13 мая прошёл прекрасный праздник – второй день рождения журнала THE WALL Magazine. В качестве особого гостя был приглашен музыкант, автор и исполнитель песен, звукорежиссёр, а в прошлом — DJ на радио и журналист Антон Мелихов, который выступил с праздничной программой. Наш корреспондент встретился с ним, чтобы поговорить о карьере, творчестве Антона, а также о проблемах музыкальной индустрии.
Добрый день, Антон! Насколько я знаю, вы очень креативный человек, занимаетесь многими видами деятельности, в том числе, звукорежиссура, сочинение и исполнение песен. Чем вам нравится заниматься больше?
У меня нет предпочтений в данном вопросе. Все это составляющие части меня. Мне в одинаковой степени интересно и сочинение музыки, и помощь в записи песен другим исполнителям. Потому что каждый раз в любом из этих направлений я нахожу что-то, ради чего этим стоит заниматься дальше и не бросать дела. Не могу выделить какое-то одно направление своей карьеры, которое мне нравится.
Когда у вас появилась идея заниматься сочинением и исполнением песен? Когда написали первое стихотворение, первую песню?
Давно! Около 25 лет назад, если не больше. Стихотворения пишу с пяти лет. Мое первое стихотворение звучало примерно так:
«Под сидением дивана
Спит большая обезьяна.
Подойди поближе – спит,
Слышишь, как она храпит?»
Первую полноценную песню я написал в 15 лет, это была колыбельная. Песни, которые сочинялись, когда мне было около двенадцати, нельзя назвать полноценными, потому что на них я мог только отрабатывать мастерство.
Когда вы пишете песни, чья оценка наиболее важна для вас?
С точки зрения именно творца, не нужно вообще ни на кого ориентироваться. Нужно писать так, чтобы внутренний цензор был доволен, чтобы было не стыдно выйти перед толпой и спеть свою песню, полностью признавая свое авторство перед всеми. То есть я стараюсь сочинять так, чтобы мне было просто поднять руку и сказать: «Да, это моя песня». Для ориентирования на чью-то оценку нужно подключать маркетолога, чтобы после продавать песни определенной публике. В этом случае можно собрать фокус-группу для дальнейшей доработки произведения. В данном смысле важна оценка целевой аудитории, для которой оно пишется. Но эти две составляющих сочинительства, а именно то, как я пишу песню изначально, и то, что потом необходимо сделать с ней, находятся в конфликте.
Я видел вашу песню в iTunes Store, она находилась в разделе поп-музыки. К какому жанру вы себя относите сами? Хотели бы вы что-то поменять в стилистике звучания песен?
Это довольно сложный вопрос. Действительно, музыкальные интернет-магазины относят мои песни к стилю популярной музыки. Для меня же жанр моих произведений– просто «песня». Я мечтаю начать писать в одном стиле – я часто экспериментирую со звучанием, из-за чего происходит путаница.
Назовите 3 наиболее интересных вам исполнителей в жанре популярной музыки.
Определенно, это Sting, Джон Майер, Kwabs. Но только в случае, если не упоминать отечественных исполнителей.
Выросла ли публика, если сравнивать с началом вашей карьеры музыканта? Кто приходит на концерты?
Моя публика растет вместе со мной. А вот интересы возрастных слоев не меняются, на мой взгляд. К примеру, на дне рождения журнала THE WALL были, в основном, девушки от 18 до 22 лет. Около 15 лет назад я ездил выступать в Школу Юного Журналиста. Там во время выступления было то же самое, что и на дне рождения журнала. Люди подходили и просили спеть что-нибудь из Би-2.
На концерте бывают, в основном, девушки, в возрасте от 25 до 32 лет, иногда моложе. Приходят часто парами. Часто и мои друзья слушают выступления, они составляют основную часть публики. Я редко даю концерты.
Какие музыканты вдохновляли вас?
Если говорить не о каком-то конкретном периоде моего творчества, то на меня сильно повлиял Sting. Еще некоторые исполнители русского рока, в частности, Калинов мост, ДДТ, Сплин, Наутилус Помпилиус. Я не стараюсь перенимать «фишки» других исполнителей. Больше считаю себя человеком, который именно создает, а не исполняет.
