сериала посвящен отдельной истории, совсем недавно вышел второй — «Призраки усадьбы Блай».
«Королевство»
Как можно обойти стороной один из самых любимых жанров ужасов — зомби-апокалипсис. На этот раз непростой, действие происходит в альтернативном государстве Чосон в начале XVI века, при дворе главного правителя идёт жестокая борьба за власть, в которую вмешиваются зомби. Южнокорейский сериал с потрясающим сеттингом и свежим взглядом на устоявшийся жанр. К просмотру доступно два сезона.
«Болотная тварь»
Не забудем и про жанр супергероики. Глубинка Луизианы, биологическое исследование болотной воды, несчастный случай и вот перед нами один из самых неоднозначных персонажей комиксов DC. В продюсерах – один из мастеров своего дела Джеймс Ван, поэтому все происходящее крайне натурально, атмосферно, а сюжет, как и само болото, затягивает всех, осмелившихся в него заглянуть.
«Погребальные байки»
Если не успели ознакомиться с вдохновленной работами Говарда Лавкрафта картиной, недавно прошедшей в кинотеатрах, рассказывающей о таинственном владельце похоронного бюро, сделайте себе закладку, скоро фильм должен появиться в онлайн-кинотеатрах. Однако крайне впечатлительных зрителей, пожалуй, стоит предупредить – некоторые из историй старого могильщика могут отбить аппетит.
«Астрал. Онлайн»
Снова надуманное название, однако, часть правды в нем все-таки есть, все действие происходит на экранах компьютеров. Скринлайф-хоррор имеет небольшой хронометраж и держит в напряжении до самого конца. Тот редкий случай, когда формат по-настоящему играет на руку происходящему. Фильм обещают выпустить в январе 2021.
Автор: Кирилл Дудников
Фото обложки: Max
ДоброЛавка — небольшой авторский книжный магазинчик в районе Красной Пресни, занимающий пространство цокольного этажа в одном из бывших цехов завода «Рассвет». Расположение — это первое достоинство книжного, именно оно позволяет почувствовать себя в месте, куда не так пристально заглядывает Москва. Второе достоинство: лавка будто пропитана заботой, за каждым столиком стоит специальная книга, которая, по словам администратора Алисы, должна тебя мотивировать.
Но постойте, какие столики в книжном? О чём вообще речь?
Алиса, описывая концепцию ДоброЛавки, говорит, что это литературное кафе и арт-площадка в одном флаконе. Здесь всё сделано для комфортного знакомства с литературой за чашкой кофе с круассаном. Ко всему прочему, тут ещё могут попробовать достать по запросу посетителей абсолютно любую книгу конкретного года со всеми её особенностями, эта опция книги “под заказ” доступна каждому.
Всё для людей, удовлетворения их книжных интересов, комфорта и уюта, мы лавка добра. Алиса
Такой подход создателей ДоброЛавки позволяет убежать от суеты в тихую умиротворенность остановившегося времени. В место, куда не заглядывает тревога и в котором на тебя никогда не огрызнётся продавец. Собственно, этим и является лавка: книги не давят своим огромным количеством, а ты не обречен на бессмысленное брожение среди кучи однотипных книг под динамичную музыку.
Создательница ДоброЛавки Ольга поделилась с нами своим видением и историей дела.
Чем вы руководствуетесь, когда выбираете книги? Я заметил, что у вас мало художественной литературы, как так получилось?
Да, нон-фикшн — это основное направление наших книг. Мне очень нравятся «полезные» книги. Мы начинали с книг по бизнесу, саморазвитию и детскому направлению. Это то, чем я была увлечена во время открытия своего магазина. Обожаю современные книги по бизнесу, как русских авторов, так и зарубежных. Мы начинали в Краснодаре, и тогда мне казалось, что эти книги просто не доезжают до нашего города. Постепенно мы добавляли всё больше и больше разных направлений и жанров. Можно сказать, что подборка книг сегодня — это то, что мне понятно и интересно сейчас. Очень люблю глубоко изучить каждую тему или направление. Везде есть свои бестселлеры или must-read, которые проверены годами. Люблю делать книжные подборки на «узкие» темы, например, о взаимоотношениях в семье, книги о фотографии и её истории, книги о мозге и его развитии, книги для вдохновения.
Основной принцип моих книжных подборок — найти всё, что важнее всего прочитать в каждой теме. Часто покупатели помогают мне, когда советуют конкретную тему или автора. Всегда с радостью прислушиваюсь к таким рекомендациям.
Алиса говорит, что книжная подборка демонстрирует характер магазина, который, в свою очередь, является отражением характера босса: что-то душевное и уютное, с большим количеством бизнес-литературы. Наверное, в этом я, и об этом магазин.
Читали ли вы книгу «Дневник книготорговца» Шон Байтелла (вроде была у вас в продаже в Краснодаре)? Проводите ли какие-то параллели со своей лавкой? И соотносите ли себя с рассказчиком (с Шоном) из книги?
Читала несколько глав. Я стараюсь почти все знаковые книги прочитать хотя бы поперёк. Вот в этой книге и описаны будни настоящего книжника, когда у тебя совсем не остаётся времени на чтение. А проблемы всех книжников одинаковые, что в России, что в Шотландии. Мы все сталкиваемся с невоспитанными покупателями, постоянно боремся за рынок с сетевыми магазинами. У всех книжников очень много общего. Для всех мечтательных натур я постоянно повторяю, что книжный бизнес — это прежде всего бизнес. Причём достаточно сложный и специфический.
В чем концепция ДоброЛавки, как пришли к такому формату?
За 6 лет мы успели поработать в разных форматах. Сначала у нас был остров в торговом центре, затем книжный магазин с необычными сувенирами. И только после того, как пришлось закрыть эти форматы, мы пришли к концепции «кофе и книги». Смысл в том, чтобы у покупателей была возможность прочитать хотя бы одну главу книги перед покупкой. Решение о покупке книги лучше всего принять не на основе рекомендации, а на основе собственного впечатления. Поэтому мы и создали пространство, где ознакомиться с книгой можно максимально комфортно.
Почему решили перевезти ДоброЛавку в Москву?
Решение о переезде было сложным. На тот момент нас знали и любили в родном городе. Но сначала по личным обстоятельствам переехала в Москву моя семья. Мы пробовали сохранить бизнес на расстоянии, но после нескольких месяцев такой жизни мы начали копить большие долги. Нужно было принимать решение и действовать, но тогда у меня родился второй ребёнок, и личных ресурсов просто не хватало. ДоброЛавка — семейный бизнес, который невозможно разлучить с родителями. Вот и решили перевезти к себе, благо нашёлся спонсор и заинтересованное лицо.
Как я понимаю, часть команды, которая работала с вами в Краснодаре, тоже переехала в Москву, как это получилось?
Сама до сих пор радуюсь, что всё так вышло. У нас всегда собираются хорошие ребята в команде. Можно сказать, что всегда это «по любви». Я стараюсь подбирать сотрудников, которые неравнодушны к книгам, даже если это бариста. Вот так и получилось, что администратор Алиса и бариста Кристина проработали со мной не один год и приняли моё предложение поехать вместе. Очень им благодарна, что они со мной.
Алиса говорит, что этот переезд для неё не был запланированным.
Я просто доверилась, как и бариста, мы доверяем нашему боссу. Алиса
И если позволите, Алиса с большой преданностью произносит слово «босс» по отношению к вам, как возникло такое обращение?
Я всегда стараюсь быть хорошим руководителем. Если у меня получилось, я очень рада. Для меня важно уважать каждого сотрудника, прислушиваться ко всем просьбам. Не знаю, почему именно «босс», но мне это нравится. У нас доверительные отношения с Алисой и со всеми сотрудниками. И я знаю, что им нравится мой проект, и они со всей душой участвуют в его развитии. Я стараюсь сделать работу интересной и научить чему-то новому, а они каждый день учат чему-то новому меня. Наверное, причина такого отношения в нашем «равенстве»: мы растём и развиваемся вместе.
Текст: Гиорги Соселия
Фото предоставлены книжным магазином и кафе “ДоброЛавка”
Мы привыкли слышать об опасностях соцсетей. Они убивают время, заставляют прокрастинировать, занижают самооценку и просто делают нас глупее. Но что если соцсети, на самом деле, намного страшнее? Что если они могут уничтожить людей или научиться нами управлять?
