В поисках решения проблем многие активно изучают нонфикшн: выписывают советы, пробуют практики, а художественную литературу в качестве инструмента для саморазвития рассматривают достаточно редко.
Но и в художественных произведениях, особенно в лирических отступлениях и философствованиях авторов, можно найти много ценного. Читатели иногда в погоне за событийным рядом упускают это ценное. Советуем присмотреться и задуматься, подчеркнуть карандашом или выделить курсором, добавить в заметки и закладки инсайты, то, за что цепляется разум, вызывая непреодолимое желание спорить, ссориться, выражать мнение, не оставаться равнодушным.
Один из самых заметных пандемийных релизов — роман Арсена Ревазова “Одиночество-12» — равнодушным не оставит точно. Первое издание романа вышло в 2005 году в Ad Marginem (издательство, которое открыло, в том числе Владимира Сорокина). Спустя 15 лет случился камбэк: роман Ревазова вернулся в переиздании Corpus.
Фактически книга переписана заново — от оригинального текста осталось лишь 20%. Сначала автор планировал только актуализировать роман: добавить упоминания YouTube, Google Maps, удалить архаизмы вроде CD-плеера для вывода книги на американский рынок. Но в итоге это вылилось в новую итерацию русскоязычного текста. Особые изменения претерпел финал, теперь он не открытый, а весьма конкретный.
Несмотря на переиздание, книга популярна вновь и обращает на себя внимание СМИ и инфлюенсеров: о ней беседуют литературный критик Галина Юзефович и телеведущий Иван Ургант, ее пытаются осмыслить журналисты Александр Кушнир и Егор Михайлов, и это только малая часть обсуждений.
Центральные персонажи «Одиночества-12» — московские интеллектуалы, расследующие таинственную гибель друга. Казалось бы, классический детектив, но за детективным пластом скрывается настоящий роман-фьюжн. Главный герой — московский пиарщик Иосиф — отправляется в поисках истины по неочевидному маршруту, в котором есть Древний Египет и средневековая Европа, российская тюрьма и буддистский монастырь, Ватикан и Иерусалим.
«Одиночество-12» — обычный детектив только на первый взгляд. При более внимательном чтении, за которое мы все активно голосуем, читателю открывается огромное поле для выводов, которые можно попробовать применить и в повседневной реальной жизни.
Нам кажется, что жизненные невзгоды — это, непременно, наказания, причем незаслуженные. Сталкиваясь с ними, мы прежде всего себя жалеем, осознавая это или нет.
Пиарщику Иосифу некий мистический господин дает задание размещать в прессе, на ТВ и на радио слова «калипсол», «Дейр-эль-Бахри», «Одиночество» и число 222461215. Делать это нужно в высшей степени конфиденциально, так, чтобы журналисты не догадались. Иосиф уверен (да и мы тоже): «Сумасшедший заказчик, псих какой-то», но тем не менее, ввязывается в авантюру. Ведь ему кажется, что задание дано неспроста, оно связано с загадочной смертью друга по прозвищу Химик.
Прочитав «Одиночество-12», по-другому смотришь и на 2020-й. Худший год в истории? Нет. Просто год слома старого для возведения новых построек. Год реновации жизни
Иосиф взялся за выполнение задания, не зная многих вводных: в каком контексте надо размещать публикации, какова их конечная цель, что будет, если не размещать. Он рискнул, проявил решительность и готовность к любой опасности, всё ради правды. Другу уже не поможешь, но основным мотивом Иосифа стала попытка восстановить справедливость.
Риск Иосифа стал важным шагом на пути к духовной трансформации и росту, хоть и непростому и нелинейному, полному сопротивления, непонимания, скитаний. Получается, испытания дают ресурс, помогают совершенствоваться и преодолевать себя. Важно откликнуться на таинственный зов трудностей, чтобы пройти свой путь, не струсить.
Прочитав «Одиночество-12», по-другому смотришь и на 2020-й. Худший год в истории? Нет. Просто год слома старого для возведения новых построек. Год реновации жизни.
Главного героя предупреждают: «Держи все в секрете». Конечно, ситуация странная, хочется совета, а лучше и ответа на вопрос, что это было. Иосиф делится с друзьями своей тайной, а потом копается в себе: виноват, разболтал, вот и расхлебываю. Он нарушает конфиденциальность обещания, данного мистическому заказчику, и дело становится ещё более запутанным.
Но обстоятельства в итоге всё равно складываются так, что все основные решения Иосифу приходится принимать самому. Таинственное путешествие в поисках ответов на вопросы — инициация Иосифа. Он должен был побывать и в Древнем Египте, и в Ватикане, и в Иерусалиме, чтобы просто обрести самого себя и научиться искать ответы на вопросы без подспорья в виде мистических артефактов и волшебных помощников.
Такой трип во времени и пространстве научил героя целиком и полностью брать на себя ответственность за свои решения. Да, всегда можно попросить о помощи и рассказать о своей проблеме, но дело до конца за тебя все равно никто не доведет, а только запутает и пустит по ложному следу.
Детективная составляющая «Одиночества-12» — гид по тому, как устроена человеческая логика. У Арсена Ревазова она похожа на многоходовую шахматную партию с ловушками и обманками. Важно следить, как размышляет Иосиф, за какую нить он тянет первой, а к чему обращается напоследок. Пробы, ошибки, возврат к старому, резкий скачок к новому, проверка гипотез, теорий и предположений виртуозно прописаны и разработаны писателем. Для читателя, как силки, повсюду расставлены клиффхэнгеры, чтобы он не расслаблялся, не забывал задуматься.
Книга полна ребусов, отсылок и загадок. К примеру, в одном из фрагментов романа приводится латинский текст молитвы «Богородица, дева, радуйся»: «Ave Maria, gratia plena; Dominus tecum: benedicta tu in mulieribus, et benedictus fructus ventris tui, Iesus». Все имена действующих лиц этого фрагмента взяты из текста молитвы, не упоминается в ней только один персонаж — Фома Тенебрис. Помимо всего прочего, его фамилия переводится с латыни как «темнота». Так автор подбрасывает нам идею насчет убийцы, но делает это крайне элегантно.
Не слишком внимательный читатель пробежит взглядом незнакомый и непривычный набор слов, не вникая, ведь он не знаком с латынью. Точно так же в школе почти все мы пролистывали франкоязычные фрагменты «Войны и мира», достаточно важные для восприятия эпохи и характера героев.
Роман Арсена Ревазова, при всей своей увлекательности и жизненности еще и представляет собой сборник шарад, пищу для ума и интеллектуальный квиз. Те, кто читает роман медленно и внимательно, становятся участниками негласного интеллектуального клуба.
Это произведение — лучшее доказательство того, что разгадывая загадки и замечая подробности в художественной литературе, мы тренируем мозг почти так же, как при решении задач на логику в учебниках.
«Я любил классический рок и с огромным трудом въезжал в академическую классику. Она мне казалась неоправданно сложной. Нет, я пытался. И у меня даже что-то начинало получаться», — признавался Иосиф. Видите, даже идущий в ногу со временем Иосиф не лишен многих предрассудков и ограничений, как и любой из нас.
Часто мы отсекаем многое из жизни из-за предубеждений и домыслов. Именно они, а не реальная сложность предмета, не позволяют нам постичь что-то, хотя бы начать постигать. Над головой нависает пресловутый потолок, который порой так сложно пробить.
Пробуйте и пытайтесь, ведь неудачи только помогают добиваться успеха
Не стоит сразу отметать для себя возможности. За принципиальной позицией, когда человек бьет себя в грудь, и с уверенностью утверждает, что он что-то не принимает, часто скрывается попытка спрятаться от жизни. Такое резкое отрицание в итоге приносит ощущение нереализованности, отсутствие перспектив и может стать одной из причин выгорания и депрессии. Пробуйте и пытайтесь, ведь неудачи только помогают добиваться успеха.
