О культуре жителей Балканского полуострова многие имеют стереотипные представления: или перед глазами встаёт картина коммунистической Югославии, или страшных войн конца XX – начала XXI века, или чудных, весёлых, сумасбродных жителей региона, которые знакомы зрителю по таким фильмам Эмира Кустурицы,  как «Чёрная кошка, белый кот» (1998) и «Жизнь как чудо» (2004). Немного почитав и разузнав об этом регионе поподробнее, можно увидеть картину более полно. Начинаешь понимать, что Балканы – это не целостное, не единое пространство. Каждая страна этой местности обладает собственным колоритом. Страны отличаются между собой языком, религией, особенностями архитектуры, изобразительного искусства, кинематографа. Именно о кино хочется поговорить подробнее, так как этот аспект балканской культуры является одним из самых неизвестных не только в России, но и в мире.

Прежде всего, стоит сказать о том, что балканский кинематограф вовсе не ограничивается одними произведениями великого мэтра стереотипности Кустурицы. Причём тематика, затронутая в современном южнославянском кино, и то, как она раскрывается в сюжетах данных картин, не могут не найти отклика у русского человека. В чём-то российский кинематограф (в лучших его проявлениях) близок балканскому. Возможно, в этом играет свою роль некая неосознанная память о давнем единстве двух регионов.

Первый фильм, который хотелось бы упомянуть, это «Бал-Кан-Кан» (2005) македонского режиссёра Дарко Митревски.

Источник фото: kinomania.ru

В этой чёрной, но довольно лёгкой комедии, сделанной со вкусом и самоиронией, была раскрыта тема стереотипности, на основе которой балканские народы проводят между собой различия. В картине зритель встречает ленивого македонца, болгарских воров, готовых украсть даже самые абсурдные вещи, греческого корыстолюбивого продавца различной рухляди со звучным именем Гомер, сербского «мафиози», высокопарных и загадочных черногорцев и других не менее красочных героев. Такой комедийный боевик крайне оригинально передаёт идею ментального разнообразия Балкан.

Ещё одна интересная комедия – «Миссия Лондон» (2010) болгарского режиссёра Димитара Митовски – в ироничной манере показывает жизнь и работу выходцев Балкан в чопорной европейской столице островного королевства.

Источник фото: filmwelt.ru

Здесь встречаются и политическая сатира, и тема непонимания между различными в ментальном и культурном планах народами, и, опять же, идея стереотипности. Видимо, «балканцам» свойственна самоирония и подшучивание над самими собой.

Однако большая часть балканских фильмов посвящена серьёзным и часто трагичным темам. Такова уж судьба этих славянских народов, о недавней истории страданий которых трудно умолчать. Да и не нужно. Югославские войны 1991-2001 годов – одна из самых страшных страниц истории полуострова. Данная тема раскрыта в кинематографе многих европейских стран и США, но интереснее всего обратиться к творчеству режиссёров тех государств, в которых непосредственно и происходили обозначенные события. Не сможет оставить равнодушным фильм македонского режиссёра Мильчо Манчевски «Перед дождём», раскрывающий тему войны в Македонии в 1990е годы, кровной мести, ненависти, непонимания и всё же существования любви между, казалось бы, полярными сторонами.

Источник фото: manchevski.com

Перед зрителем развёрстывается мир, где «война — правило; мир — исключение». Главной идеей фильма является то, что национальная война порождает жестокость, проникающую в самые основы общества. Эта картина заставляет задуматься о том, куда иногда исчезают человеческие чувства и откуда появляется зверская жестокость.

Интересно и то, что военная тематика не характеризуется исключительно трагическим жанром. Добрая комедия «Мамарош» (2013) сербского режиссёра Момчило Мрдаковича открывает перед зрителями весь спектр человеческих чувств, в особенности картина пронизана материнской и сыновьей любовью в условиях окружающего и подбирающегося со всех сторон насилия.

Источник фото: 2.bp.blogspot.com

Невероятно жизнеутверждающий фильм, который действительно внушает уверенность в том, что хаос вокруг не обязательно должен порождать хаос в человеческих отношениях.

В заключение хочется сказать: к сожалению,  на данный момент картины балканского кинематографа не так хорошо известны, как фильмы, к примеру, американского, английского или французского производства, однако они по-настоящему заставляют плакать и смеяться до слёз, дают повод задуматься и полюбить жизнь такой, какая она есть. Живот је чудо!

Автор: Екатерина Княжева

Источник фото: twistedsifter.com