Ранее мы писали о том, как социальные сети предопределяют наш выбор, а недавно на стриминговой платформе Netflix вышел документальный фильм The Social Dilemma, в котором бывшие сотрудники Facebook, Google и другие инсайдеры Кремниевой долины рассказали со своей точки зрения, как соцсети и цифровые платформы изменили человечество. Мы посмотрели его и собрали для вас основные тезисы этого фильма.
Соцсети создавались, чтобы объединить нас и облегчить нам жизнь. И у них это получилось. Теперь благодаря Facebook мы можем найти дальних родственников, поддерживать связь с друзьями, однокурсниками, коллегами и даже строить романтические отношения. Врачи пользуются соцсетями, чтобы находить доноров, полиция может эффективнее бороться с преступностью, а специальные службы – предотвращать теракты. Twitter и YouTube часто используются для организации политических протестов и становятся эффективными инструментами в борьбе с диктаторскими режимами (достаточно вспомнить Арабскую весну).
Но компании, которые создают соцсети и цифровые платформы, не ставят перед собой цель распространить демократию или объединить как можно больше людей. Смысл существования бизнеса всегда заключается в увеличении дохода. Такие гиганты, как Facebook и Google, постоянно заинтересованы в поиске новых способов увеличить вовлеченность пользователей, потому что это приносит им больше денег через рекламу. Продуктом, который продают компании, становятся их пользователи, а если быть точнее, то:
«Продуктом становится постепенное незначительное неуловимое изменение в вашем поведении и восприятии». Джарон Ланье, учёный в области визуализации данных и биометрических технологий, автор термина «виртуальная реальность.
Удержать пользователей можно только с помощью большого количества данных. Основываясь на них, компании могут построить модели нашего поведения и предсказать наш выбор.
«Многие технологические компании преследуют 3 цели. Вовлечение – вы должны продолжать бесконечный скроллинг. Рост – вы должны захотеть вернуться и пригласить друзей. Реклама – компания должна получить максимальный доход от вовлечения пользователя». Тристан Харрис, основатель компании Center for Humane Technology, бывший сотрудник Google, «совесть Кремниевой долины».
Корпорации зарабатывают на людях – они изучают наше поведение, а потом пробуют разные алгоритмы на основе этих данных. Каждый цифровой отпечаток перерабатывается машинным обучением. Технологии, основанные на базовых психологических установках, заставляют нас осуществлять запрограммированный выбор. Это похоже на игру в слот-машину – мы готовы постоянно просматривать ленту в соцсетях в надежде увидеть то, что нас заинтересует, как будто нажимая на ручку игрового автомата. Всё это изначально задумывалось дизайнерами приложений. В оповещениях о новой фотографии друга вы не видите саму картинку, вам надо открыть, поставить лайк, прокомментировать, ответить на комментарий, и вот… уже прошло 30 минут.
Взрослые люди все-таки способны контролировать себя и ограничивать потребление цифрового контента. Реальную опасность соцсети могут представлять для детей.
«Мы строим нашу жизнь вокруг придуманного идеала, потому что мы получаем вознаграждение в форме коротких символов (сердечки, лайки) и в результате ассоциируем это с ценностью, с истиной. Но на самом деле, это не что иное, как фейковая и хрупкая популярность, опустошающая нас изнутри». Чамат Палихапития, бывший вице‐президент Facebook по росту пользователей.
Рост уровня депрессии и тревоги у подростков в США начал активно расти с 2011-13 годов. Примерно с этого же периода возросло количество девушек, которые попадали в больницу с порезами лица и другими видимыми попытками изменить свою внешность в домашних условиях. Количество самоубийств среди девушек в возрасте от 15 до 19 лет увеличилось на 70%, а в возрасте от 10 до 14 лет – на 151%. Именно это поколение получило доступ к социальным сетям уже в средней школе. Дети сталкиваются с нереалистичными стандартами красоты, которым они не могут соответствовать, и не выдерживают давления. Они растут с ощущением, что от любой проблемы можно уйти в виртуальный мир.
Многие опасаются, что в будущем искусственный интеллект может уничтожить людей. Но ИИ уже управляет поведением людей. Алгоритмы улучшают сами себя. Информация, которую вы получаете из соцсетей, подбирается компьютером, машинами, люди уже не полностью контролируют этот процесс. Если вы введете в Google запрос «Изменение климата (climate change) – это…», то получите разные варианты поиска в зависимости от места, где вы живете. Вам может быть предложено научное объяснение глобального потепления или конспирологическая теория про заговор политиков и ученых. Система выдает результат, который основывается на ваших интересах и истории поиска. Реальность для каждого человека становится индивидуальной.
«Когда фокусник показывает свой трюк, он просит выбрать карту. Как правило, вы не замечаете, что карта уже выбрана за вас. Так же работает и Facebook». Роджер Макнейми, сооснователь Elevation Partners, инвестор ранних стадий, вложивший деньги в Facebook, Google и Amazon.
Соцсети создают вокруг нас пузырь спокойствия. Мы читаем только те новости и мнения, которые подтверждают нашу точку зрения. Политическая поляризация сильно увеличилась в США за последние 10 лет. Трамп, BLM, коронавирус – эти и другие проблемы заставляют американское и мировое сообщество делиться на группы, между которыми сложно найти что-то общее. И одна из причин такого состояния заключается в системе рекомендаций в социальных сетях и цифровых платформах.
Мы получаем новые видео только о тех темах, которые нам интересны. Если мы изучаем иностранный язык, мы видим материалы про образование и учёбу; если мы любим путешествовать, то нам чаще будут попадаться видео тревел-блогеров. Но если мы не уверены в том, что Земля круглая, а рептилоиды – плод чьего-то воображения, тогда для нас подберут контент, убеждающий в нашей правоте.
4 декабря 2016 года американец Эдгар Мэддисон Уэлч устроил стрельбу в пиццерии, он хотел убедиться, что работники пиццерии не причастны к педофилии. Это произошло из-за распространения в соцсетях теории заговора «Пиццагейт», согласно которой влиятельных сторонников Хиллари Клинтон считали членами тайной организацией педофилов.
Столкновения в Мьянме в 2017, связанные с мусульманами-рохинджа, также можно объяснить влиянием соцсетей. В Мьянме при покупке смартфона всем пользователям устанавливается Facebook с персональным аккаунтом. Это даёт возможность властям манипулировать общественным мнением, насыщая социальную сеть контентом, разжигающим ненависть к религиозным и социальным группам.
«Сами технологии не угрожают нашему существованию, но их способность вызывать худшее в людях – это и есть экзистенциальная опасность». Тристан Харрис
Удобство и комфорт соцсетей – это прекрасно, но корпорации должны нести ответственность за негативное влияние своего продукта.
Авторы фильма предлагают следующие решения:
Facebook выпустил опровержение основных тезисов фильма, в котором заверил, что компания стремится бороться с поляризацией в обществе, ценит приватность и личные данные пользователей и никогда не продавала индивидуальную информацию. По сути, компания всё же признала, что её основная бизнес модель строится на продаже данных своих пользователей.
Основная критика фильма концентрируется на отсутствии конкретных механизмов исправления ситуации. Авторы предлагают этический дизайн для цифровых платформ, но такой подход оставляет множество вопросов о механизмах его осуществления.
Фильм состоит из интервью бывших топ-менеджеров технологических компаний, которые осознали вред своих продуктов и выступают в качестве моральных ориентиров для будущих изменений. Многолетняя деятельность активистов, борющихся за цифровые права и приватность, остаётся в тени.
Несмотря на критику, эксперты признают важность фильма: он заставляет общество задуматься о количестве информации, которой мы делимся, и необходимости пересмотреть фундаментальные основы цифровой безопасности.
