Последние несколько недель в России не утихает дискуссия, посвящённая детским самоубийствам в результате деятельности так называемых «групп смерти». Тема склонения несовершеннолетних к самоубийствам посредством социальных сетей оказалось очень болезненной для общества. Фактически она объединяет несколько важных аспектов: проблемы семейного и школьного воспитания, устройство досуга современных подростков, влияние интернета на жизнь человека, вопрос ограничения доступа в интернет. Финальная точка в многоголосой дискуссии не поставлена и видимо поставлена будет не скоро. Однако очевидным является, что проблематика самоубийства для России по-прежнему актуальна. Если десять лет назад наш страна занимала второе место в рейтинге стран с самым высоким уровнем суицида, то сегодня, несмотря на общее улучшение ситуации, под угрозой оказалось молодое поколение. По официальной статистике в 2016 году в России покончили жизнь самоубийством 720 несовершеннолетних.

Вместе с тем необходимо понимать, что суицид – явление сложное и многогранное, имеющее в основе комплекс причин. Оно не может быть объяснено исключительно влиянием технологий внушения и деструктивным потенциалом социальных сетей. Как говорил Альбер Камю: «Люди всегда полагают, что самоубийцы кончают с собой по какой-то одной причине. Но ведь можно покончить с собой и по двум причинам».

«Под угрозой оказалось молодое поколение»

Попытки осмысления причин самоубийства уходят корнями в далекое прошлое. Вопрос жизни и смерти всегда являлся одним из ключевых для человека. И если античные философы считали самоубийство высшим проявлением свободы выбора человека, то наступление эпохи монотеизма поставило самоубийство в ряд тяжелейших грехов. В христианстве и, особенно, исламе, суицид – это попытка оспорить божий замысел, изменить волю высшего существа, которая запрещена и карается адскими муками после смерти.

Развитие науки не могло обойти вниманием такое травмирующее для общества явление как суицид. В XIX веке начинается активное осмысление причин самоубийств. Географы пытались объяснить самоубийство типом расселения людей по земной поверхности, биологи – врожденной предрасположенностью.

В рамках психологии предпринимаются попытки понять связь самоубийства с психологическими особенностями личности, расстройствами и отклонениями. В работе «Печаль и меланхолия» Зигмунд Фрейд объясняет склонность к самоубийству неправильным психосексуальным развитием личности, приводящим к формированию комплексов, а в определенный момент и к самоубийству[1]. Для Фрейда самоубийство – это отрицание жизни из-за страстного желания самой смерти, проявления одного из двух влечений человека – инстинкта смерти, разрушения и агрессии – Танатоса. Постоянное колебание в расстановке сил между Танатосом и его оппонентом – инстинктом жизни Эросом – может привести к тому, что «нестареющий и вечно молодой» Танатос в какой-то момент оказывается сильнее стремления к жизни «дряхлеющего и ослабевающего» с возрастом Эроса. Самоубийство и убийство – два родственных способа проявления человеческой агрессии, разрушительного Танатоса. Убийство направлено на других, а суицид – на себя.

«Если человек вынужден длительно существовать и испытывать страдания в образе «плохого эго», то единственной альтернативой для него может представляться переход от «плохого эго» в «не-эго» путем совершения аутоагрессии»

Более поздние работы в сфере психологии выделяли иные психологические факторы суицидального поведения. Гарри Стек Салливан изучал суицид с точки зрения теории межличностного общения. Он выделил три типа самооценки индивида, складывающейся из отношения к нему других людей – «хорошее эго» (если отношение позволяет человеку чувствовать себя в безопасности), «плохое эго» (если окружение вызывает тревогу и иное эмоциональное напряжение) и «не-эго» (если человек утрачивает свою идентичность в кризисной ситуации). Если человек вынужден длительно существовать и испытывать страдания в образе «плохого эго», то единственной альтернативой для него может представляться переход от «плохого эго» в «не-эго» путем совершения аутоагрессии[2].

Карл Роджерс и Ролло Мей считали, что самоубийства связаны с тревогой, испытываемой личностью. Если человек не признает свой собственный опыт, противоречащий представлениям человека о себе и своей идентичности, то со временем опыт отчуждается от образа человека, и индивид теряет контакт с реальностью. Другими словами, изначально не доверяя своему опыту, человек утрачивает доверие и к себе. Это приводит к осознанию полного одиночества, утрате веры в себя, появлению ненависти и презрения к окружающей жизни, а в результате и суицидальным попыткам.

Сейчас психологи выделяют следующие суицидальные факторы: сниженная толерантность человека к перенапряжениям и иным травмирующим воздействиям; недостаток интеллектуальной сферы, выражающийся в склонности оценки в черно-белых тонах, недостаточно развитие коммуникативные особенности, завышенная или заниженная самооценка, отсутствие сложных стратегий совладания со стрессом, примитивные методы психологической защиты.

