Конец марта стал насыщенным на премьеры одноактных работ. Практически одновременно на сценах двух «основных» театров Москвы показали новые работы, пополнившие репертуар: на сцене Большого театра исполнили два балета («Клетка» и «Этюды»), в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко продемонстрировали две оперы («Царь Эдип» и «Замок герцога Синяя Борода»). И если первые идут в других театрах и заняли свое место в списки балетов Большого для поддержания труппы, то вторые практически не исполняются на российской сцене и стали настоящим открытием первого весеннего месяца.
«можно найти общее двух сочинений, написанных с разницей в десятилетие»
Исполнение оперы Игоря Стравинского «Царь Эдип» и Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в одном спектакле – странное решение, на первый взгляд не объяснимое и не раскрываемое театром. Но оставление тайны неразгаданной вполне сочетается с общей конвой обоих произведений. Царь Эдип – любитель разгадывать тайны, в результате узнает, что когда-то убил собственного отца и теперь женат на собственной матери, Юдит – очередная возлюбленная Синей Бороды, разгадав секреты, скрывающиеся за закрытыми дверями, займёт своё место в череде жён герцога.
Общим является подача опер: режиссёр-постановщик Римас Туминас (с успехом поставивший в прошлом году «Катерину Измайлову» в Большом театре) решил сделать основной акцент на музыкальной составляющей спектаклей, не отвлекая внимание зрителей на посторонние предметы. Можно сказать, что режиссёр воплотил в жизнь желание Игоря Стравинского, который после написание «Эдипа» самостоятельно разрабатывал сценический образ спектакля, представляя главных героев в качестве статуй, почти неподвижно исполняющих свои партии. Статуарность определяла положение хора, играющего немаловажную роль в опере-оратории. Подобное видение сценографии, по мнению композитора, было «наиболее действенным способом сосредоточить трагедию не на самом Эдипе и других персонажах, но на «роковом развитии», в котором заключался основной смысл творения Софокла. Римас Туминас оформил сцену в темных тонах, что по-своему нагнетало атмосферу и предрекало трагичность двух разноплановых сочинений. Ни солнечное платье Иокасты (жены Эдипа), ни лучи света, постепенно наполняющие безжизненное пространство замка герцога не могли изменить жестокую игру, затеянною судьбой.
Также Игорь Федорович Стравинский внёс свою лепту в расшифровке оперы-оратории до слушателя: по желанию композитора в опере появился герой – рассказчик (Сергей Епишев), который перед каждой частью объявлял краткое содержание предстоящих событий. Сергей Епишев, как и подобает настоящему конферансье, раскрывал сюжетные хитросплетения и акцентировал внимание на ключевых моментах. Наличие рассказчика позволило не смотреть на субтитры во время оперы, а внимательно следить за исполнением на латыни музыкального материала. Непривычность языка несколько помешало раскрыть все грани характеров главных мужских персонажей Эдипа (Евгений Либерман), Креонта – советника царя (Роман Улыбин), но единственная женская партия – Иокасты была исполнена Натальей Зиминой на высочайшем уровне. Наталья смогла передать все внутренние страдания и переживания царицы, заставив слушателя проклинать злой рок, нависший на женщиной, сначала потерявшей своего ребенка, затем возлюбленного, а теперь осознавшая, что является женой собственного сына, что подталкивает её к последнему шагу. Мужской хор – измученный народ Фив, свидетель событий, поначалу казался неуверенным в сложной гармонии Стравинского (постоянно ищущего новые подходы к построению музыкального произведения), но постепенно это сменилось роскошным полифоническим исполнением, в котором отразилась вся глубина и многогранность оперы-оратории.
Бела Барток не оставил подобных расшифровок слушателям, поэтому группа постановщиков самостоятельно решила исправить ситуацию, отказавших от языка оригинала и предоставив оперу в русскоязычном исполнении. Единственных действующих лиц – Синюю Бороду и Юдит исполняли Денис Макаров и Лариса Андреева. Мелодическая простота, отличающая музыку венгерского композитора, позволила сделать акцент на актёрской составляющей спектакля. Денис Макаров предстал солидным, но не лишенного страсти герцогом, скрывающего множество тайн и желающего обрести счастье с новой супругой, но не способного противостоять её настойчивости и судьбе. Просьбы остановиться и наслаждаться моментом звучали из уст Синей Бороды настолько убедительно, что трудно было поверить в первооснову сюжета сказки Шарля Перро о беспощадном герцоге, способного причинить вред своим жёнам. Лариса Андреева казалась сошедшей с картин художников эпохи Возрождения – золотоволосая Венера, пленившая и покорившая не только Синюю Бороду, но и весь зрительный зал.
Две картины, совершенно контрастные по музыкальному наполнению, по-разному раскрывающие возможности как оркестра под управлением Феликса Коробова, так и артистов театра, но схожие по затронутой тематике, займут достойное место в репертуаре Музыкального театра, привлекая на Большую Дмитровку совершенно разных людей – любителей серьёзной музыки, почитателей непринуждённых музыкальных номеров и просто любителей прекрасных постановок, отличающихся простотой и изяществом.
Автор: Мария Тарасова
Фото: Сергей Родионов