Почти каждый человек в рамках школьной программы проходил курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Там нас учили поведению при пожарах, землетрясениях, наводнениях и других чрезвычайных происшествиях, а также правилам оказания первой медицинской помощи, к примеру: использованию метода искусственного дыхания или последовательности действий при массаже сердца.

Но учат ли детей в школе тому, как совладать с последующими психологическими реакциями при подобном стрессе или, что более важно, как помочь другим справиться с ними? В большинстве случаев эта проблема так и не затрагивается, многие попросту не могут представить, как оказать помощь, если они вдруг оказались в непосредственной близости с происшествием, а квалифицированной помощи еще нет. Поэтому о деятельности психологов в подобных ситуациях существует множество заблуждений.

В данной статье мы предлагаем рассмотреть основные мифы, которые касаются психологической помощи людям, пострадавшим в какой-либо экстремальной ситуации, а также попробуем составить небольшой гайд по преодолению некоторых эмоциональных состояний.

Миф 1. Чтобы человек пришел в себя, на него нужно накричать.

Нет, нет и еще раз нет. Переживание экстремальной ситуации приводит к разным психологическим реакциям, но только одно из этих состояний (спойлер – истерика) требует подобного рода действий. Во всех остальных случаях это может еще больше усугубить ситуацию, еще дальше вгоняя человека в апатию и заставляя рыдать сильнее. В большинстве случаев лучшим вариантом будет спокойный, мягкий и уверенный голос.

Миф 2. Профессиональные психологи помогают другим, находясь в любом состоянии.

Чаще всего такое восприятие рабочей среды психологов связано с понятием профессионального долга. Однако, как врача-хирурга не допустят до операции, если он будет неадекватен, так и психолога не допустят до помощи пострадавшим, если он сам находится, например, в состоянии страха или апатии. Чем психологи схожи с врачами, так это тем, что в основе их работы лежит одинаковый принцип – «не навреди». Для того, чтобы успокоить человека, нужно самому быть спокойным, и, если это хоть немного не так, пострадавший это почувствует и не сможет получить от специалиста помощи должного уровня.

Несмотря на то, что оказать помощь пострадавшим в любых экстремальных ситуациях – долг любого психолога, находящегося на государственной службе, у психологов имеется право отказаться от выполнения этого долга как на начальном этапе (если подобная работа совпала с личной драмой), так и в процессе (при неспособности справиться с напряжением). Например, был случай, когда психолог отменял занятия с группой неблагополучных детей из-за работы с людьми во время терактов на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры».

Миф 3. Человека можно отвлечь фразами «все будет хорошо», «не плачь», «не переживай».

Интересно, что такой способ не подлежит применению не только в экстремальных ситуациях, но и в обычной жизни. Ведь никто из нас не может гарантировать, что «все будет хорошо», как минимум потому, что «хорошо» для всех разное. Это лишняя надежда, которой люди, находясь в тяжелом психологическом состоянии, склонны быстро довериться и сильно разочароваться при ее невыполнении, загоняя себя в омут депрессии.

Миф 4. Для оказания необходимой помощи используются разнообразные сложные приемы, дабы вывести людей из тяжелых психологических состояний.

Обитель сложных приемов – кабинет психолога, который находится в спокойном месте, где вокруг нет никаких опасностей, а острого состояния у клиента не наблюдается.

Во время экстремальных и чрезвычайных ситуаций перед психологами МЧС стоит первоначальная задача – найти и обезвредить острые эмоциональные реакции человека, которые могут перерасти в серьезные последствия при отсутствии оказания своевременной помощи: острые панические состояния и психогении (расстройства психики вследствие травмы). В основном, их работа – это активное слушание тех, кому достаточно выговориться и немного снизить уровень тревожности, и изоляции тех, кто нуждается в действительно масштабной психологической помощи.

Каковы основные особенности невербального поведения психолога в подобных случаях?

Телесный контакт – как одно из основополагающих средств, помогающих вернуть человеку чувство безопасности (однако, нельзя трогать голову, т.к. это вызывает ассоциацию с прикрытием от опасности, возвращается страх).

  1. Медленные передвижения и действия в целом, так как резкие движения вызывают скорее чувство опасности и нервозности, нежели чем спокойствия.
  2. На одном уровне с пострадавшим. Да-да, если пострадавший лежит, то работать с ним тоже надо лежа. Находясь на одном уровне с человеком, психолог помогает ему успокоиться.

Для борьбы с некоторыми эмоциональными реакциями существуют определенные правила. Их выполнение не требует наличия профессионального образования, а их знание может помочь обезопасить себя и других.

Бред и галлюцинации

Нужно: изолировать от других, вызвать специалистов.

Можно: разговаривать на отвлеченные темы спокойным голосом.

Нельзя: спорить, держать рядом потенциально опасные предметы.

Апатия

Нужно: завести разговор на простую тему – хобби, любимые домашние животные, предпочтения в фильмах и музыке; создать комфортную обстановку.

Можно: вовлечь в несложную деятельность.

Нельзя: кричать.

Ступор

Нужно: телесный контакт, разговор. Цель разговора – вызвать сильные эмоции, которые закроют собой состояние ступора. Такой силой обладают обычно негативные эмоции, и тут важно их проявить не через произошедшее событие, а используя любую другую информацию, которую можно получить из разговора.

Можно: использовать одну из телесных практик. Например, делаем так, чтобы человек согнул пальцы на обеих руках, прижимая их к ладони. Затем сажаем его на стул и облокачиваем его голову на себя, кладем свою ладонь ему на грудь, а его ладонь — себе, одновременно синхронизируя дыхания. Это вызывает последующее расслабление.

Нельзя: медлить с помощью.

Двигательное возбуждение

Нужно: использовать прием захвата, изолировать от других.

Можно: дать монотонное задание. Например, собрать спички в коробок.

Нельзя: использовать запреты и отрицательные частицы, спорить.

Агрессия

Нужно: дать «выпустить пар».

Можно: поручить тяжелую физическую работу, шутить (но очень осторожно!).

Нельзя: оставлять человека наедине с другими людьми.

Страх

Нужно: использовать телесную практику. Нужно положить руку человека на свое запястье, при этом глубоко дыша. Это действует только в случае спокойствия помогающего – так как механизм основан на синхронизации пульса.

Можно: сделать легкий массаж во время разговора; в данном случае телесный контакт – основа чувства безопасности.

Нельзя: запугивать еще больше, доводить страх до предела.

Истерика

Нужно: ничего лучше резких действий в данной ситуации наука пока еще не придумала. Несколько пощечин, умение игнорировать прихоти и кратко выражать свои мысли – «набор успеха» для того, кому нужно успокоить человека, находящегося в истерике.

Нельзя: потакать желаниям, заводить беседы на отвлечённые темы.

Нервная дрожь

Нужно: довести до предельной степени дрожи, затем резко потрясти в течение 10-15 секунд, держа за плечи.

Можно: разговаривать на отвлеченные темы.

Нельзя: укрывать человека чем-то мягким и теплым (одеяло, плед), требовать взять себя в руки.

Помните, что спокойствие и самоконтроль – основа переживания без серьезных последствий для Вашего психического здоровья, а знание этих довольно простых правил может помочь при экстремальной ситуации быстро привести в чувство окружающих людей и снизить этим распространение паники в толпе (что, как известно, повышает вероятность быстрого устранения причин опасности).

Автор: Марья Мишина