Когда на входе в Музей современного искусства «Гараж» вам скажут, что у них проходит только одна выставка – не верьте. До конца октября вы сможете найти там масштабный показ коллекции Вадима Захарова «Постскриптум после RIP».

Выставляющийся впервые архив Захарова – художника, фотографа, архивариуса неофициального советского, перестроечного и постсоветского искусства – охватывает промежуток от 1989 до 2014 года и включает в себе архивные съёмки со всех уголков планеты. Это не просто не одна выставка – это бесконечный калейдоскоп бесчисленного множества лиц, очертаний, объектов, инсталляций, направлений, течений и жизней.

Неподготовленному человеку, заглянувшему на выставку, будет непросто разобраться в этом паззле. О самой экспозиции и художнике вы можете прочитать здесь, но для того, кто хочет собрать цельную картинку из мелких разнящихся и порой несовместимых осколков, мы подготовили небольшой словарь-разговорник. В нём вы сможете найти ключевые имена и понятия, так или иначе связанные с целым миром русского искусства второй половины XX века и начала XXI.

Альберт, Юрий (1959) – художник. Получил образование в МГПУ им. Ленина. Первая персональная выставка – The Fragments of Moscow Underground – состоялась в Хельсинки в 1988 году (устраивалась и проводилась совместно с Вадимом Захаровым). С 2008 года вместе с Андреем Филипповым и Виктором Скерсисом входит в творческое объединение «Купидон». Автор текстовой картины-манифеста «Если то, на что вы смотрите, искусство, то я, наверное, занимаюсь чем-то другим». В своих художественных работах нередко ставит вопросы конца искусства как такового, нередко давая на них самые неутешительные ответы.

Так выглядят экраны в папках-надгробиях. В каждой папке может храниться до пятнадцати видеозаписей. Папки датированы, видеозаписи предваряются описанием.

Ануфриев, Сергей (1964) – потомственный художник (родители активно занимались развитием современного искусства в Одессе). Является представителем одесского коцептуализма – не представляющего собой полную противоположность московского, но все-таки несколько от него отличного. В 1987 становится одним из основателей группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”». Вместе с женой Марией Чуйковой и Павлом Пепперштейном в разное время преподает в Германии, Швеции. Является автором нескольких художественных книг, книг по теории искусств.

Булатов, Эрик (1933) – художник.  Учился в Художественном институте им. Сурикова (Москва). Отличительная особенность его картин – сведение на полотнах плакатного текста, часто отсылающего зрителя к подобным плакатам времен СССР, с пейзажным фоном. В разное время был соотносим с таким направлением как соц-арт (и, разумеется, с концептуализмом); сам считает, что его творчество имеет много общего с каждым из существующих в процессе создания картины направлений. В настоящее время живет во Франции.

Ветер – нечто, не имеющее формы и содержания (кажется, и смысла)[1].

Гройс, Борис (1947) – искусствовед, публицист. Окончил мехамат Ленинградского Государственного Университета. Автор наиболее доступных статей о московском концептуализме и главных представителях этого направления (пример: «Московский романтический концептуализм»).  В 2013 году увидел свет сборник его статей, посвященных, помимо прочего, трансформации искусства в современном обществе и отношении искусства к данной политической идеологии. 

День – тип тупика, декларируемый как норма.

Звездочетов, Константин (1958) – художник, в 1978 становится одним из основателей московской арт-группы «Мухоморы», которую называют самой бесшабашной группой представителей московского концептуализма. В рамках этого творческого объединения по-своему исследует и отчасти пересматривает взгляды на советскую эпоху, советское искусство. Удивительно оптимистичен по сравнению со старшими авангардистами, которых смущало новое иронически-снисходительное отношение к тому, что они категорически отвергали и считали низким и недостойным чего-то, кроме презрения. Очень рекомендуем к прочтению «Перспективный план похищения группой “Мухомор” из Третьяковской галереи картины А. Иванова “Явление Христа народу”».

Инспекция «Медицинская герменевтика» (варианты сокращений – «Медгерменевтика, «МГ» – московское творческое объединение, образованное в 1978 году. У истоков этой арт-группы – Павел Пепперштейн, Сергей Ануфриев и Юрий Лейдерман. Илья Кабаков отмечал, что «никому, включая медгерменевтов, неизвестно, что такое медицинская герменевтика»[2]. Помимо организации акций, выставок, перфомансов, объединение занималось инспекциями. В «Словаре терминов московской концетуальной школы» Павла Пепперштейна практика инспектирования характеризуется как «…скрыто галлюциногенный коспромисс между “отстранением” и “участием”».

Кабаков, Илья (1933) – художник, представитель старшего поколения московских концептуалистов. Его работы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея. Учился на отделении графики МГХИ им. Сурикова. Занимался иллюстрированием детских книг – это было довольно частой практикой среди представителей неофициального искусства и в его время, и гораздо позже. Участвовал в коллективных выставках (в том числе и с Эриком Булатовым) советского искусства на Западе. С восьмидесятых уделяет больше внимания инсталляциям, чем графике, с начала двадцать первого века начинает активно выставляться в России. Ввел в терминологию теории искусства понятие «тотальная инсталляция» – инсталляция, построенная на включении зрителя внутрь себя, рассчитанная на его реакцию внутри закрытого пространства. Является самым дорогим художником второй половины двадцатого века.

