The WALL Magazine пообщался с одной из создательниц проекта детокс-напитков и снэков 365 detox Марией Леонтьевой, которая запускает проект «ТРАВКИ» – чай из трав, ягод, специй, корней и фруктов с классным вкусом и полезным действием. Как она его называет, “травяной чай по-новому”. Мы узнали у Марии о необычных решениях для бизнеса, предпринимательстве в России и о том, к чему стоит прислушиваться, когда начинаешь своё дело.
Начнём с названия. «Травки» – в этом есть что-то детское, милое. А что вы в него вкладывали?
Хотелось, чтобы название было лаконичным и отражало заложенные ценности: честность, натуральность и, конечно, фан. Вариантов было много, около восьмидесяти, но ни одно из них так не подходило, как “травки”, которое, кстати, было придумано первым. Оно такое на грани и всегда вызывает улыбку, хочется сказать “мы друг друга понимаем”.
Почему именно чай? Это незанятая ниша или ещё и личная история?
Сама я очень давно увлекаюсь естественными методами поддержания здоровья. По образованию я математик-программист, но уже со студенческих лет читала много книг на тему натуропатии и детокса, увлекалась йогой, проходила дистанционно обучение у детокс-гуру из Нью-Йорка, училась аюрведе в Институте Восточной медицины при РУДН. В 2014 создала с партнерами проект 365 detox, который буквально поглотил меня. Позже решила продолжить обучение в РУДН, получив образование специалиста по оздоровлению по направлению фитотерапии и аюрведы. Всё это вылилось в желание сделать продукт для ежедневного применения – не просто вкусный, но с конкретными полезными свойствами.
Как придумывался дизайн? Чья была идея?
На помощь я позвала Сергея Родионова, основателя агентства Sergii Dima, и Иру Шевелёву, копирайтера и консультанта по бренд-стратегии. Придумывали дизайн около года, думали, как передать наши ценности через упаковку. Поэтому она такая минималистичная, из эко-материала, а весь состав написан прямо на лицевой стороне, чтобы сразу было видно, что добавок нет.
Кстати о составе. Кто придумывает сочетания всех трав?
Рецептуры разрабатываю я сама. От ароматизаторов я отказалась, ведь они в основном на химической основе. В разработанных составах есть одна-две главные действующие травки, одна-две корректирующие или усиливающие эффект, травки для аромата и вкуса и травки, добавляющие витамины.
То есть это целая формула?
Да! В ней я соединила два принципа: функциональность и богатый вкус. Все свои рецептуры я утверждаю у чайных технологов, фитотерапевтов и практикующего врача аюрведы.
Чувствуете ли вы, что у вашего бизнеса есть социальная значимость? Возможно, вы работаете для определённых лиц или используете биоматериалы, которые не вредят окружающей среде?
Да, мы стараемся использовать экологичные материалы, придерживаемся эко-подхода в производстве: не используем нейлон, клей и скрепки.
Как скоро, по вашему мнению, проект окупится и начнёт приносить прибыль?
По нашим расчётам, это произойдёт приблизительно через год активных продаж. Но может вклиниться процесс расширения, добавления новых вкусов, а это опять инвестиции.
Я знаю, что вскоре вы планируете осуществлять продажи через магазин «Азбука вкуса». Насколько сложно было договориться о сотрудничестве, и почему именно такой магазин – ваш формат?
У меня был опыт работы с Азбукой в проекте 365 detox: через них мы впервые выходили в сеть. Я понимаю их аудиторию, и, мне кажется, она очень совпадает с той, для которой мы создавали продукт. Азбука классная. Я вижу, как она устроена изнутри, и мне хочется с ней работать. Она прогрессивная, молодая, борется за качество, тщательно отбирает продукты. Плюс, они продают русские продукты, сделанные на европейском уровне. Магазин вообще часто проверяет своих поставщиков. Это, безусловно, классный доскональный подход.
Как ещё хотите выходить в офлайн?
Мы хотим реализовывать продукт через эко-, био-магазины. Например, Город-Сад, Биостория. Также через йога-студии и салоны. Кроме того, мы планируем запустить новый формат, который я ещё не видела в нашем сегменте – подписка на чай: мы предлагаем ежемесячную поставку чая ТРАВКИ в офисы, рассчитанную на разное количество сотрудников.
Мы хотим, чтобы ТРАВКИ стали альтернативой надоевшему многим стандартному офисному чаю, интересным и приятным дополнением рабочего дня
Что нужно уметь, чтобы начать свой бизнес? Получали ли вы образование в этой сфере или приходилось учиться всему самой по ходу дела?
Начну с того, что я не получала бизнес-образование. Предпринимательство – это как состояние души. В моём понимании это желание созидать, создавать что-то новое, приносить пользу, и, конечно, зарабатывать. Главное, чтобы мотивация была не только финансовой. Мне интересно заниматься созданием нового классного продукта, а не копипастом.
Просто есть такое понятие, как серийный предприниматель. То есть вы создаёте успешный проект, а затем уходите из него и делаете что-то новое. Это про вас?
