Как не обидеть человека в чате? Что делать, если случайно ошибся в имени, а уже нажал «отправить»? Когда лучше не записывать голосовые сообщения? Наверняка каждого когда-то волновали эти вопросы.
О том, как и зачем быть вежливыми и тактичными в интернете, нам рассказала эксперт по цифровому этикету Ольга Лукинова – создатель успешного телеграм-канала «Цифровой этикет» и автор единственной в России книги по цифровому этикету.
Гаджеты и цифровой этикет офлайн
1. Не смотрите в чужой экран
Замечали, как демонстративно отворачиваются официанты в кафе, когда вы вводите пин-код? Примерно так же стоит вести себя, когда ваш собеседник отвечает кому-то в мессенджере или соцсетях. Не нарушайте личных границ. А если не уверены в том, что люди вокруг не нарушают вашего личного пространства, используйте лайфхак: уменьшите яркость экрана до минимума – тогда вашему соседу в метро будет сложно рассмотреть, что у вас на экране.
2. Убирайте смартфон со стола
Не кладите смартфон на стол во время встречи. Идеально, если вы отключите звук и вибрацию. Если же вы ждёте важного звонка или сообщения, обязательно объясните собеседнику, почему оставили смартфон включённым, предупредив, что можете прерваться на важный разговор. И не смотрите на экран каждую минуту.

3. Приглушайте яркость экрана в кинотеатре
Мы уже привыкли выключать звук в театре или кино. Но почему-то не все убавляют при этом яркость мобильного телефона. В полной темноте свет от вашего гаджета слепит ваших соседей. Если не можете расстаться со своим смартфоном, то хотя бы уменьшите свет.
Электронная почта
1. Пишите снизу вверх
Начать стоит с прикреплённого файла, а адрес получателя лучше вписывать в последнюю очередь. Это спасёт вас от случайной отправки недописанного письма с ошибками и опечатками. А главное – не придётся вдогонку писать: «Простите, забыл прикрепить файл».
2. Говорите «спасибо»
Казалось бы, зачем писать письмо с одним словом «спасибо»? Ведь оно не содержит никакой важной информации, а только отвлекает собеседника. Зато человеку сразу станет понятно, дошло ли письмо, правильно ли он понял вашу просьбу и выполнил задачу. Да и вообще говорить «спасибо» – правило хорошего тона. Не так сложно потратить на это одну минуту.
3. Обращайтесь к собеседнику в переписке по имени
Помните, что приветствие – это не обращение. Когда пишете письмо, обратитесь к адресату по имени. Если нет обращения, то появляется ощущение массовой рассылки. Проверяйте, правильно ли вы назвали собеседника и не допустили ли опечатку. От того, как вы начнёте переписку, зависит успешность дальнейшего диалога.

Мессенджеры
1. Когда не надо отправлять голосовые сообщения?
— Человек попросил писать текстом и не отправлять голосовые сообщения, потому что он их не слушает
— При первом знакомстве в сети
Кто будет слушать ваше голосовое сообщение, если даже не знает, кто вы?
— Сообщение содержит много фактической информации
Если вы хотите сообщить собеседнику адрес или реквизиты счета, будет корректнее написать об этом текстом. Когда вы диктуете такую информацию в устной форме, человеку придётся переслушивать запись и расшифровывать её.
— Вы не готовы в данный момент чётко и ясно сформулировать свою мысль
Не стоит записывать голосовые сообщения, когда вы бежите по улице под дождём или едете в метро. Лучше дождитесь более подходящего момента.
— В групповых чатах
Представьте, что вас четыре человека в чате, и каждый отправит голосовое сообщение на 5 минут. Тогда всем придётся потратить по 15 минут на прослушивание сообщений. Это займет слишком много времени.
2. Не перезванивайте в ответ на сообщение
Допустим, вам написали: «Когда можем созвониться?» или «Свободен сейчас, чтобы созвониться?». Это предполагает, что и вы ответите сообщением. Собеседник хочет узнать, когда вам удобно созвониться. Не надо сразу перезванивать. Возможно, человек не рассчитывает на ваш звонок в эту секунду (например, ещё едет в метро).
3. Пользуйтесь функцией «ответить»
— Ты занят вечером?
— Пойдем гулять?
Вы получаете два сообщения подряд и отвечаете: «Нет». Означает ли это, что прогулка состоится? Неизвестно, пока собеседник не переспросит, к какому вопросу относится отрицательный ответ.
Чтобы избежать непонимания, используйте функцию «reply» или «ответить». Тогда собеседник будет видеть, на какое именно сообщение вы отвечаете.
4. Помните о цели чата
Если это чат по работе, будет неуместно обсуждать там что-то личное вдвоём или присылать мемы. Правила чатов нигде не прописаны, поэтому лучше спросите у человека, который вас добавляет, что у них принято. Можно ли писать в нерабочее время? Можно ли флудить? И постарайтесь сдержаться, если у вас в уме родился остроумный ответ, который не имеет отношения к делу.
Видеозвонки
1. Не прихорашивайтесь в зуме
Когда мы начинаем поправлять прическу, смотря на своё изображение в окошке, мы ставим собеседника в неловкое положение, потому что он невольно становится свидетелем довольно интимного процесса. Лучше приведите себя в порядок до того, как подключитесь к видеозвонку. Старайтесь не смотреть на себя со стороны, ведь при живом общении мы видим только собеседника.
2. Не шумите
Если у вас конференция в зуме или скайпе, то ваш собеседник слышит все звуки, которые вы издаете. Да, сосед с дрелью и собака – это то, на что мы, к сожалению, не в силах повлиять. Но мы можем не печатать на клавиатуре, не писать на листочке рядом с микрофоном, отключить звук уведомлений на компьютере и телефоне, не выходить на связь с улицы. Лишние звуки и шорохи могут быть неприятны вашему собеседнику и даже раздражать его.

