Литературное наследие Джейн Остин, чьё имя не раз подвергалось критике и становилось предметом ожесточённых споров между восхищёнными поклонниками и ярыми противниками творчества английской писательницы, твердо убеждёнными в том, что её заслуги как нельзя преувеличены, всё же продолжает вызывать неподдельный интерес у большинства современных читателей.

Источник фото: http://www.rbc.ru/

Как ни странно, сведения о жизни Остин противоречивы и фрагментарны, что несколько ограничивает возможности современных исследователей. Известно лишь, что «первая леди» английской литературы появилась на свет 16 декабря 1775 года в Стивентоне (графство Хэмпшир, Англия). Будучи дочерью бедного приходского священника, Джейн не смогла получить систематического образования, однако это не помешало ей развивать писательские способности с раннего возраста.

«Любовь и дружба» (Love and Friendship), написанная Остин в 14 лет, стала своеобразной пародией на произведения XVIII века с их сентиментально скучными героинями – барышнями, готовыми разрыдаться и упасть в обморок от малейшего проявления чувств, резкими, ничем не обоснованными поворотами сюжетных линий и прочими атрибутами, которые юная Джейн, в то время описываемая современниками как не слишком привлекательная, чопорная и молчаливая девушка с благородными манерами, подвергла сатирически острой и порой жестокой критике. «Истории Англии» Оливера Голдсмита также не удалось избежать критически меткого пера Остин, сочинившей памфлет-пародию на фундаментальный труд английского историка-политолога.

Разделяя творчество Остин на два периода, исследователи, коих немало, всё же считают его условным, поскольку писательница не раз возвращалась к работе над своими произведениями, тщательно редактируя их и оттачивая таким образом своё литературное мастерство. При этом нетрудно заметить, что ранние сочинения Остин («Разум и чувства», «Гордость и предубеждение», «Нортенгерское аббатство») которым она, как известно, отдавала большее предпочтение, отличаются большей непосредственностью, весёлостью и легким остроумием, тогда как поздним романам («Эмма», «Мэнсфилд-парк», «Убеждение») присуща скептическая серьёзность, ирония, которая, однако, не переходит в сарказм. Восхищённый талантом Джейн, Вальтер Скотт, часто сравнивавший необыкновенное «драматическое» чувство будущей «леди английского романа» с величием Уильяма Шекспира, охарактеризовал эту особенность её творческой манеры как «тончайшее прикосновение, благодаря которому даже пошленькие события и характеры становятся интересными от правдивости описаний и чувств».

 

Источник фото: http://media.kg-portal.ru

 

Однако не все современники Остин были настроены столь благожелательно: среди них было немало тех, кто часто укоряли писательницу за «пагубную страсть к сатирическому изображению», неоднократно уговаривая её отказаться от скептицизма и иронии и пытаясь таким образом повлиять на дальнейшее направление творчества писательницы. Несмотря на это, все попытки оказать давление на Остин, боровшуюся с многочисленными нападками завистников и недоброжелателей, окончились безуспешно. Джейн продолжала писать так, как считала нужным, высмеивая, к примеру, черты чуждого её творческой манере готического романа в «Нортенгерском аббатстве», где ирония над впечатлительной и романтичной Кэтрин Морланд, постоянно размышляющей о человеческой природе, занимает центральное место в повествовании.

Источник фото: http://www.rsvpu.ru

«Однако не все современники Остин были настроены столь благожелательно: среди них было немало тех, кто часто укоряли писательницу за «пагубную страсть к сатирическому изображению», неоднократно уговаривая её отказаться от скептицизма и иронии и пытаясь таким образом повлиять на дальнейшее направление творчества писательницы»

Источник фото: http://www.myjane.ru/

Остин часто противопоставляли Жорж Санд, называя последнюю «глубокой» и «мудрой» и находя Остин всего лишь «весьма наблюдательной» и «неглупой». Такое сравнение, безусловно, объяснялось различным мировосприятием реалистов и романтиков, провозглашавших культ страстного проявления чувств, фантазии и воображения. Именно поэтому сочетание рационализма и сдержанности в произведениях Джейн Остин было чуждо не только английскому, но и всему европейскому обществу, попавшему под влияние пафосных идей романтизма и не сумевшему увидеть в своеобразной манере писательницы способность глубоко сопереживать и сочувствовать. Кроме того, склонность Остин к изображению и демонстрации типичных характеров в типичных обстоятельствах подчёркивала её принадлежность к писателям-реалистам, рассматривавших человека не как отчужденную от общества и непонятую им индивидуальность, а как социальную фигуру во всех смыслах этого слова.

