Умберто Эко известен как автор впечатляющих и неординарных произведений, поклонники его творчества по всему миру зачитываются романами «Имя розы» и «Маятник Фуко». Однако помимо художественных книг, из-под пера писателя вышло огромное количество научных и публицистических исследований и статей. Результаты лучших из них, а также эссе и записи с выступлений и семинаров объединены в недавно опубликованном сборнике «О литературе».  В нем писатель переворачивает с ног на голову представление о некоторых, казалось бы, общеизвестных произведениях, заставляя читателя по-новому взглянуть на привычные книги, и простых языковых понятиях, таких как стилистика. Эта книга представляет собой весьма органичное переплетение литературоведения, анализа, критики и окололитературных размышлений.

Обложка русскоязычного издания книги. Источник фото: http://www.corpus.ru/products/picts/products/tnw800-Eco-O_literature-1000.jpg

Эко в своих эссе рассматривает вопросы и явления, которые кажутся ему значимыми интересными, не стараясь выстроить их последовательно или логически – он сам подчеркивает случайность этой подборки. Так, автор выражает свое удивление тем, что большинство людей уделяет достаточно времени и внимания чтению первой части «Божественной комедии» Д. Алигьери – «Ада», кое-кто добирается до «Чистилища», а вот «Раем» многие пренебрегают, считая его «монотонным и утомительным диалогом между учителем и учеником». Сам автор называет эту третью часть «поэзией ума», призывая прочесть и проникнуться идеями средневекового писателя, разобраться во всех отсылках и насладиться поэтикой света, которой так мастерски владеет Алигьери. Автор показывает, что наполненность «Рая» фееричными вымыслами, световыми потоками и космическим (в буквальном смысле) настроением могут сделать это произведение привлекательным и для современной публики. Эта часть «Комедии», по словам Эко, — лучшая фантастика из всех существующих, «апофеоз виртуальной реальности».

Автор также пишет о символизме и о «символической паранойе» — стремлении найти тайный смысл везде и всюду, ведущему к ослаблению способности видеть этот скрытый подтекст там, где он действительно присутствует. О влиянии этих смыслов, правды и неправды автор пишет в эссе «Сила ложного». Он делает краткий экскурс в многообразие всех фальшивых историй, которые читатели знают из его романов, обычно наполненных иллюзиями, вымыслами, фантастическими теориями и идеями. Эти истории имели самое различное влияние на развитие событий, от весьма благоприятного до разрушительного. Автор вновь обращается к читателям, стремясь дать понять, в чем состоит этот самый тайный подтекст его произведений: истина в любой момент может оказаться ложью, и задача общества – научиться признавать свои ошибки и неправоту, чтобы избежать дальнейшего ухудшения положения вещей. После того, как Эко убеждает нас в том, что литература полна выдумки, он выдвигает парадоксальный тезис о том, что порой в романах и повестях больше правды, чем в реальности. Существующие в жизни понятия или факты в любом момент могут стать ложными или неоднозначными, в то время как Шерлок Холмс всегда будет жить на Бейкер-стрит, а Анна Каренина каждый раз будет умирать под колесами поезда.

Источник фото: https://www.godaddy.com/garage/wp-content/uploads/2016/05/10030588973_a4bf618be6_b.jpg

Но не в этих правдах и неправдах заключается, по мнению автора, суть литературы, а в языке, его тонкостях. В зависимости от того, что читатели считают главным в произведении, Эко делит их на две большие группы: одни воспринимают и оценивают литературу эмоционально, душой и сердцем. Другие – разумом, логически, следуя подходу Аристотеля. Поклонникам его романов не приходится догадываться, на чьей стороне сам автор и какого подхода он ждет к своим произведениям. Но Эко с уважением относится абсолютно ко всем читателям, называя лжецами тех писателей, которые клянутся, что пишут только для себя.

Умберто Эко. Источник фото: http://persons-info.com/userfiles/image/persons/10000-20000/16000-17000/16577/EKO_Umberto1.jpg

 

Сборник «О литературе» вышел в России вскоре после смерти писателя, поэтому по праву может называться непреднамеренным завещанием автора. Он действительно является неким итогом жизни и творчества Умберто Эко. Вместе с ним мы проходим путь от «Некоторых функций литературы», описанный в первой главе до заключительной части, названной «Как я пишу» и похожей на исповедь, наполненную откровениями и личными признаниями. Без базовых знаний и общем представлении о зарубежной литературе и литературоведении читать книгу будет довольно сложно, но её прелесть заключается как раз в том, что читатель может пропустить то, что находит непонятным или неинтересным и уделить внимание более близким ему статьям. Несмотря на загруженность ссылками и цитатами произведение захватывает и качественно расширяет взгляд на литературу, писательство и науку о языке. Книгу нельзя назвать однозначной, потому что многое из того, о чем говорит и в чем убеждает нас автор, например, его мысли о «Сильвии» С.Э. Билла и о писательских талантах Оскара Уайльда можно оспорить. Однако так как произведение является, в первую очередь, сборником эссе — независимых мыслей автора на различную тему, то, возможно, спорить нет смысла, и мы можем просто насладиться новой порцией хорошего текста в стиле Умберто Эко.

Автор: Анжела Сайдахметова