Дорога возникает под шагами идущего.

Индийская пословица

О будущем думает каждый. Кто-то лелеет американскую мечту: двухэтажный дом, жена, три ребёнка, собака и две машины. Кто-то – совсем иную: сиди на печи да кушай калачи. Но современный мир Емель на дух не переносит. Сегодня важны не мечты, а их реализация. В мире, где каждый сам за себя, человек человеку – известно какое животное, а значит, единственный путь к успеху – дорога, протоптанная самостоятельно. Книги, о которых пойдёт речь ниже, могут показаться очень знакомыми, детскими, немного «трендовыми», странными, наконец. А герои могут быть скучными, типичными, вообще отрицательными. Но это истории личностей, которые сделали себя сами. Разными способами, на разных уровнях, в разных условиях, но сами. И за это их стоит уважать.

Рэй Брэдбери. 451° по Фаренгейту

Источник фото: http://audiob.ru/451-po-farengeity/

О чём: О торжестве философии потребления, о мире, где художественная литература запрещена, а пожарные занимаются тем, что сжигают её.

О ком: О человеке, который вырвался из этой системы.

Уровень саморазвития: Личностно-ценностный

Типаж: Бунтарь

В чём саморазвитие: Главный герой Гай Монтэг создаёт себя как личность практически с нуля. В обществе, где дома строят из несгораемых материалов, телевизоры занимают собой целые комнаты, а книги сжигают, нет места рефлексии. И Монтэг в начале романа – типичный продукт своей среды, пожарный. Четыре «встречи» меняют героя и запускают в нём процесс саморазвития.

Встреча с человеком, выбивающимся из общего потока, юной Клариссой Маклеллан, даёт герою сигнал «стоп». И это встреча не палача со своей жертвой, а просто двух людей на улице. Случайно брошенный вопрос заставляет Монтэга начать рефлексировать – опасный навык в обществе потребления. «Я весь словно застыл». Новообретённая привычка раскрывает то, что спало в Монтэге – человечность, способность размышлять, сопереживать, испытывать глубокие эмоции, а не имитации, которые воспроизводят окружающие, повторяя мимику телегероев. Смерть героини запускает в нём процесс десоциализации.

«Встреча» с пустотой (во время лечения его жены от передозировки снотворным) заставляет Монтэга осознать всё ничтожество своего общества, свою отличность от него. Это осознанное отвращение к действительности – призыв к протесту. «Чужие вырывают у тебя сердце, высасывают кровь».

Встреча с человеком, умершим за свои идеалы (женщиной, сгоревшей вместе со своей домашней библиотекой), окончательно уверяет его в неправильности того, чем он занимается. «Её молчание осуждало их». В нём открывается упорство и озлобленность, вызванная осознанием собственного бессилия. Именно эти качества и проявятся в Монтэге, когда он сожжёт своего палача.

Появляется мораль, которая, бесспорно, стоит намного выше жизненных установок окружающего обезличенного человека. Сохранив книгу, начав её читать, Монтэг приобщается к братству думающих, а значит, становится полноправным девиантом и ступает ещё дальше по дороге саморазвития.

Встреча с тем, кто пытается выжить в поставленных условиях (Фабер – профессор, дом которого полон книг, что он тщательно скрывает) открывает ему способность мыслить глубже, побуждает его стать революционером.

Можно утверждать, что кульминационной точкой в отношении саморазвития стала встреча Монтэга с такими же как он – думающими, запоминающими книги ради их сохранения. Это вершина его пути в книге, и в то же время только одна из его ступеней.

Чему учит: От преданного служителя общественного закона до его разрушителя, строителя нового, справедливого порядка – чем не история саморазвития. Тот факт, что у героя уже давно были припрятаны какие-то книги, лишь подтверждает, что Монтэг просто был не готов бросить вызов и нуждался в стимуле.

Каждый способен к саморазвитию. Иногда человеку, чтобы найти в себе искру, нужно просто встретить другого человека. Или нескольких. И всегда, чтобы зажечь этот огонь, нужно быть готовым бороться с теми, кто намерен это пламя выжечь напалмом общественной привычки.

В голове у Монтэга лишь несколько строк из Экклезиаста. А значит, нет пределов совершенству. Успех Монтэга не конечный результат. Успех Монтэга – одна из многих побед личности над собой и над действительностью.


Теодор Драйзер. Финансист 

Источник фото: : https://silverseason.wordpress.com/tag/financier/

 О чём: О влиянии среды на формирование личности

О ком: О дерзком финансисте – литературном аналоге Чарльза Йеркса, американского коммерсанта, участвовавшего в разработке системы общественного транспорта в Чикаго и Лондоне.

Уровень саморазвития: Профессиональный

Типаж: Магнат

В чём саморазвитие: Чтобы добиться успеха, надо работать головой, упорно и долго. Герой книги[1] Фрэнк Каупервуд – прирождённый финансист. Выходец из семьи мелкого банковского служащего, он проявил свой талант к финансовым операциям ещё в 14 лет, провернув сделку со сбытом мыла. Путь Каупервуда – история человека талантливого и одарённого. Фрэнк всё постигает своим опытом.

