Современные пространства, созданные для наполнения искусством, порой очень необычны и привлекательны своей атмосферой. Культурный центр «Хитровка» – один из примеров таких удивительных мест. Нам удалось побывать на его открытии и воочию увидеть, как прошлое города, его древние тайны и сооружения дают новый виток развитию творческих веяний и экспериментов.

Центр «Хитровка» уникален по ряду причин. Во-первых, это место обладает весьма богатой историей. Во-вторых, в нём сохранилась практически первозданная атмосфера, которая захватывает с первых минут и как бы погружает посетителя в другой мир, открывая перед ним двери таинственного района Хитровки и давая взглянуть в новом свете и прочувствовать глубже культурные события. В каждом закоулке этого пространства, каждой его части, чувствуется что-то особенное и завораживающее, соединяющее в себе дух одновременно нескольких столетий, а потому искусство предстает иначе, оставляя сильное впечатление и послевкусие. В-третьих, эта площадка открыта экспериментам как в силу своей мультижанровости – на её базе проходят спектакли, лекции, выставки, концерты и мастер-классы – так и в силу возможности различных творческих коллективов принять участие в создающейся культурной программе.

«В каждом закоулке этого пространства, каждой его части, чувствуется что-то особенное и завораживающее, соединяющее в себе дух одновременно нескольких столетий, а потому искусство предстает иначе, оставляя сильное впечатление и послевкусие»

В честь открытия в культурном центре для гостей прошел спектакль под названием «Прогулки в темноте». Этот спектакль оказался весьма необычным для тех, кто привык воспринимать театр в его стандартном формате – в данном случае всё театральное действие происходило в пределах стола, где актёрами были самые простые газетные человечки, блуждающие в просторах газетных декораций. Все действие можно было увидеть как непосредственно на самом столе, так и на большом экране, куда с камеры передавался видеоряд спектакля в режиме реального времени. Было видно, что, несмотря на кажущуюся простоту, этот спектакль очень трудоёмок с точки зрения его подготовки. Тщательно подобранная музыка, большое количество продуманных символов, слаженность работы актёров не оставляла никаких сомнений в том, что это новое слово в театральном искусстве. Идея спектакля об уникальности каждой человеческой жизни, о развитии личности, о тех сложностях, которые преодолевает человек, ежедневной круговерти и выходе за её пределы, самом главном и важном в сочетании с необычностью представления оставляет очень сильное впечатление и даёт пищу для дальнейших размышлений.

Анастасия Арефьева, руководитель лектория «Хитровки»

Добрый день, Анастасия, скажите, пожалуйста, как возникла идея создания этого пространства?

Когда здесь нашлись эти подвалы XVIII века, организаторы проекта решили сделать открытое творческое пространство. Это место уникальное, потому что Хитровку знают все и по Гиляровскому (Владимир Алексеевич Гиляровский — русский писатель, журналист, бытописатель Москвы – прим. автора), и по актерам МХАТа, которые репетировали «На дне» со Станиславским и приходили сюда, в ночлежки Хитровки… И с другой стороны – в 21 веке это всё обрело новые смыслы, и теперь — это пространство для экспериментов и размышлений о театре и городе.

Есть множество интересных проектов, коллективов, выставок, которые Москва не всегда вмещает. И наше пространство будет для них – для их проб, поисков, возможно, ошибок. Это нечто очень живое, тут будут концерты, лекции, спектакли. Открывать площадку мы будем спектаклем в жанре визуального театра «Прогулки в темноте» в постановке Ирины Кондрашовой, ученицы Валерия Фокина, выпускницы магистратуры МХАТа. Я называю это «театр под микроскопом», потому что все действие разыгрывается на столе и нужны даже экраны, чтобы всем все было видно.

Поскольку Хитровка – старинное место, мы будем стараться больше рассказывать про сам город. Мы очень гордимся тем, что к нам присоединилась такая серьёзная организация, как Архнадзор, которая будет проводить экскурсии и вести Архнавигатор. Но эта площадка не только про город, она и про театр – про то, как они взаимодействуют, есть ли у них какие-то конфликты, внутренние связи.

На ваш взгляд, в чем состоит уникальность этого проекта?

Прежде всего, в самом пространстве, и еще в том, что режиссерам и художникам здесь можно придумывать и реализовывать именно то, что им хочется. Здесь они не связаны с «машиной» государственных театров. К тому же, это не коммерческий проект, поэтому для Москвы, мне кажется, это важно.

Как вам кажется, кому в первую очередь будет интересен ваш проект?

Во-первых, это люди, интересующиеся городом и культурой. Во-вторых, это те, кто погружен в современный театр. Здесь его можно будет изучать и учиться воспринимать.

Расскажите, пожалуйста, как проходит отбор коллективов, участников?

Подаются заявки, проводится конкурс, а затем режиссеры с актерами делают «эскизы» постановок. Дальше мы решаем, дать ли этому ход. Наш арт-директор Евгений Худяков сформировал очень интересную программу – может быть, и не с широко известными именами, но для этого пространства и решения наших задач они играют важную роль.

Арт-директор культурного центра «Хитровка» Евгений Худяков

Евгений, расскажите, пожалуйста, об истории этого места? Как оно организовано?

Давным-давно, как почти везде в районе Солянки тут были соляные склады, потом были знаменитые хитровские ночлежки. Дальше тут была солдатская столовая, потом была пельменная, потом открыли школу актёрского мастерства “Smile”, и только десять лет спустя создатели пришли к такому проекту. Что касается самого центра, здесь есть три пространства – фойе, которое используется как место где собираются зрители, в котором проходят концерты и лекции, есть нижний зал, мы используем его для спектаклей, а также есть верхний зал.

Каковы дальнейшие планы развития проекта?

У нас планов много, мы открываемся насыщенной программой: лекции, спектакли, и совместные проекты с Архнадзором в виде совместных экскурсий по городу. У нас уже запланированы какие-то постановки, есть большое количество проектов с молодыми режиссёрами, с независимыми театрами, которые нам нравятся.

Автор: Екатерина Новожилова

Фото: Елена Дмитриева