15 марта в институте STRELKA за круглым столом собрались ведущие представители аналитики, политики, журналистики, бизнеса и науки, чтобы обсудить инновации в образовании, поделиться  взглядами на будущее рынка труда.

Вениамин Каганов и Ксения Чудинова

В качестве спикеров выступали:

  • Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации;
  • Алена Владимирская, основатель проекта «Антирабство»;
  • Алексей Гусев, руководитель службы мониторинга инновационной инфраструктуры ОАО «РВК»;
  • Ольга Полищук, исполнительный директор института «Стрелка», руководитель онлайн-школы городских предпринимателей Vector;
  • Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий», ведущий образовательных программ МШУ «Сколково» и Агентства стратегических инициатив;
  • Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования Mail.ru;
  • Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ;
  • Алексей Серебряков, президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»;
  • Андрей Елисеев, главный редактор «Работа.ру»;
  • Александр Ларьяновский, директор по бизнес-развитию Skyeng;
  • Павел Лебедев, руководитель направления исследований Superjob.

В роли модератора дискуссии выступила Ксения Чудинова – журналист, медиаменеджер, директор по внешним связям проекта «Сноб».

Слева – Алена Владимирская

Наиболее актуальный вопрос о будущем не существовал бы без нашего прошлого – эту проблему поднимает первой Алена Владимирская, говоря про «проклятие родителей», тема которого развивалась на протяжении всего мероприятия.  Желая только хорошего для своих детей, родители отдают их на обучение либо той же профессии, что владеют сами, либо популярной (экономист, юрист и проч.), но совершенно не догадываясь, что через 20-30 лет их чадо может остаться без работы ввиду невостребованности. Особенно остро эта проблема разворачивается именно сейчас, когда время спешно минует этап за этапом. Во многих семьях, что подметил Вениамин Каганов, фундаментальные понятия о важности выбора своего будущего дела значительно отстали в этом плане от той же Франции, а виной тому и люди, и регулятор. Дмитрий Судаков подтвердил, дискурс будущего отсутствует вообще. О Думе русского народа и о его ошибках можно спорить вечно, однако рассмотрев ситуацию с точки зрения системы образования, можно найти иные детали.

Александр Чулок

Вузы должны предугадывать потребности бизнеса и подготавливать нужных специалистов. На практике же, по словам Владимирской компании приходят с целью сформировать тех, кто им нужен. Александр Чулок нашёл здесь однобокость в подходах идентификации компетенций: изучаются, в основном, только тренды, но не изменчивость рынков и маржинальность. Вузы – бесповоротные монстры. Пока до них дойдёт разрешение на введение новых стандартов, могут пройти годы. А с другой стороны, есть ли смысл внедрять новую профессию, если через 5 лет она вполне может кануть в лету? Если такое происходит, уверен Алексей Гусев, то должно существовать неформальное образование. Рынка, в привычном для нас понимании, не будет. Автоматизация и роботизация научат людей новым компетенциям. Руководитель службы мониторинга инновационной инфраструктуры ОАО «РВК» в своих рассуждениях приходит к тому, что необходимо осознавать, какие вещи универсальны, т.е. человек должен обладать базой в своей сфере, а для работы он может обучиться навыкам, получаемым из дополнительного образования, в которое государство вмешиваться не должно. Ярким примером является сама STRELKA. Ольга Полищук рассказала об отсутствии желания выпускников учиться после вуза. В институте «Стрелка» подход к образованию несколько иной: вместо пассивных лекций, студенты работают в проектах, максимально приближенных к реальным, формулируется принцип осознанности междисциплинарности. Об интересном эксперименте рассказал Алексей Серебряков. Согласно его мнению, лекарство от «проклятия родителей» найдено в специальных детских лагерях. Попробовав себя в разных жизненных ролях, дети приезжают домой «перевербованные», готовые самостоятельно принимать важные решения.

Алексей Серебряков

Добравшись до самих профессий, которые будут пользоваться большим спросом, в едином мнении никто не сошёлся. И по понятной причине. Даже Форсайты не могут предсказывать будущее, но несколько идей возникло в мыслях участников круглого стола:

  • сама профессия существовать не будет, на её место придут компетенции;
  • востребованные компетенции будут связаны с IT (программирование роботов, например)
  • уже сейчас рынок наводнён гуманитариями, а были и будут нужны естественно-научные и научно-технические знания
  • одно из самых полезных свойств – адаптивность, к которому разные выступающие прибавляли свои сопутствующие качества: системность решения, полная ответственность за свои действия, экспертность в своей сфере, мотивация и проч.

Ольга Полищук

Алексей Гусев назвал самой главной компетенцию «придавать себе компетенции». Ссылаясь на общедоступность и низкую ценность информации и идеи, навык инвестора в самого себя, по его мнению, окажется самым полезным. Почти все согласны, что soft skills станет важнейшим фактором при приёме на работу.

Круглый стол стал прологом предстоящего Московского международного салона образования, который пройдет с 13 по 16 апреля 2016 года в 75-м павильоне ВДНХ. Перечисленные темы будут ещё более обширно подниматься и разбираться, однако уже сейчас мы можем сделать для себя интересные выводы.

Автор: Владислав Кутранов

Фото: Кристина Чекина