В 17 лет он бросает школу и начинает работать. Именно с профессиональным успехом связано саморазвитие главного героя. Попробовав свои силы в различных конторах, Каупервуд составляет стартовый капитал, начинает учётно-вексельное дело. Он не боится рисковать, открыт всему новому. Вложения в акции новой индустрии, успешный брак, прославленная репутация, богатство и влияние. Все эти несомненные составляющие мечты, претворённой в жизнь, Каупервуду достались путём всё того же саморазвития. Он ищет новые пути, постигает все тонкости дела, учится манипулировать окружающей действительностью. И всё это он делает преимущественно самостоятельно, без чужих подсказок, методом проб и ошибок.

Отдельно стоит выделить опыт Каупервуда в решении проблем: обанкротившись, попав в тюрьму, герой каждый раз начинает заново и находит свой путь на вершину.

Профессиональное саморазвитие героя вышло односторонним, и от этого пострадала личностно-ценностная сторона его жизни: Фрэнк Каупервуд – опытный предприниматель, делец, богатый человек, однако рамки его моральных устоев размыты. Для него существует один девиз: «Мои желания превыше всего». Его сделки зачастую незаконны, а способы обогащения вызывают сомнения с точки зрения морали. Лишь одну вещь Каупервуд не может вернуть – репутацию. Здесь даже его влияние бессильно.

Чему учит: Сын бедного банковского клерка превращается (к концу трилогии) в одного из самых влиятельных финансистов западного мира за счёт приложенных усилий. Саморазвитие – это оттачивание таланта. Чтобы добиться своего, нужно начинать действовать, и чем раньше, тем лучше. Саморазвитие – это самообразование, использование своего интеллекта. Проблемы нужно решать, а не пытаться пробить их, как стенку. Саморазвитие – это опыт. Любая неудача – повод к новой победе. Но не всегда этот путь заканчивается благоприятно. Стоит ли жертвовать своей моралью и человечностью на пути к совершенству?

Успех Каупервуда – победа сильного человека, но она – поражение нравственности.

 

Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан

Источник фото: http://www.moscowbooks.ru/

О чём: О тяжёлых испытаниях на пути домой.

О ком: О бедствующем экипаже судна и об их лидере – пятнадцатилетнем юноше.

Уровень саморазвития: Личностно-профессиональный

Типаж: Герой

В чём саморазвитие: Находясь во власти обстоятельств, группа нуждается в лидере. И кому-то придётся принять на себя всю ответственность за дальнейшие действия.

Главный герой романа Дик Сенд – один из тех, кто быстро растёт: в 4 года он уже пишет, читает и считает; в 8 лет – впервые поступает юнгой на корабль, идёт в школу. Но, попав на китобойный корабль «Пилигрим» новичком-матросом несколько лет спустя, пятнадцатилетний юноша был вынужден за несколько недель превратиться в мужчину.

При отсутствии фактического экипажа и капитана корабля, подросток берёт на себя управление шхуной. Он также действует методом проб и ошибок, у него получается далеко не всё, однако он упорен и стремится помочь своим товарищам по несчастью, которые стали его семьёй.

В результате происков антагониста (кока Негоро), герои книги попадают в ещё более тяжёлую ситуацию – в рабовладельческой Анголе единственная цель команды корабля – выжить. И снова управление на себя приходится взять подростку, который думает за всех, планирует, просчитывает ситуации. От природы благородный и трудолюбивый юноша вынужден вырасти, должен стать чем-то ещё большим, чтобы спасти свою новообретённую семью от опасностей. Это подразумевает и принятие крайних мер (убийство работорговца Гэрриса).

Таким образом, читатель может наблюдать, как происходит развитие личности, её взросление и раскрытие, спровоцированные и ускоренные внешними обстоятельствами.

Помимо этого, с точки зрения профессионального саморазвития Дика, показательна заключительная часть романа: герой стремится к дальнейшему росту, с отличием заканчивает гидрографические курсы и готовится к должности капитана на судне.

Чему учит: Дик Сенд – молодой человек с душой взрослого мужчины. Его путь только начат, и он это прекрасно понимает.

Саморазвитие – это возможность. Иногда обстоятельства требуют от человека невероятного роста духовных и физических сил. И если человек способен на этот рост, значит, это и есть саморазвитие. Обстоятельства – лишь катализатор.

Автор: Всеволод Селевёрстов
Источник фото:  https://utopiangirl.wordpress.com

[1] Следует уточнить: герой «Трилогии желания» – «Финансист», «Титан», «Стоик». Раскрытие темы саморазвития лучше всего наблюдается в первой книге, поскольку в последующих описывается преимущественно лишь процесс финансового обогащения и морального обеднения героя.