Если попытаться измерить успешность Иосифа, окажется, что он достаточно крут. Живет в столице, не бедствует, работает в сфере интеллектуального труда, без труда находит себе романтические приключения, есть компания хороших друзей. Вроде бы цельная и стабильная личность, без особых травм. Но все же смена привычных жизненных обстоятельств со спокойных сытых будней пиарщика на таинственное странствие и его выбивает из уютной психологической колеи.
Как сохранить силы перед лицом масштабного испытания, преодолеть страх неизвестности? Узнать имя убийцы и выяснить его мотивы в разы сложнее, чем что-либо пропиарить, это осознал Иосиф, встав на неизведанную для себя тропу. Иосифа одолевают сомнения и страхи, но он сопротивляется, ищет в себе силы и решительность. Преодолевая страх неизвестности, Иосиф открывает в себе новую грань — мужественного человека.
Автор: Ольга Шмелева
10 февраля в 19:00 пройдёт вебинар «Забота о себе» от студии онлайн-тренингов «Плюс 1», ведущая вебинара — психолог Нина Новикова.
Наше тело и мозг знают нас гораздо лучше, чем наше сознание. И часто подают нам сигналы — я устала, мне этого не хочется, это действительно пойдет на пользу и так далее.
Но очень часто мы игнорируем эти сигналы и не поддерживаем себя. Учиться заботиться о себе, своем комфорте, здоровье, эмоциональном балансе — очень важно. И очень сложно.
Но мы начнем.
На вебинаре вы узнаете:
— как «услышать» сигналы своего тела и мозга
— как научиться заботиться о себе
— как сделать эту задачу приоритетной и не «задвигать» ее ради дел, работы и других людей
Купить билеты можете по ссылке.
Мероприятности — это развитие soft skills в легком, но абсолютно прикладном формате.
Секс – неотъемлемая часть нашей жизни. Кто-то стесняется этой естественной формы нашего бытия, кто-то стыдится, и в итоге, это все сводится к непониманию самого себя, неумению чувствовать свои истинные желания и быть искренним перед самим собой. Искусство – одна из практик, которая помогает это преодолеть. Как оно помогает заглянуть внутрь себя и стать более честным с самим собой, рассказала современная художница Anastasia BriArt.
Anastasia BriArt — современная российская художница, ее работы можно увидеть в галереях, на выставках и эксклюзивных art show. Входит в топ-100 самых перспективных и значимых молодых художников России по версии POPUP MUSEUM. Полотна Анастасии легко узнать среди тысячи других — это смелые абстрактные картины, лишенные персонификации. Их сюжеты имеют яркий сексуальный подтекст, цель которого — вызывать соответствующие чувства и эмоции у зрителя.
Секс — неотъемлемая часть нашей жизни. Многие не признают этого, чувствуют неловкость, стыдятся и прячутся. Поэтому, не имея возможности говорить о сексуальности открыто, люди придумали способы представлять ее иносказательно.
Яркие и откровенные образы в искусстве — это утрированная идея о наших настоящих и зачастую подавленных желаниях, скрытых инстинктах. Часто мы боимся изучать себя, анализировать, о чем на самом деле мечтаем. Но творчество не знает лжи. И с помощью картин мне хочется показать глубину и масштаб нашего истинного «я», передать мысль о том, что оно обязательно должно найти реализацию. Без этого человек не будет счастлив.
Мне нравится, когда работы художника обескураживают своей искренностью. Именно такой эффект и должна производить живопись. Хочется, чтобы смотря на полотно, человек становился более свободным и раскрепощенным. Здорово, если появляются эмоции, чувства, возможно смешанные и противоречивые. Это заставляет взглянуть по-новому на мир вокруг. И если картина так воздействует на зрителя — значит, она написана честно.
«Хочется, чтобы смотря на полотно, человек становился более свободным и раскрепощенным. Здорово, если появляются эмоции, чувства, возможно смешанные и противоречивые. Это заставляет взглянуть по-новому на мир вокруг».
Просто умение красиво рисовать — это далеко не все. Важнее для современного художника найти свой способ рассказать историю, выразить позицию. Заставить думать и искать ответы. Сегодня покупка картины — это приобретение некой идеи. И я транслирую в своих произведениях мысли о свободе, смелости, сексуальности и красоте, призываю каждого человека любить себя и наслаждаться своим телом.
Поэтому мой творческий метод основан на сексуальном подтексте в картинах — таким образом я провожу тонкую нить между душой человека и его внутренними демонами. А у зрителя появляется огромное пространство для фантазий и воображения, он вдохновляется на поиск чего-то нового и неизведанного в себе.
«Я транслирую в своих произведениях мысли о свободе, смелости, сексуальности и красоте, призываю каждого человека любить себя и наслаждаться своим телом»
Рисование — своеобразная медитация. Я включаю подходящую музыку, настраиваюсь, слушаю себя. В процессе создания картины стараюсь почувствовать полотно кончиками пальцев, отключить голову. Рисую не умом, а сердцем. Так я превращаю свое внутреннее состояние в мазки кистью, в результате чего получается некая сюжетная абстракция.
В работах я стремлюсь сочетать много ярких оттенков. Цвета и чувства неразрывно связаны в нашем бессознательном, и по этой причине те образы, которые появляются в картинах, непременно вызывают определенные инсайты и ощущения у людей.
Каждое мое полотно — это уникальный проект. Я стремлюсь сделать его особенным, непохожим ни на один другой: экспериментирую с красками, техниками, мазками и текстурами, вкладываю весь свой творческий опыт. И главное — получаю истинное удовольствие от работы.
Самореализация в XXI веке становится практически базовой потребностью, перебираясь если не в основание пирамиды Маслоу, то по крайней мере становясь фундаментом для гармоничной и счастливой жизни поколений Y и Z. Мы живём во времена возможностей, когда зарабатывание денег сквозь боль и добровольное закабаление себя уже перестаёт быть нормой. Но в то же время иногда возникает ощущение, что мы погрязли в этих возможностях: вокруг много информации, всё меняется чуть ли не каждый день, и в итоге возникает чувство неопределенности. Давайте разберёмся, как приблизить себя к пониманию того, какая из многочисленных возможностей «та самая». В этом нам поможет Наталья Никулина, психолог и когнитивный коуч.
Анализ своих чувств и действий необходим, чтобы двигаться вперёд. Но иногда человек может «залипнуть» на непрерывном самоанализе, который оборачивается унынием или даже депрессией. Главное отличие самоедства от рефлексии в том, что это лишь средство для усиления тревоги, чувства вины и в итоге ненависти к себе. Рефлексия – это конструктивный анализ себя и своего опыта.
Наталья: Очень важно разделить все мысли на факты и мнения. Ваше мнение о себе заключает некую оценку. А факт максимально конструктивно отображает реальное положение дел.
Пример 1.
Мнение: за сегодня я обработал недостаточно заявок на работе.
Факт: я обработал все срочные заявки, потратив 7 часов, поэтому я не успел сделать больше.
Пример 2.
Мнение: на улице холодно.
Факт: на улице -7.
Пример 3.
Мнение: я плохо работаю.
Факт: я совершил три ошибки в отчете и получил выговор.
Факт отличается от мнения безоценочностью. Это цифры, точность, конкретика, соотношение запланированного к реально выполненному.
Самоедство связано с какой-то негативной оценкой. Рефлексия содержит анализ. А качественный анализ должен основываться на конструктивных данных, а не на эмоциях.
С детства, наблюдая за поведением родителей, мы неосознанно копировали их модели – именно так складывались наши жизненные ориентиры. Например, отец, работающий целыми сутками, и мать, которая посвящает свою жизнь детям и хозяйству. Таким образом, первые жизненные установки, которые появляются в детстве, связаны с пониманием родителей, что правильно, а что нет.
