«От картин Рафаэля как бы исходит какая-то теплота, оживляющая в сердцах зрителей стремления ко всему великому и благородному» [1]
Эжен Мюнц
Выставка Рафаэля открыла «итальянскую осень» в ГМИИ им. Пушкина. Это младший современник Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи, стремившийся быть похожим на этих титанов, но нашедший свою стилистику. Благодаря образам Рафаэля у нас возникает панорамная картина Возрождения.
На выставке образы Рафаэля дополняются стихотворениями, изложенными на стенах. Синтез поэзии и живописи не случаен: в XV веке живопись закрепила положение «свободного вида искусства», избавившись от клише ремесла. Также в этот период было популярно определение «универсального человека», то есть такого, который мог одновременно преуспевать в нескольких сферах. Позже притягательность эпохи Возрождения нашла своё отражение в произведениях русских писателей и поэтов, о чём и рассказывают стены музея.
Рафаэль – мастер эпохи Возрождения, родившийся в городе Урбино. Это город Средней Италии, где искусство развивалось не так стремительно, как во Флоренции или Риме (больше ассоциировавшимся с искусством, обслуживающим папские нужды). Рафаэль учился у Пьетро Перуджино: начинал с копирования религиозных композиций учителя; картонов, созданных Микеланджело. Пребывание во Флоренции повысило его технику в портретном жанре. Портреты пользовались большим успехом у заказчиков, хотя художник позже расписывал станцы (комнаты) Папского дворца в Ватикане многофигурными композициями.
Рафаэль создал образы красоты, отличающиеся лёгким оттенком меланхоличности, открытым взглядом, высокой техникой исполнения. Его портреты представляют собой историю в лицах, по которым можно себе представить образ человека того времени.
Автор: Наталья Белова
[1] Мюнц Э. Рафаэль: его жизнь и деятельность. Петроград: Огни, 1917. С. 59.[:]