Когда любителю искусства становится недостаточно похода на выставку, то появляются мысли об участии в деятельности музея. Для этого достаточно зайти на сайт интересующей институции и посмотреть объявления о наборе волонтеров или стажеров (в музейной сфере сущностной разницы между этими понятиями нет). Последний год музеи активно ищут помощников для выполнения заданий разного характера: от помощи на мероприятиях до написания текстов, от съемки фотографий до проведения экскурсий.

Практические рекомендации

Первые вопросы, которые следует задать себе: «Что я здесь делаю?» и «Чего хочу добиться посредством музейного опыта?». Например, работа над портфолио для учебы/будущей профессии или же проведение досуга. Если цель – первое, то нужно иметь представление о навыках, которые необходимо получить. При второй цели стажёр не будет разочарован, так как ни на что не претендует, кроме хорошо проведенного времени. В любом случае музеи приветствуют прохождение практики на своей базе и с удовольствием предоставляют рекомендации.

Вторым этапом будет составление резюме и заполнение анкеты, после чего следует ожидание ответа от музейного сотрудника, который оповестит о приёме на стажировку. Тогда вооружившись энтузиазмом и схватив удачу за хвост, волонтер с радостью заходит в музей через служебный вход.

Куда бежать?

Крупные музейные институции всегда рады волонтёрам, так как они выполняют множество заданий самого широкого профиля: например, ММОМА хочет привлечь юных экскурсоводов и журналистов, или «медиаторов», Музей современного искусства «Гараж» ищет стажеров в образовательный отдел, ГЦСИ предлагает студентам быть ассистентами при разных отделах, Манеж ищет неравнодушных к искусству, Третьяковская галерея в поиске энтузиастов.

Преимущество № 1: Узнать больше об искусстве

Волонтерство – это прекрасный способ найти единомышленников, познакомиться с коллекцией музея, обогатить себя новыми знаниями. Благодаря специфике музея волонтер косвенно работает с произведениями искусства: создает тексты о художниках и их шедеврах, работает с электронной базой, производит расшифровки лекций на русском или английском языке.

Преимущество № 2: Проход на выставки без билетов и очередей

Если волонтерство связано с работой непосредственно в пространстве экспозиции (например, социологическое исследование), тогда это преимущество включается и работает на всю мощь. При офисной занятости волонтерам выдаются бесплатные билеты на текущие выставки.

Преимущество № 3: Близкое знакомство с деятельностью музея

Первичное знакомство и длительное пребывание волонтера кардинально меняют отношение к музею. С каждым разом можно подмечать новые черты, привыкать к этому месту, активно участвовать в жизни музея и в культурной сфере в целом.

Разумеется, приведенный список преимуществ не является исчерпывающим. Однако не стоит забывать и о ловушках, в которые может попасть волонтер. Следующая часть статьи посвящена мифам.

Миф № 1: Нужно профильное образование

Удивительно, но в художественные музеи не обязательно приглашают искусствоведов. Возможно, это обусловлено задачами, которые не всегда связаны со специфическими знаниями и с творчеством. Например, иногда нужно помочь с копированием материалов или раздачей оборудования для синхронного перевода.

Миф № 2: Стажировка будет оплачиваться

В большинстве случаев рассчитывать на оплачиваемую стажировку не стоит. На сайте этот момент не освещается в отличие от перспектив и интересных заданий. На этом пункте можно вернуться к преимуществу № 2 и узнать о других подарках. Политехнический музей поощряет деятельность волонтеров картой «Спутник» наряду с семью популярными музеями, «Гараж» делится книгами из издательской программы и щедро делится билетами на выставки, ГМИИ им. Пушкина предлагает к услугам волонтера свою экспозицию и рекомендательные письма…

Миф № 3: Стажёра берут на работу

Иногда случается то, ради чего многие хотят попасть на стажировку: любитель искусства получает работу в музее. Но это случается крайне редко из-за ряда обстоятельств, или совпадения потребности в новом работнике и бюджете музея.

Когда появляется вакансия, у стажеров есть преимущество по сравнению с посторонними людьми: стажеры могут раньше узнать об этом событии. Серьёзно рассчитывать на удачу не стоит. Например, потому что блестящий человек-сканер не знает, как организовать мероприятие. В силу этого волонтер не может занять позицию менеджера.

В музейной деятельности заметен принцип горизонтальной мобильности: в одном музее человек занимает определенную позицию без заметных продвижений по карьерной лестнице. Такие сдвиги возможны только при трудоустройстве в другой музей.

Миф № 4: Стажёра всему научат

Заботливые сотрудники с распростёртыми объятиями встречают помощников, которые делают большой вклад в развитие музея и иногда для себя. Стажёру важно понять, какие навыки хотелось бы получить. Это можно сделать как после выполнения разноплановых заданий и работой в разных отделах, так и с условным прикреплением к одному.

Желательно попасть в отдел или департамент, где хотелось бы работать в будущем: например, кураторский, научный, образовательный, маркетинговый, отдел коммуникаций. Коллеги помогут освоить необходимые навыки при инициативе со стороны волонтера.

Музейная практика позволяет узнать о деятельности отдела изнутри. Стажёр получит бесценный опыт общения с произведениями искусства, художниками, музейными коллегами, если будет осознавать свои цели.

Автор: Наталия Белова