Конечно, у меня есть ещё идеи других проектов. Чтобы они работали, нужна выстроенная система, нужны люди, нужна команда. Ей я постепенно обрастаю. Пока серийным предпринимателем я бы себя не назвала. Возможно, в будущем… Мои интересы широки, идей много, так что я не исключаю такой возможности.
Планируете ли расширять ассортимент?
Да! Сейчас у нас пять вкусов чая с разным действием: ТРАВКИ для бодрости – для продуктивного дня, ТРАВКИ для лёгкости – для помощи пищеварению, ТРАВКИ для спокойствия – чтобы расслабиться, ТРАВКИ имбирь и лимон – чтобы согреться, ТРАВКИ для детокса – для супер-формы. Они подходят в случаях, которые встречаются ежедневно. Есть и задел на будущее, как мы хотим расширить эту линейку, какие вкусы добавить. Некоторые уже на стадии разработки. В будущем мы хотим создать богатый ассортимент травяных чаев с разными функциями. Возможно, не только в пакетике, но и рассыпные. Есть планы использовать не только травы, но и чайный лист. Хотим сделать что-то интересное: не просто чёрный чай, например, а чёрный чай с уникальным набором специй.
А делать всё с нуля очень и очень интересно. Тебя подхватывает волна, у тебя есть идея, включается фантазия, появляется адреналин, хочется делать и создавать
365 detox вы делали с Олей Малышевой. Правильно ли я понимаю, что «ТРАВКИ» – это только ваш проект? Сложно ли было начинать всё с нуля одной? Что в этот момент помогало?
“ТРАВКИ” мы делаем совместно с врачом аюрведы Борисом Рагозиным. Он выступает как эксперт, а я — как идейный вдохновитель и двигатель. А делать всё с нуля очень и очень интересно. Тебя подхватывает волна, у тебя есть идея, включается фантазия, появляется адреналин, хочется делать и создавать. Уже, наверное, впоследствии есть какая-то рутинность, но на старте у тебя волна энергии. Ты уже не можешь не делать, даже когда устал.
Как отнеслись ваши близкие к решению пойти в бизнес? Были ли высказывания, что девушке там делать нечего, что вряд ли из этой затеи что-то выйдет?
Меня поддерживали. Хотя в семье нет ни одного предпринимателя (бабушка — учитель, мама — врач), упрёков не было. Но всё-таки есть ощущение вроде “ой, чем это ты таким непонятным занимаешься, что-то странное и неизведанное”, что ты вот не просто инженер, встаёшь утром, идёшь на работу, а потом возвращаешься. И всё же к моим решениям относятся с большим пониманием, принимают их. Очень сильно поддерживает муж. Как любящий человек, он говорит, что я могу делать, что хочу, главное, чтобы я была счастлива. Такая поддержка позволяет относиться к проектам свободно, уйти из одного и создать новый.
У вас всё получится, если вы будете слушать себя и делать так, как именно вы хотите, а не кто-то другой
Насколько совместимы работа и личная жизнь? Приходится ли ради одного жертвовать другим?
Предпринимательство — такое дело: ты в него вкладываешься всеми своими силами и временем. Родственники неизбежно оказываются под ударом. У меня не режимный день, а это приводит к редким встречам с близкими, к нестабильности. В какой-то момент я так погрузилась в работу, что она стала беспрерывной в вечернее и ночное время, в выходные дни. Но родственники воспринимали это нормально. Просто говорили: а, ну понятно, опять занята. В результате я пришла к тому, что жертвовать личной жизнью всё-таки не стоит, надо стараться балансировать.
Несколько советов тем, кто только собирается начать бизнес.
Лично для меня важно просто делать и слушать себя, а не всё, что вокруг происходит. Надо прислушиваться к интуиции. Важно ваше чувство мира, чувство продукта, понимание аудитории, важно всегда идти до конца и делать, делать, делать. У вас всё получится, если вы будете слушать себя и делать так, как именно вы хотите, а не кто-то другой.
Каких молодых русских производителей вы знаете? Кто вас вдохновляет или же кто ваши конкуренты?
Когда мы изучали рынок, то поняли, что в России много травяных чаев разнообразного формата и качества. Я исходила из того, каким мне хотелось видеть именно наш продукт: красивым на полке, удобным в применении, вкусным и действенным. Поэтому нет ощущения, что мы заходим на чью-то территорию и будем с кем-то бороться. Я считаю, что на каждый самобытный продукт найдётся свой клиент. Так что я бы не выделяла конкретный бренд. Мы не конкуренты, мы показываем альтернативу. Мы не навязываем, а даём возможность принять самостоятельное решение.
А так, мне очень нравится, как сейчас складывается в России малое предпринимательство. Среди моих знакомых много тех, кто делает что-то своё. Мне нравится, когда люди пытаются создать нечто новое и полезное. Как, например, Диана, которая занимается Readymag – инструментом для интернет-паблишинга, которым пользуются по всему миру и Маша Фикссон, которая с таким усердием относится к своему делу (речь идёт о бренде одежды Fiksson). Много талантливых ребят. Я изнутри вижу процесс и их отношение к делу, это очень вдохновляет.
Автор: Злата Лиман