Автор: Марат Уметов
Фото обложки: Merakist
Если в мире животных наличие признаков обоих полов у одной особи не вызывает у нас удивления, то в социальном мире всё, что выходит за рамки привычного, принято скрывать или даже пытаться исправить. Отчасти в этом и кроется проблема непонимания и неосведомлённости общественности об интерсекс-людях, хотя они являются такой же частью общества, как и все, а особенности строения их организма не такие уж редкие. Чтобы разобраться в этой теме, мы пообщались с активистами из interseks.ru, которые подробно рассказали нам о том, какие интерсекс-вариации бывают, как они влияют на жизнь человека и даже поделились собственной историей.
Две из самых частых вариаций — это синдромы Клайнфентера и Шерешевского-Тёрнера. В первом случае у человека кариотип 47.XXY (то есть у человека есть дополнительная X хромосома, тогда как обычно у женщин кариотип 46.XX, а у мужчин 47.XY), а во втором 45.X0 (то есть отсутствует вторая половая хромосома). Они встречаются с вероятностью 1:1000 и 1:2000 случаев. И в том и в другом случае врачи людям часто говорят, что это очень редкое состояние, а ещё пугают проблемами с интеллектом.
Ещё одной из частых вариаций является синдром Майера — Рокитанского — Кустера — Хаузера (далее МРКХ), он встречается уже реже, примерно 1:4500. При МРКХ у людей в остальном развитых полностью по женскому типу, с кариотипом 46.XX, от рождения отсутствует матка и влагалище. МРКХ обычно обнаруживается в подростковом возрасте, когда у девочки не наступает менструация. К таким людям часто приводят на первичные осмотры кучу студентов “посмотреть на редкий случай”, нанося тем самым психологические травмы пациенту, а ещё нередко советуют провести операцию по формированию неовлагалища из фрагмента кишки, брюшины или половых губ. И это несмотря на то, что такие операции часто приводят к множеству осложнений, а сформировать влагалище можно и без операций (при помощи бужирования).
Ещё одним ярким примером является нечувствительность к андрогенам. Это более редкая вариация, зато таким людям сильно “достаётся”. Нечувствительность к андрогенам означает, что у человека кариотип 46.XY, но организм не восприимчив к тестостерону. Следовательно, такой человек рождается внешне девочкой, если у него полная форма нечувствительности. В результате, всё в том же пубертатном возрасте, девочку отводят к гинекологу на осмотр из-за отсутствия месячных и тут-то обнаруживается, что у девочки кариотип 46.XY, а внутренние половые органы представлены неопустившимися яичками, а не маткой и яичниками. Таким девочкам чаще всего рекомендуют провести удаление яичек, якобы во избежание возникновения рака, хотя, на текущий момент всё больше исследований показывают, что этот риск переоценен, зато удаление гонад (гонады — половые железы; женские называются яичниками, мужские — семенниками или яичками; — прим. ред.) ведёт к необходимости пожизненно принимать гормоны и увеличивает шансы развития рака груди.
Если же у человека неполная форма нечувствительности к андрогенам, то он рождается с гениталиями промежуточного типа. И тут врачи выбирают пол на свой вкус — буквально, в зависимости от того, что им проще сформировать, женские или мужские гениталии. Однако в этом случае никто не заботится о том, какой у человека сформировался гендер. Тут важно понимать, что гендер и пол — не одно и то же. Пол — это набор биологических и физиологических характеристик, а гендер — это самоощущение, поведение, роль и позиционирование человека в обществе. Такие действия врачей часто приводят к фатальным ошибкам: человек вырастает и обнаруживается, что он на самом деле мальчик, а не девочка, как из него попытались сделать врачи. При этом провести повторную операцию, скорее всего, даже чисто технически уже невозможно.
Также есть такие вариации как смешанная дисгенезия гонад (когда с одной стороны у человека яичко, а с другой стороны гонадный тяж) или овотестис (когда гонада содержит в себе как ткани яичка, так и яичника) или мозаицизм, когда у человека часть клеток имеют кариотип 46.XY, а часть 45.X0. В этих случаях фенотип может быть как ближе к мужскому, так и ближе к женскому, в результате человек сталкивается примерно с теми же проблемами, что были описаны выше.
Можно ещё отметить такое, хоть и редкое состояние, когда у человека кариотип 46.XX, а развит он полностью по мужскому типу и о своей вариации узнает уже во взрослом возрасте, когда не получается завести детей. Или, например, случается так, что в остальном развитый полностью по мужскому типу человек имеет матку (что происходит из-за нечувствительности организма к особому гормону, работающему на одном из этапов внутриутробного развития плода, который отвечает за регресс мюллеровых протоков).
Если говорить о процессе формирования интерсекс-ребёнка в утробе матери, то сложно ответить в двух словах. Все вариации очень разные и механизм их образования тоже. Некоторые носят случайный характер, например, такие, как синдромы Шерешевского-Тёрнера или Клайнфентера. Некоторые наследуются путём X-сцепленного рецессивного наследования, например, как при нечувствительности к андрогенам. Про другие же вообще неизвестно как и от чего они образуются (например, причины возникновения синдрома МРКХ до сих пор точно не установлены).
Операции интерсекс-детям без их согласия как проводили в СССР, так, к сожалению, и проводят по сей день. Тут, пожалуй, существенных различий нет. Разве что в те далекие времена не было интернета в принципе, а следовательно, люди, столкнувшиеся с такой ситуацией (как сами интерсекс-люди, так и их родители), были практически полностью лишены какой-либо информации и взаимопомощи от других людей с такими же особенностями. Сейчас хотя бы с этим проще: интерсекс-люди по всему миру объединяются в локальные группы взаимоподдержки, делятся информацией. В том числе и в России организованы несколько закрытых пространств для общения интерсекс-людей, а также отдельное сообщество для родителей таких детей (по вопросам добавления туда можно обращаться к interseks.ru).
Стоит ещё отметить, что во времена СССР были попытки внедрить методику оказания медпомощи при определенных вариациях, которая обходилась без органоуносящих операций (без удаления половых желез). Но, к сожалению, эти идеи откинули, сославшись на то, что в США как раз в те времена активно развивалась модель при которой пациентам не только удаляли половые железы, но и рекомендовали скрывать правду как от самих интерсекс-людей, так порой и от их родителей.
Операции часто проходят с осложнениями, которые остаются с интерсекс-людьми на всю жизнь
В итоге, на данный момент всё как раз идет к тому, что в США же и стараются максимально отказаться от таких операций. Кстати, в 1926 году в СССР был выпущен циркуляр НКВД, прописывающий процедуру смены документов для интерсекс-людей (то есть СССР стала одной из первых стран, если не самой первой, юридически узаконевших процедуру смены гендерного маркера в документах). Сложно в 2020 году в это поверить.
Интерсекс-вариации все очень разные и нельзя однозначно сказать, насколько сильно они влияют на жизнь человека. Иначе получится “средняя температура по палате”. Единственное, что можно сказать — калечащие операции точно негативно сказываются на интерсекс-людях. Как на их психологическом самочувствии, так и зачастую на функциональности организма (операции часто проходят с осложнениями, которые остаются с интерсекс-людьми на всю жизнь).
“Гермафродит” — это просто старое название, и кстати, ни разу не советское, а скорее международное. На текущий момент большинство интерсекс-людей склоняются к тому, что лучше бы этот термин не употреблять. Во-первых, он не точный (даже интерсекс-люди всё-таки не улитки в плане строения половой системы). Во-вторых, наука и технологии шагнули достаточно далеко вперед, а поэтому за теми вещами, которые раньше назывались обще “гермафродитизм”, сейчас можно распознать несколько независимых, совершенно разных интерсекс-вариаций. Ну и в-третьих, долгое время этот термин использовался в том числе как оскорбительное слово. Поэтому сейчас интерсекс-люди предпочитают, чтобы их называли интерсексами.
Не стоит задавать интерсекс-человеку слишком личные интимные вопросы в духе “а что у тебя в штанах?” или “а как ты писаешь?”. Не называйте интерсекс-вариации “патологиями” или “отклонениями”.
Если интерсекс-человеку не провели калечащую операцию, не повредили нервные окончания и ничего не отрезали “лишь бы только внешне было незаметно”, то, конечно, он может заниматься сексом с человеком традиционно мужского или традиционно женского пола.
Во-первых, в России всё ещё проводятся калечащие операции на интерсекс-детях, производимые без их полного информационного согласия, несмотря на то, что ООН признал такие операции пытками.
