На этот вопрос отвечает масштабная выставка «Пиранези. До и после. Италия Россия. XVIII – XXI века» в ГМИИ им. Пушкина, соединив не только творчество итальянского художника, но и его предшественников и последователей (как Мельников). Такой охват выставки не случаен: кураторы хотели показать потенциал и актуальность идей Джованни Баттисты Пиранези.

Франческо Пиранези. Портрет Джованни Пиранези. 1756

Франческо Пиранези. Портрет Джованни Пиранези. 1756

Пиранези определял себя как венецианского архитектора. Однако он был более известен не постройками, а гравюрами Рима, циклом о темницах, идеями в декоративном искусстве. Пиранези восхищался Римом, отстаивая главенствующую роль архитектуры Вечного города против «эллинистов» в споре «о греках и римлянах» в середине XVIII века. Пиранези говорил, что ему бы «хватило безумия приняться за план нового мироздания». Эта фраза позволяет сделать вывод о бесконечной активности мастера, о чём также можно судить по его творениям: его диапазон раскинулся от декоративных украшений до офортов.

Пиранези отправился в Рим благодаря случаю, когда его взяли рисовальщиком в свиту посла[1]. Он сосредоточился на изображении точных городских пейзажей (также называемые пейзажами-ведутами, в противоположность фантазийным). Источником мастерства служили гравюры других мастеров (а не натура[2]). Распространение гравюр позволило художнику быть известным современникам. Интерес Пиранези к античности показан в Белом зале музея, где находятся офорты, листы из книг (теоретические работы мастера), скульптуры.

Офорты Рима перекликаются с фотографиями Джанлуки Баронкелли, который фотографировал эти виды: порой можно увидеть мост, соединяющий времена или изменённый пейзаж.

Другая грань творчества Пиранези – это сюита «Воображаемые темницы Джованни Баттиста Пиранези, венецианского архитектора». Пиранези создал совершенно особый тип пространства в темницах – безграничного и безмерного. Помимо статичных образов Пиранези демонстрируется фильм-путешествие Грегуара Дюпона по темницам. Сложно устроенные темницы могут напомнить о Маурисе Корнелисе Эшере (художнике XX века — прим. автора) и его пространствах-головоломках, а по атмосфере эти офорты напоминают Франсиско де Гойю.

Кураторы показали, как идеи Пиранези восприняли и в России. Во времена Екатерины II Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон, Винченцо Бренна создавали проекты, в которых нашло отражение творчество Пирнези. Позднее фантастические проекты советских художников также искали вдохновения в идеях Пиранези: Иван Леонидов, Константин Мельников, Яков Чернихов. Современные художники также не остаются в стороне от итальянского наследия. Так, центральное место Белого зала занимает произведение Валерия Кошлякова, повествуя о связи времен.

Автор: Наталья Белова

[1] Дьяков Л. А. Джованни Баттиста Пиранези. М.: Изобразительное искусство, 1980. С. 11.

[2] Сорокина Н. Джованни Баттиста Пиранези. М.: Буксмарт, 2013. С. 43.[:]