Каждый художник всегда рисует автопортрет, каждый писатель вплетает себя в нить сюжета. Вокруг него расцветает совершенно новый мир, в котором действуют свои законы. Написанное нельзя уничтожить, «рукописи не горят», поэтому автор становится полноценным героем своего рассказа, вдыхает жизнь в душу, заключённую в печатных страницах.

Так было и с Михаилом Булгаковым. Его книжный автопортрет постоянно менялся, как и сам писатель. Вбирая в себя все новые и новые потрясения той сложнейшей эпохи, в которую ему довелось жить, Булгаков рисовал себя совершенно разными красками.

 

«Не имея возможности защищаться от всегдашних снисходительных и ласковых взглядов при помощи очков, я старался выработать особую, внушающую уважение, повадку. Говорить пытался размеренно и веско, порывистые движения по возможности сдерживать, не бегать, как бегают люди, окончившие университет, а ходить»[1]

 

Михаил Булгаков. Источник фото: http://dailyherofor.me/mentors/michail_bulgakov/

Окончивший с отличием медицинский факультет, Булгаков добровольно поступает в Красный Крест и уезжает работать в военный госпиталь. После службы на фронте Булгаков направляется в распоряжение смоленского губернатора. Он становится заведующим врачебным пунктом в Сычовском уезде в селе Никольском. Эта практика врача даёт писателю многое, так что к моменту начала работы в больнице в 1916-м он уже не был неопытным юнцом.

На плечи Булгакова легли тяжелые будни земской больницы. Будущий писатель почти не ел, принимал по сотне человек в день, приобретая солидный врачебный опыт и материал для будущих рассказов.

Сложное время в биографии Булгакова началось после того, как ему пришлось через трубку удалять из горла дифтеритные пленки одного из юных пациентов. Он боялся заразиться и сделал прививку, которая вызвала нестерпимый зуд и сильнейшую аллергию. Тогда писателю пришлось прибегнуть к морфию. Так началась зависимость, которая была описана в рассказе «Морфий», по сюжету не связанном с «Записками…».

«Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло»[2]

 

Сергей Топленинов, Николай Лямин, Любовь Белозерская, Михаил Булгаков. Источник фото: http://diletant.media/articles/28931727/?sphrase_id=2587361

Булгаков с добротой относился ко всем животным. Возможно, этому его научила первая жена, Любовь Белозерская.

В их доме в Малом Лёвшинском переулке всегда жили кошки, становившиеся поводом для новых шуток. Тогда же эти создания начали появляться на страницах булгаковских произведений, дополняя их. Иногда они даже становились одними из главных героев.

 

«В 1919 году у профессора отняли из 5 комнат 3»[3]

 

Дом 10 на Большой Садовой. Источник фото: https://pastvu.com/

 

Булгаков десятки раз обращался к квартирному вопросу, «испортившему людей», в своих произведениях. Неудивительно, ведь это явление, знакомое ему не понаслышке, возмущало писателя, давало пищу для размышлений.

В 1921 году писатель окончательно переехал в Москву. После долгих скитаний по комнатам и общежитиям он поселился в доме №10 на Большой Садовой, известном читателям по «нехорошей квартире» №50.

Здесь Булгаков прожил три года, впитывая быт и нравы коммунальной квартиры с тем, чтобы позднее описать это в своих произведениях.

Писатель впервые обзавелся своим жильем в 1934 году, купив отдельную квартиру в Нащокинском переулке.

«За что ты гонишь меня, судьба? Почему я не родился сто лет тому назад?»[4]

 

Михаил Булгаков. Источник фото: http://dombulgakova.livejournal.com

Булгакову было свойственно любить прошлое. Это выражалось во всем, даже в одежде: писателю нравилось носить фрак, рубашки с манжетами, монокль. В речи он употреблял старомодные выражения, а в литературе был приверженцем русского XIX века: хотел сделать инсценировку «Войны и мира», сам создавал роман, так напоминающий труд Льва Толстого, – «Белую Гвардию».

Однако в произведениях Булгакова смешивалось русское прошлое с современным ему настоящим, чувствовалось влияния Андрея Белого, прозы символистов. Вместе с тем, писатель обладал своим неповторимым слогом.

«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми»[5]

 

Михаил и Елена Булгаковы. Источник фото: http://personallife.ru/2012/09/ego-margarita-muza-mixaila-bulgakova

 

В ранних редакциях произведения мастер носил имя Поэта, и в его облике можно было узнать самого писателя: «Лицо заросло щетиной…Хорошо знакомый рыжеватый вихор» [6]. Однако в известном нам издании книги в облике мастера нет черт конкретного человека.

О судьбе мастера известно тоже немного. Историк, бросивший работу в музее и написавший роман о Понтии Пилате. Что произошло дальше, знают многие.

В целом, «Мастер и Маргарита» – это драматическая история гонимого художника. В романе есть атмосфера репрессий и страха, но Булгаков не старается рассказать все буквально. Он передает общую атмосферу 30-х годов. И неудивительно, что существуют пересечения в мире и судьбе мастера и его создателя.

Булгаков тоже сжигает первые редакции романа: «Ныне я уничтожен… Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Тут прослеживается одно из главных сходств писателя с мастером: те рукописи тоже «не сгорели», булгаковские идеи трансформировались, претерпели изменения и нашли свое применение в «Мастере и Маргарите».

Конечно же, любовь мастера и Маргариты стала одним из пересечений в судьбах автора и героя. Маргарита стала собирательным образом Женщины, которая безусловно предана своему возлюбленному. Прототипом героини могли стать сразу несколько женщин, однако большинство булгаковедов сходятся во мнении, что им была Елена Сергеевна Булгакова.

Безусловно, эта любовь была близка к описанной в романе, а Елена Сергеевна, которую Булгаков называл «своей Маргаритой», стала настоящей хранительницей плодов его творчества. Она редактировала, перепечатывала, неутомимо делала все, что было в ее силах, чтобы сохранить произведения писателя. «Право, временами я начинал ревновать ее к нему [роману]»[7],– говорит булгаковский герой, имея в виду отношение Маргариты к его работе, в которой была вся ее жизнь.

Меняя свои взгляды и в своей собственной жизни проходя этот путь от доктора к мастеру, Булгаков все время присутствовал на страницах своих произведений. Писатель верил в то, что, единожды создав новый мир, уже никогда не сможешь его уничтожить. Поэтому мы до сих пор можем столкнуться с невероятной похожестью героев книг на своего создателя.

 

Автор: Дана Серова

[1] «Записки юного врача»// Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т. 1, Худож. Лит., 1989. С. 73

[2] «Собачье сердце»// Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т. 2, Худож. Лит., 1989. С. 129

[3] «Роковые яйца»// Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т. 2, Худож. Лит., 1989. С. 46

[4] «Записки на манжетах»// Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т. 1, Худож. Лит., 1989. С. 431

[5] «Мастер и Маргарита»// Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т. 5, Худож. Лит., 1989. С. 129

[6] — Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия, М.: Локид; Миф, 1997. С. 290

[7] «Мастер и Маргарита»// Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т. 5, Худож. Лит., 1989. С. 139