Во-вторых, даже для врачей интерсекс-пациенты часто становятся шоком, они не знают, что бывают такие вещи. И не всегда адекватно реагируют. Тут зависит от ситуации: могут попытаться отказаться лечить, могут созвать всех студентов и практикантов на осмотр, что неэтично, в крайних же случаях могут и травлю пациента устроить.
В-третьих, есть большие юридические проблемы со сменой гендерного маркера в паспорте интерсекс-людей. Например, может случиться так, что при рождении человек выглядит как типичная девочка, и ничего не подозревающие врачи указывают в документах женский пол, а потом, в период полового созревания, ребенок начинает развиваться по мужскому типу (у человека ломается голос, начинают расти волосы на лице, фигура становится мужской). Или же, видя промежуточный вариант развития гениталий при рождении, врачи и родители сами выбирают пол ребенку (часто ещё и проводя “нормализующие” операции). А потом человек вырастает и оказывается, что ощущает он себя противоположным полом и врачи с родителями не угадали тогда, в детстве. В обоих случаях человеку требуется замена паспорта с одного пола на другой (а также ФИО).
Проблема тут в том, что не существует отдельной процедуры по смены документов в таких случаях. Интерсекс-людям приходится получать справку о трансгендерности и менять документы через трансгендерность. Таким образом, вместе смешиваются две разные по своей природе группы людей.
Можно привести и примеры из недавних событий в законотворчестве и подобном: этим летом был разработан законопроект, обязывающий всех лиц, сменивших гендерный маркер в документах, получить обратно свидетельство о рождении в первоначальном его виде. В результате чего становится невозможным вступление в брак.
И из совсем недавнего — с портала Госуслуг целенаправленно убрали услугу по замене паспорта в связи со сменой гендерного маркера. Получается, что в нашей стране интерсекс-люди становятся какими-то недо-гражданами, без доступа к базовым услугам и гражданским правам.
Кроме Интерсекс.ру, есть ещё АРСИ (Русскоязычная ассоциация интерсекс-людей). Это первая организация, если не считать форум intersex.su, которая занялась вопросами интерсексов в России.
Интерсекс-людям очень поможет распространение информации, так что если вы видите материалы на интерсекс-тему — шерьте и репостьте их в соцсетях. А если вы журналист или блогер — пишите статьи, снимайте видео на интерсекс-тему, советуясь при этом с интерсекс-активистами. Они всегда будут рады помочь в этом деле!
Отчасти я всегда понимал, что со мной что-то не так, но меня успокаивали и говорили что “это пройдёт” и я стану “нормальным”
Вообще, как ни странно, я узнал о том, что я интерсекс, довольно поздно. Это случилось в 19 лет, когда я решил обратиться к специалистам по вопросам гендерной дисфории, так как приписанный мне при рождении пол был женским.
Я давно чувствовал, что отличаюсь от других ребят, особенно в период полового созревания, когда я не стал меняться в «женскую» сторону, в связи с чем начался довольно сильный буллинг в школе. Отчасти я всегда понимал, что со мной что-то не так, но меня успокаивали и говорили что “это пройдёт”, я стану “нормальным”. Ещё до того, как я узнал об интерсекс теме и трансгендерном переходе, я уже начал репрезентовать себя в мужской роли, мне было так спокойнее и комфортнее. После же, когда я узнал, что это не только мои внутренние ощущения, но ещё и особенности организма — стало легче.
Мои близкие знают, что я интресекс. Они восприняли это довольно спокойно, но мать предпочитает не распространяться об этом лишний раз, я могу её понять. К слову, родители были первыми, кто узнал. Информация по интерсекс теме не так распространена, а незнание — пугает. Плюс чаще всего врачи сами давят на родителей интерсекс-детей, мотивируя это «лучшим будущим» для них. На мой взгляд, это не совсем верно.
На удивление, проблем с партнёрами у меня не возникало. Был только один случай, когда моя бывшая девушка пыталась отговорить меня от перехода и “помочь” мне принять “своё женское я”. Это приводило к ссорам и непониманию, так как я никогда не ощущал себя женщиной, которая любит женщин.
Часто смена пола является не только личным желанием человека, но и физической необходимостью. Любые формы агрессии, направленные в адрес человека, столкнувшегося с гендерной дисфорией и другими похожими проблемами, — недопустимы и не должны поощряться в здоровом обществе. Также стоит отметить, что большинство людей при наличии разных интерсекс-вариаций чувствуют себя комфортно в физическом плане и не нуждаются в операциях, если они не были проведены им в раннем детстве. Мы хотим бороться с дезинформацией и табуированностью этой темы — важно с уважением относиться к любым особенностям других людей, ведь все мы в чём-то разные и это прекрасно.
Автор: Алла Андреева
Фото: interseks.ru
Центр документального кино выпустил в прокат долгожданный фильм «Woman» («Женщина»). Международный проект собрал рассказы 2000 женщин из 50 стран мира. Это уже вторая совместная режиссёрская работа известного французского фотографа Яна Артюс-Бертрана и журналистки украинского происхождения Анастасии Миковой. Дебютом была вышедшая в 2015 году картина «Human» («Человек»). В Международный день борьбы женщин за мир рассказываем, почему новый фильм не мог не появиться на свет.
Работа над проектом заняла около четырёх лет, а мировая премьера состоялась на Венецианском кинофестивале в 2019 году. Многие считают «Woman» продолжением нашумевшего в своё время фильма «Human», который представляет собой коллективный портрет всего современного человечества. Огромное кинополотно, сочетающее в себе удивительную аэросъемку Яна Артюс-Бертрана и интервью с совершенно разными людьми со всей планеты, стало отправной точкой для размышления на тему «Что делает нас людьми?».
Теперь слово дали женщинам. Фильм можно назвать своеобразной мозаикой женских эмоций и состояний, из которой возникает болезненный, но обнадеживающий коллективный портрет. Героини всех возрастов, национальностей, профессий и социальных слоев рассказывают о своей жизни. Несмотря на многочисленные трудности, они полны решимости изменить этот мир к лучшему.
И речь здесь вовсе не о феминизме. В новую эпоху, когда женские голоса не просто звучат, а звучат намного громче, чем раньше, цель создателей картины – попытаться решить существующие проблемы и примирить представителей обоих полов. Важно достучаться до каждого человека, чтобы, выйдя из кинозала, он подумал:
Так не должно быть. Надо что-то менять.
Пожалуй, глупо и неправильно видеть здесь феминистские идеи – задумка режиссеров намного глубже.
«Идея фильма возникла у нас во время работы над предыдущим проектом «Human». Он также был основан на рассказах от первого лица. Когда мы брали интервью у мужчин, женщин и детей со всего мира, мы почувствовали, что женщины как-то по-особенному смотрят на жизнь. Не лучше и не хуже мужчин, просто иначе. Тогда мы поняли, что они хотят поговорить, хотят быть услышанными. Уже более пятнадцати лет я занимаюсь подобными проектами, и еще десять лет назад было абсолютно невозможно найти женщину, готовую поделиться своей личной историей на камеру. А на съёмках «Human» они сами подходили к нам, чтобы обо всем рассказать.
И когда мы с моим сорежиссёром Яном Артюсом-Бертраном стали обсуждать идею следующего фильма, стало очевидно, что настало время дать голос женщинам. Ситуация в мире изменилась, теперь женщины со всего мира готовы взять слово. Это было четыре года назад, почти за два года до «дела Вайнштейна» и появления движения #Metoo», – рассказывает Анастасия Микова.
Фильм потрясает зрителя предельной откровенностью и настоящими, не наигранными эмоциями. Он становится отражением тех несправедливостей, от которых сегодня страдает большинство женщин. Многие из них не выбирают свою жизнь, этот выбор делают за них другие: семья, государство, общество. Культура и религия калечат их и в физическом, и в психологическом смысле. Женщин насильно выдают замуж, они не имеют права голоса или даже простого права выходить на улицу без сопровождения мужчины. «Что случилось с человечеством, которое решило причинить столько страданий женщинам?» – вопрошает один из сотен голосов. Почему в XXI веке в мире продолжают царить несправедливость, насилие и дискриминация?