В определенной степени противоположный вектор исследования причин самоубийства был заложен известной работой французского социолога Эмиля Дюркгейма «Самоубийство. Социологический этюд»[3]. Эта работа, написанная в 1897 году, по праву считается основополагающей для современной суицидологи. Дюркгейм отказался от изучения причин суицидального поведения на индивидуальном уровне и сделал акцент на его социальных детерминантах. Изучив имеющуюся статистику самоубийств, социолог пришел к мысли, что связь между частотой самоубийств и психическими отклонениями не является существенной. Самоубийство согласно подходу Дюркгейма – следствие глубоких противоречий во взаимоотношениях индивида и общества, реакция человека на особенности окружающего социального мира. На основе анализа данных социолог выделил ряд закономерностей совершения самоубийств. Дюркгейм делает вывод, что число самоубийств напрямую зависит от степени социальной интеграции. Более того французский социолог предпринял попытку классифицировать самоубийства. В результате им было выделено четыре типа суицидов в зависимости от мотивов, лежащих в их основании. Эгоистическое самоубийство совершается в результате «чрезмерной индивидуализации», разрыва социальных связей индивида, приводящих к ощущению одиночества и покинутости. В противоположность эгоистическому самоубийству альтруистический суицид является следствием чрезмерной социальной интеграции, когда индивид полностью идентифицирует себя с сообществом (от смерти за Родину и ритуальных самоубийств до самоубийства по принуждению группы). Еще одним типом самоубийства, который Дюркгейм выделяет с меньшей определенностью является «фаталистическое» самоубийство. Иногда он полагает его разновидностью альтруистического суицида. Под «фаталистическим» самоубийство является результатом чрезмерного контроля индивида группой, жесткой регуляции, невыносимой для человека. И, наконец, аномическое самоубийство связано с разрушением в обществе ценностной системы и отсутствием новых замещающих ценностей и норм. Аномическое самоубийство было характерно для России после распада советского строя.

«Самоубийство согласно подходу Дюркгейма – следствие глубоких противоречий во взаимоотношениях индивида и общества, реакция человека на особенности окружающего социального мира»

Американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин связывает причины самоубийства с уровнем развития культуры. Так, в древних обществах, в силу развития культуры человек оказывался подчинен коллективу и легче переживал проблемы и социальное давление. В результате развития культуры возросла атомизация общества, и человек лишился социальной опоры и поддержки. Таким образом, Сорокин вслед за Дюркгеймом в качестве основной причины самоубийства называет одиночество и изоляцию личности. Беспорядочное устройство современного общества усугубляет положение, приводя к стрессам, голоду, конфликтам и потере ценностных ориентаций.

В 1970-е годы американский социолог Дэвид Филлипс выявил так называемый «эффект Вертера», заключающийся в подражательном характере самоубийств[4]. Изначально цель Филлипса состояла в изучении волны самоубийств, которая прокатилась по Европе после публикации романа Гёте «Страдания юного Вертера» в 1774 году. В честь главного героя эффект подражающих самоубийств и получил свое название. Интересно, что в России аналогичный эффект наблюдался после выхода в свет книги Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Волна женских суицидов проходит по западным странам после смерти Мерлин Монро. Изучив данные статистики с 1947 по 1968 год, Филлипс обнаружил, что число самоубийств возрастало после каждой громкой публикации о суициде в среднем на 58 случаев. Тот же Филлипс в сотрудничестве с Маргит Карстенсен изучил данные о 12585 самоубийствах подростков и проследил их связь с репортажами о суицидах в теленовостях и статьями первых полос газет. Они обнаружили, что число попыток самоубийств значительно росло через 0-7 дней после озвученной истории.

Современные средства массовой информации делают самоубийство частью повседневности. Более того, тема суицида активно разработана в культуре. Из-за этого самоубийство часто воспринимается как единственно возможная стратегия поведения у людей с определенными особенностями  психики, попавших в кризисную ситуацию.

На сегодняшний момент большинство исследователей суицида признает, что самоубийство – это биопсихосоциальный феномен.

«Тот же Филлипс в сотрудничестве с Маргит Карстенсен изучил данные о 12585 самоубийствах подростков и проследил их связь с репортажами о суицидах в теленовостях и статьями первых полос газет. Они обнаружили, что число попыток самоубийств значительно росло через 0-7 дней после озвученной истории.»

Среди биологических факторов самоубийства выделяют генетическую предрасположенность, особенности биохимических процессов в организме и устройства нейропсихологических структур. Так, например, исследования фиксируют, что родственники самоубийц первой степени родства совершают суициды в четыре раза чаще, чем более дальние. Риск совершения суицида у монозиготного близнеца в случае, если второй близнец совершил самоубийство, оценивается в 20%. У людей, совершающих незапланированный суицид под воздействием стрессогенных факторов, наблюдается дефицит лобных долей головного мозга. Современные открытия биологии позволяют надеяться на то, что со временем наука научится выявлять на ранних этапах развития человека предрасположенность к суицидальному поведению в целях профилактики. Однако это дело не ближайшего будущего.

Сегодня лучшей профилактикой суицида является работа с людьми со специфическим функционированием психики, которые попали в кризисную ситуацию. В первую очередь к таким группам риска относятся подростки. Незрелая психика подростков обладает наиболее выраженными суицидальными психологическими факторами, которые обостряются в условиях неблагоприятной социальной среды: сложной семейной ситуации, травли в школе, употребления наркотических веществ, неудачного опыта первых отношений, отсутствия видимых перспектив для изменения своего социального положения. Возвращаясь к дискуссии о роли «групп смерти», стоит помнить, что помимо борьбы с подобными ресурсами, должна вестись активная профилактическая работа. Меры, направленные исключительно на запрет подобных ресурсов, не способны решить проблему в корне. На смену «Синему киту» могут прийти иные технологии манипулирования детской психикой.

Автор: Оксана Хлопкова

Источник фото: https://pixabay.com

[1] Фрейд З. Печаль и меланхолия. М.: АСТ, 2006.

[2] Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. М.:КСП+, Ювента, 1999.

[3] Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический Этюд. М. 1994

[4] Phillips, D.P., 1982. The impact of fictional television stories on US adult fatalities: new evidence on the effect of the mass media on violence. American Journal of Sociology 87, 1340–1359