Сегодня THE WALL обращает ваше внимание на пробелы социальной сети «ВКонтакте». А именно – на отсутствие верификации поступающего аудиоконтента от пользователей, в данном случае, классической музыки. «ВКонтакте» существуют аудиозаписи, не соответствующие оригинальному содержанию, будь то авторство исполнителя или название произведения. Первым человеком, который решил бороться с этой проблемой, стала девушка из Белоруссии, музыкант, дипломированный специалист и магистр искусствоведения, Марина Гелемент. Вместе со своей командой ей удалось создать группу, которая на протяжении 6 лет «живёт» и помогает десяткам тысяч людей верно обозначить авторство музыки. Марина рассказала корреспонденту THE WALL, Дамиру Бикчурину о борьбе с музыкальной неграмотностью.

Марина Гелемент

Расскажи о себе?

Всю жизнь я была окружена музыкой. Уже в 5 лет меня прослушали в детском саду и записали в музыкальную студию по классу фортепиано, которая находилась рядом с домом. Потом родители перевели меня в музыкальную школу. Поскольку по сольфеджио я выдавала отличные результаты, то в 7 классе меня взяла на обучение преподаватель теории музыки из музыкального колледжа. Именно она последние 2 года (8-9 класс школы) агитировала и готовила меня к поступлению в ссуз. Вот так я стала «теоретиком» в Брестском музыкальном колледже. Кстати, специальность «Теория музыки» считается самой сложной из всех музыкальных, поскольку необходимо иметь широкий кругозор по теории и истории музыки, обладать хорошим музыкальным слухом и при этом хорошо владеть фортепиано. После окончания колледжа я чудесным образом поступила в Белорусскую академию музыки и проучилась ещё 5 лет на специальности «Музыковедение». В вузе я приобрела множество профессий: музыковед, преподаватель, музыковед-лектор, музыковед-критик. Мой научный руководитель пожелал, чтобы я поступила в магистратуру, дабы продолжить научную деятельность. Поскольку в магистратуре учатся всего лишь год, я согласилась, мне надо было тогда до конца понять, стоит ли связывать себя с наукой. Но спустя год, даже сдав кандидатский минимум, который нужен для получения звания «Кандидат искусствоведения», мне стало ясно, что учиться и писать научную диссертацию я больше не хочу. Так я и осталась в звании «Магистр искусствоведения».

 

«Я приобрела множество профессий: преподаватель, музыковед-лектор, музыковед-критик»

Расскажи про свой клуб?

Всё началось с Моцарта. Мой знакомый приятель привлек мое внимание к аудиозаписям – «В. А. Моцарт – Ближе к мечте» и Secret Garden Song From A Secret Garden, которые звучали идентично. На самом деле автором музыки был Рольф Ловланд, солист группы Secret Garden. Пока искала информацию о группе, поняла, что в Интернете очень много таких подделок. Я решила, что будучи музыковедом, именно мне будет проще убедить людей в вопросах достоверности того или иного автора, и я сразу же стала действовать. Создала группу и начала писать по 20 сообщений людям в день, чтобы те переименовали названия. Одни благодарили, другие ругались. Поначалу группа называлась «Клуб защиты музыки от подделок», что звучало несколько неточно, поэтому пришлось уточнить. За всё время активности группы, мы выделили около 60 подделок, каждая из них пафосно обозначена так – «Разоблачение №…». Это самые популярные произведения в Сети из тех, что имеют от двух до десятка неверных авторов. Потом появилась команда и первые активисты, которые стали модераторами. Я также привлекла организатора концертов в Московской консерватории, который приглашает людей на концерты классической музыки и просто людей из разных стран, которые распознают музыку на добровольных началах. Получился такой интернациональный проект, причём без конкурентов.

«Я решила, что будучи музыковедом, именно мне будет проще убедить людей в вопросах достоверности того или иного автора, и я сразу же стала действовать»

А какие исполнители чаще других подвержены такому «недоразумению»?

