На протяжении семи лет на глазах московской публики разворачивается масштабный междисциплинарный проект “Удел человеческий”, исследующий человека и всё присущее ему в XXI веке. С куратором проекта Виктором Мизиано THE WALL беседовал во времена ещё первых сессий. Сегодня же нам предлагают поразмышлять над феноменом биографии и разными жизненными коллизиями в целом. Тяжелое детство с деспотичным отцом, личные дневнички на замочках, документация попыток бросить курить, фотографии из семейного архива — каждому участнику здесь отведен целый зал, и у каждого своя “биография”.
Гостей встречают работы болгарского художника Недко Солакова. Знакомый многим по ярмарке Cosmoscow, в серии работ “Что если…” он представляет несколько гипотетических сюжетов, которые вряд ли смогут произойти в реальности, но, скорее всего, имеют место быть в художественном мире его работ, а, возможно, они абсолютно невозможны ни там, ни там. Полупрозрачный рисунок тушью и подпись: “Что если в любой момент, когда я захочу убить действительно плохого, на мой взгляд, человека — например, коррумпированного политика — его или ее действительно убьет анонимный мститель?”
Пространство музея наполнено звуками. Вместе с визуальными образами они отпечатываются в памяти и влияют на восприятие экспозиции. Вот из динамиков звучит история XX века: женский голос рассказывает про основание в Берлине коммунистической партии и про массовое сожжение книг. История смешивается с игрой на синтезаторе, напоминающей детскую песенку. Эти звуки скопились вокруг работы Сергея Браткова. Светодиодные доски, расположенные по периметру зала, развивают мотив курения: начал курить, пытался бросить курить, не курил, две пачки в день. Постоянное повторение, причем даже не биографии человека, а скорее его попыток казаться кем-то другим.
Гремящие, скрипящие звуки, словно кто-то что-то ломает, раздаются вокруг работ белорусской художницы Жанны Гладко. Рояль посреди комнаты и прочие реди-мэйды призваны рассказать о взаимоотношениях девушки с отцом. Детская фотография, испещрённая пулями, попытки казаться более маскулинной или, наоборот, более женственной, ощущение надломленности и желания от чего-то скрыться. Возможно, от отцовских наставлений, которые были написаны на полотне, а позже зашиты ниткой. Экспозиция идеально подходит для токсичных родителей. Цикл произведений называется Inciting Force (“Провоцируя силу”) и с каждым показом пополняется новыми объектами.
Продолжает тему семейного насилия эстонский художник Марко Мяэтамм. Ироничные комиксы о паре, ссорящейся по пустякам, или о мужчине, постоянно пытающемся скрыться от своих двоих детей и жены. Обыденные или даже интимные действия (поход в туалет, бритье ног) доводятся до абсурда и высмеиваются.
Юмор выливается в большую жестокость в инсталляции “Кукольный домик”. В клетке маленькие куколки на манер театральной постановки разыгрывают сценки из якобы семейной жизни: кто-то хочет заняться сексом, кто-то описал кровать, кто-то замахивается молотком на другого, а мальчик в зимней куртке залезает в ванную. Кроме того, в кукольном доме царит бардак. При этом сценки не вызывают отвращение и не отпугивают. Это такая веселая детская игра, которую хочется подолгу разглядывать.
Более традиционное отношение к семье найдется у художников из Казахстана Виктора и Елены Воробьевых. Они работают с фотографиями из семейного архива, на которых запечатлены основные этапы жизни: рождение, похороны, вступление в брак, выходные с семьей. Вспоминается недавно прошедшая выставка старинных фотографий на Бумажной фабрике — “Собака и рояль”. Тысячи фото были разделены по тематике и расклеены по стенам. В ММОМА работа более художественная: узоры, коллажи и раскрашивание цветными ручками черно-белых кадров. Это словно попытка обратить внимание на определенные детали, а орнаменты, выходящие за пределы фотографии, стремятся достроить действительность или стереть границу между черно-белой историей семьи и нашей жизнью.
Если вы любите видеоблоги и TED Talks, то вас точно не оставит равнодушным видео-работа художницы Амалии Ульман.
Примитивная анимация и слащавый голос с веселой музыкой: наподобие Фертовского веб-сериала “Salad Fingers” здесь рассказывается о возникновении феномена девичьего дневника на замочке: “Дневники поглощают кровати, на которых девочки пишут свои дневники”. Ульман берет тамблер-блоги, видеодневники о диете или беременности и показывает, что, несмотря на открытый доступ к ним в сети, такие повествования все равно остаются в зоне чего-то секретного и полу-запрещенного. Женские мысли старательно скрываются от всего мира — так сложилось исторически.
Еще много историй, реальных и не очень (выдуманная биография сюрреалистки Жюстин Франк и картины от ее лица и с ее лицом), может рассказать “Удел человеческий”. Всё это — постоянные попытки отыскать свое место в мире. Удивительные, порой запутанные, рассказы художников о жизни доказывают, что найти ответы можно где угодно: среди мебели в старой хрущевке или на воображаемых улицах из пенопласта. А куда после выставки отправитесь вы?
Автор: Злата Лиман
Фотограф: Ника Артамонова
Фото обложки: mmoma.ru