Вы услышите рассказы женщин, которые впервые в жизни смогли поделиться с кем-то своей личной историей, – королевы красоты и главы государств, крестьянки из бедных сел и водители автобусов, жертвы ИГИЛ (запрещённой на территории РФ террористической организации) и сексуального рабства. Всех их объединяет одно – им есть, что сказать. С одной стороны, масштабный документальный фильм рисует каждую историю уникальной, а с другой – показывает, как много объединяет женщин по всему миру.
Двухчасовая кинокартина состоит из монологов героинь, которые сидят перед камерой (немного стесняясь, но стараясь выглядеть уверенно) и рассуждают обо всех аспектах жизни женщины: материнстве, образовании, финансовой независимости, карьере, браке, любви, религии, красоте, моде. Они не обходят стороной и самые интимные, часто табуированные темы – сексуальность, менструацию, отношение к своему телу.
«Особое место в фильме занимает тема домашнего насилия – эта проблема остро стоит во многих странах мира. В России, где нет закона о домашнем насилии, она особенно важна. Я думаю, фильм поможет многим понять, как опасно сегодня быть женщиной», – комментирует представительница Центра по работе с проблемой домашнего насилия «Насилию.нет» Диана Барсегян.
Некоторые истории шокируют. Женщины появляются в кадре с обожжёнными кислотой лицами и говорят, что в их стране такие издевательства происходят буквально каждый час. Считается нормальным ударить жену по лицу с такой силой, что она потеряет зрение, бросить в неё что-то острое или тяжелое во время ссоры или придушить её детей. Две женщины со слезами на глазах вспоминают процедуру женского обрезания и задаются вопросом, почему с ними случился этот ужас. «Потому что ты родилась девочкой», – так им отвечали в детстве.
Особенно жуткое впечатление производят рассказы женщин, попавших в сексуальное рабство или в плен к ИГИЛ. Героиня не хочет вспоминать те страшные минуты, когда при ней насиловали девятилетнюю девочку, но она ничего не могла сделать: «Нас обменивали на пять долларов, пачку сигарет или отдавали бесплатно… Я никогда раньше не слышала о том, что девушку можно продать, купить, подарить. Однажды к нам пришли надзиратели. Один из надзирателей ИГИЛ. Он выбрал девятилетнюю девочку. Увёл её наверх. И начал насиловать. А она кричала. Но что мы могли сделать? Тридцать женщин слышали крики ребенка и даже слова не могли сказать».
Нас обменивали на пять долларов, пачку сигарет или отдавали бесплатно…
Многие внутренние сюжеты построены на контрасте, как в случае с историями про аборты: китаянка рассказывает, как её заставили сделать аборт на восьмом (!) месяце беременности, а ирландка вспоминает, как ездила делать аборт в Британию, потому что в её стране они были запрещены. Жизнь женщины в разных уголках мира складывается по-разному. Но фильм подчеркивает необычайную силу характера и стойкость, присущие всем современным женщинам.
Смотришь на экран и невольно восхищаешься естественной и такой разной женской красотой: лица героинь неповторимы и уникальны, от них веет теплом и позитивом, а за улыбкой скрываются боль и пережитые страдания. Авторы кинокартины акцентируют внимание зрителя на том, как сложно женщинам зачастую рассказать о пережитом опыте:
Самым смелым поступком в моей жизни стал момент, когда я публично сказала: «Я была жертвой сексуального насилия и торговли людьми. <…> Я хотела разорвать порочный круг молчания. Сегодня я знаю, именно из-за этого молчания все стало возможным. <…> Мы говорим – но вы нас не слушаете. Вы затыкаете нам рты.
Один из блоков в фильме посвящен карьере и профессиональному успеху. Женщина-министр из Африки рассказывает о том, как приходила на все ночные собрания, что для неё как для жены и матери было очень неудобно, и даже была пресс-секретарём, выступая по радио и телевидению. Она стремилась доказать всем, что женщина может работать наравне с мужчиной. Многие героини сталкивались с несправедливостью в карьере – мужчинам легче достаются высокие должности, хотя зачастую они менее способны.
«Работая над фильмом, я осознала, насколько мне повезло, – признается Анастасия Микова. – Меня воспитывали родители, которые всегда говорили, что нет ничего невозможного и что я всего могу достичь. Я замужем за человеком, который уважает меня и сам занимается домашним хозяйством, не заставляя меня ничего делать. Я работаю с мужчиной, который известен во всем мире, но который всегда прислушивается к моему мнению. Я была уверена, что таких женщин, как я, много. Но теперь поняла, что моя история – всё еще исключение и большая редкость».
Еще одна из важных тем фильма – тема красоты и принятия себя. С возрастом некоторые женщины перестают чувствовать себя красивыми и вместе с тем любимыми. Одна из героинь плачет, вспоминая своего покойного мужа, и говорит, что в его глазах она всегда была прекрасной, и это придавало ей уверенность в себе. А теперь она ощущает себя неполноценной, ущербной и никому не нужной. Другая женщина иначе относится к своему возрасту: «Я в пятнадцать лет была красотка, и в тридцать была красотка, и теперь в шестьдесят тоже красивая. Всё хорошо. Я не ощущаю себя старой. Жизнь меня потрепала, конечно, но я не старая».
Во время работы над проектом «Woman» режиссеры сотрудничали с великим фэшн-фотографом Питером Линдбергом для исследования отношения женщин к своему телу. Они хотели рассказать, что значит жить в женском теле, не только словами, но и визуально. И Яну Артюс-Бертрану пришла идея снять женщин – таких прекрасных и непохожих друг на друга – обнажёнными. Важно было не сексуализировать женское тело, а показать его с достоинством. Тогда было решено пригласить именно Питера Линдберга, который знаменит своими портретами на нейтральном фоне и без ретуши. Он сразу согласился. А позже признался, что это была одна из самых эмоциональных съёмок в его жизни.
Часть фильма, где женщины стоят в халатах, а потом снимают их и бросают на пол, смотря прямо в камеру, получилось такой сильной именно благодаря таланту Линдберга. В съёмке участвовали женщины, пережившие рак груди, женщины в возрасте… Но перед камерой Линдберга они переставали стесняться своего тела. К сожалению, легендарный фотограф умер за месяц до премьеры, и эта работа в том числе стала оммажем его творчеству. Кинокартину также украсил завораживающий перформанс танцевального коллектива Bandaloop.
Благодаря финансированию со стороны спонсоров команде удалось создать ассоциацию WOMAN(S) – Women on Media And News School, которой будет перечислена вся прибыль от проката. Её цель – обучить медийным профессиям женщин и девочек во всем мире. «Я мечтаю об обществе, в котором нет гендерного неравенства. И очень хочу, чтобы наш фильм внёс свой вклад в создание этого общества», – в этом Анастасия Микова видит предназначение и миссию своего масштабного документального проекта.
«Woman» создан не только для женщин, он содержит все то, о чем женщины хотят рассказать мужчинам, чтобы они их поняли. Что чувствует современная женщина? Чего она ждет от жизни, от общества и мужчин? Как относится к своему телу? К соблазнению? Как материнство меняет её жизнь? Прежде всего, фильм призван вселить надежду в души всех женщин мира. Это не просто очередной документальный проект, а дань уважения всем, кто борется со стереотипами и продолжает верить в себя. Попытка понять прекрасную половину человечества и что-то изменить. Но захотят ли смотреть мужчины такое кино? Будем надеяться, что они его увидят. Ясно одно – женщины больше не хотят молчать.
Фото обложки: Центр документального кино
Автор: Татьяна Конюхова
Компания BROOKE EVENT ENGINEERING подготовила проект про event, главными героями которого стали те, кто обычно остается в тени: креаторы и сценаристы, менеджеры и ассистенты, режиссеры и техники, сотрудники бэк-офиса и артисты, декораторы и кейтеринг-компании, руководители проектов и представители клиентов агентства.
«Жизнь – это событие» – сторителлинг в десяти кадрах о том, как через мероприятия создаются эмоции, показывающий, что event подобен театру, где за кулисами происходит не менее захватывающий перформанс, чем на сцене, а каждый шаг – от первого звонка с клиентом до прощания с последним гостем – своего рода искусство.
