18 сентября 1886 г. в журнале Le Figaro была опубликована статья французского поэта Жана Мореаса «Манифест символизма» (Le Symbolisme). Это событие считается днем рождения символизма — одного из самых противоречивых и значимых жанров, до сих пор привлекающего читателей по всему миру. Спустя 130 лет редакция THE WALL об этой эпохе в мировой литературе.

История символизма

Символизм существовал и до публикации «Манифеста». Жан Мореас лишь объединяет в единое целое принципы, выработанные плеядой талантливых и смелых поэтов, от Шарля Бодлера до самого Жана Мореаса.

Одним из наиболее значимых произведений для символистов стал сборник Шарля Бодлера «Цветы зла» (Le Fleurs du mal, 1857 г.). Бодлера многие специалисты относят к поэтам романтизма, но именно в его творчестве впервые появилась идея о соответствии цветов, запахов и звуков, которая в дальнейшем станет одним из важнейших принципов символизма. Помимо этого, даже название одной из частей сборника «Сплин и идеал» (Spleen et Idéal) относит читателя к литературе декаданса. Стоит отметить, что термины «декаданс» и «символизм» часто считают синонимичными, однако же их стоит разграничивать: декаданс — лишь одно из ответвлений символизма[1].

«Цветы зла» Ш. Бодлера. Обложка издания 1910 г. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цветы_зла

По словам самого Бодлера, большинство стихотворений было написано еще в 1840 годы, то есть на сорок лет раньше «Манифеста». Реакция публики была однозначной: автор был признан богохульником и был привлечен к суду, часть стихотворений была вырезана цензурой, а запрет на публикацию был снят только столетие спустя.

Но общество поэтов середины XIX в. со свойственной ему проницательностью увидело в творчестве Шарля Бодлера начало нового жанра. Именно оно смогло вдохновить множество молодых авторов, которые позже вознесли Бодлера на свой Олимп, признав его своим учителем. К новому бодлерскому поколению относятся три поэта, которых принято называть «Проклятыми»: Артюр Рембо, Стефан Малларме и Поль Верлен, продолжившие разработку принципов символизма. Жизнь каждого из них — отражение этих постулатов. При них символизм достигает своего расцвета, обретает законченную форму и становится ведущим направлением в поэзии, проникает за границу и в театр. В 1886 г. образовывается литературный кружок Верлена, членом которого становится автор «Манифеста символизма» Жан Мореас.

«Манифест символизма». Источник: https://fr.wikisource.org/wiki/Page:Le_Symboliste,_1886.djvu/

Истоки

Перед тем, как обратиться непосредственно к «Манифесту символизма», следует проанализировать эпоху, в которую он был написан, в целом. Изменения в общественной мысли, в первую очередь, отражаются в литературе как в самом гибком направлении культуры. Поэзия в частности — зеркало реакции человека на происходящие изменения, в котором можно увидеть саму душу эпохи. Что же отразил символизм?

Вторая половина XIX в. ознаменовалась кардинальным изменением в сознании людей. С известной каждому фразы Фридриха Ницше «Бог умер» началось формирование атеистической цивилизации. В прошлом религия определяла такие важные для каждого человека понятия как мораль и красота. Эти определения в своем старом понимании ушли в прошлое вместе с верой в Бога, поэтому постепенно начали складываться новые, современные представления о мире и человеческой природе. Нельзя было просто отречься от тысячелетней веры в существование неких данных свыше канонов и правил, которых следует придерживаться. Начались поиски того, что сможет дать соответствующие времени ориентиры лучше религии. Выбор пал на искусство, которое посвящено воспеванию прекрасного, рассуждениям о добре и зле. Именно оно должно было создать нравственную и эстетическую основу нового мира.

Этот новый Бог был совсем не похож на прежнего. Понятие красоты стало включать в себя эстетику уродливого, влечение к смерти. Мораль — а есть ли ей место в искусстве? Оскар Уайльд писал: «Нет книг нравственных и безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо»[2]. Добро и зло стали причудливо переплетаться в литературе.

В таких условиях зародился и развивался символизм.

«Манифест символизма»

К сожалению, на русский язык «Манифест» еще ни разу не был переведен целиком, поэтому восстановить его содержание можно только по отдельным отрывкам на русском, а также по статьям литературоведов, специализирующихся на символизме. Тем не менее можно выделить несколько положений, которые Жан Мореас считает основополагающими в поэзии символизма. Эти положения касаются как формы произведений, так и их содержания.

Жан Мореас. Источник: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4216.html

Идея. Одно из ключевых понятий символизма, нечто высшее, непонятное человеку, но открывающееся поэту — Идея, средством выражения которой является поэзия. Мореас пишет, что символизм дает Идее осязаемую форму при помощи аналогий. Способ выражения Идеи — Образ.

 Образ. «Символистская поэзия пытается одеть Идею в осязаемую форму»[3]. Эта форма — символ. Не художественный образ, как раньше, еще в поэзии романтизма, а именно символ — многозначный, не очевидный, порой кажущийся неуместным или не истолковываемым.

Сочетание Идеи и Образа — наследие романтизма, провозгласившего приверженность высшей Идее и служение ей. «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними»[4]. Именно символ способен привести человека к Идее, откровения, снисходящие на поэта — ключ к прекрасному миру, который в прошлом был обещан религией.

Ритм. «Музыки — прежде всего другого»[5], — писал Поль Верлен. Символисты много экспериментировали со звуковой подачей стихотворений. Артюр Рембо посвятил символизму и образности звуков стихотворение «Гласные» (Voyelles):

 А — черно, бело — Е, У — зелено, О — сине,
И — красно… Я хочу открыть рождение гласных
[6].

 Форма. Идее нужно соответствующее оформление. Жан Мореас выражает эту мысль с присущей символизму утонченностью и чувственностью: «Символистскому синтезу должен соответствовать особый, первозданно-широкоохватный стиль; отсюда непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость — всё дерзко и образно….»[7]. Именно символисты создали множество собственных, до этого никем не использовавшихся литературных форм, например, верлибр Артюра Рембо[8].

«Манифест символизма» Жана Мореса содержит в себе основные понятия и каноны направления в литературе, появившегося во время одного из наиболее значительных для нашей культуры кризисов миросознания. Каждое положение «Манифеста» — отражение того, что было важно для поэтов-символистов, пытавшихся найти выход из этого кризиса. В Россию символизм пришел позже, но также, как и во всем мире, оставил неизгладимый след в культуре. До сих пор, спустя почти полтора столетия, интерес к этому направлению поэзии не угасает.

Откуда этот интерес? Дело в красоте образов и музыкальности языка? Или наше время — это еще один кризис, и мы лишь обращаемся к опыту прошлого? Или символизм есть отражение человеческой души — сомневающейся, мятежной и необъяснимой?

Автор статьи:

Татьяна Бондаренко

[1] http://see-art.ru/?item=bc79ec49-ff11-43f2-a95e-cf7db2a63b52&termin=33a74f79-1cb2-409e-81f2-ef6ab6ed5813

[2] http://book-online.com.ua/read.php?book=478

[3] http://modfrancelit.ru/manifest-simvolizma-statya-zh-moreasa-tekst-le-symbolisme-tekst-perevoda-v-sokr/

[4] Там же.

[5] http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=14085&ob_no=14088

[6] Перевод Н. Гумилёва.

[7] http://modfrancelit.ru/manifest-simvolizma-statya-zh-moreasa-tekst-le-symbolisme-tekst-perevoda-v-sokr/

[8] http://istlit.ru/txt/litzap20/05.htm