[:ru]

Альберто Корда, фотограф гаванской газеты «Revolución», 5 марта 1960 года сделал самую известную фотографию Че Гевары. Тот день на Кубе ознаменовался траурным шествием в память о 136 погибших членах экипажа французского судна, которые шли в Гавану для помощи революционерам. По словам автора фотографии, лицо команданте выражало «абсолютную непреклонность, злобу и боль» [1]. Этот образ стал символом борьбы, непримиримости и частью наследия Че Гевары.

Снимок был опубликован и приобрёл известность только после смерти Че Гевары. Газета отдала предпочтение фотографиям Сартра и де Бовуар, а изображение, названное «Героический партизан» осталось дома у Альберто Корды [2]. В 1967 году итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли (известный тем, что первым опубликовал «Доктора Живаго» Б. Пастернака) получил две копии этого снимка, причём бесплатно, как друг революции [3]. За полгода Фельтринелли продал миллион постеров [4].

Che_Guevara

http://i0.kym-cdn.com/photos/images/original/000/013/180/Che_Guevara.jpg

Чёрно-белая фотография стала для многих источником вдохновения. Ирландский художник Джим Фицпатрик создал знаменитый чёрно-красный вариант портрета Че Гевары. Он сам отказался от авторского права и позволил левым революционерам свободно использовать это изображение [5]. Но в большей степени оно стало использоваться в коммерческих целях, поскольку образ непримиримого борца за свободу был особенно популярен среди молодёжи 1960-х. Портрет стал появляться на футболках, постерах, сувенирах, стенах с граффити [6].

Постепенно идеология Кубинской революции стала одним из источников зарождения левого радикализма. Один из трёх тезисов, сформулированных Че Геварой в отношении протестных движений, состоит в том, что для совершения революции необязательно широкое общественное движение, условия для коренных изменений в стране можно создать самим, главным образом, с помощью партизанской войны[7]. Ещё одна важная характеристика идеологии команданте – это идея революции как освободительной и антиимпериалистической кампании. У Кубинской революции не было широкой теоретической базы, вся она была основана на наборе основных идей Эрнесто Че Гевары.

В 1968 году во многих странах мира прошли забастовки и митинги, организовываемые студентами, поддерживавшими левый радикализм. В их многочисленных требованиях (улучшение экономического и социального положения, прекращение участия США в войне во Вьетнаме и т.д.) проявлялись черты идеологии кубинских революционеров, кроме того, повсеместно как флаг революции использовалась фотография Че [8]. Митинги прошли в ФРГ, Франции, Мексике, США.

Отдельно стоит рассмотреть Францию. Там с выступлений студентов начался социальный и политический кризис, а вскоре к ним присоединились и крестьяне [9]. Существуют свидетельства, что во время забастовок кроме плакатов с требованиями участники использовали портрет Че Гевары [10]. Эти социальные слои были недовольны своим положением и требовали от правительства решительных мер для решения насущных проблем. Начавшееся с немногочисленных митингов и переросшее в многомилионную забастовку движение напоминало тактику команданте – небольшие выступления создавали революционные условия. Правительство пошло на уступки, увеличило социальные выплаты, были назначены досрочные выборы в парламент, а президент Де Голль после неудачного проекта о реформировании местного управления и роли Сената подал в отставку [11].

Наследие революционера сохранилось и в Латинской Америке – там, где он родился и получил наибольшую известность. На Кубе, Острове Свободы, команданте изображен на банкноте в 3 песо [12]. В Бразилии и Мексике представители левых сил использовали постеры с изображением Эрнесто Че Гевары во время протестных митингов в 1997 и 1999 годах [13]. Кроме символического значения, фигура Че Гевары обрела и политический смысл: среди его последователей – члены правительств Венесуэлы, Чили, Перу.

1807_799046480bc4652L

http://media2.allnumis.com/1807_799046480bc4652L.jpg

На сегодняшний день фотография Че Гевары, сделанная Альбертом Кордой 56 лет назад, остаётся такой же популярной, как в первые годы после её опубликования, изменилась лишь символика. Если в 1968 году во время протестных движений в Европе и США этот портрет олицетворял идеал непримиримости и борьбы, то сейчас в этих странах он или товарный знак, используемый в рекламе, или коммерческий образ. «Нигде Че Гевара так не любим, как в Голливуде», — утверждает знаменитый американский политик Гленн Бэк в своей речи «Революционный холокост» [14]. Вся ирония в том, что изначально Че Гевара и США были врагами. Хотя память о нём осталась жива, проявляется она в совершенно иных формах, нежели ранее.

Автор: Алена Акимова
Источник фото:https://upload.wikimedia.org

[1] – The extraordinary story behind the iconic image of Che Guevara and the photographer who took it. 6.06.13. URL: // http://www.imaging-resource.com/news/2013/06/06/the-extraordinary-story-behind-the-iconic-image-of-che-guevara.

[2] – 5 марта 1960 года. URL: // http://www.photoisland.net/pi_hist_text.php?lng=1&hist_id=16.

[3] –Там же.

[4] –Cassey M.J. Che’s Afterlife: The Legacy of an Image. Knopf Doubleday Publishing Group, 2012. P. 113.

[5] – Irish artist bids to copyright Guevara image. 17.02.2011. URL: // http://www.reuters.com/article/us-ireland-art-che-idUSTRE71G5UG20110217.

[6] – Op. cit.

[7] – Saunios T. Che Guevara: Símbolo de Lucha. URL: // http://www.socialistworld.net/pubs/CheGuevaraSpanish/GuerrillerismoyMarxismo.html.

[8] – Schlenz E.J. Diluted Adoration and Concentrated Vitriol: The Development of the Cult of Che. P.5.

[9] – АрзаканянМ.Ц. Политическая история Франции XX века. С. 231.

[10] – LöwyM. The Marxism of Che Guevara: Philosophy, Economics, Revolutionary Warfare. P. 111.

[11] — Арзаканян М.Ц. Указ. соч. С. 234.

[12] – Currency Gallery: Cuba. URL: // http://www.banknotes.com/cu.htm.

[13] – Being like Che: the popularity of Ernesto Guevara’s image. 25.12.2015. URL: // http://www.wupr.org/2015/12/25/being-like-che-the-popularity-of-ernesto-guevaras-image/.

[14] — Schlenz E.J. Diluted Adoration and Concentrated Vitriol: The Development of the Cult of Che. P.11.[:]