Власти США утверждают, что TikTok — небезопасное приложение, сливающее персональные данные американцев (из которых 60% — подростки 16-24) китайскому правительству. Основатель Facebook Марк Цукерберг упрекает TikTok за цензуру, но по факту переживает за показатели приобретённого в 2012 году Инстаграма, запуская сервис Reels. 

Почему на самом деле США борются с TikTok? Похоже на попытку рейдерского захвата в масштабах страны. В нём пытаются принять участие Microsoft и Oracle, ведь на кону более 100 миллионов американских пользователей. 

Что происходит?

6 августа президент США Дональд Трамп подписал указ, запрещающий любые сделки с китайской компанией ByteDance – владельцем TikTok. По официальным данным, такое решение было принято для защиты национальной безопасности США. Сам запрет вступит в силу через 45 дней (15 сентября). 

14 августа Трамп подписал новый указ. ByteDance получила 90 дней на отказ от бизнеса в США. Она должна уничтожить все личные данные американских пользователей и продать TikTok американской компании.

Китай в ответ отреагировал своим запретом. 28 августа технологии искусственного интеллекта (распознавание речи и видео контента, которые используются в приложении)  были включены в список ограниченного экспорта. Данные меры напрямую относятся к возможной сделке ByteDance. Теперь чтобы продать TikTok, компания вынуждена договариваться с китайским правительством.

Причины и предыстория

США опасаются, что китайское руководство через TikTok сможет использовать личные данные пользователей для шантажа и слежки за сотрудниками американских правительственных структур. Предполагаемый шпионаж в пользу КНР уже стал причиной для санкций против телекоммуникационной компании Huawei. 

TikTok не в первый раз сталкивается с подобными проблемами. Индия полностью запретила сервис еще в июне, аргументировав решение вопросами национальной безопасности. В это же время произошли пограничные столкновения индийских и китайских вооруженных сил, что могло послужить настоящей причиной запрета приложения. В июле 2018 года TikTok был временно запрещен в Индонезии из-за распространения неприличного контента. Эти страны находятся в топе лидеров по скачиванию TikTok:  

Тем не менее Трамп не хочет просто “выгнать” TikTok, он хочет, чтобы американская компания купила его. Майкрософт уже предпринимает попытки осуществить такую сделку, но пока безуспешно. Oracle тоже готов вступить в борьбу за популярный сервис. При этом президент ожидает, что в результате будущего поглощения правительство США получит компенсацию за предотвращение угрозы национальной безопасности.   

Для тех, кто в танке: что такое TikTok

TikTok – это популярное приложение, которое позволяет снимать, редактировать и делиться короткими видео (танцы, скетчи, забавные монологи).  

Весь TikTok: реклама, блогеры, аудитория и продвижение

TikTok прост. Фейсбук просит создать сеть самому, а TikTok делает это за вас. Сеть ваших интересов пришла на смену социальной сети. Если вам нравится петь рок и танцевать нижний брейк, TikTok найдет вам видео на эти темы из любой точки планеты. Алгоритм находит видео, которые должны вас развлекать, для него не имеет значения ваша национальность, раса или возраст. Это позволяет ByteDance захватывать всё новые рынки. 

Почти 2 млрд скачиваний за все время существования приложения делают TikTok самым уникальным и востребованным продуктом в мире.  

Конкуренция… всё?

Можно сделать три вывода на основе недавних событий:

  • Угроза национальной безопасности остаётся главным оружием в руках политиков, которые хотят ограничить рост китайских компаний. При этом обоснованность аргументов для начала атаки на бизнес менее значима, чем степень потенциальной опасности.
  • TikTok может стать серьёзным вызовом для политических и экономических интересов США.
  • Тенденция рассматривать все продукты китайского рынка как не подлежащие доверию становится всё более популярной.

Эти выводы отражают общую динамику торговых отношений между Китаем и США. Страны не стараются находить способы разрешения проблем, но предпочитают обмениваться запрещающими мерами, которые негативно сказываются на конкурентной атмосфере мирового рынка. Политики отказываются совместно работать над созданием единых справедливых стандартов ведения бизнеса, предпочитая преследовать сиюминутные политические интересы. 

Сохранение китайского TikTok на американском рынке на равных условиях могло стимулировать развитие новых технологий местными компаниями и вынудило бы Facebook обезопасить личные данные своих пользователей. Только сами американские компании не проявляют интереса к усилению конкуренции. Складывается ощущение, что американские аналоги китайского приложения, такие как Likee, Byte, Dubsmash и Zynn, лишь ждут смерти TikTok, так как не справляются с завоеванием своего места под американским солнцем.

TikTok стал одним из первых китайских приложений, распространившихся по всему миру. Но он точно не будут последним. Новые конкуренты для Google и Facebook неизбежно появятся и от того, как эта ситуация разрешится сейчас, зависит не только будущее новых компаний, но и будущее всего мирового рынка.     

Автор: Марат Уметов
Источник фото: Pixabay