[:ru]
В последнее время вызывает вопросы решение Федеральной налоговой службы (ФНС) создать новую систему регистрации и идентификации населения[1]. Подобная реформа может оставить ЗАГСы в далёком прошлом и привязать к человеку этапы его жизни, зафиксированные ранее в любых государственных органах. Главная идея заключается в сведении всей информации, которая сейчас доступна на уровне субъектов, в единую базу, которая бы позволила продуктивнее передавать её из одного государственного органа в другой (в частности, для начисления и взимания налогов, выплат льгот). В настоящий момент ФНС только готовит проект закона, поэтому большой интерес представляет опыт стран, которые в той или иной степени столкнулись с подобным.
Возьмём в качестве примера Евросоюз. Там законодательство в сфере электронной коммерции унифицируется с целью обеспечить защищённое электронное взаимодействие граждан: активно внедряется система eIdAS (electronic identification and trust services)[2], которая направлена на повышение качества обмена электронными документами, использование электронных подписей, сертификатов для аутентификации веб-сайтов, то есть для оказания так называемых «услуг доверия».
«В настоящий момент ФНС только готовит проект закона, поэтому большой интерес представляет опыт стран, которые в той или иной степени столкнулись с подобным»
Кроме того, существует предложение дополнить систему eDIAS едиными электронными паспортами, действительными на территории всего Евросоюза, по примеру Эстонии. Система электронной идентификации граждан (Digi-ID) основана на национальной идентификационной базе. Подобная система включает в себя национальный паспорт, а также используется для доступа к различным электронным сервисам (интернет-магазины, цифровая подпись, защищенный обмен документами, онлайн-голосование)[3].
Интерес представляет ситуация в скандинавском регионе, в котором большое число административных регистровых систем сводятся воедино для составления статистики. Отношение населения североевропейских стран к подобному разнится: если в Финляндии и Дании жители верят в рациональность и необходимость подобных систем, то в Норвегии и Швеции возникают дискуссии[4]. У противников обобщения данных регистровых систем для последующей статистики нередко создаётся впечатление, что национальные статистические институты (НСИ) наблюдают за каждым: возникает так называемый синдром «большого брата». Однако по большей части опасения беспочвенны: данные обезличиваются, власти государств делают всё для повышения прозрачности системы, а также сотрудничают друг с другом в сфере кибербезопасности во избежание утечки информации[5].
«Если в Финляндии и Дании жители верят в рациональность и необходимость подобных систем, то в Норвегии и Швеции возникают дискуссии»
Для дальнейшего анализа статистических данных в Японии используется также электронная система, которая позволяет учитывать внутреннюю миграцию населения. Регистр постоянного населения ведётся в муниципалитетах префектур (в городе, отделении, районе и деревне) и состоит из информации по полу, причинам миграции, месту выезда и направлению переезда. Затем все данные сводятся в единую статистику с разбивкой по префектурам и 18 крупным городам для дальнейшего прогнозирования роста численности населения, а также направлений социально-экономической политики[6].
Что касается США, то там функционирует система электронного учёта граждан, которая ведётся несколькими различными службами на уровне штатов. В частности, для идентификации перед работодателями, а также органом, выдающим водительские права (DMV, Department of Motor Vehicle), используется девятизначный номер, выданный структурой, выполняющей функции пенсионного фонда и министерства социальной защиты – SSA (Social Security Administration)[7]. Что касается актов гражданского состояния, то данные о рождении находятся в публичной информации в течение 100 лет, а брака, развода и смерти – 25 лет[8].
Таким образом, краткий обзор относительно внедрения или существования электронных систем регистрирования взаимодействия граждан с государством показывает, что в некоторых странах система регистрации либо отсутствует, либо по большей части используется в качестве сбора данных статистики для формирования региональной социально-экономической политики. Наконец, единая база существует лишь в отдельных сферах деятельности (в частности, электронная торговля, электронные подписи), которая призвана повысить скорость обмена информации и степень доверия к лицам, участвующим в обороте товаров.
Можно сделать вывод, что сбор информации в обезличенном виде преследует благие цели в случае, если данные используются по назначению. Бесспорно, «личные дела», заведённые на каждого гражданина, воспринимаются отрицательно вне зависимости от целей. Отсутствие текста законопроекта не позволяет делать каких-либо предположений о том, что же будет представлять собой единая система регистрации в России. Остаётся надеяться, что учёт зарубежного опыта позволит создать эффективную базу актов гражданского состояния без записи личной информации, касающейся большинства правоотношений.
Автор: Анастасия Прокопова
Источник фото: http://www.business.ru/
[1] Проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» // http://regulation.gov.ru/p/45949.
[2] Regulation (EU) No 910/2014 of the European Parliament and of the Council of 23 July 2014 on electronic identification and trust services for electronic transactions in the internal market and repealing Directive 1999/93/EC.
[3] Еврокомиссар: эстонская система e-ID – образец для всего Евросоюза // http://www.cnews.ru/news/top/evrokomissar_estonskaya_sistema_eid.
[4] Register-based Statistics in the Nordic Countries. Review of Best Practices with Focus on Population and Social Statistics (Russian Language). P. 8.
[5] Там же. P. 9.
[6] Шевцова Е.А. Миграционная политика Японии: уроки для совершенствования федеральной и региональной миграционной политики России// Вестник НГУЭУ,2009. №2. С. 62.
[7] Как происходит «прописка» в США // http://zagr.org/1389.html.
[8] The Virginia Department of Health (VDH) // http://www.vdh.state.va.us/vital_records/faq.htm.
