Соул, бибоп, модальный джаз, фри-джаз, фьюжн –  это лишь часть бесчисленного множества музыкальных стилей-потомков джаза. Многие из них настолько своеобразны, что их можно узнать «невооружённым ухом». Но современный джаз так далеко ушёл от своих истоков, что, прослушивая вновь появляющиеся композиции, трудно поверить,  что они возникли как результат эволюции этого явления. Воображение меломанов играет привязанными к термину «джаз» ассоциациями: Луи Армстронг, Элла Фицжеральд, Дюк Эллингтон, Чарли Паркер. На базе, выстроенной «титанами», в буквальном смысле расцвело огромное количество дочерних стилей, жанров, вариаций, идей.

Джаз возник на рубеже 19-20 веков в результате взаимопроникновения европейской и африканской культур, а для  слушателя 21 века уже стал классикой. Традиция джаз-бэндов, зародившаяся больше ста лет назад, перетекла в двадцать первый в виде появления множества инструментальных групп, «жонглирующих» стилями:  от канонического новоорлеанского джаза до фьюжна и этники. Редакция The Wall рассказывает о трёх коллективах, которые не боятся экспериментов в «постджазовых» направлениях и делают это великолепно.

Джэм-бэнд «Snarky puppy» (Америка, Техас)

Коллектив, образованный в 2004 году басистом и композитором Майклом Лигом, презентовал свой первый альбом в 2006. Участники основного состава «Злобных щенков» – выпускники Джазового факультета Университета Техаса, инструменталисты, воспитанные в живой традиции. Коллектив, выросший из идеи небольшого университетского бэнда, стал одним из самых масштабных и успешных музыкальных проектов современности. К настоящему времени на счету команды уже 11 альбомов (один из которых записан в коллаборации с Metropolitan Orchestra) и 3 премии Грэмми. Каждая композиция «Snarky puppy» –  это пряная смесь классического джаза,  специфической ритмики фанка,  свежести фьюжна и стихийной энергии настоящего брасс-бэнда.

Источник фото: snarkypuppy.com

«Avishai Cohen Trio» (Израиль)

Основатель команды –  контрабасист, певец и аранжировщик Avishai Cohen. Искусный исполнитель, сломавший стереотип о неповоротливости контрабаса, он создает ювелирные композиции для различных инструментов и голоса. Его творчество тесно перекликается с музыкой различных этносов, а  проникновение в тончайшие материи национальных мелодий – сильная сторона Avishai. Музыкант признается, что обожает фламенко, нью-йоркскую сальсу, афро-кубинскую музыку, песни на ладино (один из еврейских языков). Соединение перечисленных стилей с гармоническими и ритмическими структурами джаза – умение, подвластное немногим. Исполнитель выступает в нескольких коллективах, один из которых – трио, созданное в начале двухтысячных. Avishai Cohen (контрабас), Omri Mor (клавишные) и Itamar Doari (ударные) играют заразительные джемы, кульминацией которых является виртуозная импровизация каждого музыканта.

Источник фото: wikipedia.org

«Hiatus Kaiyote» (Австралия, Мельбурн)

Команда, образованная в 2011 году, получила премию Грэмми уже в 2013. Сегодня на счету «четвёрки» 2 альбома, которые отличаются удивительным разнообразием музыкальных идей. Интересно, что коллектив является не только самым молодым из перечисленных, но и самым «поющим». Вокалистка и идейная вдохновительница «Кайотов»  Naomi Saalfield использует свой голос как музыкальный инструмент: её тембр интересен и густ, а импровизации сложны и технически отточены. Определить стиль, в котором работают «Кайоты», трудно: это стиль-комплекс, который базируется на джазе и перекликается с фанком, фламенко, афро-американскими напевами и R’n’B. Элементы электронной музыки, которые создаются с помощью синтезатора, делают каждую композицию неповторимой.

Источник фото: greenroommagazine.com

Автор: Наталья Михайлова