Классические, как ни удивительно. Как это выглядит, «Вальс дождя», «Полет печали» или просто «Дождь» – все эти «метеорологические условия» обычно ассоциируются с И.С. Бахом, В. А. Моцартом или Антонио Вивальди. На просторах сети встречается и легендарная «5-ая симфония» И.С. Баха, которой в природе не существует. Композицию Джованни Марради – “With You” называют «Нежное пианино в лесу» и относят к В.А. Моцарту. «Хорватская рапсодия» от Тончи Хулича каким-то чудом стала «Шествием гномов» Э. Грига. Часть саундтрека Яна. П. Качмарека из к/ф «Хатико: самый верный друг» склеили и назвали «Музыкой ангелов, жрущих марципаны», а авторство отдали И.С. Баху. В общем чудеса, да и только. Такие дела.

Классическая музыка находится в общественном достоянии?

Для начала, существует несколько значений словосочетания «классическая музыка». В историческом плане – это музыка, написанная в определённый период времени (в XVII – XVIII). В оценочном смысле – это академическая музыка, которая признана шедевром, требующая концентрации при прослушивании и считается «серьёзной» (в отличие от лёгкой, фоновой музыки). Есть барочная классическая музыка, романтическая классическая музыка и т.д. Теперь ответ на вопрос: разумеется, вся классическая музыка находится в общественном достоянии. Каждый может и имеет право сыграть и записать произведение. Но также существует закон об охране прав исполнителей, где записанное ими произведение является их собственностью. Авторское право распространяется на исполнение, а не на произведение, исполнители – артисты, вокалисты, инструменталисты и дирижеры. В разговорной речи всю академическую музыку называют «классической».

«Вся классическая музыка находится в общественном достоянии. Каждый может и имеет право сыграть и записать произведение.»

Хорошо, почему существует проблема такого отношения, «вандализма» по отношению к классической музыке?

Опрос в группе показал, что всё дело в музыкальной неграмотности. В принципе, так оно и есть, поскольку в общеобразовательной школе, даже если в программу входит изучение классических произведений, то их не изучают, а занимаются вместо этого, пением. Кстати, не знаю, как в России, а в Беларуси вообще исчез предмет «Музыка и пение» после 5-ого класса и это очень печально. С сожалением могу сказать, что «вырезать» полностью неверные названия мы не сможем, поскольку мешает человеческий фактор, пока исправляем одно, люди заливают ещё. Зато мы смогли создать сильную информационную базу, в которой люди смогут найти верное название композиции. И поисковики нам здорово помогают в этом деле: перенаправляют людей к нам.

«Композиция “Song From A Secret Garden” насчитывает уже 71 неверное название!»

Каковы результаты вашей работы?

Наша главная функция – просвещение людей в области музыки. И для меня это самое главное. С другой стороны, достаточно сказать, что композиция “Song From A Secret Garden” насчитывает уже 71 неверное название! Постоянно появляются новые неверные названия, похоже, что этой проблемой я буду заниматься всю жизнь, если, конечно, потом не станет непосильной ношей. В целом, могу подвести, что мы – некоммерческий проект, открылись в 2010 г., и сейчас численность участников уже превысила 22 тыс. уникальных пользователей. Есть пара групп, вдохновленных моей работой, но именно мы не опускаем руки. Всё это во имя классической музыки.

 

«Не знаю, как в России, а в Беларуси вообще исчез предмет «Музыка и пение»

В чём выход?

ВКонтакте неплохо бы иметь модераторов, задача которых регулировать добавляемую музыку в социальную сеть. Технически – это почти невозможно, хотя я могу ошибаться. Если в глобальном смысле, то поможет повышение уровня музыкального образования. Государство вряд ли посодействует этому, остаётся только самообразование. Человек, который разбирается в классической музыке сможет с лёгкостью отличить классику от современной музыки. Другой вопрос, хочет ли он этого. И вот здесь в бой вступаем мы, музыковеды, музыканты. У нас в Бресте, например, каждый год проходит фестиваль классической музыки «Январские вечера», куда съезжаются лучшие музыканты со всего мира. Так вот, наша задача – увлечь людей этой (классической) музыкой, рассказать интересно, чтобы человеку захотелось послушать и попытаться понять композитора.

THE WALL сделал несколько запросов, чтобы узнать, что думают на этот счёт люди, прямо или косвенно относящиеся к музыке и работе соц. сети «ВКонтакте».

Комментарий модератора Клуба защиты музыки от неверных названий  Юлии Шепелевой:

История моего появления в этом проекте проста – меня пригласила в группу моя подруга, кстати, тоже модератор данного сообщества.