[:en]
В последнее время вызывает вопросы решение Федеральной налоговой службы (ФНС) создать новую систему регистрации и идентификации населения[1]. Подобная реформа может оставить ЗАГСы в далёком прошлом и привязать к человеку этапы его жизни, зафиксированные ранее в любых государственных органах. Главная идея заключается в сведении всей информации, которая сейчас доступна на уровне субъектов, в единую базу, которая бы позволила продуктивнее передавать её из одного государственного органа в другой (в частности, для начисления и взимания налогов, выплат льгот). В настоящий момент ФНС только готовит проект закона, поэтому большой интерес представляет опыт стран, которые в той или иной степени столкнулись с подобным.
Возьмём в качестве примера Евросоюз. Там законодательство в сфере электронной коммерции унифицируется с целью обеспечить электронное защищённое взаимодействие граждан: активно внедряется система eDIAS (electronic identification and trust services )[2], которая направлена на повышение качества обмена электронными документами, внедрения электронных подписей, сертификатов для аутентификации веб-сайтов, то есть для оказания так называемых «услуг доверия».
«В настоящий момент ФНС только готовит проект закона, поэтому большой интерес представляет опыт стран, которые в той или иной степени столкнулись с подобным»
Кроме того, существует предложение дополнить систему eDIAS едиными электронными паспортами, действительными на территории всего Евросоюза, по примеру Эстонии. Система электронной идентификации граждан (Digi-ID) основана вокруг национальной базы личностей. Подобная система включает в себя национальный паспорт, а также используется для доступа к различным электронным сервисам (интернет-магазины, цифровая подпись, защищенный обмен документами, онлайн-голосование)[3].
Интерес представляет ситуация в скандинавском регионе, в котором большое число административных регистровых систем сводятся воедино для составления статистики. Отношение населения североевропейских стран к подобному разнится: если в Финляндии и Дании жители верят в рациональность и необходимость подобных систем, то в Норвегии и Швеции возникают дискуссии[4]. У противников обобщения данных регистровых систем для последующей статистики нередко создаётся впечатление, что национальные статистические институты (НСИ) наблюдают за каждым: возникает так называемый синдром «большого брата». Однако по большей части опасения беспочвенны: данные обезличиваются, власти государств делают всё для повышения прозрачности системы, а также сотрудничают друг с другом в сфере кибербезопасности во избежание утечки информации[5].
«Если в Финляндии и Дании жители верят в рациональность и необходимость подобных систем, то в Норвегии и Швеции возникают дискуссии»
Для дальнейшего анализа статистических данных в Японии используется также электронная система, которая позволяет учитывать внутреннюю миграцию населения. Регистр постоянного населения ведётся в муниципалитетах префектур (в городе, отделении, районе и деревни) и состоит из информации по полу, причинам миграции, месту выезда и направлению выбытия. Затем все данные сводятся в единую статистику с разбивкой по префектурам и 18 крупным городам для дальнейшего прогнозирования населения, а также направлений социально-экономической политики[6].
Что касается США, то там функционирует система электронного учёта граждан, которая ведётся несколькими различными службами на уровне штатов. В частности, для идентификации перед работодателями, а также органом, выдающим водительские права (DMV, Department of Motor Vehicle), используется девятизначный номер, выданный органом, выполняющим функции пенсионного фонда и министерства социальной защиты – SSA (Social Security Administration)[7]. Что касается актов гражданского состояния, то данные о рождении находятся в публичной информации в течение 100 лет, а брака, развода и смерти – 25 лет[8].
Таким образом, краткий обзор относительно внедрения или существования электронных систем регистрирования взаимодействия граждан с государством показывает, что в некоторых странах система регистрации либо отсутствует, либо по большей части используется в качестве сбора данных статистики для формирования региональной социально-экономической политики. Наконец, единая база существует лишь в отдельных сферах деятельности (в частности, электронная торговля, электронные подписи), которая призвана повысить скорость обмена информации и степень доверия к лицам, участвующим в обороте товаров.
Можно сделать вывод, что сбор информации в обезличенном виде преследует благие цели в случае, если данные используются по назначению. Бесспорно, «личные дела», заведённые на каждого гражданина, воспринимаются отрицательно вне зависимости от целей. Отсутствие текста законопроекта не позволяет делать каких-либо предположений о том, что же будет представлять собой единая система регистрации в России. Остаётся надеяться, что учёт зарубежного опыта позволит создать эффективную базу актов гражданского состояния без записи личной информации, касающейся большинства правоотношений.
Автор: Анастасия Прокопова
Источник фото: http://www.business.ru/
[1] Проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» // http://regulation.gov.ru/p/45949.
[2] Regulation (EU) No 910/2014 of the European Parliament and of the Council of 23 July 2014 on electronic identification and trust services for electronic transactions in the internal market and repealing Directive 1999/93/EC.
[3] Еврокомиссар: эстонская система e-ID – образец для всего Евросоюза // http://www.cnews.ru/news/top/evrokomissar_estonskaya_sistema_eid.
[4] Register-based Statistics in the Nordic Countries. Review of Best Practices with Focus on Population and Social Statistics (Russian Language). P. 8.
[5] Там же. P. 9.
[6] Шевцова Е.А. Миграционная политика Японии: уроки для совершенствования федеральной и региональной миграционной политики России// Вестник НГУЭУ,2009. №2. С. 62.
[7] Как происходит «прописка» в США // http://zagr.org/1389.html.
[8] The Virginia Department of Health (VDH) // http://www.vdh.state.va.us/vital_records/faq.htm.
[:]