Ребенок может видеть в примерах родителей, что их поведение или образ жизни правильные, и так должно быть, а может считать, что он хочет жить противоположным способом.
Поэтому в любом случае родительская семья оказывает сильное влияние на мышление ребенка.
Люди обусловлены воспитанием и культурой, в которой они росли и формировались. Наша индивидуальность настолько обросла слоем навязанных извне стандартов и стереотипов, что понять, кто ты есть на самом деле, становится сложнее.
Несмотря на то, что мы живём в довольно современном мире, установки о том, что человек «должен к n годам», мешают здраво и критически анализировать свои желания.
Здесь две крайности.
Первая: интернет и социальные сети – главные драйверы низкой самооценки и отчуждённости от своего «Я». Например, некоторых тревожит, что их ровесники добились якобы большего, но при этом они не задумываются, как эти люди пришли к их успеху. Конечно, можно слепо смотреть инстаграмы знаменитостей, где мы видим результат того, над чем люди трудились много лет. Но всё же нужно понимать, что чаще всего «успешными» не становятся просто так.
Другая крайность: желание утешить себя после неудачи с помощью сравнения себя с тем человеком, у которого дела «похуже»: «Ну, по сравнению с … у меня не всё так плохо», – такие мысли подталкивают к снисходительности к самому себе и могут подорвать мотивацию исправить ситуацию и двигаться вперёд.
К сожалению, перемены в качестве жизни вряд ли произойдут сами собой благодаря неожиданному озарению. Это вдохновение можно ждать очень долго, но даже когда оно приходит, эффект такого вдохновения краткосрочен, и в долгосрочной перспективе оно несущественно для продвижения вперёд.
Комментарий Натальи:
Существуют разные причины, по которым людям трудно определиться со своими желаниями. Их примерно можно разделить на временные и постоянные.
К временным причинам относятся:
1. Депрессия. Это диагноз, поставленный специалистом, имеющим соответствующее образование (психологические или медицинское). Депрессия – это расстройство личности или состояние, при котором человек теряет свойственную ему работоспособность, имеет плохое физическое или моральное самочувствие. При депрессии люди мало чего хотят. И справившись с данным заболеванием, люди постепенно снова начинают чувствовать вкус к жизни, желать и мечтать.
2. Околодепрессивные состояния. Ситуация, когда диагноза «депрессия» нет, но симптомы, которые испытывает человек, сильно схожи с признаками депрессии.
3. Апатия. Это состояние, которое можно охарактеризовать как безразличие к жизни, деятельности и привычным интересам.
4. Кризисы, связанные с изменением личности. Человек – система сложная и динамическая, поэтому ему свойственно меняться. Такие перемены происходят не только незапланированно, но порой и достаточно болезненно.
Например, актуализация новых ценностей. Допустим, человек жил и работал в серой компании, получал не всегда официальную зарплату и имел разные откаты. А потом в какой-то момент вдохновился идеей честного заработка. И вот уже как раньше он жить не может, а как жить по-новому — не знает.
Ещё один пример – разрушение прежнего смысла жизни.
Например, женщина хотела быть музой для своего мужа. Прожили 7 лет вместе. Денег не нажили, родили трёх детей. Однажды она решает выгнать мужа, потому что признала себя плохой женой. Прежний смысл ее поведения обернулся несбыточной надеждой и отказом от отношений с мужчиной вообще. То есть, когда прежний смысл жизни (работы, отношений) становится пройденным этапом, а нового смысла нет, может наступить очень трудный период, в котором непонятны и свои желания, и что происходит в принципе.
5. Хроническая усталость. Это такое состояние, при котором не помогают отпуск или другие действия, направленные на восстановление сил и тонуса человека. Это затянувшееся состояние на месяцы, а то и годы, которое обычно связано с тем, что психика не успевает или не умеет преодолевать трудные события, либо есть какое-то неправильное отношение к себе или жизни, при котором человек сам выматывается.
К постоянным причинам больше относятся не состояния, а образ жизни людей, которые с детства не приучены понимать себя и слышать свои желания.
1. Контролирующие родители
Это могут быть дети очень властных и контролирующих родителей, которые с детства говорили ребенку, что ему делать, как он себя должен чувствовать, чего он может хотеть, как себя вести, в какой вуз поступать и так далее. Такие люди бывают даже очень успешны. Им приходится рано взрослеть, они часто хорошо понимают, как надо жить. Но собственные желания могут быть отодвинуты на задний план.
2. Неблагополучное детство
Это дети из неблагополучных семей, которые настолько привыкли к плохим жизненным условиям, что даже зная, чего они хотят, не способны начать жить в своё удовольствие. Из-за неблагополучного детства не очень качественная жизнь становится привычной и в меру комфортной. Это не значит, что они получают удовольствие от своих страданий. Это значит, что страдать легче, чем начать ту жизнь, которая их больше привлекает.
Эмоциональный интеллект можно прокачать как навык и научиться лучше распознавать, выражать и управлять эмоциями
Наталья:
В любом из вышеперечисленных пунктов можно обратиться за помощью к психологу для того, чтобы быстрее и эффективнее разобраться с тем, что происходит и найти лучшее решение для выхода из текущих трудностей.
А ещё развивать эмоциональный интеллект, который отвечает за:
Развивать его можно разными способами: работа с психологом, тренинги, чтение книги об эмоциональном интеллекте, упражнения на определение эмоций.
Так как эмоциональный интеллект можно прокачать как навык, очень полезным будет следующее упражнение:
1. Выбираете ситуацию, которая произошла с вами или которая вас волнует.
2. Вы определяете свои чувства к этой ситуации
3. Вы ищите причину своих чувств. Поскольку за каждым чувством стоит некая мысль.
Пример.
1. Меня повысили в должности.
2. Чувства – радость, страх и огорчение.
3. Радость связана с тем, что это именно та должность, о которой я мечтала. Страх связан с тем, что скорее всего в ближайшие месяцы я буду меньше проводить время с дочерью.»
Оттачивая этот навык понимать себя и свои чувства, мы приближаемся к той жизни, которая нам нравится и больше подходит. Понимая, что происходит внутри, человек начинает по-другому выстраивать коммуникации и действия.
Осмысленность
Необязательно заниматься слепым экспериментированием, нужно лишь проявить внимание к себе. Понаблюдайте за собой в течение дня, недели, месяца, года. В каких ситуациях и при каких видах деятельности вы чувствовали себя более всего на своём месте?
Опыт людей
Составьте список людей, к которым вы испытываете уважение и восхищение. Что есть между ними общего? Какие качества объединяют их? Как они добивались успеха? Подробный ответ на эти вопросы приблизит к пониманию своего интуитивного, скрытого идеала.
Подойтите к проблеме и с обратного конца. Какие черты личности, какой образ жизни вызывают отторжение, неприязнь, осуждение? Их противоположность укажет на направление, в котором для вас лучше двигаться.
SWOT-анализ
Вообще, SWOT применяется в маркетинге и бизнесе для составления стратегических планов и задач компании. Он состоит из четырёх компонентов:
Составьте свой портрет, исходя их своих сильных и слабых сторон. Обратите внимание на свои soft skills – навыки, не связанные напрямую с конкретной профессией, но помогающие хорошо выполнять свою работу и строить карьеру. Например, коммуникабельность, самоорганизация или креативность. После, перечислите свои слабые стороны – то, над чем стоит работать, или наоборот то, что подскажет вам, в какую сферу лучше не идти.
Исходя из внутренних факторов, определите возможности, которые у вас есть: образование, бесплатные курсы, стажировки и так далее. Наконец, перечислите угрозы. Например, высокая конкурентность, невостребованность профессии или деятельности.