Ключевых идей у проекта несколько: показать, что пандемия может подкосить бизнес, но никогда не убьёт креатив, что люди и команда важнее чего бы то ни было и именно они создают ивент как искусство, а главное — что важно вдохновлять, даже когда это кажется безумно трудным.
Эта съёмка — результат коллаборации с ключевыми партнерами агентства: Loft Hall, «Согласие Hall», «Особняк на Волхонке», Diamond Catering, IG PRODUCTION, Deshue, фотографом Алисой Принцевой, а также фотографами бэкстейджа Александром Клестовым и Марией Салиховой, видеографом Андреем Лагуновым, стилистом Екатериной Белой, визажистом Натальей Древетняк и декоратором Екатериной Шу, а также представителями клиентов: компаний «Мегафон», «Сбербанк» и «ДОДО Пицца».
Согласитесь, такое единение особенно важно в сложные для всех периоды.
Благодарим за текст Валерию Москаленко, руководителя проектов BROOKE COMMUNICATIONS
«Русский человек не воспринимает понятие “глобальное потепление”. Мы сразу думаем: раз станет теплее, что в этом плохого? Если бы мы говорили, скажем, о “глобальном похолодании”, люди тревожились бы гораздо сильнее!», сокрушается Александр Фёдоров, бывший фото-журналист, а ныне – автор документального кино. Его новая серия фильмов «Как спасти мир» рассказывает не только об изменениях климата, но о технологиях, которые могут их предотвратить.
Я не хочу нагнетать, не хочу говорить, что мы все умрём. Наоборот, хочу рассказать, что можем сделать и уже делаем, чтобы этого не произошло
Сегодня на его You-Tube канале «Bad Planet» выходит первая серия – о таянии вечной мерзлоты, вызывающем выбросы углекислого газа в атмосферу. Поговорили с Александром о трудностях экологической осознанности в России и том, как каждый может по-своему спасти мир.
Городской житель, который никогда никуда не выезжает, может, конечно, сказать, что его не касаются проблемы в Сибири. Ему нет дела до того, что происходит за городскими стенами, но таких, к счастью, немного. Нет волшебного слова, которое всё бы изменило и пробудило в людях сознательность, но если подойти к этому последовательно, чего-то уже можно добиться. Есть, например, я, есть путешествующие блогеры; порой достаточно одной фотографии в интернете, чтобы человек увидел, сказал: “Красиво!” и захотел туда поехать сам. Это работает как обыкновенная реклама. Мне вообще нравится идея единения человека с природой, и нравится исследовать способы, которыми человек может не только отбирать, но и давать что-то природе, жить с ней бок о бок.
Своими фильмами я хочу сказать: “Да, природа – это красиво. Цените!” Если худшие прогнозы окажутся верны, погибнет не природа – погибнет человечество. Из этих мест, о которых я рассказываю, в город поступает промышленность – если не будет хватать еды и воды, город от этого не спасёт.
И, наверное, всё бы ничего, если бы об экологических проблемах говорили громко и осознанно. С одной стороны, всем известно о пожарах в Австралии в начале года, вызванных необычайно сухой температурой; меньше людей знают об аномальных наводнениях в восточной Африке. Но изменило ли это что-то для России?
Россия – нефтяная империя, а о влиянии нефтяной промышленности на экологию сказано уже немало. В экологических кампаниях верхушка власти видит прямой вызов для себя. Часто можно услышать, что Greenpeace – проплаченная прозападная организация, и что её основная цель – разрушение политического строя России через молодёжь. Многим кажется, что истинные интересы организации навязываются спонсорами и с экологией никак не связаны. Поэтому первое, что мы должны сделать, это избавиться от теорий заговора и развить критическое мышление. Поэтому я снимаю фильмы, к которым нельзя придраться, и всё основываю на фактах, исследованиях и реальных историях.
Второе – нужно перестать слушать тех, кто заявляет, что перепады температур были и раньше, и что происходящее сейчас поэтому не так уж страшно. Да, перепады бывали, но из-за них вымирали виды.
Поэтому одна из ключевых целей фильма для меня – показать, что изменения климата угрожают, прежде всего, не планете, а человечеству. Природа сможет восстановиться, но если человек не остановит происходящее сейчас, в будущем его руки могут оказаться связаны.
Людям на Западе об этом рассказывают много и хорошо, а субтитры русский человек воспринимает с трудом. Но я загрузил фильм на YouTube, где его сможет увидеть больше людей, чем в кинотеатре, рассказал об этом и, верю, это что-то изменит.
Когда слышишь о реальных последствиях изменений климата, становится страшно за человечество. «Вспомнить, например, 1816 год, который зовут “годом без лета”. Взрыв вулкана в Индонезии вызвал резкое похолодание, и оно тянулось несколько лет. Конечно, это пример внезапного и непредсказуемого скачка, но он доказывает, что изменения реальны. Мы используем термин “потепление”, потому что он наиболее распространён, но “изменение климата” гораздо точнее. Людям кажется, что потепление – это хорошо, но что будет на самом деле, никто не знает. Изменения климата могут привести к тому, что в России станет ещё холоднее!».
Для Александра основная задача – не только показать красоту и ценность природы, но и подчеркнуть, что есть способы бороться с изменением климата. Так, одни из героев фильма, климатологи Сергей и Никита Зимовы, развернули масштабный проект по восстановлению в Арктике экосистемы тундры до появления на ней человека, в плейстоцене.
«Притом, что в Арктике очень плодородная почва, её экосистема и, в частности, вечно зелёные растения, не поглощающие никакой энергии, не позволяют развиваться здесь новым видам животных или растений. Если заменить мхи и лишайники однолетней травой, её корневая система будет поглощать углекислый газ, выбрасываемый таянием мерзлоты, и возможные последствия будут менее ощутимы. По сути, Сергей и Никита решили вернуть природе долг, на этот раз внеся какие-то положительные изменения. Их мечта – превратить Арктику в обширное пастбище животных, в том числе ныне вымерших. Многие животные способны приспосабливаться даже к условиям Крайнего Севера – как, например, завезённые якутами лошади. Зная, что прежде на территории жил определённый вид, мы можем предположить, что он приживётся здесь снова».
К примеру, никто не помешает климатологам завести в Арктику слонов, которые рано или поздно эволюционируют в мамонтов, верно? Идея и масштабность проекта поразительны. Даже удивительно, что в России такое есть!
Куда исследования поведут его дальше, Александр пока не знает – выбор зависит от других людей, открытия границ, наличия финансов… но, так или иначе, останавливаться он не планирует. «Я хочу рассказывать истории людей, учёных, которые разрабатывают самые разные технологии. Например, о супружеской паре, самостоятельно высадившей тропический лес – и о том, почему это важно. О том, что Мальдивы могут затонуть, о таянии ледников… о солнечной энергии и о том, как её возможно сохранять. Даже о том, почему человеку гораздо проще игнорировать проблему – если углубиться в психологию, об этом можно снять целую серию фильмов».
Конечно, далеко не каждый сможет снарядить экспедицию и отправиться на север спасать планету, но это не значит, что простой городской житель ничего не может сделать. «Знаю, что многие надеются на простую инструкцию вроде “Разделяй мусор, и всё будет хорошо”, но понимаю, что этого недостаточно. Способов помочь очень много, объединяет их одно – интерес. Если даже поискать в интернете, уверен, есть целый список, в котором перечислено всё, что может сделать каждый. Участвовать в пикетах, подписывать петиции Greenpeace, поддерживать инициативы финансово, если есть возможность. Интересоваться, рассказывать, топить, участвовать, завлекать своих друзей. Я уверен, если подавляющее большинство Земного шара, не считая верхушки власти, начнёт хотя бы интересоваться этими проблемами, у политиков не останется выхода, кроме как пойти у них на поводу. Всё возможно, если об этом кричать».
Автор: Анастасия Гастин
Фото: Александр Фёдоров
Основательницы кампании “Каждая третья” Ира Климова и Лиза Капинос очень разные — Ира фандрейзит для фонда, занимающегося развитием гуманной наркополитики, Лиза — учится на политологии. Их объединяет дружба и желание помочь тем, кто страдает от домашнего насилия. Сегодня девушки рассказывают, каким образом абсолютно каждый из нас может оказать помощь жертвам абьюза и почему именно сейчас это так важно.