Отсутствие верификации в аудиозаписях – это не только проблема «ВКонтакте», но и Интернета в целом. К сожалению, большинство людей совершенно разучились думать, они копируют себе аудиозапись, не удосуживаясь прочитать и обдумать её название, тем более проверить. К тому же, невежество сейчас в моде. Как писал один пользователь «ВКонтакте»: «А я не знаю, и знать не хочу. И мне не стыдно. И вообще, мне все равно, как называется». Или ещё пример – слова администратора одной из групп: «Какая разница, как называется, главное, что музыка хорошая».

«Ну, какая «Музыка ангелов» может быть у Моцарта?»

И вот уже музыка с неверными названиями звучит со сцены, на телевидении. Дети рассказывают учителям об услышанных ими в Интернете произведениях «Моцарт», «Шопена» и т.д. И учителя, как ни странно, верят этому, хотя проверить произведения (особенно композиторов 18-19 веков) не составляет труда. К тому же, у музыки каждой эпохи есть свой стиль, который учителю этой самой музыки не определить просто стыдно. Я уже не говорю о названиях: ну, какая «Музыка ангелов» может быть у Моцарта? Достаточно просто посмотреть список произведений, чтобы убедиться. Впрочем, этому, похоже, есть простое объяснение. Как сказала одна моя знакомая (профессиональный музыкант, кстати): «У меня была мысль, что как-то не очень похоже на Рахманинова, но ведь написано же». А раз написано – значит, правда. Вот и плодятся записи с несуразными названиями и авторствами.

И вот это одно из важнейших искусств превратили в некий «шумовой фон»

Казалось бы, какая ерунда, ведь это всего лишь музыка. Но музыка – это такое специфическое искусство, которое оказывает влияние на всех, даже на ещё не рожденных младенцев (людей, вообще не восприимчивых к музыке, – единицы). И вот это одно из важнейших искусств превратили в некий «шумовой фон». Музыки сейчас создается слишком много, именно вот такой «фоновой» музыки. В музыке практически каждый считает себя специалистом. И наслушавшихся всех этих «Моцартов», «Вагнеров», «Шостаковичей» и т.д. убедить послушать настоящую классику почти невозможно, поскольку они абсолютно уверены, что это и есть классика (опять же пример из жизни: при попытке убедить одну девушку, что Моцарт не писал «Реквием по мечте», она сказала: «Не трогайте, это святое»). А растущее музыкальное невежество ведет к еще большей деградации общества, хотя большинству эта фраза покажется странной.

Комментарий Станислава Городова, саксофон, кларнет, муз.проект «Metropolitan Poets»:

Станислав Городов

По поводу жанров, понимаете, мир академической музыки пошёл «своим» путём. С появлением «модернизма», а впоследствии и «постмодернизма», он постепенно стал отказываться от всех «старых» законов, они, дескать, исчерпали себя. В них достаточно написано, и нужно всё кардинально менять. Со временем исчезли гармония и тональность, ритм, форма и прочее. Полных хаос! Так вот, этими пертурбациями академическая музыка сама отрезала себя от слушателя. Его в сущности сегодня нет. Есть пара сотен любителей жанра, половина из которых — сами музыканты. Людей же, работающих в смешанных стилях, позволяющих себе то тут, то там вставить пару тяготеющих к тонике аккордов, они на дух не переносят, считая отщепенцами. Интересно отметить, что были и в этом стиле потрясающие авторы, как например, Игорь Стравинский, или же Арво Пярт, сумасшедший и от этого прекрасный Георг Лигети. Но в итоге мы имеем музыку, большая часть которой, второстепенна и непонятна непосвящённым.

Комментарий Кирилла Иваничкина, музыкального обозревателя, представителя новой волны российской музыкальной журналистики:

Кирилл Иваничкин

На самом деле вандализмом является само наличие в свободном доступе композиций, которые являются чьей-то интеллектуальной собственностью. В этой ситуации дареному коню не стоит смотреть в зубы. Вандализм я понимаю как целенаправленное осквернение объекта культуры. В данном случае, песни или композиции. И даже если учесть, что треки в ВКонтакте могут являться произведением искусства (в чём в большинстве случаев лично я сильно сомневаюсь), то даже так это абсолютно точно не вандализм. Так как неверное название трека — это следствие не злого умысла, а банального незнания. Классическая музыка попадает всегда под раздачу второго. В ней попросту никто не разбирается.