Наталья:
Действительно, мы живем в такое время, что много профессий появляется, а некоторые становятся неактуальными. Что можно сделать в контексте этого вопроса?
1. Поменять предмет поиска. Найти свое призвание бывает трудно, и не все могут за жизнь найти именно то, что называется призванием. Можно рассмотреть такие варианты:
Когда мы на «своем месте», рано или поздно мы поймём, что у нас лучше всего получается, какое дело самое любимое из многих, и даже, возможно, обнаружим призвание. Но лучше начать с идеи, которая более реальна.
2. Составить список и отфильтровать его «от противного». Можно составить список профессий, которые уже существуют. Затем постепенно вычеркивать те профессии, в которых вы точно себя не представляете. Постепенно у вас могут остаться те, которые вас более всего привлекают. Это поможет сузить большой выбор до более подходящих вариантов.
3. Обязательно пробуйте и экспериментируйте. Есть множество бесплатных уроков, стажировок и коротких курсов. Порой достаточно немного времени для того, чтобы испытать новую для себя профессию.
Девушка долго думала о своей профессии, хотя у нее уже было образование и опыт работы в маркетинге. Маркетинг ей в принципе нравился, и она его неплохо освоила. Но ее не отпускала «мечта» поработать флористом. Она устроилась на недельную стажировку флористом, и по её окончанию у неё была возможность начать работать в том же цветочном магазине. Несмотря на то, что ее окружали свежие цветы, вокруг царила спокойная обстановка, она поняла, что собирать букеты на постоянной основе для нее скучно. В итоге у неё отпало желание заниматься этим дальше, даже в качестве хобби. Зато она с радостью вернулась в свою сферу, избавившись от сомнений.
4. Спросите себя, а какую пользу вы бы хотели приносить обществу? Вы хотите сделать мир, но каким способом? Вносить красоту в мир, спасать людей от чего-то, строить и создавать, приносить прибыль компаниям или заказчикам?
5. Обратитесь к карьерному консультанту. Это люди, которые помогают при выборе профессии, построении карьеры, выгорании на прежней работе и так далее. Такой специалист будет отличным помощником в этих вопросах.
Представьте, что ваше желание сбылось. Вы получили профессию, о которой мечтали. Кому стало хорошо в результате? Кто выиграл от реализации желания? Может быть, в этот момент нам больше всего хочется рассказать кому-то о совершении желания, и этого достаточно. А дальше работать уже не хочется. Тогда идем дальше, почему нам так хочется, чтобы этот человек узнал о новой нашей профессии? Это сделает нас лучше в его глазах? Здесь становится видно, что дело не в профессии, а в отношениях с конкретным человеком.
Например, если вы представляете, как стали программистом, и родители наконец-то довольны вами, а от работы вы не получаете удовольствие, то не нужно становится программистом. Нужно разобраться в отношениях с родителями.
Наталья:
Окружающие высказывают своё мнение в той форме, в которой умеют. Чужое мнение может быть крайне полезным и уместным. А может сбивать с толку и вредить. Поэтому очень важно научиться его фильтровать.
Есть люди, которые слишком часто прислушиваются к окружающим, и им становится сложно опираться на своё мнение. А есть те, кто не умеет слушать других, и в итоге они могут упустить полезную обратную связь.
Золотая середина в том, что каждый человек может научиться фильтровать мнение, обратную связь от окружающих. Тогда при поступлении полезной и уместной информации её можно учитывать и применять, а при поступлении ненужной информации опускать её.
Как достичь золотой середины?
1. Нужно иметь свое мнение в любом случае. Опираться на себя и своё понимание ситуации. Но для того, чтобы опираться на своё мнение, важно пройти какой-то путь, в котором чтобы стать «экспертом» в данной области.
2. Важно понимать уровень компетенций человека, который даёт свою рекомендацию. Если этот человек эксперт, и вы ему доверяете, это хороший повод прислушаться. Если перед вами сапожник без сапог, это скорее всего не лучший советчик, однако и в его словах может быть полезное зерно.
3. Информация должна быть уместной. Если вы собираетесь построить карьеру, а родители внушают вам, что пора жениться, это наставление скорее всего не будет актуальным в данный момент. Если вам советует старший коллега, (которому можно доверять), как сделать работу лучше, это действительно может пригодиться.
4. Можно поинтересоваться, на каких аргументах основано мнение говорящего. Чужое мнение может содержать слабую логику, не подкреплённую качественными аргументами.
5. Часто люди, которые говорят «как надо», имеют в виду, как им самим надо. Это может быть их рецепт успеха. Поэтому можно прислушиваться, но не стоит со всем соглашаться сразу.
Найти себя сложно, но чтобы максимально приблизить себя к этому, нужно быть чутким к себе. Можно бесконечно читать мотивирующие книги о том, как правильно жить, но на практике человек оказывается наедине с собой, а мир более непредсказуем, чем его описывают в книгах. Колоссальный рывок вперёд произойдёт тогда, когда вы освободитесь от когнитивных искажений, страха перемен и начнёте учиться последовательности и искусству малых шагов.
Автор: Полина Долгова
Обложка: Kyle Glenn
Подбираем премьеру по вкусу — от отечественного блокбастера до Джорджа Клуни на изоляции. Выбор за вами.
Огонь (в кино с 24 декабря)
Отечественный блокбастер про бравых пожарных обещает зрелищную драматическую историю с Константином Хабенским в главной роли. Фильм-катастрофа о нелегкой борьбе с лесными пожарами от создателей «Экипажа» и «Движения вверх».
Ма Рейни: Мать блюза (Netflix)
Лента о зарождении блюза и конфликте известной исполнительницы Ма Рейни с менеджером за права на новый альбом. В этом нелегком деле ей помогает герой Чедвика Боузмана, для которого эта роль стала последней. Картине прочат по меньшей мере пару номинаций на “Оскар”.
Семейка Крудс: Новоселье (в кино с 24 декабря)
Продолжение анимационной комедии про первобытное семейство. В этот раз они вынуждены открыть для себя что-то новое — стать первыми в истории соседями. Одна лишь проблема — их новые знакомые находятся на эволюционном уровне повыше. Свои голоса персонажам снова подарили Николас Кейдж, Эмма Стоун и Райан Рейнольдс.
Рождество кота Боба (в кино с 24 декабря)
Знаменитый уличный лондонский кот Боб и его хозяин отмечают праздники несмотря на все невзгоды. Праздничная семейная комедия о вере в чудо и силе дружбы. К слову, это тоже сиквел, так что при желании можно отправиться в кино во всеоружии и сперва посмотреть первую часть.
Полночное небо (Netflix)
Научно-фантастическая драма расскажет об ученом, готовом на все, чтобы остановить астронавтов от возвращения на Землю, где произошла глобальная катастрофа. Джордж Клуни поставил картину и сыграл главную роль.
Страна Лавкрафта (Кинопоиск HD)
Мини-сериал для любителей сверхъестественного сосредоточит свое повествование на ветеране Корейской войны и его родственниках, неожиданно для самих себя столкнувшихся с магическим миром. Героям предстоит встретиться с неведомыми существами и ужасами из вселенной Говарда Лавкрафта. В создателях числятся Джей Джей Абрамс и Джордан Пил.
Чудо-женщина (HBO Max)
Наверное, самая громкая премьера года после “Довода”. Для тех, кто ждет не дождется продолжения приключений знаменитой амазонки, — 25 декабря, согласно новой стратегии Warner Bros., фильм выйдет сразу в кинотеатрах и на потоковом сервисе. В российских кинотеатрах выход супергеройского экшна запланирован на 14 января.
P.S. Если вдруг ничего не пришлось по душе — заглядывайте в наши прошлые афиши. А совсем скоро вас ждет ultimate праздничный гайд! Вот уж где точно можно будет разгуляться.
Автор: Кирилл Дудников
Цифровое нечто с каждым годом всё чаще встречается в нашей жизни — буквально вчера мы писали о цифровом этикете, например. Цифровым может быть и искусство, правда, пока не совсем понятно, что же это значит.
Винзавод и re:Store недавно запустили платформу Digital Earth —виртуальный музей, в котором вы можете посмотреть на работы 15 российских художников в сфере цифрового искусства. Она устроена не как обычный сайт, а скорее как компьютерная игра.
Вы выбираете персонажа, слушаете короткую инструкцию о том, как передвигаться по музею (это виртуальное футуристическое здание сферической формы, вы ходите по кругу и заглядываете в разные двери), и, собственно, погружаетесь в мир диджитал арта.
Для каждой работы выделена отдельная комната, но комнаты очень разные. В одной по центру лежит телефон, а вокруг — ничего, а в другой, например, вся комната — это инсталляция. Чтобы окончательно не потеряться в цифровой пучине, можно почитать о концепции каждого проекта и о его создателе, но информации совсем немного. Выводы нужно будет сделать самостоятельно.
Чтобы выводы было делать легче, мы вместе со Светланой Тейлор, куратором, искусствоведом, директором программы на кафедре дизайна РАНХиГС, и Антонио Джеуза, доктором философии, специалистом по видео-арту, разбираемся, что же такое цифровое искусство, как и где ему научиться и можно ли на нем заработать.
Светлана. Важно разграничить две территории. Формально сейчас все искусство цифровое, с того момента, как мы используем компьютер и снимаем на цифровую камеру. Поэтому существует в чистом виде цифровое искусство, в котором присутствуют роботы, нейросети и т.д. В этом случае процесс создается с нуля, и аналоговая реальность никак не подключена.
Есть другой вариант цифрового искусства, который по формам является более традиционным. Это может быть анимация, цифровая сериализация (перевод данных в код — прим.ред.).
Антонио. Технология сама по себе не искусство. Это всего лишь инструмент для создания искусства. Однако цифровая парадигма — это ядро сегодняшней жизни. Искусство, как мы все знаем, — лучший способ понять мир, в котором мы живем. Художники, которые используют цифровые технологии в своих работах, являются самыми надежными переводчиками нашего времени.
How to Avoid Getting the Bends
How to Avoid Getting the Bends – иммерсионный цифровой экспириенс, разработанный на основе текста Ванессы Ковальски (Vanessa Kowalski), кураторки и поэтессы из Нью-Йорка. В тексте исследуется антиутопическое будущее.
(автор Кирилл Закомолдин)
Эта работа — памятник человечеству. Следуя закону Мура, была разработана технологическая сингулярность, вынуждающая сделать следующий шаг нечеловеческой эволюции — Искусственный суперинтеллект. В виртуальном мире зрителю предлагается поразмышлять о своей «человечности». Слишком ли поздно сохранить наследие Homo Sapiens?
Антонио. Для того чтобы создавать какое-либо произведение искусства, художник должен понимать природу каждого инструмента, который он использует. Это не значит, что нужно обязательно быть программистом или инженером. Если нет, то помощь техников весьма важна. И еще важнее умение их слушать.
Светлана. Так как моя деятельность непосредственно с этим связана, то хочу поделиться: у нас в планах с Евгением Вороновским и и Михаилом Максимовым в январе сделать интенсивный курс, который будет касаться звука, изображения, работы с данными.
TransPlants
Это визуальная медитация о том, как можно душевно и физически контактировать с миром растений. Технологии выступают как вспомогательный инструмент для исследования границ между живой природой, человеком и объектами, созданными руками человека.
(автор Марго Трушина)
Видео делится на кадры-экраны, в которых происходит беспрерывное движение и развитие отдельных фрагментов, и это говорит о состоянии сегодня с его напряжением между удаленностью и близостью: мы являемся частью природы, но часто оказываемся разделенными с ней экраном.
Антонио. Я думаю, вопрос скорее экзистенциальный, чем практический. Можно ли зарабатывать на жизнь искусством? Не имеет значения, является ли оно (искусство) аналоговым или цифровым. Конечно, можно. Но это требует большого терпения. В этой профессии деньги приходят очень медленно.
Светлана. По идее, всё можно конвертировать в деньги. Но мир идей — самый прекрасный мир. Возьмём компьютерные игры. Люди, которые придумывают сам мир, наверное, зарабатывают немного больше, чем те, кто занимается в дизайн-студиях оживлением персонажей.
И мы видим, куда движется планета. Сегодня интернет-пространство максимально заселяется, и для этого создаются все условия. Это целый мир, который нужно строить, для которого нужны свои «строительные бригады». Потенциал осваивания новой интернет-среды огромен. Сейчас это происходит скорее на уровне маркетинговых технологий, но дальше реальности сольются и придут к целостному уровню.
Garbage Symphony
Видео обращает внимание на проблему мусора вокруг брянских дач. В новостных сюжетах показаны забастовки против строительства свалок рядом с домами, отравленную воду Камчатки. Но знания не превращаются в правильные действия (не выбрасывать строительный мусор в 50 метрах от участка).
(автор Анна Сапунова)
В «Симфонии мусора» звучит музыка, почти как информация. Можно слушать, но не слышать; знать, но не делать. Вопреки прогрессу в науке и технологиях, большинство проблем остается незамеченным и нерешенным. Осознали ли мы тот массив данных, которыми владеем?
Антонио. Формула «цифровое искусство» — это широкий зонт. Даже традиционная живопись может быть цифровой в случае высококачественных репродукций. Я думаю, что лучше всего начать с курса истории искусства: если не с пещерных рисунков, то, по крайней мере, с эпохи Возрождения.
Затем надо переходить к чему-то более конкретному, курс, который фокусируется на современном искусстве. Есть несколько вариантов, если вы живете в Москве. Если там, где вы живете, офлайн ничего нет, то онлайн-курсы тоже подойдут.
DRIFT
В работе использован психогеографический дрейф, атмосферный звуковой скрипт, которой состоит из записей, сделанных на маршруте протяженностью 1000 км. Перетекающие друг в друга элементы городской среды, природных ландшафтов, следов присутствия человека, чувств и эмоций.
(автор Роман Головко)
Звуковая составляющая записана «на земле», и ей соответствует полученная «из воздуха» визуальная, заснятые в определенных координатах фрагменты воздушных потоков и облачного неба, преобразованные с помощью Max/MSP/Jitter (ПО для визуального программирования — прим. ред.) в образно-знаковые модели, картографирующие пространство.
В области современного искусства существует несколько школ, заслуживающих внимания:
Московская Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко — создана на базе Мультимедиа арт музея, здесь учатся, чтобы стать художниками по направлениям: документальная фотография, арт-фотография, видео-арт и мультимедиа.
Институт современного искусства Иосифа Бакштейна — образовательное учреждение для художников, кураторов и теоретиков искусства.
Институт «БАЗА» — экспериментальная образовательная платформа, основанная концептуалистом и, в прошлом, акционистом Анатолием Осмоловским. Обучает художников и, в рамках совместного проекта с фондом Винзавод, современных критиков.
Moscow school of contemporary art — проект университета креативных индустрий Universal University на базе Британской высшей школы дизайна. Найдете здесь курсы для современных художников, кураторов, специалистов по арт-менеджменту и арт-бизнесу.
Школа современного искусства «Свободные мастерские» — образовательная программа при ММОМА, есть направления «Новейшее искусство» и «Школа кураторов», обучение длится год. Вы сможете изучить теорию и историю искусства, философию, медиа, а также научитесь создавать портфолио и и продвигать себя и свои произведения.
Школа дизайна НИУ ВШЭ в рамках программы «Современное искусство» обучает современных художников и кураторов современной фотографии, современной живописи, анимации, мультимедиа и цифровому искусству, кино и видеоарту, саунд-арту и саунд-дизайну.
