В последних числах ноября в Москве прошла презентация перевода на русский язык мирового экономического бестселлера «Капитал в XXI веке» Тома Пикетти. Его автор сам представил свою работу, прочитав несколько публичных лекций. Что же такого написал француз, если одна часть его многомиллионной аудитории по всему миру присвоила ему титул «новый Маркс», а другая ее часть называет этого экономиста шарлатаном?

Подробно пересказывать содержание книги не имеет смысла. Во-первых, теперь ее можно прочитать и на русском языке. Во-вторых, на просторах Интернета представлено немало попыток обобщить основные идеи Пикетти более или менее развернуто. Я хочу обратить внимание на аспект, который, как мне кажется, заслуживает особого внимания тех, кто в настоящее время получает образование или планирует это делать в ближайшем будущем.

Ключевую мысль Пикетти можно свести к тому, что в современном обществе наблюдается всё возрастающее неравенство. Он объясняет этот процесс поляризации через «ключевое противоречие капитализма», заключающееся в превышении доходности капитала над доходностью трудовой деятельности и доходностью производства. Иными словами, владельцы средств производства получают относительно больший доход от своего имущества, чем работники от своего труда. Более того, у собственников ослабляется мотивация развивать свой бизнес, так как доходность капитала превышает доходность производства. С каждым годом собственность концентрируется у все более узкого круга ее владельцев, и этот процесс усугубляется наследованием имущества. В конечном итоге общество может столкнуться с возникновением многочисленной группы рантье.

Как пишет сам Пикетти, в отличие от Маркса он является оптимистом. Никакой революции француз не предсказывает, хотя и говорит про значительные политические риски. Установление прогрессивной шкалы налогообложения капитала, а также инвестиции в образование работников могут помочь сбалансировать ситуацию. Означает ли это, что в сложившихся обстоятельствах необходимо вкладывать в человеческий капитал людей, то есть в получение ими знаний, умений и навыков?

Хорошо известен меритократический тезис, согласно которому образование сглаживает неравенство в обществе. Однако он работает только в том случае, если полученные знания, умения и навыки можно будет конвертировать в дополнительный доход, то есть они действительно станут человеческим капиталом. В странах, где квалифицированный труд не востребован существующей структурой занятости, это вряд ли произойдет. В них социальное неравенство будет по-прежнему воспроизводиться, а окупаемость инвестиций в образование окажется под большим вопросом.