Лаборатории игрового и неигрового кино, питчинг региональных киностартапов, конкурс документального кино – это только малая часть проектов, которые, по словам участников дискуссии о кинопроизводстве на Российской креативной неделе, станут новыми стимулами для развития индустрии по всей стране.

Почему же кино должно прийти в регионы, рассказал Сергей Сельянов – глава Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ):

«Мы при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) некоторое время назад запустили программу “Кино России” – “пошли” в регионы, потому что считаем, что кино должно производиться не только в Москве и Петербурге. Его создание стоит денег, поэтому с регионами важно развивать взаимовыгодное сотрудничество», – пояснил продюсер.

Кроме того, Фонд поддержки регионального кинематографа (ФПРК) запланировал множество мероприятий, которые помогут в продвижении кинематографистам, работающим на территории страны:

  • Конкурс документальных фильмов «Россия-взгляд в будущее» с бюджетом 150 миллионов рублей
  • Лаборатория игрового кино и сериалов «Формула пути», которая ведёт приём заявок до 30 июля
  • Лаборатория неигрового кино, проведение которой запланировано на осень этого года
  • Московский питчинг дебютантов, который пройдёт 26-27 августа в рамках ММКФ
  • «Горячая линия» для региональных кинематографистов, финансирование кинолетописи
  • Организация питчинга региональных стартапов

По мнению Дмитрия Якунина, заместителя исполнительного директора ФПРК, за последние годы рынок регионального кинематографа получил заметное развитие:

«Если ещё пять лет назад региональный кинематограф представлял собою прежде всего кинофестивальную деятельность, то сейчас благодаря проекту “Кино России” стало заметно больше сниматься фильмов и сериалов в регионах. Однако есть точки роста в других направлениях: прежде всего – кинопрокат регионального кино, развитие региональных киностудий, образование, инфраструктура, киносообщество, регулирование. Именно для развития этих направлений создан Фонд поддержки регионального кинематографа», – подчеркнул представитель ФПРК.

Киноиндустрия в Перми

Министр культуры Пермского края Алла Платонова рассказала о том, что администрация решила развивать игровое кино и немного отойти от традиционной документалистики. Для этого в Перми в 2023 году будет проведён фестиваль детского, юношеского и семейного кино.

Также к 2025-му году в регионе планируют снимать не менее десяти кинолент в год, а к 2028-му – наладить производство фильмов местными кинокомандами.

Киноиндустрия в Якутии

За 30-летнюю историю якутского кино в регионе было снято 125 картин, а за последние пять лет – 30 фильмов. Очевидно, что в Якутии растёт интерес к локальной киноиндустрии. Министр культуры и духовного развития Республики Саха Юрий Куприянов рассказал, что с 2021-го года в регионе началось проведение собственных фестивалей короткометражного кино. Также в планах местных кинематографистов совместные съёмки с Монголией, Кыргызстаном, Казахстаном и т.д.

«В регионах, как правило, кинематографистов встречают тепло и с интересом. Наша задача – максимально просмотреть актёров, которые служат в местных театрах. Они работают потрясающе, режиссёрам не нужно их бояться», – дополнила дискуссию генеральный продюсер компании «Триикс Медиа» Инесса Юрченко.

Киноиндустрия в Мурманске

Для съёмок в регионе можно найти самые различные локации с декорациями, которые подарила природа: на юге зелень, на севере – Баренцево море и скалы. Губернатор Мурманской области Елена Дягилева отметила, что в последнее время киноотрасль стала развиваться намного динамичнее. Ещё несколько лет назад в Мурманской области снимались только одна-две киноленты в год, сейчас же – порядка 10 фильмов за этот же период.

«С помощью кино улучшается и социальное самочувствие региона. Многие жители Мурманской области охотно участвуют в съёмках, и это формирует благоприятную эмоциональную атмосферу среди населения. Также, безусловно, повышается туристическая привлекательность региона», – добавила участник дискуссии. 

Киноиндустрия в Тюмени

В Тюменской области работает Ассоциация кинопедагогов, которая занимается с самыми разными возрастными группами. Свои цели она формулирует так: формирование зрительского вкуса, развитие креатива у детей и подростков, выявление талантов и их устройство в креативные индустрии.


В завершение дискуссии выступил исполнительный директор Фонда кино Фёдор Соснов. По его словам, на сегодняшний день в России на поддержку визуального контента распределяется около 30 млрд рублей в год.

«С учётом того, что в визуальном контенте средняя пропорция – это три рубля частных денег на один рубль государственной поддержки, получается, что общий объём производства за последние годы, безусловно, кратно возрос. Как географически будут распределены эти средства, зависит от успехов и деятельности в том числе участников этой сессии. Несмотря на киноцентричность, видно, что индустрия начала выражать интерес к регионам, и это важно, потому что с их помощью можно обогатить те аудиовизуальные образы, в которых мы живём», – резюмировал представитель Фонда кино.