Среда обучения — онлайн-школа, есть факультет «Современное искусство», а внутри него направления «Художественные практики», «Арт-критика», «Кураторство» и «Арт-менеджмент».
Школа молодого художника — программа фонда Pro Arte в Санкт-Петербурге. За год вы прослушаете лекции и посетите мастер-классы художников и кураторов, поучаствуете в дискуссиях на тему искусства и даже сможете сделать портфолио-ревю.
В рамках направления Винзавод. Новые имена запущен проект «Открытые студии»: современная мастерская для молодых художников, где они могут как работать, так и общаться с профессионалами арт среды.
Если вы хотите творить за пределами России, ищите возможности здесь:
StudyArt — сервис поиска и подбора международных образовательных программ в сфере искусства, созданный на базе проекта StudyLab
Hotcourses International — портал предлагает студентам возможность искать и сравнивать учебные программы в 78 странах мира
Masterstudies — удобный портал поиска образовательных программ за рубежом.
Материал подготовили совместно с Винзаводом
Обложка: кадр из How to Avoid Getting the Bends
(автор Кирилл Закомолдин)
Как не обидеть человека в чате? Что делать, если случайно ошибся в имени, а уже нажал «отправить»? Когда лучше не записывать голосовые сообщения? Наверняка каждого когда-то волновали эти вопросы.
О том, как и зачем быть вежливыми и тактичными в интернете, нам рассказала эксперт по цифровому этикету Ольга Лукинова – создатель успешного телеграм-канала «Цифровой этикет» и автор единственной в России книги по цифровому этикету.
Замечали, как демонстративно отворачиваются официанты в кафе, когда вы вводите пин-код? Примерно так же стоит вести себя, когда ваш собеседник отвечает кому-то в мессенджере или соцсетях. Не нарушайте личных границ. А если не уверены в том, что люди вокруг не нарушают вашего личного пространства, используйте лайфхак: уменьшите яркость экрана до минимума – тогда вашему соседу в метро будет сложно рассмотреть, что у вас на экране.
Не кладите смартфон на стол во время встречи. Идеально, если вы отключите звук и вибрацию. Если же вы ждёте важного звонка или сообщения, обязательно объясните собеседнику, почему оставили смартфон включённым, предупредив, что можете прерваться на важный разговор. И не смотрите на экран каждую минуту.
Мы уже привыкли выключать звук в театре или кино. Но почему-то не все убавляют при этом яркость мобильного телефона. В полной темноте свет от вашего гаджета слепит ваших соседей. Если не можете расстаться со своим смартфоном, то хотя бы уменьшите свет.
Начать стоит с прикреплённого файла, а адрес получателя лучше вписывать в последнюю очередь. Это спасёт вас от случайной отправки недописанного письма с ошибками и опечатками. А главное – не придётся вдогонку писать: «Простите, забыл прикрепить файл».
Казалось бы, зачем писать письмо с одним словом «спасибо»? Ведь оно не содержит никакой важной информации, а только отвлекает собеседника. Зато человеку сразу станет понятно, дошло ли письмо, правильно ли он понял вашу просьбу и выполнил задачу. Да и вообще говорить «спасибо» – правило хорошего тона. Не так сложно потратить на это одну минуту.
Помните, что приветствие – это не обращение. Когда пишете письмо, обратитесь к адресату по имени. Если нет обращения, то появляется ощущение массовой рассылки. Проверяйте, правильно ли вы назвали собеседника и не допустили ли опечатку. От того, как вы начнёте переписку, зависит успешность дальнейшего диалога.
— Человек попросил писать текстом и не отправлять голосовые сообщения, потому что он их не слушает
— При первом знакомстве в сети
Кто будет слушать ваше голосовое сообщение, если даже не знает, кто вы?
— Сообщение содержит много фактической информации
Если вы хотите сообщить собеседнику адрес или реквизиты счета, будет корректнее написать об этом текстом. Когда вы диктуете такую информацию в устной форме, человеку придётся переслушивать запись и расшифровывать её.
— Вы не готовы в данный момент чётко и ясно сформулировать свою мысль
Не стоит записывать голосовые сообщения, когда вы бежите по улице под дождём или едете в метро. Лучше дождитесь более подходящего момента.
— В групповых чатах
Представьте, что вас четыре человека в чате, и каждый отправит голосовое сообщение на 5 минут. Тогда всем придётся потратить по 15 минут на прослушивание сообщений. Это займет слишком много времени.
Допустим, вам написали: «Когда можем созвониться?» или «Свободен сейчас, чтобы созвониться?». Это предполагает, что и вы ответите сообщением. Собеседник хочет узнать, когда вам удобно созвониться. Не надо сразу перезванивать. Возможно, человек не рассчитывает на ваш звонок в эту секунду (например, ещё едет в метро).
— Ты занят вечером?
— Пойдем гулять?
Вы получаете два сообщения подряд и отвечаете: «Нет». Означает ли это, что прогулка состоится? Неизвестно, пока собеседник не переспросит, к какому вопросу относится отрицательный ответ.
Чтобы избежать непонимания, используйте функцию «reply» или «ответить». Тогда собеседник будет видеть, на какое именно сообщение вы отвечаете.
Если это чат по работе, будет неуместно обсуждать там что-то личное вдвоём или присылать мемы. Правила чатов нигде не прописаны, поэтому лучше спросите у человека, который вас добавляет, что у них принято. Можно ли писать в нерабочее время? Можно ли флудить? И постарайтесь сдержаться, если у вас в уме родился остроумный ответ, который не имеет отношения к делу.
Когда мы начинаем поправлять прическу, смотря на своё изображение в окошке, мы ставим собеседника в неловкое положение, потому что он невольно становится свидетелем довольно интимного процесса. Лучше приведите себя в порядок до того, как подключитесь к видеозвонку. Старайтесь не смотреть на себя со стороны, ведь при живом общении мы видим только собеседника.
Если у вас конференция в зуме или скайпе, то ваш собеседник слышит все звуки, которые вы издаете. Да, сосед с дрелью и собака – это то, на что мы, к сожалению, не в силах повлиять. Но мы можем не печатать на клавиатуре, не писать на листочке рядом с микрофоном, отключить звук уведомлений на компьютере и телефоне, не выходить на связь с улицы. Лишние звуки и шорохи могут быть неприятны вашему собеседнику и даже раздражать его.
Стремитесь к симметрии во время видеоконференций. Например, если вы включаете камеру, то и ваш собеседник должен быть с ней. Эти условия желательно обговорить заранее, чтобы не возникало неловких ситуаций. Когда все только начинали переходить в зум, то были уверены, что включать камеру обязательно – это вежливо. Но со временем мнение изменилось: кто знает, может, человек живёт в общежитии или в однушке с родственниками. Нужно уважать личные границы собеседника.
Бывает, выкладываешь новость в сеть и активно выражаешь своё мнение, а потом оказывается, что новость фейковая. И ладно, если этот фейк не нанёс никому вреда. Но иногда фейки не так безобидны. Например, когда мошенники собирают деньги на лечение несуществующего ребенка. Поэтому:
— Не ведитесь на заголовок и прочитайте новость целиком перед репостом;
— Проверьте надежность источника. Это официальное СМИ?
— Загуглите картинку из новости или призыва о помощи: если ранее эту картинку использовали в других публикациях, то это повод подвергнуть сомнению достоверность информации.
Если собираетесь написать поздравление у человека на стене в соцсетях, то убедитесь, что этот повод не является секретом для других пользователей. Например, публично поздравлять с помолвкой или рождением ребенка можно после того, как человек сам объявил об этом на странице. А вообще, лучше пишите в личные сообщения. Не раскрывайте новости из чужой жизни раньше, чем это сделает сам автор.