Ира
«Каждая третья» – это генератор объявлений с отрывными листками для поддержки пострадавших от домашнего насилия. Мы хотим предоставить людям, уже знакомым с этой проблемой, живой прикладной инструмент для того, чтобы просвещать окружающих и давать пострадавшим шанс на спасение.
Наш сайт – это платформа, на которой за несколько шагов можно сгенерировать объявление для своего города. Само объявление состоит из двух частей:
• основная часть содержит экстренные контакты для пострадавших от насилия и фрагмент статистики ООН — это повышает осведомлённость окружающих о проблеме домашнего насилия;
• отрывной листок имеет несколько номеров телефона (контакт ближайшего кризисного центра и всероссийский телефон доверия Центра «Анна») и никакого лишнего “компрометирующего” пояснительного текста – листок удобно быстро сорвать и взять с собой, это анонимно и безопасно.
Пострадавшая от домашнего насилия, получив конкретные контакты для поддержки и помощи, в момент своей психологической готовности сможет ими воспользоваться и начать путь выхода из отношений “жертва-агрессор”
База контактов кризисных центров основывается на карте помощи Центра «Насилию.нет», и благодаря этому наш проект имеет всероссийский масштаб. Историю основательницы центра можете прочитать здесь.
Лиза
По статистике ООН, каждая третья женщина в мире хотя бы раз в жизни сталкивается с физическим или сексуализированным насилием. Это страшная цифра, которая совершенно не отражена в официальной российской криминальной статистике. Считается, что в России до суда в рамках уголовного процесса доходят только три процента кейсов домашнего насилия. Таким образом, преступления против жизни, здоровья и личной неприкосновенности женщин — это самое частое и одно из наименее задокументированных нарушений прав человека.
Название проекта — “Каждая третья” — призвано напоминать всем нам, что домашнее насилие происходит повсюду. Это не удел малообеспеченных и малообразованных слоев населения. Достаточно подумать о своем круге общения и представить, с чем в течение жизни столкнется каждая третья подруга или знакомая. Или, скорее всего, уже столкнулась, но никому об этом не расскажет — так происходит с большинством пострадавших женщин. По данным ВЦИОМ, 40% россиян знают о случаях побоев в своих семьях или семьях знакомых (2019 год).
С 2017 года домашнее насилие в России декриминализировано. Это значит, что за него предусмотрено административное наказание – прямо как за переход дороги не по «зебре». Декриминализация означает, что государство отказывается признавать проблему домашнего насилия. Сегодня в России такой помощью преимущественно занимается ряд некоммерческих организаций, активисты и активистки.
Наблюдения показывают, что карантин и самоизоляция привели к увеличению количества семейных конфликтов (+ в Италии, Германии и Франции вводились дополнительные меры поддержки, там фиксировали очень большой рост кейсов). Часто жертвы оказывались заперты в одной квартире с агрессором. МВД России выступило с заявлением, прямо противоположным международному опыту. По данным ведомства, в России за период самоизоляции случаев домашнего насилия стало на 10-20% меньше. Пока в России продолжают оценивать масштабы проблемы по количеству заявлений в полиции (даже когда жертва не может позвонить в полицию, потому что постоянно находится в одной квартире с агрессором), наш проект крайне важен. Именно потому идея проекта родилась в разгар самоизоляции.
Вместе мы помогаем пострадавшим просить о помощи там, где им действительно помогут: телефон доверия и ближайший кризисный центр
Мы были вовлечены в правозащитную и фем повестку до начала проекта. Ключевым катализатором старта “Каждой третьей” стал эпизод во время самоизоляции — когда в одно утро Ира проснулась от просьб вызвать полицию, раздающихся откуда-то из улицы, выглянула из окна комнаты и стала свидетельницей насилия в сторону пожилой соседки на соседнем балконе. Эпизод завершился приездом полиции, но ощущение беспомощности осталось.
“Переживая это воспоминание, я четко осознавала, что ничего не делать и ждать следующего аналогичного случая я не могу. У меня стали появляться идеи, что я лично могла бы сделать для того, чтобы заниматься просвещением о домашнем насилии, о том, что так не должно быть, чтобы пострадавшие знали, куда они могут обратиться помимо полиции — телефон доверия, местный кризисный центр. Эти механизмы поддержки уже существуют — важно, чтобы о них знали, ими пользовались. Я убеждена, что подобные мысли маячат не только в моем сознании, поэтому решила поделиться своими переживаниями и идеями с Лизой”.
Ира
“В один из похожих друг на друга дней самоизоляции мы с Ирой созвонились, чтобы поддержать друг друга и посетовать на жизнь. Постепенно стали обсуждать общественные проблемы. Я постоянно слежу за ситуацией вокруг прав женщин в международном контексте — так я поделилась наблюдениями с Ирой, а Ира ужасной историей — со мной. Так мы пришли к идее с объявлениями — просто во время телефонного разговора.”
Лиза
После одного разговора по whatsapp мы сформулировали основную концепцию проекта. И в течение следующей пары недель создали чат и пригласили новых членов команды.
Лиза
Все кризисные центры на нашем сайте — это часть нетворка центра “Насилию.нет”. Они различаются по организационным формам, количеству ресурсов и той поддержке, которую могут оказать. Иногда это муниципальные бюджетные учреждения, где можно обсудить свою проблему и получить консультацию. Иногда — приюты с возможностью размещения, чтобы разъехаться с абьюзером. А иногда центры помощи матерям с детьми, где можно получить социальную помощь. Но все эти учреждения объединяет одно — там на обратившуюся женщину не повесят ярлык “сама виновата” и не станут убеждать, что муж “лучше кривенький, да свой”. В наших реалиях такой разговор “на одной волне” уже играет огромную роль и позволяет пострадавшей понять, что она не одна.
Лиза и Ира
Стоит всегда помнить, что проблема домашнего насилия — огромное и комплексное явление. Чтобы её решать, необходимы специалисты разных сфер: из креативной среды, правовой, управленческой и т.п.
У нас в руках прямо сейчас уже есть много возможностей:
Автор: Настя Сенина
Иллюстрации: Лиля Ахметова
21 августа 2020 года южнокорейская музыкальная группа BTS выпустила клип “Dynamite”. За первые сутки видео набрало 101 млн просмотров на YouTube, что является рекордом площадки. Примечательно, что лучший результат до BTS принадлежал k-pop группе Blackpink (86,3 млн просмотра за 24 часа у клипа “How You Like That”).
Корейская популярная музыка (k-pop) захватывает мировые чарты и уже влияет на экономику Южной Кореи. Рассказываем, как k-pop стал таким влиятельным и при чём здесь корейское правительство.
Во время Холодной войны во второй половине XX века Южная Корея находилась под протекторатом США. Руководство страны пыталось проводить демократические изменения, но экономическая нестабильность и социальные противоречия приводили к частым военным переворотам. Только в 1992 году был избран первый гражданский президент. Корея начала открываться миру и активно развивать культуру.
Диктаторский режим не позволял развиваться поп индустрии вплоть до 90-х годов: цензура и насаждение традиционных ценностей повлияли на темпы роста популярности поп культуры Южной Кореи. Единственной траекторией развития музыки было телевидение, где транслировались только 2 канала. Это приводило к монополии на музыку. Причина того, что современные k-pop группы делают ставку на танцы, внешний вид, моду и хореографию отчасти заключается как раз в длительном продвижении музыкальной индустрии только через телевидение.
Драйвером процесса стало Министерство культуры Кореи, которое стимулировало инвестиции в медиа сектор
Современный k-pop появился в 90-х годах. Одной из первых популярных корейских групп стала Seo Taiji and Boys – бойзбенд, объединивший корейскую музыку с западными направлениями рока, рэпа, техно и R&B.
Быстрое распространение корейской культуры (телесериалов, музыки, кухни, одежды) получило название «корейской волны» (Халлю). Драйвером процесса стало Министерство культуры Кореи, которое стимулировало инвестиции в медиа сектор. Экспорт корейской культуры стал частью национальной стратегии страны.