 

Источник фото: http://www.peoples.ru

Источник фото: http://cv01.twirpx.net

Её постоянное стремление к совершенству отразилось и в бесконечном варьировании между различными формами романной прозы: от небольших произведений до огромных романов. К числу первых относится «Леди Сьюзен» – новелла в эпистолярном жанре[1], изданная лишь в 1871 году, уже после смерти Остин, которая, впрочем, и не собиралась публиковать историю о бессердечной светской даме, всевозможные интриги которой, лицемерие и манипулирование людьми, ничего не подозревающими о коварных намерениях тридцатипятилетней вдовы, помогают ей улучшить своё финансовое и социальное положение. Серьёзность, с которой писательница описывает характер главной героини, жестокой и беспринципной женщины, отличает «Леди Сьюзен» от других ранних сочинений Джейн Остин. В сравнении с ними воспитательный роман [2] «Мэнсфилд-парк» можно считать эпопеей в малой форме. Повествование с множеством действующих лиц и обилием сюжетных линий, насыщенных социальной критикой, склонность к которой проявляется во всех произведениях Остин, всё же больше напоминает сказку о Золушке, роль которой отводится Фанни Прайс. Поначалу беззащитная, незаметная, зависимая от принципов традиционного английского общества, одинокая и забытая всеми девушка в итоге становится женой главного героя Эдмунда Бертрама, обретая долгожданное семейное счастье. Однако, несмотря на явные литературные достоинства, «Мэнсфилд-парк» не является самой популярной книгой Остин, поскольку многим читателям, в той или иной степени знакомой с её творчеством, не всегда понятно подчёркнутое благоразумие, чопорность и некая «пресность» характера главной героини. По этой причине несколько видоизменённый образ Фанни был положен в основу экранизации романа в 1999 году.

Источник фото: http://cinemas.su

В отличие от «Мэнсфилд-парка» роман «Гордость и предубеждение», над которым писательница работала почти семнадцать лет, по праву считается наиболее совершенным из всех творений Остин, поскольку именно в нём нашли отражение особенности её творческой манеры: лаконичная выразительность, точность и зрелость мысли, живое остроумие и редкая наблюдательность. Тщательно «прорисовывая» характеры и лица героев через призму иронии, тонкого, свойственного лишь ей юмора, простых, ненавязчивых, но глубоких рассуждений, Остин мастерски описывает долгий и тяжелый процесс освобождения Элизабет Беннет и Фицуильяма Дарси от ошибок и заблуждений, поиска их собственного «я». Именно поэтому счастливый конец истории любви состоит в прозрении обоих героев, отказавшихся от привычной оценки людей по их социальному положению.

Однако, несмотря на явное предпочтение, которое Остин отдавала своему «любимому детищу», в её собственных словах о нём нередко проскальзывала столь свойственная ей критическая ирония: «Роман этот слишком легковесен, слишком блестит и сверкает; ему не хватает рельефности: растянуть бы его кое-где с помощью длинной главы, исполненной здравого смысла – вставить рассуждение о литературе, критику Вальтера Скотта, историю Буонапарте или ещё что-нибудь, что дало бы контраст, после чего читатель с удвоенным восторгом вернулся бы к игривости и эпиграмматичности первоначального стиля».

«Роман этот слишком легковесен, слишком блестит и сверкает; ему не хватает рельефности: растянуть бы его кое-где с помощью длинной главы, исполненной здравого смысла – вставить рассуждение о литературе, критику Вальтера Скотта, историю Буонапарте или ещё что-нибудь, что дало бы контраст, после чего читатель с удвоенным восторгом вернулся бы к игривости и эпиграмматичности первоначального стиля»

Источник фото: http://novved.ru

Созданные Джейн Остин образы поражают своей реалистичностью и сатирической остротой, равно как и ясность, простота и безыскусность стиля, полностью соответствующего рационалистической манере её лаконичного и недвусмысленного письма. Сдержанность и кажущаяся «формальность» языка объясняются вниманием писательницы к скрытому от посторонних глаз внутреннему миру героев (в иных случаях развернутость описания говорит об юмористических целях, преследуемых Остин). За «непроницаемостью» и внешней бесстрастностью повествования скрывается подлинная глубина человеческих чувств, переживаний и необыкновенная лиричность, разглядеть и понять которую удастся далеко не каждому читателю. В этом Остин превзошла не только своих предшественников, но и многочисленных последователей, не обладавших способностью показать историю целой эпохи в предельно точном описании резко очерченного, запоминающегося характера. Многие из современников не смогли по достоинству оценить талант писательницы, публиковавшей романы под псевдонимом «Леди Д.». Именно к ним были обращены слова Генри Льюиса, неоднократно говорившего о том, что в Джейн Остин «нет ни эмоций, ни красноречия, никаких безумств и поэтических восторгов, – и всё же вы должны научиться ценить её, ибо она принадлежит к величайшим художникам, величайшим знатокам человеческих характеров.

 

Источник фото: http://media.kg-portal.ru/

Автор: Кузнецова Марфа

Источник главного фото: http://frant.me/

 

[1] Литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий».

[2] Содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя.