В каждом театральном сезоне есть события, которых почитатели прекрасного ждут с некоторым трепетом и предвкушением. Этот год уже можно считать исключением, так как подобное произошло ещё до официального открытия 241 сезона Большого театра – с 10 по 16 сентября на Исторической сцене прошли гастроли Ла Скала в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». В течение нескольких дней московская публика наблюдала различные жанры классической музыки, созданные итальянскими композиторами, во главе которых в этот раз стоял великий Джузеппе Верди.
Открывались гастроли малоизвестной широкой аудитории оперой «Симон Бокканегра», состоящей из трёх действий с прологом. Постановка этого произведения – громкое событие не только для российской, но и для итальянской сцены: в Ла Скала спектакль проходит довольно редко (для примера – 9 раз в 2014 году, 7 раз в 2016), в России же итальянцы демонстрировали эту драму только во время вторых гастролей в Советский Союз в 1974 году. Однако ограниченное число представлений нисколько не умаляет достоинств как самой оперы, так и исполнения.
Казалось, что 10, 13 и 16 сентября воплотилось то, чего так хотел сам Верди, когда работал над оперой. Ла Скала удалось показать два взаимосвязанных, но противоположных пласта – исторический и романтический. Человеческие страсти, разыгрывающиеся в сердцах главных героев, переплетаются с социальными конфликтами. Зритель вынужден постоянно переключаться с внутренних переживаний и страданий Симона, его дочери Марии (Амелии Гримальди) и её возлюбленного Габриэля Адорно на внешнюю сторону происходящего: борьбу за власть в Генуе, войну с Венецией, а также восстание между разными социальными слоями – плебеями и патрициями. В совокупности это заставляет простого человека, наблюдающего происходящее, погружаться в раздумья, разгадывать все хитросплетения сюжета.
С первого раза понять и «распробовать» «Симона Бокканегра» практически невозможно. Необходимо замечать все детали, которые были так важны для композитора. Каждый раз, слушая эту драму, следует вспоминать слова, неоднократно написанные Верди поэту и драматургу Арриго Бойто (вносившего изменения в первоначальный текст оперы): «Мы ещё не закончили». Зритель не сможет «закончить» осознавать вкрапления действительных исторических писем «отшельника с берегов Сорги» Франческо Петрарки, лейтмотивов, из других известных опер Верди («Травиата», «Риголетто», «Трубадур»), тёмных декораций, символизирующих беспокойство и напряжение и столкновения различных тембров в оркестре, показывающих постоянную борьбу.
«Ла Скала удалось показать два взаимосвязанных, но противоположных пласта – исторический и романтический. Человеческие страсти, разыгрывающиеся в сердцах главных героев, переплетаются с социальными конфликтами.»
Передавали глубинный смысл философского произведения лучшие голоса итальянской оперы: главный баритон года Верди Лео Нуччи в партии Симона (солидный возраст позволил «создать персонажа», а пленительный голос раскрыл терзания души героя), тенор Фабио Сартори в роли Адорно (на сцене существовали одновременно влюбленный юноша и представитель знатного рода, пытающегося отомстить врагам), сопрано Кармен Джаннаттазио, исполнившей партию девушки с тяжелой судьбой. Неоценимый вклад в развитие сюжета внесли хор и оркестр, благодаря уникальной возможности первого петь почти шёпотом (не теряя при этом дикции и выразительности) в момент заговора и охватывать всё пространство Большого Театра в сценах народных волнений и филигранной точности второго под управлением Мунг-Вун Чунга, по одному взмаху которого кардинально менялось действие и тутти переходило на пианиссимо.
В два других вечера четыре солиста (Мария Хосе Сири (сопрано); Даниэла Барчеллона (меццо-сопрано); Франческо Мели (тенор) и Дмитрий Белосельский (бас)), хор и оркестр под управлением главного дирижера театра Ла Скала Риккардо Шайи исполнили одно из самых величественных и известных произведений Верди – Реквием. Месса Мандзони (Алессандро Мандзони – писатель и поэт, восхищавший Джузеппе Верди – прим. автора) не сходит со сцены уже на протяжении нескольких веков (с момента первого исполнения в миланском соборе Сан-Марко, когда за дирижерским пультом стоял сам Верди, 22 мая 1874 года) и всегда включалась в гастрольный список Ла Скала.
«По уровню исполнения поставленные произведения можно сравнить с неким идеалом, к которому необходимо стремиться»
По масштабу месса сравнима, пожалуй, только с реквиемом Берлиоза (также недавно исполненным в стенах Большого Театра только Национальным оркестром Капитолия Тулузы). Оба произведения далеки от католических музыкальных традиций (если не считать латинского текста, а обращать внимание на музыкальное решение), передают драматизм и используют неожиданные акустические эффекты (у Берлиоза – дополнительные духовые оркестры, расположенные в разных частях зала, у Верди – неоднократное повторение части Dies Irae (День Гнева)). . Хор (почти 90 человек) и оркестр на время исполнения траурного произведения стали одним целым. Невообразимая широта звучания проявила сцены Страшного Суда, наполненные ужасом и величием, а сольные моменты на фоне тихих реплик хора даровали на мгновение просветление и спокойствие.
15 сентября был отдано под концерт итальянской музыки. Слушатели смогли оценить сразу несколько разноплановых произведений итальянских мастеров: концертную увертюру и симфонию Луиджи Керубини, моменты из оперы «Сицилийская Вечерня» Джузеппе Верди и увертюру Джоаккино Россини к опере «Вильгельм Телль». Выбор произведений не случаен: все они тесно связаны сразу с двумя европейскими странами – Италией и Францией. Риккардо Шайи и здесь показал, как можно и нужно исполнять великие произведения, трогающие самые глубокие струны человеческой души ни одно поколение. Во время концерта он дирижировал не только оркестром, но и эмоциями зрительного зала, что и отразилось в многочисленных несмолкающих «браво», которые не покидали Исторической сцены.
Невообразимо быстро пролетели дни, которые провёл миланский театр на сцене Большого Театра. По уровню исполнения поставленные произведения можно сравнить с неким идеалом, к которому необходимо стремиться. Взаимодействие между оркестровой ямой и сценой или оркестром и хором поражают, интонационная точность и ритмичность напоминают записи середины прошлого века, а исполнительские возможности заставляют думать о величии одного из лучших театров мира – Ла Скала.
Автор: Мария Тарасова