Успехи корейской индустрии развлечений в 90-х годах стимулировали развитие крупных развлекательных и звукозаписывающих компаний, самыми успешными из которых являются S.M. Entertainment, YG Entertainment, JYP Entertainment («большая тройка»). Эти компании создали уникальную систему подготовки музыкальных артистов. S.M. Entertainment начала не просто продюсировать своих артистов, но также полностью контролировать их карьерный путь. Все процессы – от создания текстов песен и музыки до организации продаж, концертов и рекламы, – контролировались единым продюсерским центром. Создание успешного артиста («айдола») превратилось в производственный процесс, который обязан принести компании максимум прибыли.
Компании начинают рекрутировать артистов уже в детском возрасте (в среднем с 11 лет). Они проводят прослушивания, где выбирают самых талантливых. После отбора начинаются тренировки. Дети становятся стажерами (trainee) и подписывают контракты с продюсерскими центрами.
Такой ранний отбор будущих артистов объясняется желанием компаний вырастить идеальных звёзд. Стажеры обязаны тренироваться на протяжении 5-10 лет. Обычно тренировки начинаются сразу после школы в 15:00 и заканчиваются ближе к 23:00. Будущих «айдолов» обучают петь вживую, при этом выполняя сложные хореографические приёмы. Многочасовые тренировки танцевальных элементов и упражнения на выносливость формируют не только необходимый сценический образ, но и тело артиста.
Продюсеры могут исключить артистов в любой момент, если они не соответствуют заданным стандартам
Стажёры постоянно конкурируют друг с другом. Они регулярно выступают перед руководителями компании, чтобы подтвердить свой прогресс. Продюсеры могут исключить артистов в любой момент, если они не соответствуют заданным стандартам. Это может произойти даже после нескольких лет тренировок. В этом случае стажёр может вернуться к обычной жизни, либо постараться заслужить приглашение от другой компании.
Не все начинающие «айдолы» соответствуют стандартам красоты, которые задают компании. Поэтому продюсеры активно поощряют пластические операции. Южная Корея традиционно считается мировой столицей подобных хирургических вмешательств, но при этом общество продолжает активно порицать k-pop артистов, которые прибегают к таким мерам. Это заставляет «айдолов» скрывать факты об изменениях своей внешности.
Отношение к пластической хирургии – не единственное проявление двойных стандартов, с которым сталкиваются «айдолы». Ускоренная модернизация Кореи привела к интересному сочетанию традиционных ценностей страны и глобальной поп культуры. Конфуцианская терпимость и уважение смешиваются со вседозволенностью и раскрепощенностью западного мира. Корейская публика предъявляет парадоксальные требования к артистам: они должны сохранять облик невинности, оставаясь сексуально-притягательными. Это ещё одна причина, по которой физической облик «айдола» так важен: тексты песен не имеют сексуального подтекста, но сексуальность должна быть выражена с помощью тела k-pop артистов.
Ещё одной проблемой для k-pop индустрии являются «рабские контракты» (slave contracts). Молодые артисты часто подписывают контракты на 12-13 лет, по которым продюсерские центры могут контролировать их поведение, диету и даже любовные отношения. «Айдолы» обязаны выплатить компаниям долг за обучение, тренировки и костюмы. В результате большая часть дохода от выступлений не попадает к артистам. Исключением является только «большая тройка», где стажерам платят уже после первых выступлений.
Конфуцианская терпимость и уважение смешиваются со вседозволенностью и раскрепощенностью западного мира
Когда «айдолы» достигают успеха, лейблы стараются максимально монетизировать успех артистов. В 2018 году только BTS принесли Кореи 0,3% ВВП, что сопоставимо с вкладом компании “Korean Air” (0,7% ВВП). В 2019 году группа стала самым высокооплачиваемым бойзбендом в мире с годовым доходом $57 млн. Основные доходы музыканты получили от продаж билетов на концерты в Европе и Америке и от проката документального фильма о своём мировом турне. Группа также зарабатывает на сувенирной продукции. Монетизируется практически всё: комиксы, фотографии, книги, коллекционные карточки. Рекламные контракты приносят артистам более $842 тыс.
Но основным источником доходов для BTS по-прежнему остаются их фанаты. Поклонники группы называют себя ARMY («Очаровательный представитель МС для молодежи»). Для вступления в ряды этой организации надо сдать экзамен, который проводится только на корейском. Каждый год участники платят вступительный взнос – около $30. Взамен они получают ранний доступ к билетам на концерты, карточки от певцов с поздравлениями на день рождения и другие виды платного и бесплатного контента о группе.
Во многом с помощью ARMY “Dynamite” установил новый рекорд на YouTube. Фанаты, пользуясь инструкцией от Big Hit Entertainment (лейбл BTS), специально стримили видео без перерыва, чтобы достичь нужных показателей. В ноябре 2017 года BTS появились на популярном американском шоу “Ellen”. Изначально продюсеры программы планировали 5-минутное интервью. Но им пришлось увеличить эфирное время до 11-12 минут после того, как фанаты BTS устроили гигантские очереди возле студии и об этом заговорили в новостях.
Монетизируется практически всё: комиксы, фотографии, книги, коллекционные карточки
Влияние ARMY распространяется и на общественные движения. В июне этого года фанаты собрали $1 млн в поддержку движения “BlackLivesMatter” всего за 25 часов. Именно фанаты BTS вместе с пользователями TikTok стали причиной саботажа предвыборного митинга Дональда Трампа (читайте про противостояние США и TikTok по ссылке).
K-pop артисты становятся проводниками Южной Кореи в мировой политике. В 2018 году группа выступала с речью на церемонии запуска программы ЮНИСЕФ Generation Unlimited. В 2020 в видеообращении к странам-членам ООН музыканты предложили поддержку молодым людям во всём мире, которые столкнулись с кризисом в области здравоохранения. K-pop группы EXO и CL выступали на церемонии закрытия Зимних Олимпийской игр в Пхёнчхане в 2018 году. Возросшее влияние корейской культуры отмечал даже Барак Обама в рамках Азиатской конференции лидерства в 2017 году. В 2019 году EXO встречались с Дональдом Трампом во время его визита в Сеул. Другая известная группа Red Velvet выступала перед лидером КНДР Ким Чен Ыном.
K-pop индустрия давно вышла за пределы развлекательной сферы. Корейские музыканты превратились в инфлюенсеров с мировым влиянием. И это только начало. Фабрика талантов продолжает создавать «айдолов», которые призваны удовлетворить самые изысканные запросы публики. Корейская культурная экспансия только набирает обороты.
Автор: Марат Уметов
Фото обложки: Joel Muniz
RADI MIRA I LUBVI в октябре запускают собственный музыкальный лейбл. Дистанцию от первой вечеринки к самостоятельному продюсированию релизов они преодолели менее, чем за 2 года.
Лейбл начнет свою работу уже в октябре. По этому случаю RADI MIRA I LUBVI приглашают всех друзей на праздник — вечеринка в честь запуска состоится 16 октября в стенах Community Moscow. На событии выступят музыканты, участвовавшие в создании первой компиляции. И, конечно, — какой день Рождения без сюрпризов? В лайн-апе есть таинственная строка secret guest — в полночь она превратится в совершенно особенный опыт для гостей.
Держась традиций, команда выйдет за пределы музыки — друзья лейбла помогут создать на вечеринке фантазийную вселенную RML. Над светом главной сцены поколдуют LUCH, двор станет точкой перформанса стрит-художников Dufon и Bla85, а в одной из комнат оживет аудиовизуальная инсталляция от команды Artnovi.
В дополнительной локации будет организована благотворительная барахолка — но не стандартная. Каждый желающий сможет принести с собой некогда любимую вещь, чувства к которой уже подостыли, и прикрепить ее на стены комнаты в обмен на набор фирменных стикеров RML. Собранный пэчворк будет пущен на переработку — мы очень надеемся, что из этого добра получится отличный артовый ковер. Кроме того, на барахолке будет несколько рейлов с вещами на продажу. Все средства пойдут в Дети.pro — благотворительный проект поддержки особого детства.
Ссылка на мероприятие в Facebook
Где: Community Moscow, Космодамианская набережная, 2
Когда: 16 октября, 22.30–6.00