Если знакомые и друзья просят вас что-то репостнуть, а выкладывать это на своей странице не хочется, используйте следующие аргументы:
— «К сожалению, среди моих читателей нет тех, кто интересуется такой темой»;
— «Я не публикую то, в чём не разбираюсь, а в этой теме я не специалист»;
— «Я на своей странице не делаю таких постов».
Настройки приватности позволят вам осознанно подойти к своим цифровым границам и контролировать их. Если вы сами разрешили пользователям отмечать вас на фотографиях, то не обижайтесь, если после вечеринки на вашей странице появятся фото, где вы себе не нравитесь. А ещё для этого случая в инстаграм есть функции «Удалить меня из публикации» и «Скрыть из моего профиля».
В статусе мессенджера напишите, в какое время вам можно звонить и писать. Так собеседнику будет явно проще сориентироваться и не чувствовать себя неловко.
В самом начале общения обсудите с человеком, какой канал связи вы считаете наиболее подходящим для вашего общения (например, «Телефонные звонки будут не очень удобны, пишите на почту» или «На почту я могу ответить не сразу, поэтому не стесняйтесь звонить»).
Если вас отмечают на картинках или в публикациях, которые не имеют к вам отношения, спокойно и вежливо в личных сообщениях попросите автора больше так не делать.
Если вам пишут ночью по незначительному поводу, попросите писать по утрам, объяснив, что сообщения вас будят, а звук уведомлений вы отключить не можете.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Цифровой этикет», чтобы не задаваться каждый раз вопросом, как правильно вести себя в той или иной ситуации.
Давайте уважать и беречь друг друга.
Текст: Ольга Лукинова, Татьяна Конюхова
Иллюстрации: Анастасия Кочеткова
Неделя не богата новинками проката, зато вполне может порадовать любителей домашнего просмотра громкими премьерами. Устраивайтесь поудобнее и выбирайте под любой муд.
В зависимости от контекста и обстоятельств состояние тишины в нашем сознании раскрывается по-разному. Например, минута молчания обладает особым смыслом для выражения памяти жертвам войны. А что значит молчание для артиста? Или художника? Помните ли вы, когда в последний раз были в тишине? Мы решили с разных сторон посмотреть, что значит тишина, и как она может нам помочь.
Представьте себе, что вы находитесь на ретрите или медитации в закрытом буддистском храме, где нельзя произнести ни слова. Вас окружает полная тишина. А потом вы выходите на улицу в поток шумных сирен автомобилей, мопедов, музыки и телефонных уведомлений.
Даже если мы решим не использовать медиа, мы все равно будем окружены источниками информации, будь то баннер в метро или музыка в кафе
Шум вокруг нас значительно увеличился с прошлого века. Но это связано не с громкостью растущих городов, транспорта или торговых центров, но с интенсивностью. Шум проник в те сферы жизни, которые раньше человек оставлял для уединения. Например, когда мы хотим расслабиться, мы чаще всего заходим в социальные сети, самый эпицентр информационного шума. Даже если мы решим не использовать медиа, мы все равно будем окружены источниками информации, будь то баннер в метро или музыка в кафе.
«Звук навязывает вам историю», — писал Джордж Прочник, американский психолог и исследователь, — «и это всегда чья-та история».
В книге «В погоне за тишиной: поиск смысла в мире шума» Джордж Прочник исследует особенности шума с обыденной и научной точки зрения. Он анализирует свое путешествие и встречи с людьми. Например, в книге мы видим описание студентов, которые для достижения тишины закрывались в своих комнатах и играли в компьютерные игры или включали телевизор. Мы узнаем о заказчике архитектора и его желании создать совершенно тихий дом, что оказывается совершенно невозможным. Прочник исследует науку, лежащую в основе музыки, которую играют в продуктовых магазинах, ресторанах и барах. К примеру, если музыка слишком быстрая, клиенты будут есть быстрее и уйдут. Если музыка медленная и громкая, то люди пьют больше алкоголя.
Прочник в итоге определяет тишину, как прерванное действие, но мы живем в эпоху непрерывности. Из физической шумной реальности мы переходим в виртуальную. У нас появилась небывалая плотность информационного потока: состояние постоянной бомбардировки белым шумом, звуковыми сигналами и оповещениями, поскольку мы втягиваемся в водоворот экономики внимания и исчезаем в онлайн мире. Звук тишины стал неуловимым, несмотря на достоинство тихих занятий как чтение, молитва или созерцание картины. Томас Мертон, американский католический автор, писал, что тишина мира реальна: «наш шум, наш бизнес, наши цели и все наши бессмысленные заявления о наших целях, нашем бизнесе и нашем шуме — это иллюзии».
Особая интерпретация тишины принадлежит монаху Аджану Чаа Субато, влиятельному лидеру буддизма в XX веке. В одной из историй молодой монах прибывает в монастырь Аджана Чаа, где собирается практиковать медитацию. Но в это время в монастыре происходит фестиваль, и люди празднуют его до самого утра. Молодой монах не в силах терпеть столько шума, жалуется Аджану Чаа. «Это не шум тебя беспокоит, а ты мешаешь шуму, — отвечает Аджан Чаа, — Молчание не является функцией того, что мы считаем тишиной. Молчание, это когда моя реакция спокойная. Что молчит, так это мой протест против того, как обстоят дела».
В восточной философии молчание тесно связано с показателем мудрости и самопознания. Мы можем вспомнить такую практику, как випассана в буддизме. Это древняя техника медитации, которая по преданию была изобретена самим Буддой. Випассана обычно длится 10 дней и проходит в местах подальше от цивилизации. Участники должны соблюдать полное безмолвие, любые формы общения с другими людьми запрещаются, в том числе использование гаджетов. Такая медитация, достаточно тяжелая для любого человека, направлена на очищения ума.
Распространение випассаны постепенно началось из-за колониальных завоеваний Мьянмы в конце XIX века. Взаимодействуя с западной культурой, движение випассаны стало развиваться вместе с трендом осознанности. Обычно такая глубокая медитация требовала изоляции в джунглях или пещерах. Но монах Леди Саядо призвал людей забыть о таких крайних мерах и заговорил о практике медитации в городских условиях.
Сейчас философия медитаций прочно освоилась в мире технологий. Мы видим специальные приложения, курсы, подкасты, которые можно использовать для достижения внутренней паузы и тишины. Но мы должны учитывать, что приложения для медитаций не всегда связаны с буддийской философией или наукой. В том числе призыв к минимализму и тишине парадоксально сопровождается значительным ростом таких ресурсов, которые борются за наше внимание также, как и другие любые компании.
К эстетике тишины всегда было особое отношение художников, философов и мыслителей. Зачастую потому, что духовный аскетизм побуждал художников создавать произведения искусства. Американская поэтесса и феминистка Адриена Рич в одной из лекций сказала: «Импульс к созиданию начинается — часто ужасно и страшно — в тоннеле тишины».
Ален Корбен, французский исследователь, в книге «История тишины от эпохи Возрождения до наших дней» замечает, что с появлением значения душевных переживаний в XVIII веке, люди научились воспринимать разные оттенки тишины, например, находясь дома или на природе. Но сейчас мы сильно отличаемся от людей прошлого, но не в силу того, что мир стал физически шумнее, а с появлением нового качества общения. Такое общение отражается и в языке. Стремительный рост шума и загрязнения языка описывала Сьюзен Сонтаг в 1960-х, одна из ведущих мыслительниц XX века, в эссе «Эстетика безмолвия».
Сонтаг писала в то время, когда концептуальное искусство развивалось в бесчисленных направлениях, но ключевой проблемой в конце 60-х годов была проблема взаимоотношений между искусством и языком, между изображением и текстом. Ее эссе в первую очередь направлено на анализ современного искусства, которое стало уходить от прямого высказывания. Художники, кубисты и дадаисты, отказывались от имеющихся художественных средств из-за недоверия к языку.
