2016 год запомнится как время, когда киноадаптации легендарных комиксов почти целиком сосредоточились на сюжетах о «гражданских войнах» внутри хрупкого сообщества супергероев: так, мы уже увидели столкновение Бэтмена и Супермена в картине Зака Снайдера, конфликт Железного Человека и Капитана Америки в ленте «Первый Мститель: Противостояние», а также схватку Карателя и Сорвиголовы во втором сезоне сериала о слепом адвокате-супергерое. Но, как ни странно, более интересным и дальновидным оказался проект «Люди Икс: Апокалипсис» Брайана Сингера, который пошел по другому пути и смог предложить несколько интригующих новых идей для жанра кинокомикса.

Действие девятой по счету экранизации комиксов о Людях Икс разворачивается в 1983 году. Один из древнейших мутантов на Земле, носящий имя Эн Сабах Нур или Апокалипсис, возрождается после пары тысяч лет заточения в подземной пирамиде Египта и, разочаровавшись в современном человечестве, решает его уничтожить, сохранив жизнь только генетическим собратьям-мутантам. Для этого Эн Сабах Нур привлекает на свою сторону сильных мутантов, которые, по аналогии с библейским прототипом, становятся Четырьмя Всадниками Апокалипсиса. Плюс к этому, злодей избавляется от всего ядерного потенциала землян, способного нанести ему вред, отправив боеголовки в космос. Но свершению планов богоподобного мутанта мешают молодые супергерои из команды Люди Икс.

При всех очевидных достоинствах Апокалипсиса, имеющего богатую мифологию, создателям фильма, режиссеру Брайану Сингеру и сценаристу Саймону Кинбергу, явно импонирует другой персонаж – Эрик Леншерр или Магнето. Его история получилась самой проработанной, особенно по сравнению с предыдущими частями франшизы, а Майкл Фассбенедер, исполняющий роль трагического и мечущегося Магнето, здесь показал одну из лучших своих работ. В первую очередь потому, что ему есть, что играть. Моральная дилемма, с которой Леншерр сталкивается в «Апокалипсисе», выводит персонажа на более глубокий психологический уровень, попытки достижения которого неявно предпринимались в предыдущих картинах, но без особого успеха. Его сюжетная линия заставляет по-настоящему сопереживать и держит в напряжении в течение всего экранного времени. Очевидно, что это его история. Но кроме крепкого сценария такого эффекта позволяют достичь и тонко вплетенные в картину параллели с эпопеей «Звёздные Войны», угадывающиеся почти с самого начала и до конца ленты. Следите за руками:

После гибели своей возлюбленной, разрывающийся между добром и злом Эрик Леншерр (Энакин Скайуокер) открывается для темного начала и берет себе другое имя – Магнето (Дарт Вейдер). Вскоре могущественный злодей Апокалипсис (Дарт Сидиус), играя на чувстве потери героем любимого человека, привлекает на свою сторону запутавшегося, но обладающего невероятной силой Магнето (Дарта Вейдера), делает его своим учеником, обещает раскрыть в нем новые силы и дарит стильный шлем. Новоприобретенный сторонник безропотно выполняет приказы учителя, атакуя своих бывших друзей, в том числе Чарльза Ксавье (Оби-Вана Кеноби). В конце концов, увидев, какие увечья нанес Апокалипсис (Дарт Сидиус) его сыну Ртути (Люку Скайуокеру), Магнето (Дарт Вейдер) возвращается на сторону добра и помогает уничтожить своего злобного наставника.


Подобные аллюзии поддерживаются не только на уровне сторителлинга, но и визуально (попробуйте найти 10 отличий между одетым в балахон Апокалипсисом и Дартом Сидиусом). В стиле пастиша выполнены также отношения Магнето со своими детьми (мальчика и девочки), о существовании которых тот не догадывается. Вот только в «Людях Икс» классическая фраза об отцовстве переворачивается и звучит из уст сына-Ртути как «Он мой отец», ведь здесь о родстве сын узнает раньше отца, но так и не осмеливается рассказать ему об этом.

