Подборка театральных событий на эти выходные получилась, за одним исключением, «жизненной, но маловероятной» – такие уж попали в неё спектакли.
«Записки сумасшедшего», театр им. Маяковского, 13 декабря
Читавшие повесть Гоголя согласятся с тем, что «Записки сумасшедшего» непросто воспроизвести на сцене. Преодолеть барьеры между текстом и театральным действием решился несколько лет назад выпускник режиссёрского факультета ГИТИСа Туфан Имамутдинов, известный сейчас – помимо прочего – благодаря работе в театре Наций и «Современнике». «Записки сумасшедшего» стали его дипломной работой – настолько удачной, что, будучи удостоенной нескольких наград международного уровня, она превратилась в постоянный спектакль из репертуара театра им. Маяковского.
Переписка собачек или лай под окном? Коронация в Испании или заключение в сумасшедший дом? Безумная повесть о безумном человеке или нечто большое, чем набор чудес, рождённых больным воображением? Попробуйте разобраться сами.
«Свадьба Кречинского», театр им. Моссовета, 12 декабря
В прошлом обзоре мы уже упоминали Александра Сухово-Кобылина и его драматическую трилогию, говорили о заключительной пьесе – на этот раз вам, дорогой зритель, представляется возможность увидеть начало истории. Истории, для своего времени типичной, но отнюдь не рядовой.
Кречинский – «видный мужчина лет под сорок», мечтающий избавиться от обузы бедности, стремительно разбогатеть. Самый простой способ – найти богатую невесту. Способ-то простой, а вот удержать девушку, не показать своего отчаяния и не «проколоться» – это уже сложнее. Кречинский готов пойти на всё, найдя такую девушку, и не собирается отступать от плана.
Зрители, видевшие спектакль, по-разному оценивают режиссерскую работу и работу с текстом, но большинство уверенно отмечает замечательную игру актеров. Настоящая классическая постановка об отношениях людей к жизни, к деньгам и друг к другу.
«В ожидании Годо», Новый драматический театр, 12 декабря
«В ожидании Годо» – пьеса ирландского постмодерниста Сэмюэля Беккета, всемирно известное произведение, обычно вызывающее ассоциации с «театром абсурда» – абсурдистским направлением драматургии и театра в Европе двадцатого века.
Название пьесы является прямым отражением ее содержания; двое – Владимир и Эстрагон – ждут прихода Годо, без которого жизнь кажется им бессмысленной. Это всё, что можно сказать об оригинале, не рискуя запутать читателя, не знакомого с текстом, и не раскрывая важных подробностей того, что будет происходить на сцене.
Несмотря на громкое заявление об абсурдности, пьеса и сейчас, как любая «классика», интересует читателей, зрителей, вдохновляет режиссёров и актеров на работу над постановками. Жизненный абсурд приходится по душе каждому, кто готов задуматься и постараться разобраться не в истории театра, не в общефилософских истинах, а прежде всего в самом себе.
«Почтигород», театр на Малой Бронной, 12 декабря
Постановка театра на Малой Бронной – адаптация американской; девять коротеньких новелл, порой странных, но узнаваемых, забавных и грустных. В каждой новелле свои персонажи, а вот главная одна – любовь, которая становится самым невероятным событием каждого из эпизодов. Любовь, падающая с неба: как снег, или, скажем, ботинок; дрожь в коленях или удар: сердца, любимой девушки и гладильной доски – такое многогранное, необычное, но, в конечном итоге, простое чувство.
Приятный способ провести субботний вечер в компании друзей и почувствовать наконец, что любовь близко. Без претензии на какую-то мораль, переворот в сознании, и без расчёта на зрителя, который глубоко задумается над тем, что же всё-таки свалилось ему на голову вместе с этим злосчастным ботинком. Добрая зимняя взрослая сказка со счастливым концом – то, чего может не хватать в середине бесснежного декабря в запутанной и, к сожалению, далеко не сказочной и не банальной жизни.
«(М)ученик», Гоголь-центр, 12 и 13 декабря
Если «Почтигород» – сказка и поэзия, то «(М)ученик» – реальность, жизненная проза, незаметно проскользнувшая в сегодняшний «невероятный» набор. Постановка Кирилла Серебренникова – это жизнь в чистом виде, выжатая как лимонный сок на сцену, растекшаяся среди зрителей. Жизнь, которая тараканом заползает к тебе в уши, запахом из кухни поглощает обоняние, теряется в пальцах бытовыми предметами – а глаза застелить не может.
Пьеса современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «обрастает» каждодневными деталями жизни знакомой страны, приобретая известные и понятные очертания, помогая не потеряться хотя бы в самих вопросах, поднимаемых оригиналом и постановкой. В нагромождении разрозненных ответов и роящихся в голове мыслей, правда, можно захлебнуться – с ушами, носом и даже глазами. Утонуть и найти способ выплыть – попыток в декабре будет две, и обе они пришлись на эти выходные.
Потерянные и безумные, хладнокровные и расчётливые, честные и лживые – такие разные спектакли о таких разных людях. А жизнь все равно одна. В общем, оцените сами.
Автор: Юлия Мейхер