В конце сентября Москву потряс очередной культурный скандал. Выставку Джока Стёрджеса «Без смущения» организаторы закрыли «под давлением общественности» спустя всего 18 дней после начала работы, а за день до этого вход в музей буквально заблокировали активисты общественной организации «Офицеры России». Экспозиция, представленная в центре фотографии имени Братьев Люмьер, вызвала огромный общественный резонанс, а в адрес куратора, Натальи Литвинской, посыпались многочисленные обвинения. Сам Джок Стёрджес вновь подтвердил своё звание одного из самых скандальных фотографов, только теперь в России. Ещё в 1990 году в его мастерской в Сан-Франциско был проведен рейд, вследствие которого изъяли фотоаппараты, снимки и негативы. Тем не менее в защиту фотографа выступило художественное сообщество США и Европы и официальных обвинений ему представлено не было.

Но что же так сильно смущает общественность в творчестве Джока Стёрджеса?

Преимущественно в его поле зрения попадают девочки в период полового созревания, которых он изображает обнаженными. Факт того, что эти девушки могут быть несовершеннолетними, возмущает людей и привлекает внимание представителей власти и правоохранительных органов. Несмотря на то, что эта информация категорически отрицается, сенатор Елена Мизулина и член общественной палаты РФ Антон Цветков выступили с требованием проверки фотовыставки, вследствие чего она была закрыта.

Самое интересное в этой ситуации, что нечто запрещённое и незаконное в этой выставке видят представители власти, а, по мнению старшего научного сотрудника Института теории и истории искусства Российской академии художеств Ирины Чмырёвой, люди видят в этих фото разврат, так как руководствуются исключительно своим опытом, который ничем по факту не подкреплен. Человек может по-разному относиться к такому виду искусства: ему может нравиться или не нравиться, но закрывать выставку, чтобы обезопасить уже взрослых людей (для посетителей было установлено ограничение 18+) – как минимум странно, но организаторы пошли на это, дабы не идти на прямое столкновение с общественностью. Хотелось бы заметить, что несмотря на кажущиеся «благими» намерения представителей власти, пока что закрытие выставки при детальном анализе воспринимается скорее как очередное желание что-либо запретить, а не защитить.

Власти РФ далеко не в первый раз вмешиваются в культурную жизнь страны.

Полтора года назад в Екатеринбурге открывалась выставка «Триумф и трагедия», но, к сожалению, она так и не увидела свет. За день до её открытия в «Доме Метенкова» закоротило проводку, и музей «вынужденно» закрыли на ремонт. Такова официальная версия. Тем не менее, по данным «Коммерсанта», дело было совсем не в технической проблеме. Выставку пришлось закрыть из-за недовольства Федеральной службы безопасности РФ, которой не понравилось то, что в организации выставки помогали иностранные консульства, США и Великобритании. Сам мэр Екатеринбурга также отрицает версию неисправности проводки и утверждает, что всё отменилось из-за вмешательства Москвы.

Скандалы вокруг фотографии разворачиваются не только в культурном пространстве музеев и галерей, но и в интернете.

Легендарная фотография Ника Ута «Ужас войны» также стала центром конфликта в сентябре 2016 года. Норвежский писатель Том Эгеланд разместил у себя на странице на Facebook статью, посвящённую легендарным политическим снимкам, в числе которых и была эта фотография.

На ней изображена обнаженная девятилетняя девочка, с искаженным от ужаса и боли лицом. Это фото считается символом войны во Вьетнаме, которое поменяло отношение людей к тому конфликту. Тем не менее, администрация Facebook посчитала изображение, нарушающим политику социальной сети по запрету распространения порнографии  и удалила публикацию. После этого главный редактор Aftenposten написал официальное обращение к Марку Цукербергу, в котором просил обратить внимание на историческую значимость этого снимка и исправить ситуацию. В итоге, пост был восстановлен, а от руководства Facebook последовали извинения.

Этот снимок произвел огромный резонанс в мире, а сам фотограф удостоился Пулитцеровской премии.

Автор: Мария Терк

Источник заглавного фото: meduza.io