Такой уход от прямого высказывания Сонтаг называет «императив безмолвия», так как художник не налаживает связь с аудиторией и специально создает неразборчивое искусство. Сонтаг выделила, что в искусстве нет «чистого молчания», и вообще невозможно добиться полной тишины физически и концептуально. Молчание должно быть средством переоценки искусства, оно обязано пророчествовать и указывать на превосходство.
В современном искусстве особую функцию молчания подчеркивает Марина Абрамович, которая в манифесте жизни художника в автобиографии «Пройти сквозь стены» пишет:
Отношение художника к тишине: Художник должен понимать тишину. Художник должен создавать пространство тишины для входа в свою работу. Тишина похожа на остров посреди бушующего океана.
Для Сонтаг также, как и для других художников и писателей, молчание было не просто эстетическим переживанием — это был особый способ обитания собственных мыслей и общения с миром. Тишина воспринимается не как отсутствие звука, а присутствие внутреннего слушающего осознания, настройка уха, ума и ориентация духа на определенную внутреннюю тишину —- возможно, положительный контрапункт одиночеству, которое так часто процветает среди толпы.
Мы ассоциируем молчание с мудростью и высоким уровнем духовности, т.е. с самопознанием, осмыслением, рефлексией, умением слушать других и формулировать свои мысли. Психологи выделяют внутреннее и внешнее молчание. Например, внутреннее молчание связано с периодом творческого процесса или решением сложной задачи. Внешнее молчание проявляется в общении — в паузе, сокрытии информации или с помощью невербальных знаков. Внешнее молчание обладает совершенно разными оттенками.
В частности, молчание может быть красноречивым или «громким», выделяя особенность момента. Или может стать инструментом газлайтинга, эмоционального манипулирования. Встречались ли вы с ситуациями, когда человек осознанно вас игнорировал, уходил от разговора и мучил тишиной? Это может проявляться в социальных сетях, когда человек перестает отвечать и игнорирует. Для этого мы иногда используем такие термины, как гостинг или орбайтинг (от англ. ghosting и orbiting). В таких случаях молчание обладает разрушающим характером не только наших отношений, но и нашего эмоционального состояния.
Встречались ли вы с ситуациями, когда человек осознанно вас игнорировал, уходил от разговора и мучил тишиной?
Также стоит упомянуть о современных движениях с лозунгами «break the silence», т.е. «нарушить тишину». Здесь мы видим молчание совершенно иного рода — гнетущее приглушение несогласных, расходящихся голосов и голосов меньшинства. В этом году особенно наблюдается рост движений за права человека и социальных меньшинств, где голос имеет огромное значение. Это, конечно, проявляется и в искусстве, которое всегда было направлено на выявление и обсуждение остро-социальных проблем.
Эстетика безмолвия в культуре и философии связана с духовным началом. Она ассоциируется с внимательным взглядом на жизнь и умением слушать, что влечет за собой более полное пребывание в мире. Мы способны использовать силу молчания для нашего повседневного и культурного самовыражения. Но мы говорим не о том, чтобы оставаться немыми, чувствуя себя бессильными и обездвиженными, а о том, что практика тишины не позволяет затуманивать наше чувство меры. Она дает умение разделять мнения и факты и обоснованно оценивать, что происходит в мире и вокруг вас.
Текст: Марина Малютченко
Фото обложки: Yonatan Anugerah
Мы сходили на показ “Лавра” во МХАТе им. Горького по одноимённой книге Евгения Водолазкина и забыли про время.
Один мужчина во время антракта сообщил своей собеседнице, что спектакль сократили на 50 минут, и теперь вместо обещанных трёх часов 50 минут останутся лишь три, на что та возмущенно ответила: “Беспредел!”.
Мы измеряем свою жизнь во времени. От того, сколько мы тратим времени на работу, учебу и отдых зависит уровень нашего счастья. Спектакль по книге Водолазкина во МХАТе им. Горького позволяет зрителю почувствовать отсутствие времени.
Постановка “Лавра” — это преодоление времени. Крестьянки в лакированных сапогах по колено, купцы-хипстеры в оранжевых шубах, псковские калачники в тренчах — всё это мы уже видели. Дело не в одежде. Дело в том, средневековая Русь — это та же самая Россия, только в других декорациях. И действительно, так легко сменяются декорации средневекового Пскова на Псков советский, когда действие спектакля переносится из Древней Руси в СССР. При этом не сказать, что декорации древнего Пскова сильно отражают действительность: неоновые кривые на фоне да деревянный мост. Потому что время в “Лавре” сливается как электрогитара с гуслями, создающие уникальное звучание постановки.
“Мне важно, чтобы зритель чувствовал, что речь идёт о современном человеке”, — сказал на показе Евгений Водолазкин
“Лавр” — это житие средневекового врача Арсения (его играют три актёра на разных этапах его жизни: Никита Кашеваров, Евгений Кананыхин, Дмитрий Певцов), который невольно погубил свою возлюбленную вместе с неродившимся сыном, и весь дальнейший жизненный путь его состоял в её отмаливании. “Лавр” — это вся палитра страданий русского человека. “Лавр” — это символ вечной жизни.
В “Лавре” времени нет, а потому живые общаются с мёртвыми. На сцене это показано отчётливо: мертвые проходят в неоновые лифты и стоят там неподвижно перед живыми. Арсений часто обращается к Устине — своей рыжеволосой возлюбленной, которую он потерял во время родов (её играет Алиса Гребенщикова). В момент странствий до Пскова он и вовсе общается лишь с ней, когда решает хранить обет молчания. Он смотрит на неё со сцены, она на него — сверху из прямоугольной ячейки. Устина указывает ему путь, даёт ему силы и смысл жизни. Вспоминаются строки Мандельштама: “И море, и Гомер — всё движется с любовью…”. Вечная любовь движет Арсением на его пути. Однако она не делает его счастливым, а лишь всё более и более растрачивает жизненные силы героя.
Важный мотив в книге, обыгранный в спектакле — мотив повторения событий. Они символизируют нелинейность времени. Когда Арсений, уже зрелый и бородатый (на тот момент его играет третий актер — Дмитрий Певцов) встречает у Гроба Господня монаха, тот говорит ему: “Повторения даны нам для нашего спасения”. В спектакле подчёркнуты повторения в жизни главного героя. Вторые роды по сюжету: койка на том же месте, та же дергающаяся ножка роженицы — только вот Арсений перед ней уже другой.
Тема русской судьбы, русской души выразилась в спектакле в контрасте образов русских и иностранцев. Литовский купец — классический современный хипстер в оранжевой шубе, его манера разговора напоминает ребят у “Цветного”. Он мыслит материально, для него не стоит вечных вопросов. И не то чтобы он был циничным, злым — нет, просто душа его лежит на поверхности. Друг Арсения, с которым они вместе отправились в Иерусалим, — Амброджо — мечтатель. Ему снятся причудливые сны, он занимается вычислениями даты конца света. Однако он достаточно самодоволен, на что указывает позёрская улыбка на лице, и ему не чужды плотские увлечения. Обрусевшая немка — Александра Мюллер — появилась на сцене чопорной и манерной, в зелёном платье с хорошей укладкой, о её духовности мало, что можно сказать. То ли дело русский юродивый Фома, сыгранный потрясающе Михаилом Кабановым. Внешне он глуп и безумен, речи же его — глубочайшие. Вот она, русская душа, показанная с размахом.
“Юродство — это умение посмеяться во благо”, — Евгений Водолазкин
Спектакль заканчивается танцами. На глазах зрителей свет техно-вечеринки сменяется солнечным светом русского народного танца и даёт понять: смерти нет.
Автор: Настя Сенина
Фото предоставлены пресс-службой МХТ им. Горького