Современный город – совокупность взаимодействующих друг с другом индивидов и социальных отношений, город сам создает собственное пространство. Плотность расселения жителей, расположение районов, улиц, мостов, удаленность кварталов друг от друга, транспортная сеть – это примеры особенностей пространства города. Социальная структура города во многом определяет самоидентификацию личностей жителей, навязывая им те или иные особенности.

Говард Беккер в работе «Фотография и социология» (Becker 1974) проводит параллель между деятельностью социологов и фотографов, предполагая, что и те и другие преследует цель изучения общества: «Фотография и социология имеют приблизительно одну и ту же дату рождения, если вести отсчет раз вития социологии от публикации работы Конта и считать рождением фотографии 1839 г., когда Дагер обнародовал свой метод фиксации изображения на металлической̆ пластине. Проекты обеих дисциплин были направлены на исследование общества.»[1] Фотография пополнила ряды социальных наук уже в начале 20 века, но в тот период она только выполняла роль инструмента иллюстрации. В конце 20 века роль фотографии трансформируется, изображение перестает служить лишь подтверждением факта, фотографию начинают интерпретировать как самостоятельный источник. Образ города может быть представлен с помощью любых наглядных иллюстраций, даже нацарапанные планы местности на скалах, туристические карты и фотографии – средство самовыражения города.

Историческая фотография городов позволяет выявить этапы формирования социального городского пространства и определить его предпосылки. Так, туристические фотографии – любопытные находки для изучения образа города. Путешественники так или иначе находятся не внутри города, а снаружи, хоть и погружаются в социальное пространство. Как правило, перед тем как поехать в то или иное место земного шара люди пытаются узнать как можно больше о культуре, жителях, традициях, на основе собранных сведений они конструируют некий образ того или иного города. Первое, без чего нельзя представить себе портрет типичного туриста, — камера. Первым делом, попав в новое место, все предпочитают пройтись по маршрутам из излюбленных путеводителей и запечатлеть себя на фоне достопримечательностей с самых узнаваемых ракурсов (карточка с Пизанской башней на вытянутой руке). Такие изображения позволяют проанализировать, как иностранные граждане воспринимают социальное пространство города.

В современной социологии существует подход «свободно понимаемой феноменологии восприятия»[2], предполагающий изучение социального пространства города на основе «потерянности» и «городского видения», которые рассматриваются как феномен жизни в городе.

«Плохо ориентироваться в городе – вещь нетрудная, а вот заблудиться в нем, так как в темном лесу – для этого нужен большой навык»[3]

Городская потерянность вызывает особое восприятие города, свежий взгляд на повседневные ракурсы, внимательность к архитектурным мелочам, а следовательно городской опыт становится в какой-то степени фотографичным. Личный взгляд индивида превращается во взгляд наблюдателя перед объективом камеры. Съемка как бы выбирает фрагмент действительности и преподносит его в определенном свете. Изображения впитывают эмоции фотографа и находят оценку в лице зрителей.

«Город существует благодаря сфере воображаемого, которая в нем рождается и в него возвращается, той самой сфере, которая городом питается и которая его питает, которая им призывается к жизни и которая дает ему новую жизнь»[4].

Особенность городского пространства через призму фотографии состоит в том, что фотограф имеет возможность формировать идентичность жителей города. Например, в современной реальность существует процесс опознания виновных по фотороботу, следовательно, изображения используются для сохранения порядка внутри соц пространства города. Такое применение фотографии связано с тем, что изображения могут свидетельствовать об истории города. Камера фиксирует события, заставляет все на миг замереть. Объектив стремится стремилась «увековечить город еще до того, как он совершенно изменится».[5]

Многим знакомы яркие карточки, открытки, магниты с панорамами тех или иных городов, достопримечательностями, однако передают ли они верное представление о структуре города изнутри? Как правило эти сувениры не имеют конкретного автора, они штампуются анонимно. Штамповое «фото на память» убивает фотографа в человеке, он автоматически выбирает самый узнаваемый вид и нажимает кнопку, отбрасывая свое личное видение города. Многочисленные фотокарточки в состоянии даже пагубно влиять на существующее пространство города, превращая его в застывшую модель прошлого. Истинные городские фотографии требуют динамики кадров, позволяющей зрителям окунуться в определенное социальное пространство.

Автор: Кристина Папкова

[1] Becker 1974: 3–4

[2]Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения. М.: Ad Marginem, 2000-С. 10

[3] Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Symposium, 2004а-С.12

[4] Оже М. От города воображаемого к городу-фикции // Художественный журнал. 1999. №24. (http://www.guelman.ru/xz/362/xx24/x2402.htm )

[5] Иочелсон Б. Фантастическая страсть к Нью-Йорку http://www.conservation.gorod.spb.ru/?74