Я часто посещаю конференции по маркетингу и поэтому хорошо представляю, какую информацию и в каком формате буду получать. Мне как корпоративному редактору интереснее контент-маркетинг – само «мясо» для публики и его продвижение. До этого я помогал знакомым разрабатывать каналы на Youtube: редактировал сценарии, продумывал сюжеты выпусков, даже снимал. В сущности, занимался контент-маркетингом. И во время самого «Видфеста» закралось стойкое ощущение, что я попал на очередную конференцию по контент-маркетингу для самых маленьких.
История видеоблоггинга в России
Справедливо считать, что история видеоблоггинга в России началась в 2010 году – с основания канала Caramba.tv. Конечно, на Youtube начали заливать видео еще с 2007 года счастливые обладатели видеокамер, тогда как возможность монетизации канала появилась в 2009 году. Коммерческий потенциал видеохостинга привел к мысли о том, чтобы создавать партнерские каналы-миллионники – «Карамба» и «Спасибо, Ева!».
Новые цифровые технологии – смартфоны и экшен-камеры – позволили широким массам без затруднений заняться производством контента. Успешный опыт, или лучше назвать кейсы, были перед глазами – каналы «+100500» и «This is Хорошо», первые записывающие студии которых были, грубо говоря, «в маминой спальне и на фоне бабушкиного ковра». Креативные и не очень ребята сочли своим долгом вступить в плеяду видеоблогеров и зарабатывать на производстве какого-либо контента.
Итогом такой доступности стало засилье каналов, погоня за просмотрами и подписчиками, ведь от этого напрямую зависела потенциальная монетизация: чем больше тебя смотрят, тем более дорогую рекламу можно пускать как превью на своем канале. Получается, инфо-бизнес соблазнил юных контентщиков скорее деньгами, чем потенциальным самовыражением.
Видфест как показатель интереса к индустрии
Организаторы «Видфеста» подобрали выгодный с точки зрения маркетинга список блогеров: это не просто популярные ребята, а отраслевые по тематике каналы. Например, «Берсик», Наталья Берсенева – канал исключительно о куклах; Дмитрий Яковлев и Степан Шмытинский заточили свой блог под комиксы; Руслан Усачев занимает сразу несколько ниш, одна из которых – кино. На фестиваль собралась публика всех возрастов (70% — дети до 14 лет), и поэтому зачастую было сложно сосредоточиться на чем-то. Но благодаря приложению для IOS и Android можно было сориентироваться в программе.
Как раз приложение и показывает общую картину контент-маркетинговой конференции, и мы посетили несколько докладов. У Наталии Берсеневой собралась женская публика 8-12 лет, которой интересны куклы. И маленькие дети уже готовы интересоваться у успешного в отрасли человека тем, как ей удается продвигать канал. Отвечая на один из вопросов как опытный контент-маркетолог, Наталья говорит о тематиках, что «надо чередовать трендовые, хайповые, видео и те, которые вам интересны, чтобы интерес к каналу не падал». В переводе на взрослый язык — «соблюдайте рекламный баланс интересов целевой аудитории». Доклад назывался так: «Youtube как способ разделить свое хобби с тысячами единомышленников».
В маркетинге есть вопрос рекламного формата – сценарии, содержание, вероятность конверсии, хронометраж, кликрейт для рекламной площадки. На эту тему мы встретили доклад, который называется «Успеть за 60 секунд: как стать успешным блогером в Instagram». Забавно то, что выступление полностью посвящено созданию крутого, не побоюсь этой характеристики, «продающего» формата для Instagram.
Наиболее остро воспринимается в Youtube-среде тема комментариев, то есть фидбэка, обратной связи от целевой аудитории, то есть зрителя. Организаторы для доклада выпустили тяжелую артиллерию на сцену с докладом «Кибербуллинг: как реагировать на негативные комментарии в Сети». Ответ на вопрос доклада – с абсолютной холодностью и равнодушием, извлекая информацию для совершенствования контента.
Разумеется, были и простые мастер-классы, и автограф-сессии, но по существу, «Видфест» оказался суровой прокачкой подрастающего поколения блогеров. Прокачка сводилась не столько к маркетинговым механикам и змеиным хитростям рекламы. Основной акцент был сделан на качестве контента, на точечном улучшении реально провисающих аспектов видео начинающих блогеров – от тематики до отработки недостатков.
«Египту речь моя звучала, как закон…»
Такой «кач», как выражаются коучи по продажам, бесполезен без эмоционального воздействия на публику. Фактор того, что зритель становится ближе к своим кумирам, подогревает восприятие необходимой информации. Конечно, не во всех случаях это сработало. Например, с самыми маленькими у «Берсика»: детей интересовали ее письма, которые они пишут ей, а не сам канал или даже куклы (что-то вроде Деда Мороза, который существует). Но на докладе «Комиксы на экране vs Комиксы на бумаге» заряженная публика с энтузиазмом принимала толковые суждения спикеров. «Как выбрать тему для канала, если ты девочка» — доклад сразу от трех спикеров заставил юных особ трепетать от восторга, столь велик интерес к развитию собственного направления.
Но наиболее интересным наблюдением редакции THE WALL стало следующее: на фестивале не просто выстраивались в очередь за автографами или внимательно слушали своих кумиров, но тоже снимали видео юные еще неизвестные нам блогеры. Уже в самом начале мероприятия за десять минут мы насчитали 16 человек.
Результаты конференции
Мы уже не говорим о простом фестивале с мастер-классами, автографами, концертом и шоу. «Видфест» – это конференция, на которой задан вектор дальнейшего развития новых Youtube-каналов. Главное, что смущает взрослых представителей СМИ – низкое качество тематического контента, будь то содержание либо само производство. «Видфест» — капитальный фундамент, который помогает решить вопрос качества и улучшить индустрию в целом.
На «Видфесте» собрались еще неизвестные блогеры, темы докладов были «прокачивающими» и обучающими. Это говорит о том, что мероприятие носит узкоспециальный характер и нацелено на активных деятелей видеоблоггинга и развитие индустрии. Если же индустрия вышла на такой уровень, когда успешные кейсы разбираются на уровне зрителя и потенциального блогера, значит, Youtube воспринимается больше, чем простая самодеятельность, скорее как серьезный маркетинговый канал.
Автор текста: Петр Ермаков
Автор фото: Дарина Шишигина