У народов не получается жить мирно. Противоречия и разногласия между государствами разворачиваются в кровопролитные международные вооруженные конфликты, а противостояния внутри государства перерастают в немеждународные. В наше время число подобных столкновений, а соответственно, и жертв таких событий только увеличивается. Так, с целью смягчить печальные последствия войны, облегчить страдания людей, сократить вред, причиняемый используемым сторонами конфликта оружием, и была создана такая отрасль права как международное гуманитарное право.

Итак, государства добровольно ограничивают свои стратегические, военные возможности ведения боя, что, разумеется, препятствует демонстрации их силы, мощи, достижений в области гонки вооружений. Стороны вооруженных конфликтов обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать нормы международного гуманитарного права[1], а также пресекать их нарушения[2]. Однако уровень нарушений норм и обычаев войны не становится меньше. В чем причина такого игнорирования законодательных положений, проявления жестокости и безжалостности? Этим вопросом столько раз задавалось мировое сообщество, но не находило ответа. Однозначно то, что в настоящее время нормы международного гуманитарного права не соблюдаются, скорее, не из-за пробелов в нормативном регулировании, а из-за недостаточного уважения норм международного гуманитарного права, ассоциирования войны со вседозволенностью и безнаказанностью[3]

УБИТЬ ИЛИ НЕ УБИТЬ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС Beit Hanoun, Gaza, 26 July 2014 © Reuters / Finbarr O’Reilly

Так, перед государствами встает первостепенная задача каким-либо образом предотвратить нарушения международного гуманитарного права, так как от мер, принимаемых правительствами стран, зависят жизни тысяч людей. Конечно, в этой связи государства предпринимают попытки исправить положение дел путем, в частности, присоединения к новым международным договорам, а также имплементации норм международного гуманитарного права в национальное законодательство, что доказывает готовность государств следовать правилам международного гуманитарного права, пресекать их нарушения и привлекать к ответственности виновных лиц.

Указанные выше мероприятия, безусловно, необходимы и эффективны. Однако для повышения степени уважения норм права вооруженных конфликтов требуется также реализация целого комплекса мер, в том числе, образовательных, правовых, организационных, а также координация действий между представителями властных структур, военными и гражданскими лицами, что будет способствовать соблюдению международного  гуманитарного права в наибольшей степени.

Особенностью выполнения военнослужащими военных задач является то, что каждое принятое ими решение должно соответствовать инструкциям, подготовленным командованием. Учитывая это обстоятельство, можно сделать вывод, что нормы международного гуманитарного права будут нарушаться в меньшей степени, если эти правила в детализированном и доступном виде будут включены в военные уставы вооруженных сил, в различные наставления, памятки, пособия, в которых будут разъяснены возможные варианты правомерных действий в зависимости от типа ситуации, возникающей в ходе вооруженного конфликта. В качестве формы контроля знаний важно регулярно проводить обязательные экзамены и срезы знаний по МГП. 

Распространение законов войны, Судан © ICRC/Boris Heger

Нельзя забывать и о специфической обстановке, в которой оказываются участники конфликта[4]. Находясь на поле боя, трудно сохранять адекватность мышления и быстро вспомнить «теорию», нормы, принципы и правовые положения. В таком случае, для студентов военных учебных заведений, солдат, проходящих службу по контракту и по призыву, важно не просто знать нормы МГП, а обладать практическими навыками их применения. Для этого они должны получать и развивать эти компетенции во время обучения и тренировок.  Учитывая развитие информационных инноваций и высокий уровень владения компьютерными технологиями молодым поколением, можно было бы создать программу-симулятор, нацеленную на тренировку навыков применения международного гуманитарного права. Подобная программа позволяла бы предусмотреть несколько вариантов развития событий, где военнослужащий должен самостоятельно оценить происходящее с учетом основополагающих принципов ведения боя –пропорциональности, необходимости, предосторожности – и принять решение. Это те ключевые знания, которые необходимы любому военнослужащему во время выполнения боевых задач.

