Благотворительная организация «Tutors for Pupils» помогает воспитанникам московских Центров содействия семейному воспитанию (ЦССВ) подтянуть знания и подготовиться к сдаче школьных экзаменов. Она была создана в 2015 году студентками Высшей школы экономики Анной Бауэр и Татьяной Андрияновой, целью которых было мотивировать ребят к учёбе, достижению положительных результатов учеников в школе (отсутствие «двоек» и сдача экзаменов хотя бы на пороговом уровне). Обсудили с Анной и Таней их проект.

Как пришла идея создать организацию?

Мы увидели в интернете объявление о том, что детскому дому нужны репетиторы, и решили вдвоём с однокурсницей съездить как волонтёры-репетиторы. Когда вышли от детей, поняли, что нас двоих мало и нужно организовывать проект.

С какими трудностями сталкиваются благотворительные организации?

Нехватка ресурсов. Иногда человеческих, иногда материальных. Но в нашем случае первое гораздо важнее, самым сложным являются привлечение и долгосрочная мотивация волонтёров.

Какими самыми важными качествами должны обладать студенты-волонтеры?

Самое главное – это терпение. Мы работаем с детьми, у которых зачастую нет даже базовых знаний, поэтому нужно быть очень терпеливым, не ждать, что ребенок поймет сложную тему с первого раза, быть готовым повторять до тех пор, пока он не поймет. Конечно, не у всех детей все плохо с учебой. Есть заинтересованные ребята, которым очень нравятся определённые предметы. Таким детям мы помогаем достигать бóльших успехов.

Единой программы у нас нет, потому что все дети разные. Именно поэтому мы работаем только индивидуально.

И ещё важен, конечно, творческий подход к обучению и любовь к предмету, потому что очень важно с самого начала заинтересовать ребёнка в предмете и мотивировать к учёбе.

Что вам принесла деятельность организации? Чему вы научились в Tutors for Pupils?

Аня: Я получила бесценный опыт работы с детьми и определилась с тем, чем хочу заниматься, хотя все меня отговаривали от работы учителем. Сейчас пишу магистерскую диссертацию по педагогике (связанную, кстати, с деятельностью нашей организации) и работаю преподавателем языков. Ну и конечно, очень полезный опыт руководства организацией.

Таня: Руководство организацией – это в первую очередь ответственность, а во вторую – многозадачность. А ещё наша деятельность про людей, очень разных и уникальных. Это и подопечные, воспитатели и, конечно же, наши организаторы и репетиторы, у каждого из которых чему-то учишься – пониманию, терпению, новым знаниям и взглядам на жизнь.

Должен ли человек уже обладать опытом подготовки учеников к экзаменам для того, чтобы вступить в вашу организацию?

Это необязательно. Когда мы сами приехали в первый детский дом (это был ЦССВ «Солнечный круг»), мы вообще никогда ранее не преподавали. Мы понимаем, что всем нужно с чего-то начинать и не требуем от волонтёров опыта преподавания (хотя это, безусловно, является плюсом), а участие в нашей организации очень круто прокачивает навыки объяснения материала ученику.

Как волонтёры составляют программу для обучения? Какими ресурсами они пользуются?

Единой программы у нас нет, потому что все дети разные. Именно поэтому мы работаем только индивидуально. Но мы проводим обучающие тренинги, отправляем репетиторам памятки с рекомендациями, а также сами всегда готовы проконсультировать лично. Сейчас мы разрабатываем универсальные методички, которые помогут репетиторам определить направление индивидуальной образовательной траектории и подобрать наиболее эффективные методы обучения конкретного ребенка.

Если человек не знает формата ЕГЭ, но хорошо разбирается в самом предмете, стоит ли ему подавать заявку? Можно ли заниматься с детьми, например, иностранными языками, не готовя их к экзаменам?

Конечно, можно. Мы ведь не только готовим к экзаменам. У нас есть ребята, которые учатся и в начальной школе, поэтому пока не готовятся к экзамену. А есть ребята, которым нужно просто подтянуть знания по тем предметам, которые они не собираются сдавать.

Каким образом происходит обучение? Где, по какой схеме?

Занятия проводятся в ЦССВ «Радуга». Репетиторы обговаривают с воспитателями и детьми график занятий: должно быть удобно и волонтёру, и его ученику. Обычно занятия проводятся 1-2 раза в неделю во второй половине дня, а длительность занятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка (усидчивость, внимание и т.п.).

Один из учеников очень хотел научиться играть на гитаре, и репетитор пообещал научить мальчика, если тот освоит несколько тем по математике

С какими детскими домами вы сотрудничаете? Каким образом устанавливаете взаимодействие с руководством?

Сейчас мы сотрудничаем с ЦССВ «Радуга», куда несколько лет назад перевели наших подопечных из бывшего ЦССВ «Солнечный круг» (сейчас это реабилитационный центр). В ближайшее время мы хотим начать взаимодействие с ещё одним ЦССВ. Обычно мы сами звоним и предлагаем свою помощь, но те организации, с которыми мы работаем, советуют нас другим. Так мы и пришли в «Радугу».

Поддерживают ли репетиторы контакт с детьми ещё как-то, помимо обучения?

К сожалению, обычно на это просто не хватает времени. Но у нас был случай, когда один из учеников очень хотел научиться играть на гитаре, и репетитор пообещал научить мальчика, если тот освоит несколько тем по математике. Темы были выучены – аккорды взяты.


Сейчас проект объявил новый набор: присоединиться может любой желающий не только обучать, но и помогать  развиваться проекту. Подробнее о вакансиях вы можете прочитать здесь и, если какая-либо позиция вас заинтересовала, заполняйте анкету Tutors for Pupils.

Автор: Анна Князева

Фото: Татьяна Андриянова