Аллюзии и постмодернистские приемы явно не чужды Сингеру и Кинбергу, осознавшим на волне успеха недавно вышедшего «Дэдпула», что в 2016 году юмор в кинокомиксах может и должен быть другим, а именно интертекстуальным. Характерна в данном случае сцена, где четверо молодых персонажей – Скотт Саммерс, Джина Грей, Ночной Змей и Джубили – выходят из кинотеатра с показа свежей ленты «Возвращения Джедая» (на дворе ведь 1983-й)  и как бы невзначай говорят, что «лучшим эпизодом “Звёздных Войн” был второй», (то есть «Империя наносит ответный удар», сейчас известный как пятый эпизод), а «третий фильм в трилогиях всегда получается худшим». Здесь сценарист Кинберг отсылает осведомленного зрителя к ранней трилогии франшизы «Люди Икс», первые два фильма которой получили широкое признание и фактически ознаменовали эру расцвета современных экранизаций комиксов, а вот третья часть, как раз написанная Кинбергом, часто признается и критиками, и поклонниками худшей. Теперь же Кинбергу снова было поручено создать сценарий третьего фильма трилогии о Людях Икс, запущенной в 2011 году Мэттью Воном с его «Первым Классом», поэтому он как бы оправдывает себя за прежнюю неудачу, иронично намекая, что и «Апокалипсис» может стать из-за него провальным, но к счастью этого не происходит.

Сценарий действительно позволяет насладиться тонкими, великолепно исполненными деталями, например, в сцене, когда мутанта Ангела посещает Апокалипсис со своими приспешниками (тогда еще двумя), а на фоне играет композиция группы Metallica «The Four Horseman», текст и название которой идеально накладываются на показываемые в тот момент события, и в целом она задает нужный тон. Похожее чувство можно испытать также в сцене спасения Ртутью учеников школы Ксавье, идущей под песню поп-дуэта Eurythmics «Sweet Dreams (Are Made of This)». Примечательно, что обе песни вышли именно в 1983-м году, так что к внимательному перфекционисту Саймону Кинбергу тут не может быть претензий.

Но все же недостатки у ленты есть, причем довольно заметные. В первую очередь, касающиеся камео Росомахи, снятого, прямо скажем, нелепо, грубо и представленного крайне неудачным способом, особенно если вспомнить первоисточники. Похожая проблема присуща отчасти и главному антагонисту фильма, сыгранному Оскаром Айзеком, произносящему иногда чересчур банальные и наигранные монологи. Стоит упрекнуть и провисающую из-за отсутствия динамики первую треть картины, которую все же в итоге спасает оставшаяся часть, полная невероятных батальных сцен, поставленных с визионерским мастерством Брайана Сингера. Помогает выйти из положения и внезапно оказавшийся уместным юмор, играющий свою первостепенную роль, разряжая обстановку, а не отвлекая от действия и нарушая атмосферу, как это бывает в фильмах киновселенной Marvel, особенно в «Первом Мстителе: Противостояние», страдающем от инфантильности шуток.

Основным же достижением «Апокалипсиса» стала дотошная проработка персонажей. Кроме Магнето и Ртути, к которым авторы испытывают самые теплые чувства и поэтому развивают их характеры глубоко и тщательно, достойное воплощение нашли молодые персонажи: наконец-таки адекватный Скотт Саммерс, неоднозначная Джин Грей, мучающаяся от скрытой в ней силы Феникса, динамичная Шторм и раскрывшая свой потенциал Мистик. Но важнее здесь скорее то, что команда Люди Икс впервые за девять фильмов действует настолько слаженно, каждый из них вкладывает свою важную лепту в битве с Апокалипсисом, делая эту сцену максимально запоминающейся и эффектной, поскольку все герои (за исключением разве что Псайлок) раскрыты в должной мере.

Брайан Сингер и Саймон Кинберг выполнили свою задачу, сняв не просто отточенное и сильное кино, но и правильно «обновив» знакомых персонажей, подготовив тем самым благодатную почву для последующих фильмов франшизы. Благо, их будет немало, ведь под руководством Кинберга уже готовятся спин-офф «Новые Мутанты», сиквел «Дэдпула», «Гамбит» с Ченнингом Татумом и продолжение «Апокалипсиса», действие которого развернется в 1990-е, что должно привнести дух культового мультсериала и комиксов тех времен. Киновселенной «Люди Икс» есть куда расти, у нее есть будущее, ставшее возможным благодаря картинам вовремя вернувшегося к франшизе Сингера.