Кабакова, Эмилия (1945) – куратор, арт-диллер. Имеет музыкальное образование; училась в Московском университете (факультет испанского языка и литературы). Работает с Ильёй Кабаковым с 2002 года.

Монастырский, Андрей (1949) – художник, поэт, теоретик искусства. Окончил филологический факультет МГУ. Автор большого количества теоретических статей, необходимых для лучшего понимания современного искусства, печатавшихся в разное время в России и зарубежом.

Московский концептуализм – течение в неофициальном искусстве СССР; представители этого направления и были, в основном, «заархивированы» Вадимом Захаровым. Для тех, кто хочет разобраться в этом понятии как следует – рекомендуем к прочтению статью Бориса Гройса «Московский романтический концептуализм». Цитируя её, стоит упомянуть, что, помимо всего прочего, московский романтический концептуализм – это «позитивная попытка выявить условия, которые делают возможным для искусства выход за свои границы».  Сам Захаров в разговоре с Удо Киттельманом[3] признается, что московский концептуализм остается не до конца понятен, говоря о том, что у группы представителей этого направления нет четкого состава, но узнать художника московской концептуальной школы можно сразу.

Мышь в дзенском монастыре – образ из инсталляции Вадима Захарова «В детстве я был мышью в дзенском монастыре». Сочиненная автором история, которой сопровождается инсталляция, такова: монах учит мышь, что ей следует хранить кусок сыра на песке, а не есть его, в результате чего мышь обретает бессмертие. Захаров поясняет – запрет на съедение сыра есть запрет на его понимание. Это значит, что сыр – объект искусства, который можно либо понять, либо инсталлировать. Причем первое будет означать смерть, а второе – бессмертие. Для него, инсталлировать сыр – уберечь его от понимания, потребления.

Немухин, Владимир (1925) – художник; наряду с Ильёй Кабаковым и Эриком Булатовым считается классиком так называемого «второго русского авангарда» – классиком позднего советского формализма[4] и абстракционизма. Учился в МГХИ им. Сурикова, откуда был отчислен за несогласие с официальным искусством социалистического реализма. Для его творчества характерно представление картины не как изображения, а как объекта предмета. Работы Немухина находятся в коллекциях Третьяковской галереи и Государственного центра современного искусства.

Пригов, Дмитрий (1940 – 2007) – поэт, художник; одна из ключевых фигур московского (романтического) концептуализма. Получил высшее образовании в МВХПУ им. Строганова. Наиболее узнаваемый образ его поэзии – «милицанер» («медиатор между государством земным и небесным», «герой культурный, страдающий»[5]. В девяностые воспринимался общественностью как популяризатор современного искусства, выходящего из тени неофициальности на широкое пространство; стал олицетворением авангардной поэзии.

Пепперштейн, Павел (1966) – поэт, художник, теоретик искусства, критик. Учился в академии изящных искусств в Праге. Его художественные работы находятся в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея. Основатель и идеолог течения «психоделический реализм» – направления в искусстве девяностых, использующее традиционные реалистические формы для наполнения их невидимым для непосвященного зрителя содержанием. Литературу называет неприбыльной и признается, что живет исключительно на изобразительное искусство.

Решение стать художником – выбор идиота[6].

Художник – чудовищное слово, от которого Захарова тошнит. Когда самооценка Художника приближается к нулю, неописуемая радость охватывает все его шизофренические ипостаси. В особо тяжелых случаях они собираются у постели Художника с выражением этой радости на лицах[7].

Шелковский, Игорь (1937) – художник. Сошёлся с московскими концептуалистами в шестидесятые; стал одним из организаторов журнала неофициального современного искусства «А-Я»[8]. Эмигрировал во Францию в 1976 году, позже называл это «побегом от коммунизма». Себя считает реалистом, объясняя это тем, что любая его работа имеет точкой отправления какую-то реальность.

«Это необходимо русской культуре» – одно из положений неизбежной дилеммы Архивариуса. Второе положение выражается ёмким «А пошли все к чертовой матери, меня никто не просил»[9].

Автор текста и фото: Юлия Мейхер

[1] Из словаря терминов московского концептуализма В. Захарова.

[2] Из книги В.Тупицына «Глазное яблоко раздора. Беседы с Ильёй Кабаковым».

[3] Директор Национальной галереи Берлина, куратор множества немецких выставок.

[4] Теоретическая художественная концепция, согласно которой ценность произведения искусства определяется прежде всего его формой и условиями среды, в которую оно помещено; акцент в самой картине делается на элементы композиции.

[5] Из словаря терминов московского концептуализма В. Захарова.

[6],[7] Выдержки из приветственной речи Вадима Захарова, обращенной к посетителям выставки.

[8] В этом журнале были впервые опубликованы работы большинства концептуалистов, считающихся теперь классиками того времени – Дмитрия Пригова, Эрика Булатова, Константина Звездочётова. Для журнала писал статьи Борис Гройс, на его страницах публика впервые увидела картину Ильи Кабакова «Жук», которая была продана за 5,8 млн. долларов на аукционе в 2008 году.

[9] Из приветственной речи Вадима Захарова.