Сколько вещей вы не сделали в уходящем году – одну? две? или хватит на целый список? Спектакли из подборки на эти выходные – режиссерские и актерские работы тех, кто не стал «откладывать на завтра», и уже сегодня можно увидеть на сцене плоды их совместного труда. Готовы ли вы присоединиться к этому труду в качестве вдумчивого зрителя? Давайте посмотрим.

«Р.Р.Р. («Преступление и наказание»)», театр им.Моссовета, 27 декабря

Режиссер Юрий Еремин предлагает вспомнить программный роман Достоевского и посмотреть на него с иной точки зрения – опуская набившие оскомину простые школьные рассуждения и пытаясь пристально вглядеться в каждого персонажа произведения. Вместе с режиссером зритель еще раз проходит по улицам Петербурга, втискивается в каморку Раскольникова, следит за Мармеладовой и переживает за ход расследования убийства процентщицы. Как будто камера меняет свое местоположение – картинка Достоевского остается нетронутой, а план и фокусировка варьируются; режиссер отодвигает на второй план главных героев, выпуская на авансцену второстепенных у автора персонажей, и наоборот – по вдохновению, по творческому замыслу. Да и мало ли причин для того, чтобы свежим взглядом окинуть распаханное поле и найти на нем нетронутые участки? Посмотрим, сколько сможете отыскать вы.

Источник фото: http://mossoveta.ru/performance/RRR

«Моряки и шлюхи», Мастерская П.Фоменко, 26 декабря

В «Мастерской Петра Фоменко» особое внимание уделяется работе режиссера и актеров с текстом драматического произведения, которое им предстоит воплотить на сцене. Но что делать, когда текста нет? Режиссер-постановщик Олег Глушков и артисты театра ответ нашли сразу – танцевать. Если нельзя передать словами – остается передавать с помощью пластики, легких движений, едва заметных или нарочитых жестов.

Такой «хореографический спектакль» позволяет сказать больше, нежели, например, балет – в балете есть жесткие ограничения, касающиеся допустимых движений. В хореографическом спектакле такого нет – это не красивые прыжки и трепетные перебежки по сцене на пальцах; это движение, течение самой жизни в двух ее крайних проявлениях – полярности «абсолютно мужского» и «абсолютно женского».

Источник фото: http://fomenko.theatre.ru/performance/sailors

«Мне не больно», театр Луны

Если «Моряки и шлюхи» к балету отношения не имеют, то «Мне не больно» — это, грубо говоря, «балетом и о балете». Главная героиня – выпускница балетной академии, мечтающая о большой сцене, признании, уважении и любви, но не готовая столкнуться с ними в реальной жизни. И, заявленный как история «невидимого» балетного закулисья, спектакль, разумеется, такой историей является; но в не меньшей степени это история из-за кулис человеческого сознания.

Дмитрий Бикбаев, актер и режиссер театра Луны, наполнил постановку танцами, создавая подлинную «балетную» атмосферу. В спектакле переплетаются, становясь нераздельным целым, слово, музыка и танец – и он становится воплощением и метафорой искусства, как такового.

Источник фото: http://lunatheatre.ru/spectacles/current/show/?itemid=2002

«Все оттенки голубого», театр «Сатирикон»

«Мальчик. Все началось с простой фразы: «Мама! Папа! Я – гей!»» — первая фраза из пьесы Владимира Зайцева «Все оттенки голубого».

Несколько месяцев назад, когда состоялась премьера этого спектакля, к Константину Райкину было обращено немало благодарностей, жалоб и просьб. Но больше всего прочего – вопросов.

Наверное, это защитная реакция – возможно, люди просто не любят, когда вопросы задают им, и адресуют их другим. А со сцены театра «Сатирикон» в течение почти двух с половиной часов задается много непростых вопросов. Ответов, тем более ответов честных, правда, никто не требует – но это не освобождает зрителя от ответственности перед самим собой. От честности перед самим собой – что для меня мораль? Что для меня терпимость? Что я думаю о других людях, в зависимости от того, чем отличаюсь от них? Что я готов принять, а что отвергну, не задумываясь?

Райкин не боится поднимать такие вопросы и заставлять зрителей задумываться над ответами, от которых они уходили, а порой и пересматривать свои взгляды – просто что-то понимая.

Задайте себе несколько важных вопросов в этом году – потому что пока никто не может себе представить, на какие нам придется отвечать в следующем.

Источник фото: http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/performance/610345

Автор: Юлия Мейхер