Модернизировать пора весь Интернет в принципе. К сожалению, в эпоху, когда в сети слишком многое стало перекликаться с реальной жизнью, Интернет-пространство не может оставаться в том виде, в котором он есть сейчас. Я говорю о том, что сегодня в сети можно оплатить счета, делать покупки, совершать множество операций с документами и так далее. Эти действия требуют авторизации и тотального контроля. Таких сервисов и мест в сети становится все больше. Анонимов в этом пространстве практически не осталось. Пятнадцать лет назад, когда я начинал пользоваться Интернетом, картина была обратная… Собственно, моя долгая преамбула подвела нас к пониманию того, как устроена работа с контентом в сети и в соц.сетях в частности. Люди льют в «паутину» то, что хотят. И никакой ответственности. Структуризация на глобальном уровне начнётся только тогда, когда сервис станет платным — то есть, когда музыкой в соц.сетях начнут заниматься профессионалы. Когда возобладает авторское право. До тех пор, всё остается, как в жизни: у одного дома порядок, и он бросает мусор в урну, а у другого – беспорядок. И он транслирует его на весь окружающий мир.

Комментарий Влада Сидоренко, основателя группы «Ложь пабликов ВКонтакте» (433K подписчиков):

Влад Сидоренко

Я подтверждаю важность этой проблемы, но дело не во ВКонтакте. Всё-таки это не специальная музыкальная площадка, здесь упор на общение. Дело в людях, в человеческом факторе. Я сам являюсь сторонником того, чтобы песня имела в названии настоящего исполнителя, мелодия – композитора, трек – музыканта. И осуждаю тех, кто намеренно или случайно меняют название аудиозаписей. Как выход, конечно, можно ввести бота для модерации всего поступающего аудиоконтента, но это затратное дело, и я уверен, что ВК есть куда вложить время и средства. А так – всё возможно. Ввели же бота, который удаляет композиции и документы по обращению правообладателя. Причём делает он это очень быстро.

Комментарий Дениса Сергеевича, главного редактора группы «Классическая музыка» (383K подписчиков):

Верификация аудиоконтента необходима. Её отсутствие делает ВКонтакте слишком провинциальным «аудиосервисом» в отличие от Яндекс. Музыки, Google Play Music, Apple Music и прочих. Воспринимать ВКонтакте как полноценный аудиосервис опрометчиво. Пора легализовать музыку. Что касается авторства прав классической музыки, то оно распространяется на исполнение, т.е. если исполнитель записал какое-то произведение, то он имеет права на свою запись.

Комментарий Администрации группы E:\music\art:

Верификация противоречит нынешней политике ВК о аудиозаписях. Это ответственность загружающих контент людей, личная, а не коллективная. Когда правообладатели (а это скоро) будут иметь влияние на происходящее в сети, тогда верификация будет необходима.

Можно ли спрогнозировать такое развитие событий: проведут чистку всего имеющегося аудиоконтента, потом аудиораздел станет закрытой системой, пользователям отрубят возможность загружать треки самим – все будет добавлять ВК? Или это маловероятно?

Так радикально – нет. Контент будут постепенно извлекать по запросам, заключать контракты с правообладателями. Сама по себе возможность загрузки не нарушает чьих-либо прав. В то же время никто не будет делать вторую Яндекс Музыку. Легализация нужна для выхода на европейский рынок инвестиций, но не для занятия ниши музыки.

Комментарий Администрации группы «LIVE» (около 4KK подписчиков):

ВКонтакте нет верификации аудиозаписей, это всё «user generated content» со всеми свойственными недостатками. Если говорить о классической музыки, то права на записи большинства этих произведений принадлежат оркестрам, которые исполняли для записи. Что касается той небольшой части муз.классики, перешедшей в общественное достояние, то, скорее всего, у ВКонтакте нет сейчас доступных ресурсов на такой проект (говоря о специальном боте, модерирующим поступающий аудиоконтент от пользователей).

Комментарий Администрации группы «Музыка» (4KK подписчиков)

Верификация никак не решит данную проблему. Слушателям необходимо доносить больше информации о музыке. ВКонтакте также есть проект «Оригиналы», где исправляют ошибки.

Комментарий техподдержки «ВКонтакте»:

Пока что такого вида модерации у нас нет. Не исключено, что в скором будущем это изменится, но пока что так.

Автор: Дамир Бикчурин

Источник главного фото: wien.info