Азиатская товарная экспансия с высокой скоростью распространяется на всё большее количество мировых рынков. В этой связи многие страны обеспокоены наступающей тенденцией вытеснения продукции национального производства импортными товарами. Наиболее явно угроза чувствуется в государствах, тесно сотрудничающих с КНР и “Азиатскими Тиграми” в торговле и других сферах. Агрессивный курс восточной политики сбыта вынуждает к немедленному реагированию и приёму срочных мер.

 

«Ввод пошлин не достигает корня проблемы — высокой себестоимости продукта или переработки сырья в конкретной стране»

Решения указанных выше вопросов, рассматриваемых на государственном уровне, часто сводятся к введению антидемпинговых пошлин. При своевременном обнаружении проблемы этот часто предлагаемый универсальный способ призван предотвратить ценовое лидерство «со знаком минус» и резкий спад конкурентоспособности отечественных производителей. Однако ввод пошлин не рассчитан на долгосрочную протекцию и не достигает корня проблемы — высокой себестоимости продукта или переработки сырья в конкретной стране. Предпосылки для перепада между средними издержками выпуска созревали постепенно в течение значительного временного промежутка. Феноменом чрезвычайно низких затрат на рабочую силу и стабильными ценами на морские грузоперевозки более двадцати лет успешно пользовались ведущие транснациональные корпорации. Уже в начале нулевых Китай начал переживать бум переноса производственных комплексов (одними из пионеров стали Apple, Toshiba, General Motors), а также существенный всплеск иностранных инвестиций[1]. Тем не менее, в настоящее время на фоне замедления темпов роста экономики Китая (по прогнозам экспертов прирост ВВП в 2015 году составит 7% по сравнению с 10.4% в 2010[2]) возникает необходимость в обратном процессе. Результаты опроса, проведённого Boston Consulting Group, показали — каждая пятая американская компания за последние два года вернула производство в США либо переместила на более дешёвые рынки, каждая третья собирается рассмотреть этот вопрос в ближайшие сроки[3]. Мотивы идентичны —  рост стоимости аренды помещений и заработных плат. Согласно обозначенным трендам можно сделать вывод, что избыточные мощности, связанные с перегревом «локомотива» тихоокеанского региона в реальном и финансовом секторах, перейдут в форму инвестиций. Их направленность определена сферой услуг и высоких технологий, а также  инфраструктурой третьих стран, в том числе — добывающей и производственной. Подобный массовый отток капитала приводит к удешевлению себестоимости выпуска материалов и оборудования, применяемых в строительстве стратегически важных объектов. Удовлетворив гигантский внутренний спрос, такая продукция заполняет мировые рынки, и впоследствии у компаний КНР, Вьетнама, Тайваня создаются уникальные возможности для демпинга, обеспечивающего прибыль.В итоге сродное занижение цен не ограничивается отсутствием гарантии качества на закупаемую контрагентами продукцию. Возникает побочный эффект “дарового” экспорта  —  продажи по ценам ниже всех разумных ограничений, которые вызывают деградацию отрасли государства-покупателя. Данный эффект подразумевает один из главных симптомов так называемой «голландской болезни», нарушающей баланс экономического развития.

 

«Цены на металлургическую продукцию способны стабилизироваться при условии возобновления подъёма во всей мировой экономике, особенно в добывающей промышленности»

Что касается динамики ситуации в реальном времени, тревожным сигналом становится положение металлургической отрасли в ЕС и ряде других стран. Проблема-ньюсмейкер номер один по представленной теме — наступательная стратегия ценообразования со стороны поставщиков Восточной и Юго-Восточной Азии. В то время как в РФ вводятся антидемпинговые пошлины на китайские бульдозеры и грузовые шины, порой доходящие до 50% и более с учётом текущей ставки[4], в Евросоюзе срочно принимают достаточно запоздалые меры против холоднокатанной нержавеющей, электротехнической стали. Ответственные органы вынуждены пересмотреть своё отношение и  к закупкам  иных видов сталелитейной продукции[5]. Её доля в импорте растёт несоизмеримо с потенциалом национальных производителей, принимая во внимание динамику цен. Азиатский прокат стабильно дешевеет — средневзвешенная цена прогнозируется на рекордно низком уровне ближе к 2017 году. Несмотря на спасение металлургических предприятий от чрезмерной убыточности и закрытия в краткосрочном периоде за счёт пошлин и весьма неэффективного государственного субсидирования, в воздухе повисает вопрос о сокращении отрасли для сохранения её конкурентоспособности. Обратная сторона медали — рост безработицы, падение ВНП и усугубление зависимости от ввоза товаров из стран Азии. По сведениям главы ассоциации Wordsteel Вольфганга Эдера, металлургам Европы не остаётся ничего кроме как сократить производство вдвое в течение 15 лет[6] до ста миллионов тонн в год, что не подлежит сравнению даже с выпуском стали в Индии, Южной Корее и Тайване вместе взятых (198 миллионов тонн по данным 2014 года[7]).  Судя по имеющимся данным, падение неизбежно и продиктовано общемировыми процессами. Из этого следует, что цены на металлургическую продукцию способны стабилизироваться при условии возобновления подъёма во всей мировой экономике, особенно в добывающей промышленности.

В целях нахождения решения этой проблемы необходимо постепенное «спускание» финансовых и индустриальных пузырей[8]. Ключом является создание новой модели развития макроэкономических связей, инновационного механизма глобального взаимодействия, основанного на ориентирах нового плана. В такую формулировку не входит вечное увеличение потребления в западных странах, то есть спроса на ресурсы и производства в Китае, который достижим только при взаимовыгодном сотрудничестве в многополярном мире. Глубокий кризис в металлургической отрасли становится одним из тревожных сигналов, ставящим вызов для предпринимательской общественности и объясняющим неустойчивость дилеммы — пошлины или завоевание рынка извне; нейтрализация стимулов к импортозамещению или запустение национального производства. Таким образом, первым возможным шагом на пути преодоления данного кризиса является выход за рамки дилеммы о протекционизме с помощью плодотворного международного диалога.

 

                                                                                    Автор текста: Никита Тяжлов

Редактор: Мария Разаренова

Источник фото: www.worldcrunch.com

[1]Китай — золотая жила для ТНК. Эксперт // http://expert.ru/expert/2003/02/02ex-tend1_34498/.

[2] Китай подаёт сигнал надежды. Expert Online // http://expert.ru/2015/09/24/kitaj-nadeetsya-na-luchshee/.

[3] Последнее предупреждение Китаю — западные производители покидают КНР. РБК // http://www.rbc.ru/economics/23/10/2013/884405.shtml.

[4] Россия защитит внутренний рынок от китайских бульдозеров. Ведомости // http://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/11/12/616603-buldozerov.

[5] Итоги октября на мировом рынке стали. МинПром Украины // http://www.metalinfo.ru/ru/metalmarket/analytics/521.html.

[6] European steel industry must halve by 2030 in order to survive. The Telegraph // http://www.telegraph.co.uk/finance/newsbysector/industry/11997877/European-steel-industry-must-halve-by-2030-in-order-to-survive.html.

[7] List of countries by steel production. // http://www.worldsteel.org/dms/internetDocumentList/press-release-downloads/2012/2012-statistics-table/document/2012%20statistics%20table.pdf.

[8] Противоречия экономики Китая — падение как окончание «чуда». igso.ru // http://igso.ru/articles.php?article_id=451.