Часто ли вы ходите на концерты?
Стараюсь раз в неделю выбираться. Последний раз был на концерте 15 или 16 мая в клубе Dewar’s Powerhouse, где выступала группа Under Influence, молодые джазмены, и их взрослые наставники, группа Brainwork. Это, в основном, вечеринки, где собираются музыканты из известных групп, например, музыканты Ёлки, Полины Гагариной. Они часто собираются и играют сложную, не всегда понятную, но очень профессиональную музыку.
«Зачем писать обычные песни, которые потом уйдут?»
Что, по вашему мнению, лучше: написать несколько хитов или все одинаково хорошие, но которые не станут хитами, песни? Есть ли ощущение того, что получается хит, когда сочиняете песню?
Думаю, лучше стремиться к написанию всех песен-хитов. К меньшему не стоит идти. Зачем писать обычные песни, которые потом уйдут?
Есть некоторое ощущение, что существует «магия». Во-первых, самые крутые песни пишутся очень быстро, буквально за час. Если же с песней приходится долго «возиться», то, скорее всего, это будет песня, которая станет популярной лет через двадцать. Хит же должен быть понятен и прост для всех, поэтому он сам не должен быть сложным. А несложное, в свою очередь, не приходит долго. Ощущение того, что пишется хит, есть, и оно очень своеобразное.
Какую из своих песен вы считаете самой лучшей? Есть ли такие песни, которые вам не нравятся, о которых вы жалеете?
Они все хорошие! Я бы выделил песню «Инопланетная любовь», потому что эта песня — тот самый хит.
Если говорить о неудавшихся, я их забываю. Все песни проверяются временем. Бывает такое, что через определенный промежуток времени некоторые песни отсеиваются.
Влияет ли распространение музыки в Интернете с нарушением авторских прав на вашу карьеру?
Для начинающего музыканта это полезно, потому что песни распространяются всеми различными способами. В России следить за соблюдением авторских прав практически невозможно, музыканты зарабатывают, в основном, на концертах. Действительно, трудно заработать на продаже музыки, про неё уже все забыли. Думаю, это даже полезно в каком-то плане. Мне периодически пишут люди, сообщают, что нашли случайно мою песню в сети, им понравилось, спрашивают о концертах.
Куда, по вашему мнению, ведёт развитие музыкальной индустрии в России?
Здесь есть свои плюсы и минусы. Основной отрицательный фактор в том, что рынок перенасыщен очень сильно. Людей, которые самовыражаются с помощью музыки, становится гораздо больше, чем людей, которые потребляют её Перенасыщенность ведет к тому, что слушатели скептически относятся к новому материалу. Например, в день в сети «ВКонтакте» появляются 60-70 новых аудиозаписей.
Плюсом же является то, что остаются и становятся популярными только те, кто отличается постоянством и мастерством, особенно в условиях конкуренции.
Какая ваша любимая тема для написания песен? Что важнее: музыка или текст?
Любимая тема – взаимоотношения. Был период, когда я написал много песен о смерти.
В песне же и музыка, и слова одинаково важны. Конечно, для русского слушателя важнее текст. Был интересный опыт работы с одним музыкантом из Риги. Он пишет песни на английском языке и не пытается вложить в текст особый смысл. Он попросил меня перевести его песни на русский, получилось забавно. Я потом долго пытался выразить его текст через мое понимание песни, после чего люди удивлялись. Прозвучала гениальная фраза о том, что «русский текст бьёт сразу в мозг».
Что можно донести до людей только через песню?
Я всегда считал, что мы здесь не просто так. Пусть это будет пафосно звучать, но это моё кредо. Есть что-то за пределами этой жизни. Скорее всего, мы вернемся сюда ещё раз, будем возвращаться много раз. Думаю, корень этого в нашем отношении друг к другу. Только благодаря взаимопониманию между людьми мы каким-то образом возвышаемся, становимся лучше.
Автор: Дмитрий Хлопков
Фото: Ксения Пальчикова, Наталья Ташпаева, Виталий Мажурин