Отдельно стоит сказать о соблюдении норм и обычаев войны в период немеждународных вооруженных конфликтов: норм права, регулирующих немеждународные вооруженные конфликты, в отличие от норм права, применимых в международных вооруженных конфликтах, значительно меньше. Исходя из смысла общей ст. 3 для Женевских конвенций, стороны немеждународного конфликта могут заключать специальные соглашения, в которые включены нормы, применимые в международных вооруженных конфликтах. Заключение таких соглашений не влечет изменения статуса восставших, однако может предоставить повстанцам равные права и обязанности с комбатантами (например, право считаться военнопленными в случае задержания). Например, такого рода специальное соглашение было подписано сторонами конфликта в Боснии и Герцеговине. В нем содержались обязательства по расследованию заявлений о нарушениях международного гуманитарного права, по принятию необходимых шагов для их пресечения и наказания виновных лиц. Представляется, что принимая на себя более широкий и детализированный круг обязанностей, стороны конфликта ограждают себя от возможных последующих нарушений, в том числе, за счет введения положений о взаимном уважении норм международного гуманитарного права. 

Тюремщик открывает камеру для того, чтобы сотрудники МККК могли войти, Сомали, 2015 г. © ICRC / Pedram Yazdi

Нормы международного гуманитарного права не прекращают свое действие после завершения вооруженных действий. Вооруженные группировки, как правило, привлекаются к ответственности за сам факт участия в  нем независимо от того, пренебрегали ли они правилами ведения боя или следовали им. Освобождение от уголовного преследования при условии соблюдения правовых норм стало бы хорошим стимулом не нарушать их. К тому же, право государства на предоставление амнистии помимо его договорного закрепления[5], стало обычной нормой[6]. В частности, амнистия была предоставлена участникам конфликта в Сьерра-Леоне, Боснии и Герцеговине, Судане. Договоренность о предоставлении амнистии во многом способствует примирению сторон конфликта, ускорению его завершения, и, соответственно, предупреждению нарушений международного гуманитарного права.

Зачастую солдаты нарушают нормы международного гуманитарного права не в силу возникшего у них умысла, а из-за недопустимости отступления от приказа командира[7], за что согласно уставам вооруженных сил может грозить серьезное наказание. Доказать свою правоту рядовому солдату будет практически невозможно: начнется судебное разбирательство и маловероятно, что решение будет принято в его пользу. Как правило, в таких ситуациях командир, отдавший незаконный приказ, остается безнаказанным, несмотря на то, что уголовная ответственность за подобные деяния закреплена в уголовных кодексах многих государств. Таким образом, недостаточно просто криминализировать действия по отдаче незаконного приказа, необходимо реализовать предусмотренный законодательством механизм уголовного преследования на практике. Важно оперативно отреагировать на преступление, совершенное командиром, в разумные сроки осуществить беспристрастное и независимое расследование и собрать доказательства, а затем обеспечить проведение судебного разбирательства компетентным судом и привести в исполнение назначенное наказание.

Для действительного уменьшения уровня нарушений недостаточно реализации отдельных мероприятий. Необходим целый комплекс хорошо продуманных и разработанных мер: детализированное законодательство, в котором имплементированы нормы международного гуманитарного права, и оперативно функционирующие независимые правоохранительные органы и судебная система. Отдельное внимание стоит уделить воспитанию в военнослужащих культуры уважения норм и обычаев войны, осуждения и порицания нарушений, что должно быть продемонстрировано высшим командным составом на личном примере.

Автор: Ольга Киселева

 

[1] Общая статья 1 ЖК I-IV.

[2] Ст. 49 ЖК I, ст. 50 ЖК II, ст. 129 ЖК III, ст. 146 ЖК IV, ст. 85 (1) ДП I.

[3] The Roots of Behaviour in War: [Electronic Resource] // ICRC. – Mode of access: https://www.icrc.org/eng/assets/files/other/icrc_002_0853.pdf .

[4] Там же.

[5] Ст. 6 (5) ДП II.

[6] Хенкертс Ж.-М., Досвальд-Бек Л. Обычное международное гуманитарное право. Женева: МККК, 2006.            С. 786.

[7] The Roots of Behaviour in War: [Electronic Resource] // ICRC. – Mode of access: https://www.icrc.org/eng/assets/files/other/icrc_002_0853.pdf .