3. Соблюдайте симметрию
Стремитесь к симметрии во время видеоконференций. Например, если вы включаете камеру, то и ваш собеседник должен быть с ней. Эти условия желательно обговорить заранее, чтобы не возникало неловких ситуаций. Когда все только начинали переходить в зум, то были уверены, что включать камеру обязательно – это вежливо. Но со временем мнение изменилось: кто знает, может, человек живёт в общежитии или в однушке с родственниками. Нужно уважать личные границы собеседника.
Социальные сети
1. Проверяйте информацию перед публикацией
Бывает, выкладываешь новость в сеть и активно выражаешь своё мнение, а потом оказывается, что новость фейковая. И ладно, если этот фейк не нанёс никому вреда. Но иногда фейки не так безобидны. Например, когда мошенники собирают деньги на лечение несуществующего ребенка. Поэтому:
— Не ведитесь на заголовок и прочитайте новость целиком перед репостом;
— Проверьте надежность источника. Это официальное СМИ?
— Загуглите картинку из новости или призыва о помощи: если ранее эту картинку использовали в других публикациях, то это повод подвергнуть сомнению достоверность информации.
2. Поздравляйте на стене аккуратно
Если собираетесь написать поздравление у человека на стене в соцсетях, то убедитесь, что этот повод не является секретом для других пользователей. Например, публично поздравлять с помолвкой или рождением ребенка можно после того, как человек сам объявил об этом на странице. А вообще, лучше пишите в личные сообщения. Не раскрывайте новости из чужой жизни раньше, чем это сделает сам автор.
3. Спокойно отказывайте в репосте
Если знакомые и друзья просят вас что-то репостнуть, а выкладывать это на своей странице не хочется, используйте следующие аргументы:
— «К сожалению, среди моих читателей нет тех, кто интересуется такой темой»;
— «Я не публикую то, в чём не разбираюсь, а в этой теме я не специалист»;
— «Я на своей странице не делаю таких постов».
Защита цифровых границ
1. Проверьте настройки приватности аккаунта
Настройки приватности позволят вам осознанно подойти к своим цифровым границам и контролировать их. Если вы сами разрешили пользователям отмечать вас на фотографиях, то не обижайтесь, если после вечеринки на вашей странице появятся фото, где вы себе не нравитесь. А ещё для этого случая в инстаграм есть функции «Удалить меня из публикации» и «Скрыть из моего профиля».
2. Определите свои правила и обсудите их с партнёрами
В статусе мессенджера напишите, в какое время вам можно звонить и писать. Так собеседнику будет явно проще сориентироваться и не чувствовать себя неловко.
В самом начале общения обсудите с человеком, какой канал связи вы считаете наиболее подходящим для вашего общения (например, «Телефонные звонки будут не очень удобны, пишите на почту» или «На почту я могу ответить не сразу, поэтому не стесняйтесь звонить»).

3. Не стесняйтесь вежливо говорить о том, что вам неприятно, когда кто-то нарушил ваши границы
Если вас отмечают на картинках или в публикациях, которые не имеют к вам отношения, спокойно и вежливо в личных сообщениях попросите автора больше так не делать.
Если вам пишут ночью по незначительному поводу, попросите писать по утрам, объяснив, что сообщения вас будят, а звук уведомлений вы отключить не можете.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Цифровой этикет», чтобы не задаваться каждый раз вопросом, как правильно вести себя в той или иной ситуации.
Давайте уважать и беречь друг друга.
Текст: Ольга Лукинова, Татьяна Конюхова
Иллюстрации: Анастасия Кочеткова